Приводные захваты действуют от установленного на грузоподъемной машине источника энергии и являются либо:
- сменными устройствами (электромагниты, грейферы), либо
- встроенными в РО машины (ковши для навалочных грузов, клещевые захваты для леса и т.д.).
Применение приводных захватов позволяет ликвидировать ручной труд и обеспечить комплексную механизацию ПРР.
Некоторые приводные захваты относятся к категории автоматических стропов и применяются главным образом при работе с контейнерами.
Автоматический строп для крупнотоннажных контейнеров принято называть спредером. Рама автостропа может быть телескопической, что позволяет использовать их с контейнерами различной длины.
Замыкающее устройство автостропа и спредера представляет собой рычаги с крюками (на автостропе) или поворотные кулаки (на спредере), включаемые водителем крана после опускания автостропа (спредера) на крышу контейнера, оснащенного соответственно рым-болтами или угловыми фитингами.
Для удобства наводки на контейнер автостропы и спредеры оборудуют специальными уловителями.
Встроенные в рабочий орган машины захваты применяются на авто- и электропогрузчиках, на некоторых экскаваторах и других машинах.
Из них наиболее распространенными являются следующие.
Вилочный захват предназначен для работы с пакетированными грузами на поддонах и другими грузами, обеспечивающими свободный подвод вил под груз. Захват состоит из двух вил, расположенных параллельно в горизонтальной плоскости и прикрепляемых к каретке грузоподъемника. По ширине вилы, как правило, раздвигаются; при крайне важности могут применяться удлинители, одеваемые на основные вилы.
В некоторых случаях обычный вилочный захват дополнительно оснащают сталкивателем, а также устройством для прижима груза сверху для обеспечения его устойчивого расположения на вилах при перемещении погрузчиком. Привод сталкивателя и прижимного устройства гидравлический.
Безблочная стрела может иметь постоянный или переменный вылет крюка и выполнена в виде консоли на вертикальной стойке, соединенной с кареткой грузоподъемника. Предназначена для работы с контейнерами и другими штучными грузами, приспособленными для застропки.
Штыревой захват представляет собой прикрепляемый одним концом к каретке грузоподъемника стержень для захвата таких грузов как автошины, проволока в скатах, барабаны с кабелем и других грузов, имеющих сквозные отверстия.
Для работы с пакетированными грузами без применения поддонов применяют многоштыревой захват.
Боковой захват состоит из двух боковых зажимных рычагов с пластинами на концах. Привод рычагов гидравлический. Захват предназначен для работы со штучными грузами, воспринимающими боковые нагрузки.
Клещевой захват применяется преимущественно для короткомерного круглого леса и состоит из двух смыкающихся и размыкающихся створок на шарнирах с приводом от гидравлической системы погрузчика.
Ковш является весьма распространенным захватом для сыпучих и мелкокусковых грузов. У большинства грузоподъемных машин его применяют как сменный рабочий орган. У одноковшовых погрузчиков ковш входит в комплект сменных грузозахватных устройств и является основным. Некоторые специализированные погрузчики оборудованы ковшом постоянно. Ковшами оснащены все экскаваторы, причем у них ковш выполняет еще и землеройные операции.
Вместимость ковша зависит от его назначения (погрузка или землеройные операции), мощности двигателя, вида груза и т.п.
В машинах непрерывного действия применяют ковши небольшой емкости. В этих машинах ковши монтируют на бесконечной приводной цепи (многоковшовые погрузчики, элеваторы и др.). Οʜᴎ выполняют здесь функции не только захвата͵ но и перемещения груза.
Грейфер также используется при выполнении погрузо-разгрузочных операций с навалочными грузами.
Различные конструкции грейферов бывают использованы для захвата и перемещения насыпных, мелко- и крупнокусковых грузов. Их устанавливают как сменные грузозахваты на кранах, автопогрузчиках и других погрузчиках циклического действия.
Ковши грейферов выполняют в виде двух или нескольких створок-челюстей. Многочелюстные грейферы (полипы) применяются для крупнокусковых грузов.
Учитывая зависимость от способа закрытия челюстей грейферы бывают:
- канатными (одно-, двух- и четырех) и
- моторными с электрическим и гидравлическим приводом.
Стоит сказать, что для навалочных грузов в качестве встроенных захватов у погрузчиков специального назначения применяют:
- скребковые конвейеры;
- винтовые конвейеры (шнеки);
- дисковые питатели;
- подгребающие лапы и др.
Скребковый конвейер представляет собой бесконечную цепь с укрепленными на ней вертикально скребками. При движении цепи скребки перемещают груз, на который конвейер уложен. Скребковые конвейеры служат обычно для захвата и перемещения груза к основному транспортирующему устройству погрузчика. По этой причине они устанавливаются по обе стороны от этого устройства (к примеру, в зернопогрузчиках).
Грузозахватные устройства в виде винтовых конвейеров или шнеков часто встречаются на погрузчиках непрерывного действия, предназначенных для погрузки инертных материалов (песок, гравий, щебень и т.п.). При вращении винта витки обеспечивают захват и перемещение груза к основному транспортирующему устройству. Учитывая зависимость от вида груза винты шнеков могут иметь различную конструкцию.
Дисковые питатели состоят, как правило, из двух металлических дисков с радиальными ребрами, высота которых уменьшается к периферии. Диски закрепляются на вертикальных валах и получают от них вращение (причем, в разные стороны). При вращении диски, врезаясь в груз, своими ребрами захватывают его и при наличии приемного лотка с боковыми стенками забрасывают груз к основному транспортирующему устройству.
Перегрузку ферромагнитных грузов наиболее эффективно выполняют с использованием грузоподъемных электромагнитов.
Οʜᴎ работают на постоянном токе напряжением 220 В, подводимого кабелем. Для подъема длинномерного металла применяют одновременно два или три электромагнита͵ подвешиваемые на траверсе. Грузоподъемность зависит от формы (круглые и прямоугольные), размеров, а также свойств перегружаемого металла.
Недостатком грузоподъемных электромагнитов является их значительная собственная масса, которая уменьшает грузоподъемность крана.
1
Средства малой механизации
Средства малой механизации предназначены для облегчения ПРР, выполняемых вручную, в пунктах с небольшим грузооборотом. К ним относятся:
- роликовые ломы, цепи, тележки и дорожки;
- домкраты;
- вилочные тележки и погрузчики с ручным приводом;
- ручные тали;
- ступеньки и передвижные горки для поперечного наклона бортовых автомобилей.
Роликовые ломы (а) используют на площадках с твердым и ровным покрытием для горизонтального перемещения тяжеловесных грузов на несколько метров. Роликовый лом на изогнутом конце с насечкой имеет ось с двумя роликами на подшипниках качения. Три грузчика с роликовыми ломами могут перемещать груз массой до 2 т.
Роликовые тележки и цепи предназначены для горизонтального перемещения тяжеловесных грузов, но могут быть использованы и для выполнения погрузо-разгрузочных операций.
Роликовые дорожки (рольганги) (б) представляют собой устройства в виде рамы, на которой на неподвижных осях установлены ролики, вращающиеся под действием веса груза. Роликовые дорожки предназначены для горизонтального (или с небольшим уклоном) перемещения штучных грузов, имеющих плоскую опорную поверхность, а также других грузов, уложенных на специальные площадки или поддоны. Для изменения направления перемещения груза отдельные секции дорожек могут быть криволинейными.
Применяют также роликовые дорожки, у которых вместо роликов устанавливаются узкие катки, укрепленные на двух продольных балках (в). Они имеют меньшую массу, более удобны при монтаже, могут доставляться на автомобилях вместе с грузом и использоваться в любых пунктах по мере необходимости.
Домкраты используют для подъема тяжеловесных грузов на небольшую высоту при установке этих грузов на катки, тележки или роликовые цепи. Они бывают реечными, винтовыми и гидравлическими.
Лотки предназначены для спуска по наклонной плоскости, а также для погрузки на автомобиль грузов в ящиках, тюках и кипах, находящихся на втором и третьем этажах складов. Часто их изготавливают из досок и для уменьшения трения обивают кровельным железом. Груз по лотку перемещается под действием собственного веса.
Ручные тележки, как правило, двухколесные, применяют для погрузки-разгрузки и перемещения на небольшой площади штучных грузов.
Для погрузки-разгрузки на автомобили и перемещения в пределах склада штучных грузов, уложенных в пакеты на поддоны, используют ручные вилочные тележки (транспаллетты).
Транспаллетта состоит из рамы с подъемными вилами, на концах которых смонтированы ролики, гидронасоса с ручным приводом и двух передних поворотных колес. При помощи системы рычагов ролики соединены с подъемным устройством.
Перед подъемом груза вилки тележки устанавливают под поддон, после чего несколькими качаниями дышла приводят в действие насос, и подъемник поднимает вилы вместе с грузом на высоту 100 – 125 мм. В поднятом положении пакет груза транспортируют в пределах склада, доставляют в кузов автомобиля или разгружают из кузова, если уровень грузовой площадки склада совпадает с уровнем пола кузова автомобиля. Для опускания груза нажимают на установочный клапан гидроподъемника.
Ручные вилочные погрузчики предназначены для погрузки и разгрузки преимущественно пакетированных штучных грузов. В отличие от авто- и электропогрузчиков ручные погрузчики не имеют собственного механизма передвижения; привод гидронасоса осуществляется вручную.
Ручные тали представляют собой простейшие подъемные устройства из нескольких подвижных и неподвижных блоков, огибаемых цепью. Редуцирующим звеном в талях являются обычно червячная или зубчатая передача, а также канатный или цепной полиспаст.
Тали подвешивают к козлам, балкам и т.д. Для горизонтального перемещения груза таль может быть подвешена к тележке, передвигающейся вручную по монорельсу.
Ручные лебедки используют для работы с тяжелыми грузами. При вертикальном подъеме или опускании груза канат перебрасывают через подвесной блок. Используются ручные лебедки также для подтаскивания груза по специальным трапам.
Консольные ручные краны используют для выполнения ПРР со штучными и тяжеловесными грузами, а также и контейнерами в пунктах с небольшим объемом работ.
Кран состоит из горизонтально расположенной и шарнирно закрепленной на стене или колонне двутавровой балки (консоли) с поддерживающей ее тягой и грузоподъемного приспособления в виде ручной тали с тележкой или лебедки.
Козловые ручные краны используются для выполнения ПРР с штучными и тяжеловесными грузами массой до 3 тонн. Кран состоит из фермы П-образной конструкции и ручной тали с тележкой. Опорные стойки (козлы) фермы снабжены катками, а ее поперечная часть выполнена в виде балки, предназначенной для подвешивания и горизонтального перемещения тали с тележкой.
Для выгрузки навалочных сыпучих грузов из бортовых автомобилей применяют передвижные горки и ступеньки, обеспечивающие при наезде на них наклон автомобилей на угол до 30°.
При перевозках навалочных, обычно сельскохозяйственных грузов, могут быть использованы разгрузочные щиты и сетки, перевозимые на автомобилях.
Перед погрузкой груза щит устанавливают вплотную к переднему борту, а сетку расстилают по всей площади платформы и закрепляют со стороны заднего борта. К свободным концам сетки или щиту крепятся канаты, которые в местах выгрузки груза привязывают к надежным упорам. При движении автомобиля вперед находящийся в кузове груз сбрасывается щитом или сеткой.
Дата: 2019-04-23, просмотров: 987.