Анатомо-физиологические особенности организма младшего школьника во многом являются базовыми для рассматриваемого периода жизни ребенка, имеют чрезвычайно важное значение в процессе воспитания младшего школьника, но, к сожалению, практически не осознаются ни педагогами, ни родителями.
Развитие организма ребенка в младшем школьном возрасте идет достаточно интенсивно. Правда, с анатомо-физиологической точки зрения этот процесс протекает относительно спокойно и гармонично.
В младшем школьном возрасте дети продолжают расти, при этом меняются не только длина и масса, но и пропорции тела ребенка. В частности, происходит дальнейшее замедление роста размеров головы: с 1/6 длины тела в 6 лет до 1/7 в 12 лет. (Напомним, что у взрослого человека высота головы в норме составляет 1/8 длины тела.) Если рост головы в рассматриваемый период жизни ребенка замедляется, то его конечности растут быстрее других частей тела. Так, с 6 до 10 лет общий рост ребенка увеличивается главным образом за счет роста ног. Размеры тела мальчиков и девочек в этот возрастной период различаются пока не очень сильно. Различия обнаружатся позднее — в период полового созревания. Примерно с 10 лет 4 месяцев девочки начинают обгонять мальчиков, которые вступают в пубертатную фазу ускорения роста, как правило, с 13 лет 10 месяцев.
В младшем школьном возрасте (к 10 годам) заканчивается формирование механизмов иммунитета, отчего дети в этот период обычно болеют меньше, чем дошкольники.
Продолжает формироваться скелет ребенка. Значительная прослойка хрящевой ткани обусловливает большую гибкость костей, особенно позвоночника. Мускулатура относительна слаба (в частности, мышцы спины и брюшного пресса). Прочность опорного аппарата также еще невелика. Дети владеют всеми видами естественных движений, проявляют большую двигательную активность, но довольно быстро устают, особенно при выполнении однообразных действий. Это связано и с несовершенством нервных механизмов регуляции движений, из-за чего движения младших школьников недостаточно легки, неэкономны и сопровождаются повышенным расходом энергии. Вот почему физическую нагрузку младших школьников необходимо строго регулировать и ограничивать.
Сердечнососудистая система ребенка 6—10 лет отличается большой жизнеспособностью: сосуды достаточно широкие, а стенки сосудов эластичные, что создает благоприятные условия для работы сердечной мышцы. Однако ритм сердечной деятельности еще нестабилен. Улучшение снабжения мышц и других органов и тканей кислородом и питательными веществами по-прежнему достигается за счет повышения частоты сердцебиений, а не за счет прироста объема крови, выбрасываемой сердцем во время сокращения. Этот объем у детей 6—8 лет примерно в два раза меньше, чем у подростков.
Органы дыхания детей младшего школьного возраста отличаются от органов дыхания взрослых. Воздухоносные пути у детей более узкие, выстилающая их слизистая нежна и легкоранима. Общее количество альвеол легких почти равно количеству альвеол взрослого (около 300 млн.), но их общая поверхность у детей примерно в два раза меньше (40 кв. м при норме для мужчины 80 кв. м). Дыхание менее глубокое, но более частое; скорость потребления кислорода всем организмом значительная. В связи с этим дети младшего школьного возраста менее всего приспособлены к работе в условиях, когда организму недостает кислорода. Уменьшение количества эритроцитов или содержания гемоглобина в крови (их норма у младших школьников близка к норме взрослых), которое вызывается недостатком свежего воздуха, движений, неправильным питанием и нездоровым образом жизни, происходит у ребенка легче, чем у взрослого.
Важно, что в это время ребенок начинает ощущать свое тело как целостную, но многосоставную динамическую систему, которая движется в трехмерном пространстве.
Интуитивно исследуя свое тело, младший школьник ставит перед собой трудные моторные задачи: пройти по качающимся мосткам, залезть на высоту, висеть вниз головой, скатиться с крутой горки, проехать на велосипеде, не управляя им руками, просидеть долгое время под водой и т. д. Все это требует слаженной работы скелета, вестибулярного аппарата, зрения, дыхания, мышц, сердца и т. д. Эти и другие физические испытания своего организма, тела чаще всего происходят втайне от родных и знакомых взрослых. Взрослым, как правило, сообщаются удачные результаты подобных экспериментов, а о поражениях, которые иногда, вполне естественно, терпит ребенок в этих ситуациях, он предпочитает умалчивать.
Наиболее существенным физиологическим процессом, происходящим в рассматриваемый период жизни ребенка, является завершение созревания коры больших полушарий мозга. Как правило, к моменту начала обучения в школе мозг ребенка становится в основном функционально и структурно зрелым, что обеспечивает включение высших нервных центров для приема и переработки увеличившейся количественно и изменившейся качественно информации. Однако некоторые элементы мозга и особенно связи между ними продолжают еще формироваться в течение нескольких лет. Так, у шести- летнего ребенка не только подкорковые структуры, но и кора больших полушарий мозга уже в значительной мере являются зрелыми. Действительно, размеры поверхности большинства корковых зон (за исключением лобных долей) в этом возрасте составляют около 80% их размеров у взрослого человека.
К семилетнему же возрасту не только внешнее строение, но и клеточная организация большинства областей головного мозга достигают уровня развития мозга взрослого.
Электроэнцефалограмма мозга ребенка фиксирует в это время устойчивое преобладание таких ритмов активности нервных клеток коры больших полушарий, которые свойственны взрослым. В то же время отмечаются колебания и низкая частота основного ритма деятельности нервных клеток мозга, что свидетельствует о более высоком, чем у взрослых, возбуждающем влиянии подкорковых структур на кору.
На протяжении младшего школьного возраста созревание коры продолжается. Особенно интенсивно развивается не достигшая взрослого состояния лобная часть коры головного мозга — ее извилины и борозды (их развитие заканчивается к 12—15 годам), а также нервные элементы, которые связывают эту область с другими участками мозга. Значимым является и существенное увеличение объема и длины основных проводящих (по ним идет информация о зрительных и звуковых сигналах), а также встречных (по ним мозг передает свои команды к двигательной системе) путей. Интенсивно развиваются и волокна, которые связывают участки мозга правого и левого полушарий, и ассоциативные волокна, пролегающие между пунктами одного и того же полушария. Все это в конечном итоге обусловливает целостную деятельность мозга и главенствую роль коры головного мозга в организации всей нервной деятельности ребенка. Отношения между корой и подкоркой головного мозга, характерные для взрослых людей, окончательно устанавливаются в возрасте 10—12 лет.
Зрелость различных структур головного мозга и сформированность связей между ними позволяют ребенку начать систематическое обучение в школе, позволяют овладевать не только школьными знаниями, но и выработать позицию школьника. Созревание коры, ее доминирование в деятельности мозга обеспечивает совершенствование всех психических процессов.
Дата: 2019-04-23, просмотров: 211.