В марте 2017 года государственный долг США превысил 20 триллионов долларов, а с учетом долга корпораций и домохозяйств приближается к объему мирового валового продукта. По оценкам М.Л.Хазина дефицит хозяйственного комплекса США составляет 3 триллиона долларов в год, покрывать который невозможно ни за счет денежной эмиссии, остановленной в 2014 году, ни за счет непрерывного перекредитования при снижении ставок заимствования денег. В конце 2016 года ставки заимствования денег стали неуклонно повышаться, что означает банкротство всё большего числа корпораций к моменту исчисления результатов работы за год. Флагман современного капитализма США стоит на пороге Великого Кризиса, способного переформатировать всё экономическое пространство мира /1/.
Вся мировая денежная масса оценивается в объеме 3,7-3,8 квадриллиона долларов, из которых агрегат М2 составляет около 900 триллионов, около 800-1000 триллионов – дериваты разных видов, а около 2 квадриллионов – забалансовые долговые обязательства. При этом обращение и рост капитала уже не связан с материальным производством (мировой ВВП составляет около 80-84 триллионов долларов), а деньги стали истинно самовозрастающей стоимостью вне зависимости от бытия людей и народов – мир вступает в эпоху Пост-Модерна.
Этому новому мироустройству уже не нужны конвейерные производства с высоко-квалифицированным средним классом, а нужны креативные дизайнеры, способные создавать джинсы с «правильными дырками», стоимостью в 3000 долларов (по замечанию проф. А.В.Бузгалина). Эпоха Пост-Модерна борется с остатками гуманизма (морали, нравственности, семейных ценностей, национальных государств), чтобы формировать «человека потребляющего», способного потреблять не соразмерно своим потребностям, а для соответствия тренду и моде, т.е. оправдывая любую ненужную креативность.
Разрушается не только материальная основа мирового хозяйства, но и гуманитарная основа человеческого сообщества. Переломить ситуацию может лишь народ, способный явить Миру соединение гуманитарной сути человека с его хозяйственной практикой – соединение, возобновляющее вновь действие законов Природы – законов не всепоглощающего роста, а циклического возобновления и совершенствования на принципах Гармонии и Красоты. Такие принципы называются природоподобными технологиями, поскольку Человек в них является не эксплуататором и покорителем Природы, а её творческой и преобразующей частью.
Только народ, раскрывающий творческие начала людей в экономических механизмах и практиках общественного устройства, сможет повести в ХХ1 веке за собой всё человечество. В современном мире таким потенциалом, несомненно, обладает Россия.
Именно Народ России в кратчайшие сроки построил самую грандиозную стройку за всю историю Человечества – Транссиб, - применив при этом коллективные формы организации (артели).
Именно Народ России способен создавать самое сложное изделие в истории Человечества – подводный космодром на ядерном двигателе.
Именно Народ России явил миру невиданные темпы роста национального хозяйства (17% в год), никем не достигнутые и непревзойденные и поныне, когда объединил всю страну на Общее Дело.
Именно Народ России неоднократно побеждал войска Объединенной Европы, всякий раз отстраивая свою страну на всё новых пространствах.
Однако, в современной России положение дел не безупречно – с декабря 2013 года, т.е. до начала санкций и на высоких ценах на нефть, развиваются отток капитала и падение валового продукта, падение доходов населения и потребительского рынка в целом. Надежды на приход инвесторов, «сделающих нам счастье», на Сколково, либо Роснано – как-то не сбываются. Наоборот, социальное расслоение и дефицит бюджета усиливаются, а все надежды Власти на поправление дел связываются с приватизацией того, что ещё осталось. Из чего, из какого механизма вырастет экономический рост на падающих рынках – совершенно не ясно. Создается ощущение, что «невидимая рука рынка» ведет нас к Кризису, избавящему от «социальных нахлебников» и «нерентабельной» части населения. Останутся немногочисленные господа и их креативная прислуга?
В этом и состоит главная черта ХХ1 века, который стал временем состязания проектов развития Человечества – временем борьбы за Образ Будущего, способного объединить и повести за собой народы мира по пути гармонии и развития, а не деградации и самоуничтожения.
В 1989 году Френсис Фукуяма опубликовал известную статью «Конец истории» (ставшую в 1992 году книгой), в которой он указал на онтологическое и гносеологическое единство либерально-капиталистического и поздне-социалистического путей развития человечества, при каждом из которых достижение высокого уровня материального благополучия с неизбежностью ведет к триумфу демократии и полному раскрытию творческих способностей людей. В СССР в то время этот взгляд нашел отражение в политике первичности «общечеловеческих» либеральных ценностей в экономике и общественной жизни, а также в теории конвергенции, породивших сырьевую встроенность национальной экономики в мирохозяйственные связи, а также современную российскую «оффшорную аристократию». Последующие события – распад СССР и соцлагеря, создание «однополярного мира», в котором «общечеловеческие ценности» не мешали уничтожать сотни тысяч людей, в том числе и по лживым предлогам (Ирак, Ливия), уничтожать государственность и ввергать в кровавый хаос страны и целые регионы, а также первая волна экономического Кризиса, - показали, что вся система общественно-экономичеких отношений далека от идеала.
Эти обстоятельства позволили профессорам МГУ А.В.Бузгалину и А.И.Калганову /2/ говорить о «новых принципах социальной организации и структуризации позднего капитализма», об изменении сути современной экономики, сути денег и трудовых отношений, изменении законов обращения и накопления капитала, что «порождает систему глобальных проблем Человечества» и требует теоретического переосмысления капиталистического пути развития.
Это же позволило профессору МГИМО В.Ю.Катасонову /3/ назвать либерально-рыночную экономическую науку «современной религией».
Тревога за «общество всеобщего благоденствия» заставила Ф.Фукуяму опубликовать в 2012 году статью «Будущее истории» /4/, где констатируется, что «…как мировой финансовый кризис, так и начавшийся в 2008 году и продолжающийся до сих пор кризис зоны евро», то есть вся «нынешняя форма глобального капитализма разрушает социальную базу среднего класса, на которой покоится либеральная демократия».
Ф.Фукуяма обосновал необходимость выработки новой идеологии, которая «… не будет рассматривать рынки как самоцель», что «…невозможно без… критики современной неоклассической экономики, начиная с фундаментальных предположений, таких как суверенитет индивидуальных предпочтений и того, что совокупный доход есть точная мера национального благосостояния», то есть под вопрос ставятся свобода предпринимательства и неограниченное имущественное расслоение обществ.
В статье также указывается, что «..критика глобализации должна быть привязана к национализму в качестве стратегии мобилизации…», что прямо указывает на своевременность выработки курса национального возрождения и развития.
Ставя под вопрос перспективы современного капитализма, Ф.Фукуяма отражает факт перехода «Эпохи Модерн» с его экономической основой на конвейерном производстве, требующем многочисленного «среднего класса» с высокими стандартами образования и потребления, - в «Эпоху Постмодерна», где «деньги растут из денег» в форме финансовых «пузырей», а в мировом валовом продукте стремительно растет доля «креативной надбавки». На смену эпохи удовлетворения материальных потребностей людей приходит эпоха удовлетворения уже чего-то невероятного и надуманного, чтобы оправдать у элиты общества свою избранность и права управления.
Как справедливо обосновал С.Е.Кургинян, «Эпоха Постмодерна» несет нам кроме унификации экономической и социо-культурной сфер, ещё и разделение Человечества на «новую псевдо-элиту» и массу «человек потребляющий», что есть утрата Человечеством своей преобразующей Природу сущности, есть факт деградации с перспективой полного вырождения и самоуничтожения. В осознании этого и состоит растерянность современных философов Запада при оценке перспектив своего развития.
Однако, идеологический тупик, в котором оказалась западная философия, был предопределен во времена К.Маркса, описавшего всю материальную основу общественного развития формулой
«Деньги – Товар – Деньги1»,
что лишь позже нашло альтернативу в трудах «космистов» Н.Ф.Федорова, В.И.Вернадского /5/ , Ле Руа, Тейяра де Шардена. Впрочем, и сам К.Маркс. признавал существование «азиатского способа производства», однако, не счел его исследование для себя интересным и значимым.
Между тем, с конца ХХ века именно страны азиатского мира демонстрировали чудеса экономического роста и социального развития.
Согласно учению «космистов» предназначение Человечества состоит в развитии Вселенной путем созидательного освоения природных ресурсов и формирования общественного устройства, основанного не на хищническом угнетении окружающего мира, а на внимательном и гармоничном сосуществовании – на принципах нестяжания, добротолюбия, разумной самодостаточности и самоограничения. В этом проявил себя отличный от западного – иной цивилизационный тип мировосприятия, материальная основа которого описывается более расширенной, чем у К.Маркса, формулой:
«Человек – Природные Ресурсы – Полезный продукт – Человек».
Естественно, что в таком понимании жизненного цикла, расширенное производство может быть направлено на прирост «Человека», как и фактора общественного производства, и как конечного потребителя произведенной продукции (тогда эта формула становится формулой «Русского миллиарда»), а также и на прирост средств производства., которыми «Человек» воздействует на «Природные Ресурсы» (как в «японском чуде», «китайском чуде», «сталинской индустриализации 30-50-х г.г.» и др.).
Очевидно, что в этой формуле «Деньги» утрачивают свою всеопределяющую роль, являясь лишь тенью, сопровождающей движение товаров и услуг, а значит, могут быть в любой бездокументарной, зачетно-клиринговой форме, в том числе и форме лимитов на производство и потребление всех видов продукции, т.е. просто информацией.
В связи с утратой деньгами свойства непрерывного и неоправданного самовозростания, а также функции богатства (накопления капитала), изменяется сама сущность грядущей системы – с пожирающей ресурсы ради роста денег, на использующей ресурсы ради гармоничного развития, поскольку функция богатства (накопления капитала) переходит к средствам производства, работающим на потребности Человека.
Дата: 2019-04-23, просмотров: 203.