Типичные и особенные характеристики младшего школьного возраста
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Прежде чем рассматривать психолого-педагогические особенности младшего школьника как объект и субъект воспитания, следует оговориться: обобщенная типичная характеристика любого возраста преломляется в конкретных проявлениях каждого человека. Это происходит, прежде всего, потому, что все дети — разные. Каждый ребенок обладает индивидуальными особенностями, и они столь многообразны, что даже их простой перечень — нереальная задача

Помимо индивидуальных особенностей для каждого человека характерны некоторые не типичные для его сверстников проявления. Это так называемые особенные характеристики возраста. Например, единственный в семье ребенок сильно отличается от тех, кто живет с братьями и сестрами, или те, кто ходил в детский сад, отличаются от тех, кто воспитывался дома. На основе особенных отличий дети зачастую объединяются в некие реальные группы. Учитывая эти особенности, педагог может и сам объединить таких детей (в своем сознании или в процессе организации совместной жизнедеятельности) для дифференциации своих усилий.

Раскроем некоторые особенные характеристики младшего школьного возраста. Единственные в семье и не посещавшие детский сад дети (особенно первоклассники) по уровню общего развития, как правило, либо значительно превосходят, либо отстают от сверстников. Такие дети или в силу своей болезненности, или вследствие ограниченности круга общения, или в результате каких-то негативных переживаний в дошкольный период чаще всего уступают многим первоклассникам в готовности к школьному общению. Некоторые из них излишне самоуверенны, другие же совсем не уверены в себе. для них вообще характерен больший инфактилизм, чем для остальных детей. В связи с этим им труднее адаптироваться к новой жизненной ситуации. В начале обучения они больше других детей настороженно относятся к представителям противоположного пола, иногда вообще избегают общения с одноклассниками, не играют с ними. В то же время они тянутся к общению с учителем, претендуя разговаривать с ним более содержательно или даже панибратски по сравнению с другими учениками. Понятно, что всё это педагог не может не учитывать в своем взаимодействии с классом.

Своими особенностями отличаются и дети, схожие по типу нервной деятельности. Так, гиперактивные, чрезмерно возбудимые дети с трудом переносят напряжение, быстро теряют работоспособность. Они не в состоянии организовать свою деятельность, не способны долго фиксировать свое внимание на учебном задании, предпочитают делать только то, что дается легко и доставляет удовольствие. Им трудно красиво и аккуратно писать. Они плохо осваивают навыки чтения и счета. Их тетради неряшливы. Такие младшие школьники испытывают трудности и при взаимодействии с одноклассниками. Они часто раздражительны и даже агрессивны, бурно реагируют на отказ в чем-либо и не умеют владеть собой. В то же время дети с более уравновешенной психикой испытывают гораздо меньше трудностей при организации своего рабочего места, учебного труда. Они более аккуратны, покладисты, исполнительны и дружелюбны, способны на более длительные ‘усилия, даже если выполняемое задание им не очень нравится и их школьная зрелость невысока.

Очевидны и гендерные особенности младших школьников. Действительно, девочки и мальчики ведут себя в школе с самых первых дней по-разному. Мальчики, маскируя свои страхи и неуверенность, стараются вести себя более активно и настойчиво, шумно и несдержанно и почти никогда не плачут при сверстниках. Девочки в первые дни робки и сдержаны, ведут себя тихо, приветливо. В отличие от мальчиков, они, как правило, не бывают непричесанными, их одежда чаще всего оказывается в порядке, шнурки на обуви завязаны, у них чистые руки и лицо и т. д. Тетради, учебники и другие школьные принадлежности девочек тоже выглядят более аккуратно. Это объясняется и тем, что у девочек более совершенна тонкая моторика, и тем, что они более склонны соответствовать ожиданиям взрослых, добиваться их расположения. Они послушнее, организованнее, трудолюбивее и ответственнее мальчиков, успешнее овладевают учебными навыками, стараясь приблизиться к условному образу «хорошего ученика».

Учебные успехи мальчиков в целом ниже. Они (особенно на первом году обучения) испытывают затруднения в речи, в координации движений, в исполнении деятельности, требующей произвольных усилий воли, быстрее утомляются. Согласно данным И.А. Шашковой, к концу учебного года утомляемость мальчиков все больше проявляется как расторможенность, непоседливость, отвлекаемость, а период восстановления работоспособности становится у них все более длительным.

Замечено, что в первые годы учебы у мальчиков наблюдается более высокий уровень невротизма: психологически они менее выносливы, чем девочки. И если на этом фоне педагог-женщина будет чаще всего непроизвольно подчеркивать разницу между мальчиками и девочками как между плохими и хорошими учениками, это поставит мальчиков перед выбором — быть настоящим «мальчиком» или «хорошим учеником». Возможно, именно поэтому плохие отметки зачастую мальчики воспринимают менее драматично, чем девочки, а их самооценка чаще всего завышена и не коррелирует с успеваемостью.

Девочки, как правило, доводят начатое дело (свое или коллективное) до конца, даже если оно их не очень привлекает. А вот мальчики, горячо откликаясь на понравившееся им предложение, легко загораясь различными идеями, активно и творчески включаясь в совместную деятельность, практически не могут самостоятельно, без внешней поддержки, довести начатое до конца. При этом, если задание, которое выполняют мальчики, воспринимается ими как «мужское» дело, они справляются с ним более успешно, чем в случае, если дело —«женское». В ряде исследований показано, что мальчики лучше выполняют задания в одиночку, а девочки — в смешанной по полу группе.

Вне урока дети чаще всего образуют гомогенные (однородные по полу) группы, которые противостоят друг другу, имеют свои собственные правила и ритуалы поведения. При этом возможны сближения отдельных девочек и мальчиков: либо это искренняя дружба, либо своеобразное, внешне агрессивное «ухаживание» мальчика и ответное «оборонительное» поведение девочки. И все же у мальчиков преобладают подчеркнуто маскулинные игры и занятия — война, спорт, приключения и т. д. Они начинают употреблять бранные слова, делают первые попытки курить. Девочкам же больше нравится обсуждать поведение окружающих людей и героев телефильмов, первые влюбленности. Их больше интересует внешний вид (свой и других людей), им нравится примерять взрослую одежду, они учатся пользоваться косметикой и т. д.

Настроение ученицы начальной школы, как правило, не подвержено резким перепадам и зависит, прежде всего, от того, установился ли у нее контакт с учительницей. В то же время уже в первом классе девочки проявляют относительно высокую требовательность к себе, склонность к более скромной, чем мальчики, оценке своих учебных успехов, поведения, личностных качеств. Настроение мальчиков—младших школьников зависит от конкретной ситуации и, как правило, неустойчиво: оно может в течение короткого времени резко измениться, колеблясь от уныния, раздражения, обиды до эйфории и обратно. Мальчики легко расстраиваются при неудачах, но быстро забывают о своих обидах, особенно если увлечены игрой.

Наиболее развитые девочки чуть ли не с первых дней школьной жизни различают понятия «хороший» человека и «хороший ученик». Мальчикам такая дифференциация дается с большим трудом и обнаруживается, как правило, лишь в младшем подростковом возрасте (10—11 лет).

Младшие школьники обоего пола с первых же дней пребывания в новом для них коллективе довольно легко вступают в контакт с одноклассниками, включаются в совместную жизнь. При этом девочки чаще всего образуют небольшие (два-три человека) довольно стабильные группы, куда входят только ученицы своего класса. Мальчики не столь требовательны к постоянству состава группы. Они охотно включают в свои объединения сверстников из других классов, их группы более многолюдны. Контакты между разнополыми группами затруднены. Девочки, хотя и интересуются мальчиками, их занятиями и готовы играть с ними вместе, но все-таки постоянно осторожничают в ожидании от мальчиков проявлений агрессивности и невоспитанности.

 К концу первого полугодия девочки уже знают не только фамилии, но и имена всех одноклассников, в том числе мальчиков. Мальчики же избегают девочек, стараются их не замечать, как правило, не принимают их в свои игры или ведут себя, как с однополыми товарищами: пытаются бороться, мериться силой и т. д.

 К середине учебного года мальчики знают (преимущественно по фамилии) лишь небольшое число одноклассниц. Девочки быстрее привыкают к изменившимся условиям жизни, легче адаптируются к школьному режиму и правилам и начинают активно утверждать и поддерживать их, бескомпромиссно требуя их выполнения от окружающих детей, в том числе от мальчиков, чье поведение часто вызывает искреннее возмущение у «слабой половины» класса. Этим, видимо, объясняется склонность девочек жаловаться на сверстников — не только на мальчиков, но и друг на друга.

Школа занимает значительное место в жизни девочки: она готова любому рассказывать о школьных событиях и проблемах; в ее играх преобладают школьные сюжеты, атрибуты, лексика. Внешне кажется, что школьная жизнь воздействует на девочек более сильно, чем на мальчиков, нивелируя их поведение, нравственные установки, образ мыслей. Однако есть основания полагать, что это впечатление обманчиво, а нивелирование поверхностно. В психике девочек изменчивость причудливо сочетается с консервативностью. Успешно приспосабливаясь к новым условиям, внешне изменяясь, девочка, таким образом, защищает свой внутренний мир, как правило, богатый, сложный, индивидуальный, эмоционально насыщенный и противоречивый от глубокого вторжения внешних сил и сохраняет его почти неизменным. Некоторые девочки, ощущая в новой ситуации опасность для своего внутреннего мира, замыкаются, становятся излишне тревожными и конфликтными, резко меняют свои привычки, а иногда даже заболевают.

Мальчики не переживают таких глубоких внутренних проблем: они менее способны к сопереживанию и более самодостаточны и автономны. С одной стороны, они не отличаются педантизмом в исполнении правил школьной жизни, меньше стараются стать похожими на других, нарушают дисциплину и т. д., а с другой — охотнее и содержательнее высказывают на уроках собственное мнение, настойчивее ставят вопросы, активнее импровизируют, сообщают дополнительные сведения и т. д.

Основное занятие детей вне школы — игра. Девочки предпочитают ролевые игры, а мальчики — спортивные или военные. Как правило, за стенами школы мальчик как бы забывает о ней: школа не проникает в его игры; он не любит о ней рассказывать, даже если учится хорошо. Его поведение вне школы и в школе, требования к окружающим, отношения с ними относительно независимы от мнения одноклассников и даже учителя и чаще всего обусловлены собственным жизненным опытом. Однако и мальчикам необходимо приспособиться к новой жизни.

Для адаптации мальчиков к школе неоценимое значение имеют перемены, которые помогают детям преодолевать едва ли не самую большую для них трудность — ограничение двигательной активности. На переменах мальчики утоляют двигательный голод и притязания на лидерство в общении (в основном с представителями своего пола — одноклассниками и учениками из соседних классов) и чувствуют себя гораздо более уверенно и комфортно, чем на уроках.

При всем многообразии индивидуальных и особенных проявлений многие характеристики младшего школьного возраста являются типичными.

 

 

Далее – читать (сохранить в портфолио эл. виде).

К таким типичным возрастным характеристикам относятся основные анатомо-физиологические особенности организма, состояние высших психических функций, состояние социально-психологических отношений, взаимодействие с пространством и временем своей жизни и т. д.

Типичные, особенные и индивидуальные возрастные характеристики накладываются, взаимно коррелируют друг друга и целостно проявляются личностью. Поскольку типичные возрастные особенности присущи всем детям, независимо от происхождения, пола, национальности, уровня общего развития и т. д., постольку в научной литературе и педагогическом сознании им уделяется особое внимание.

Дата: 2019-04-23, просмотров: 234.