Образец анализа диссимиляции
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Диссимиляция по способу образования:

ле[гк]о → ле[кк]о → ле[хк]о – диссимиляция регрессивная, контактная.

                         

3. Аккомодация (←лат. accomodatio – приспособление) – взаимодействие соседних звуков неодинакового рода: гласный + согласный.

По направлению влияния различаются:

регрессивнаяаккомодация – влияние последующего звука на предшествующий:

1) перед гласными переднего ряда твердые согласные подвергаются смягчению, т.е. аккомодируют последующим гласным переднего ряда: ср. сто[л] – сто[лʼ]е;

2) гласные непереднего ряда [а, о, у] под влиянием последующих мягких согласных подвергаются передвижке в переднюю зону в стадии рекурсии, т.е. аккомодируют последующим мягким согласным:

[м а̇ тʼ] (мать);

прогрессивная аккомодация – влияние предшествующего звука на последующий:

1) в истории русского языка после падения редуцированных (11-12 вв.) гласный и, оказавшись после твердых согласных предлогов и приставок (кроме меж- и сверх-), изменился в ы, т.е. аккомодировал предшествующим твердым согласным, например: [с͜ ыкро́i̭] (с икрой);

2) гласные непереднего ряда [а, о, у] под влиянием предшествующих мягких согласных подвергаются передвижке в переднюю зону в стадии экскурсии, т.е. аккомодируют предшествующим мягким согласным:

[мʼ ̇а́ т ъ] (мята);

прогрессивно-регрессивная аккомодация – одновременное влияние предшествующих и последующих звуков:

гласные непереднего ряда [а, о, у] под влиянием предшествующих и последующих мягких согласных подвергаются передвижке в переднюю зону в стадиях экскурсии и рекурсии, т.е. аккомодируют предшествующим и последующим мягким согласным:

[мʼ ̇а̇ тʼ] (мять).

 

4. Диэреза (← греч. diairesis – разделение, деление) – утрата звука в сложном сочетании звуков, в результате возникают так называемые «непроизносимые согласные»:

 [ л' э́ с' н' и ц ъ] (лéстница), [пра́зныi̭] (праздный).

.

5. Гаплология (← греч. gaplos – простой, logos – наука, знание) – пропуск одного из одинаковых слогов в слове:

знаменоносец → знаменосец, морфофонология → морфонология.

 

6. Эпентеза (← греч. epenthesis – вставка) – это вставка звуков. Вставной звук называется также эпентетикумом (← греч. epentheticum – вставной), например:

1) вставной л после губных: земля – земной (выделенные части слов являются алломорфами одной корневой морфемы);

2) вставной в в окончаниях полных прилагательный и неличных местоимений: [-ово] (-ого).

Эпентеза встречается в просторечии и русских диалектах: радиво , какаво, ндрав, страм, климант и др.

 

7. Метатеза (← греч. metathesis – перестановка) – это перестановка звуков; может происходить при передаче иноязычных слов на русский язык, например:

тарелка ← нем. Teller;

встречается в просторечии: карахтерхарактер.

 

Позиционные процессы

Позиция – это произносительные условия звука (под ударением, в безударном положении, в абсолютном начале слова, в абсолютном конце слова).

1. Редукция (←лат. reductio – возвращение, отодвигание назад) – ослабление и изменение гласных в безударном положении. Гласные в безударном положении звучат менее отчетливо. Положение гласных под ударением называется сильным положением. Безударные позиции гласных называются слабыми.

Различают редукцию количественную и качественно-количественную.

Безударные гласные верхнего подъема [и, ы, у] подвергаются только количественной редукции.

Гласные неверхнего подъема [а, о, э] подвергаются качественно-количественной редукции: эти звуки не только ослабляются, но и изменяются их акустика, артикуляционный характер, т.е. изменяется качество их звучания (см. «Таблицу произношения безударных гласных»).

В зависимости от положения безударных гласных по отношению к ударению различают:

1-ую слабую позицию – первый предударный слог и положение в абсолютном начале слова (АНС), а также положение в абсолютном конце слова (АКС) при отчетливом произношении;

2-ую слабую позицию – остальные безударные позиции.

В первой слабой позиции наблюдается редукция первой степени, во второй слабой позиции – редукция второй степени. В первой слабой позиции гласные редуцируются меньше, чем во второй.

  

2. Протеза (← греч. prothesis «подстановка») – развитие протетических звуков в абсолютном начале слова (АНС). В русском языке это согласные в, j (i ̭), г, например:

восемь – ср. старосл. oсьмь, рус. осьмушка (хлеба);

     я ([jа]) – ср. старосл. азъ;

     гусеница – ср. усы.

3. Оглушение звонких согласных в абсолютном конце слова (АКС) – стало происходить в русском языке после утраты редуцированных, когда согласные оказались в АКС, например:

    [дуп ] (дуб), [прут] (пруд), [сток] (стог).

 

4. Сингармонизм (← греч. syn – вместе, harmonia – созвучие) – употребление в слове гласных одного ряда образования. Это явление не свойственно русскому языку. Оно характеризует финно-угорские и тюркские языки, например:

аргамак – лошадь восточной породы;

арба –тележка;

чекмень – мужская верхняя одежда.

 

Фонетическая транскрипция

Фонетическая транскрипция – это передача при помощи буквенных знаков звучащей речи. Основное правило фонетической транскрипции – максимально точное отражение звуков речи. В транскрипции не должно быть расхождений между буквами и звуками. В орфографии одна и та же буква может обозначать разные звуки, например:

домовой – [ дъмво́i̭].

 

Дата: 2019-04-23, просмотров: 215.