Возрастание тормозящего влияния коры на подкорку — очень важный фактор в развитии ребенка, в том числе в развитии его способности к произвольности, к управлению своими эмоциями, к пониманию того, какое значение будет иметь для него то или иное действие и т. д. В связи с этим память младшего школьника становится все более произвольной, но и непроизвольная память функционирует гораздо продуктивнее, чем в предыдущие годы. Объем памяти увеличивается колоссально, но запоминаемый материал воспроизводится гораздо точнее не сразу, а через некоторое время. Все еще преобладает механическое запоминание, но проявляется и становится все более устойчивой тенденция к осмысленному запоминанию. Для этого ребенок прибегает к ассоциациям, индивидуальным техникам (рисунок, чертеж, движение и т. д.). Помощь взрослых при этом может состоять в том, чтобы научить ребенка различным способам запоминания, создать опоры для его памяти, научить пользоваться определенными ассоциациями и т. д. Необходимо помнить, что нерациональные способы запоминания ведут к излишней, неоправданной эксплуатации детской памяти, а это тормозит ее развитие.
Зрелость структур мозга, отвечающих за различение звуков и их высоты, оттенков цвета и других особенностей окружающих предметов и явлений, обусловливает особенности восприятия младшего школьника. Он, как правило, способен вести наблюдение за тем, что ему интересно, т. е. быть наблюдательным. Недифференцированное, вначале поверхностное, любопытство ребенка переходит в более направленную и осмысленную любознательность школьника.
Внимание ребенка в течение младшего школьного возраста становится все более организованным, диапазон его расширяется, развиваются навыки и умение переключать и распределять внимание, отбирать наиболее существенные сигналы, значения, свойства изучаемых объектов и окружающего жира. В возрасте 9—10 лет дети, как правило, умеют быть внимательными и выполнять заданную или собственную программу действий в соответствии с намерениями и задачами. И все же ребенку этого возраста еще трудно быть сосредоточенным в течение длительного времени. К тому же в основном внимание младшего школьника направлено на других, к себе он все еще не внимателен.
Воображение ребенка младшего школьного возраста К.Д. Ушинский сравнивал с бабочкой на ветру, поскольку, по его мнению, душа (сознание, воля, самосознание) еще слаба, а жизненный опыт мал. Младший школьник еще сохраняет способность верить воображаемому и жить в нем, как в реальности. Вместе с тем он начинает уже использовать свое воображение для компенсации дискомфорта реального бытия, для сохранения внутренней гармонии.
Мышление младшего школьника интенсивно развивается от практически деятельностного к предметно-образному, а затем к абстрактному, понятийному. В начале обучения младшие школьники ярче воспринимают и лучше усваивают все то, что видят, слышат, наблюдают. Однако с возрастом они начинают чаще размышлять не только над фактами, но и над идеями. Возникает децентрация мышления: предметом рассуждений ребенка становится мысль другого человека, а затем и своя собственная. Дети демонстрируют все большую осознанность мыслительных действий, у них развивается логический анализ, разумно-рефлексирующее теоретическое сознание (В.В. Давыдов). У них появляется умение делиться впечатлениями, сопоставлять и сравнивать наблюдаемое, более критично относиться к поступкам и действиям товарищей. Все это позволяет младшим школьникам успешно усваивать не только все больший объем информации, но и усложняющиеся способы учебной деятельности. Некоторые дети (особенно девочки) обнаруживают социальную направленность своей мыслительной деятельности: пытаются понять изучаемый материал, чтобы объяснить его другим людям.
Особо следует отметить оформление такого качества психики, как ценностность, т. е. осознанность личностной значимости мира, окружающих, своей деятельности и т. д. (Н.И. Непомнящая). Немаловажно также появление хотя и простых, но уже обобщенных, достаточно устойчивых и специфических для данного человека психологических механизмов, которые обеспечат его успешность не только в данный период, но и в дальнейшем.
Для успешной учебной деятельности, для овладения новой социальной ситуацией своего развития ребенку нужна незаурядная воля. Она проявляется в более или менее успешных попытках быть собранным, сдержанным, дисциплинированным. Ребенок ориентируется не только на требования взрослых, но и на собственные замыслы и представления о цели деятельности (В.В. Давыдов). Укрепление воли делает поведение ребенка более направленным и продуктивным. И все же воля пока что неустойчива, так как преобладают мотивы и ситуативные эмоции. В этом отношении девочки опережают мальчиков: им помогает сильная ориентированность на взрослых. Развитию воли мальчиков мешает избыток физической энергии. В то время как девочки не могут терпеть физическую боль, мальчики по-мужски терпят ее.
Бурные эмоции, недостаточно управляемые, а иногда и управляющие всем поведением ребенка в детстве, постепенно в младшем школьном возрасте становятся более разумными и подчиненными воле и сознанию. Содержание эмоционального мира младшего школьника многообразно и противоречиво. для него характерны и удивление перед разными проявлениями жизни, и страх перед определенными жизненными ситуациями, и доверие к человечеству, и мгновенно возникающая ненависть к конкретным людям, и искренняя доброта, и неосознанная жестокость, и оптимизм, довольство собой, и неуверенность, неловкость за себя, и многие-многие другие разнообразные, хотя и довольно поверхностные чувства. Как правило, переживания младших школьников больше связаны с вымышленными обстоятельствами и литературными героями, чем обусловлены реальными проблемами близких людей. Они легко заражаются переживаниями героев фильмов, сказок, рассказов и т. д. Младшие школьники не только сострадают, сочувствуют, радуются вместе с другими — реальными и вымышленными — персонажами, но и стремятся действовать, исходя из этих чувств. доверчивость, вера в истинность всего того, чему их учат, — замечательные особенности младших школьников!
Дальнейшему развитию психики в младшем школьном возрасте способствует регулярный образовательный процесс. В то же время само обучение в школе во многом оказывается возможным и успешным именно потому, что в процессе онтогенеза у младшего школьника формируются высшие психические функции и появляются новые психические возможности.
Дата: 2019-04-23, просмотров: 194.