река [р̓иЭка́]
[р̓] (р) – согласный, сонорный, мягкий парный [р̓ – р], переднеязычный, передненебный; смычно-проходной (дрожащий, или вибрант);
[иЭ] (е) – гласный, редуцированный 1-й степени редукции, переднего ряда, верхне-среднего подъема, нелабиализованный, средний между [и] и [э], является аллофоном фонемы <э> (после мягких согласных в первом предударном слоге);
[к] (к) – согласный, шумный, глухой парный [к – г], твердый парный [к – к̓], заднеязычный, задненебный, смычно-взрывной;
[а́] (а) – гласный, ударный, среднего ряда, нижнего подъема, нелабиализованный.
Фонетические процессы
В непрерывном потоке речи звуки оказывают влияние друг на друга, подвергаются различным изменениям.
Изменения звуков в потоке речи называют фонетическими процессами.
Существует 2 вида фонетических процессов:
– комбинаторные;
– позиционные.
2.7.1. Комбинаторные процессы
Комбинаторные процессы обусловлены взаимовлиянием звуков в речевом потоке. К этим процессам относятся ассимиляция, диссимиляция, аккомодация, диэреза, эпентеза, метатеза, гаплология.
1. Ассимиляция (← лат. assimulatio – уподобление) – уподобление одного звука другому. Возможна только между звуками одного рода: согласный + согласный; гласный + гласный.
Ассимиляция может быть:
• ч астичной ,
• полной ;
полная ассимиляция происходит между звуками, различающимися каким-либо одним признаком, например глухостью–звонкостью, как звуки [т] и [д]:
отдых – [ о́д д ы х ];
частичная ассимиляция происходит, когда один звук, отличающийся от другого несколькими признаками, уподобляется другому по одному признаку:
травка – [т р á ф к ъ] – зд. звук [в] уподобляется звуку [к] только по признаку глухости-звонкости, остальные признаки, отличающие его от звука к, сохраняются.
По направлению уподобления различаются:
• регрессивнаяассимиляция – влияние последующего звука на предшествующий; распространена в русском языке:
бантик – [бáн'т'ик] (зд. мягкий [т'] смягчает предшествующий твердый [т]);
• прогрессивная ассимиляция – влияние предшествующего звука на последующий; чаще всего встречается в русских диалектах:
Ванька – [ва́н'к'а] (зд. мягкий [н'] смягчает последующий твердый [к]).
Ассимиляция может быть:
• контактной – влияние соседних звуков:
близко – [бл'и́скъ];
• дистактной (дистантной)– влияние звуков, отделенных друг от друга другими звуками:
ребёнок – [роб'о́нък] (диалектное).
Образец анализа ассимиляции
1) ассимиляция по признаку глухости-звонкости:
травка [т р á ф к ъ] (оглушение) – ассимиляция частичная, регрессивная, контактная;
косьба [к ʌ з̓ б а́] (озвончение) – ассимиляция частичная, регрессивная, контактная;
2) ассимиляция по признаку твердости–мягкости:
бантик – [бáн'т'ик] (смягчение) – ассимиляция частичная, регрессивная, контактная.
2. Диссимиляция (←лат. dissimulatio – расподобление) – расподобление звуков одного рода.
По направлению расподобления различаются:
• регрессивнаядиссимиляция – влияние последующего звука на предшествующий:
[чʼто] → [што] (зд. в аффрикате [чʼ] утрачивается призвук [т'] в результате диссимиляции [чʼ] с последующим [т]; диссмиляция зд. сопровождается ассимиляцией по признаку твердости-мягкости: мягкий [ш'] → [ш] под влиянием последующего твердого [т]);
• прогрессивная диссимиляция – влияние предшествующего звука на последующий:
древнерусское феврарь (←лат. februarius) → февраль.
Диссимиляция может быть:
• контактной – влияние соседних звуков:
ле[гк]о → ле[кк]о → ле[хк]о;
• дистактной (дистантной)– влияние звуков, отделенных друг от друга другими звуками:
древнерусское вельблудъ → верблюд.
Дата: 2019-04-23, просмотров: 246.