Понятие туристическая индустрия

Туристическая индустрия – взаимоувязанная система предприятий и предпринимателей, предоставляющих туристам все необходимые для потребления в процессе туризма и достаточные для осуществления собственно процесса туризма туристические услуги, работы и товары. Бурное развитие массового туризма в мире вызвало адекватное развитие индустрии туризма и смежных отраслей хозяйства, науки и культуры , системы образования .

Исходя из этих предпосылок, туристическая индустрия – совокупность гостиниц и других средств размещения, средств транспорта, объектов общественного питания, объектов и средств развлечения, объектов познавательного, оздоровительного, лечебного, спортивного, религиозно-культового, делового и иного назначения, организаций, осуществляющих туроператорскую и турагентскую деятельность, а также организаций, предоставляющих туристко-экскурсионные услуги и услуги гидов переводчиков.

  Отметим, что процесс и примитивные начала индустрии туризма примерно в этой же структуре отношений участников присутствовали ещё в средние века в сфере организации паломничества и стран Европы к святым местам. Так, для того, что бы страждущий мог совершить паломничество, следовало, обратившись к посредникам по принадлежности, получить высочайшее разрешение Папы Римского, затем обратиться в специализированную компанию, которая подбирала и комплектовала группы паломников, отправляющихся на Святую Землю, снаряжала суда и осуществляла доставку этих групп на места назначения, предоставляла размещение, питания, проводников, охрану и прочие. Каждый паломник вносил в компанию необходимую и достаточную сумму денег за организацию путешествия, что избавляло его от необходимости брать в путешествие с собой большие суммы денег. По существу этой деятельности все элементы туристской деятельности в её современном понимании, включая вопросы финансирования, имеются и мало отличаются от методов оформления путешествия и в настоящее время. На настоящем этапе развития, независимо от государственного устройства страны или территории туристского центра, в сфере туризма действуют несколько различных типов предприятия, осуществляющих туристскую деятельность, а именно организаторы туризма ( туроператоры и туристские агентства), перевозчики, гостиницы и иные предприятия системы размещения, предприятия общественного питания, аттракции и развлечения, а также иных туристских и смежных с ними услуг, к таковым следует отнести предприятия банковской сферы, услуг страхования, информации и других. Для специальных видов туризма могут участвовать лечебные учреждения, учреждения системы обучения, спортивные и иные, адекватным целям конкретного туристского пордукта. Важно, чтобы все эти организации гармонично дополняли друг друга и осуществляли все услуги, необходимые потребителю и достаточные по количественным, качественным и ассортиментным показателям.

 

Организаторы туризма.

К организаторам туризма относятся два вида предприятий в сфере туризма: туроператор и туристское агентство, которое по существу не оказывают самих туристских услуг, а лишь осуществляют посреднические функции между потребителем и непосредственным производителем услуг. В свою очередь их деятельность – это также услуга. В туристском законодательстве Франции эти предприятия правильно так и именуют, сообразно их назначению и характеру функций, - организаторами туризма.

Туроператор. Туроператор – юридическое или физическое лицо, выполняющее работы по формированию (созданию или проектированию) туристского продукта, его продвижению на рынок а также по реализации.

Первые две функции туроператора относительно понятны. Под формированием тура понимается составление упорядоченной и взаимоувязанной по срокам целеполагания, согласованной по стоимости и качеству, последовательности услуг и работ, заключение договоров на их предоставление, надлежащее бронированию и резервирование. Под продвижением понимается комплекс работ по генерации мотивации и потенциального потребителя к их приобретению или более упрощенно рекламе туров и услуг( хотя это не одно и тоже).

Последние функции требуют пояснения. Термин «реализация» имеет двоякое толкование: а) продажа, б) исполнение. По классической схеме деятельности - туроператор осуществляет только оптовую продажу туристского продукта туристским агентам-оптовикам, которые далее распределяют продукт по районам и регионам и продают через местные туристские агентства. Оптовики именуются wholesalers. Розничную продажу туров собственно потребителю – туристу – осуществляет туристское агентство ( или для краткости – турагентство), иногда туроператор при себе формирует особое структурное подразделение – центральное туристское агентство по розничной продажи туров, занимающееся не только обслуживанием туристов, но и координацией всей агентской работы. На практике среди предприятий сферы туризма количество туроператоров не более 5%, а турагентств 95%.

Кроме того, туроператор несет ответственность за исполнение туристского продукта перед потребителем (туристом) и на практике осуществляет контроль и оперативное сопровождение туристского продукта (по крайней мере для туристских групп – всегда). Обычно для осуществления функций туроператора необходимо но только регистрация предприятия как такового в качестве юридического лица или предпринимателя без образования юридического лица, но и приобретение специальной лицензии на осуществление такой деятельности. Так, в РУ приобретение лицензии требуется только на осуществление международной туристской деятельности. Деятельность в сфере внутреннего туризма лицензии и особой регистрации не требует.

Туроператор несет ответственность перед потребителем туристского продукта. Потребитель именно у него приобретает пакет услуг, в который входит услуги многих различных предприятий. Эта ответственность предусматривает определенные гарантии туроператора (гарантию банка под депозит определенной суммы средств или иного обеспечения, страхования профессиональной ответственности, если таковое возможно по законам лицензирования). В различных странах устанавливается разный уровень обеспечения ответственности, например от 10 до 250 тыс.USD. 
     Туристское агентство. Туристское агентство (турагент, туристский агент) – предприятие или физическое лицо, осуществляющее функции розничной продажи единичных туристских услуг и туров потребителю - туристу или корпоративным клиентам. С туроператором или туристским агентством- оптовиком его связывает договор агентирования, по которому могут быть предусмотрены самые различные формы взаимодействия и взаиморасчетов в сфере финансов и даже определенное перераспределение ответственности. Как продавец, если только его функции по договору агентирования заключаются именно в этой посреднической функции, турагент несет ограниченную ответственность за туристский продукт.

Так, существуют агентства, которые продают:

 (а) отдельные услуги,

 (б) туристские пакеты, приобретенные туроператором,

 (в) комплекс различных услуг, не обязательно увязанных в пакет, например для туристов индивидуалов.

В сфере агентирования различаются несколько видов деятельности:

(а) продажа туров от лица и по поручению предприятия. По существу – это «магазин туристских путевок» различных туроператоров. В туристской путевке всегда полностью указываются все реквизиты туроператора и агента, который осуществил такую продажу;

(б) продажа туров от своего лица, но с указанием принадлежности туристского продукта к определенному туроператору;

(в) продажа туристского продута от своего лица (без упоминания принадлежности этого продукта к конкретному туроператору), например при создании совокупного туристского продукта. В таком случае агентство само выступает туроператором со всеми вытекающими последствиями и мерой ответственности.

В зависимости от принятой схемы взаимодействия возникают четко определенные уровни ответственности, схемы финансовых расчетов и принципы налогообложения деятельности.

Туристский агент – важнейшее звено в цепи участников процесса продажи туристского продукта, который в силу своих природных свойств и характера потребителя должен быть донесен до самого потенциального потребителя (клиента), желательно к нему домой или на службу. Именно поэтому туристских агентств очень много, и в общем случае они не очень большие по численности работников, но всегда непременно расположены на первом этаже с витриной и на проходном месте. При каждом агентстве работает большое количество наемных агентов, которые обслуживают конкретные сегменты потребительского рынка в данной местности. В развитых странах наибольшая часть туров продается именно семейными агентами.

Агентство связано с туроператром или иным оператором услуг телекоммуникационными компьютерными сетями, например, глобальными международными и национальными сетями автоматизированного бронирования, которые предоставляют агенту в мощные информационные базы данных и системы бронирования туристских услуг. В настоящее время формируется прямая продажа туров потребителю через сеть Интернет, но автоматизации поддаются только этапы информации потребителя и предложения продукта, его резервирования по заявке клиентов, в отдельных случаях предусматривается и оплата, например при указании счета в банке или номера кредитной карты.

 


Предприятия перевозки.

Система перевозок, исключая пешее перемещение туристов, определяется уровнем технического прогресс и стабильно формируется на основе использования:

животных – слонов, верблюдов, лошадей, ослов, собак;

наземных механических средств передвижения (велосипед, автомобиль, автобус, железная дорога);

воздушных средств передвижения;

водных – лодки, плоты, речные и морские надводные и подводные суда.

Пока техническая мысль человека иные средства передвижения и перемещения в пространстве еще не придумала и все остальные – суть сюжетов научно-фантастических рассказов.

Перевозчики разделяются на основных и вспомогательных, сообразно этапам работ, их месту в составе туристского продукта. По этапам работ можно выделить:

трансфер, чаще всего автобус, доставка туристов к основному перевозчику в месте отправления, доставка туристов в отель от терминала аэропорта, вокзала и аналогичные операции на пути возвращения туристов на родину;

перевозки туристов на дальнее расстояние к месту назначения;

перевозки на автобусных или железнодорожных туров по маршруту, где этап перевозки и собственно является неотъемлемым и главным элементом тура, а средство перевозки является чаще всего местом ночевки, сюда следует отнести и круизные маршруты;

перевозки на экскурсионных маршрутах, например по городу, в тематических парках и др.

грузовые перевозки для шоппинг-туров.

 

Дата: 2019-04-22, просмотров: 424.