Образцы анализа гласных и согласных звуков
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

река [р̓иЭка́]

[р̓] (р) – согласный, сонорный, мягкий парный [р̓ – р], переднеязычный, передненебный; смычно-проходной (дрожащий, или вибрант);

Э] (е) – гласный, редуцированный 1-й степени редукции, переднего ряда, верхне-среднего подъема, нелабиализованный, средний между [и] и [э], является аллофоном фонемы <э> (после мягких согласных в первом предударном слоге);

 

[к] (к) – согласный, шумный, глухой парный [к – г], твердый парный [к – к̓], заднеязычный, задненебный, смычно-взрывной;

 

[а́] (а) – гласный, ударный, среднего ряда, нижнего подъема, нелабиализованный.

 

Фонетические процессы

В непрерывном потоке речи звуки оказывают влияние друг на друга, подвергаются различным изменениям.

Изменения звуков в потоке речи называют фонетическими процессами.

Существует 2 вида фонетических процессов:

 – комбинаторные;

 – позиционные.

 

2.7.1. Комбинаторные процессы

Комбинаторные процессы обусловлены взаимовлиянием звуков в речевом потоке. К этим процессам относятся ассимиляция, диссимиляция, аккомодация, диэреза, эпентеза, метатеза, гаплология.

1. Ассимиляция (← лат. assimulatio – уподобление) – уподобление одного звука другому. Возможна только между звуками одного рода: согласный + согласный; гласный + гласный.

Ассимиляция может быть:

ч астичной ,

 полной ;

полная ассимиляция происходит между звуками, различающимися каким-либо одним признаком, например глухостью–звонкостью, как звуки [т] и [д]:

отдых – [ о́д д ы х ];

частичная ассимиляция происходит, когда один звук, отличающийся от другого несколькими признаками, уподобляется другому по одному признаку:

травка – [т р á ф к ъ] – зд. звук [в] уподобляется звуку [к] только по признаку глухости-звонкости, остальные признаки, отличающие его от звука к, сохраняются.

По направлению уподобления различаются:

регрессивнаяассимиляция – влияние последующего звука на предшествующий; распространена в русском языке:

бантик – [бáн'т'ик] (зд. мягкий [т'] смягчает предшествующий твердый [т]);

прогрессивная ассимиляция – влияние предшествующего звука на последующий; чаще всего встречается в русских диалектах:

Ванька – [ва́н'к'а] (зд. мягкий [н'] смягчает последующий твердый [к]).

Ассимиляция может быть:

контактной – влияние соседних звуков:

близко – [бл'и́скъ];

дистактной (дистантной)– влияние звуков, отделенных друг от друга другими звуками:

ребёнок – [роб'о́нък] (диалектное).

 

Образец анализа ассимиляции

1) ассимиляция по признаку глухости-звонкости:

травка [т р á ф к ъ] (оглушение) – ассимиляция частичная, регрессивная, контактная;

косьба [к ʌ з̓ б а́] (озвончение) – ассимиляция частичная, регрессивная, контактная;

2) ассимиляция по признаку твердости–мягкости:

бантик – [бáн'т'ик] (смягчение) – ассимиляция частичная, регрессивная, контактная.

 

2. Диссимиляция (←лат. dissimulatio – расподобление) – расподобление звуков одного рода.

 

По направлению расподобления различаются:

регрессивнаядиссимиляция – влияние последующего звука на предшествующий:

[чʼто] → [што] (зд. в аффрикате [чʼ] утрачивается призвук [т'] в результате диссимиляции [чʼ] с последующим [т]; диссмиляция зд. сопровождается ассимиляцией по признаку твердости-мягкости: мягкий [ш'] → [ш] под влиянием последующего твердого [т]);

прогрессивная диссимиляция – влияние предшествующего звука на последующий:

древнерусское феврарь (←лат. februarius) → февраль.

Диссимиляция может быть:

контактной – влияние соседних звуков:

ле[гк]о → ле[кк]о → ле[хк]о;

дистактной (дистантной)– влияние звуков, отделенных друг от друга другими звуками:

древнерусское вельблудъ → верблюд.

 

Дата: 2019-04-23, просмотров: 246.