Профессиональное «выгорание» личности специалиста
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Понятие «выгорания» обычно используется для обозначения пере­живаемого человеком состояния физического, эмоционального и психического истощения, вызываемого его длительной включенно­стью в профессиональные ситуации, связанные с особыми эмоцио­нальными нагрузками.

Впервые на эту проблему обратили внимание американские спе­циалисты в связи с созданием и массовым распространением соци­альных служб, работники которых, выполняя свои обязанности, вступали в постоянные контакты с людьми, приходившими к ним со своими разнообразными и, как правило, довольно тяжелыми про­блемами. В силу этого сотрудникам приходилось оказывать им в том числе и психологическую поддержку — выслушивать жалобы, под­бадривать и, если возможно, что-то советовать посетителям. Несмот­ря на специальную подготовку и подбор персонала, руководство служб через некоторое время их работы столкнулось с фактами не­удовлетворительной работы своих сотрудников, прежде всего с жало­бами посетителей на их невнимание, равнодушие и даже грубость.

Проведенные исследования привели к обнаружению своеобраз­ного профессионального стресса — «стресса общения», получившего название «синдром выгорания».

Синдром профессионального выгорания берет свое начало в хро­ническом повседневном напряжении, эмоциональном переутомле­нии, переживаемом человеком, которому из-за специфики его рабо­ты постоянно приходится вступать в «эмоциональный» контакт с людьми, нуждающимися в его помощи, внимании, сочувствии, за­боте и т. д. В потенциальную «группу риска» лиц, сталкивающихся с такими проблемами, попадают, прежде всего, медицинские работ­ники (врачи, медсестры), психологи и психотерапевты, социальные работники и педагоги.

Специалисты в области стресса считают, что длительный стресс, связанный с хроническим воздействием негативных факторов («стресс жизни», по выражению автора учения о стрессе Г. Селье), Даже если их интенсивность невелика, переносится человеком зна­чительно тяжелее, чем сильные, но однократные стрессоры. Именно работа с людьми, в силу предъявляемых ею высоких требований к профессионалу, особой ответственности и эмоциональных нагру­зок, содержит в себе опасность тяжелых переживаний, связанных с рабочими ситуациями и вероятность возникновения профессио­нального стресса.

Эмоциональные перегрузки порождают ощущение исчерпанности эмоциональных ресурсов, чувство беспомощности, безнадежности, Могут возникать эмоциональные срывы или, напротив, «приглушен­ность», «притупленность» эмоций, когда человек не в силах эмоцио­нально откликнуться на ситуации, которые, казалось бы, должны были бы его трогать. Профессиональное выгорание может прояв­ляться в постепенном развитии негативных установок в отношении себя, работы, тех, с кем приходится работать.

Контакты с ними мо­гут становиться более «бездушными», «обезличенными», иногда фор­мальными. Возникающие негативные установки по отношению к тем, на кого профессиональная деятельность направлена (пациен­ты, ученики и т. д.), могут иметь скрытый характер, часто неосозна­ваемый даже самим человеком или вытесняемый им; постепенно они начинают проявляться во внутреннем раздражении, подавляе­мом чувстве неприязни, а впоследствии — в эмоциональных вспыш­ках, прорывающемся раздражении, несдержанности или даже агрес­сивности. Важное проявление синдрома выгорания — это постепен­ное нарастающее недовольство собой, уменьшение чувства личной успешности, развивающиеся безразличие и апатия, уменьшение ощу­щения ценности своей деятельности. Замечая за собой негативные чувства или проявления, человек винит себя, у него снижается как профессиональная, так и личная самооценка. Он начинает пережи­вать чувство собственной несостоятельности, безразличие к работе, а, возможно, и утрату прежде значимых для него жизненных ценно­стей.

Говоря о факторах, определяющих возникновение и развитие синдрома профессионального выгорания, исследователи называют в качестве одного из главных взаимодействие с людьми. Те, кто рабо­тают в медицинских, образовательных, психологических, социальных учреждениях и службах, выполняют работу, требующую особых эмо­циональных затрат: они имеют дело с проблемами людей, ожидаю­щих от них помощи, понимания, участия, чувствуют ответственность за свою способность или неспособность помочь им. Особенно тяже­ло переносятся ситуации, когда, несмотря на все усилия, результат не достигается; в этих случаях нередко возникают чувства неудачи, неэффективности, беспомощности, сопутствующая им фрустрация, а иногда и гнев.

Другие факторы, способствующие возникновению выгорания или усиливающие его развитие, может содержать в себе сама рабочая си­туация. Характерными для «выгорающих» ситуаций являются пере­грузки — слишком много подопечных, слишком много требований, слишком много информации. По данным западных исследователей, при увеличении перегрузок работники могут начать неосознанно стремиться к их уменьшению через меньшее личностное вовлечение во взаимодействие, использование более безличных и формальных методов и процедур работы; тем самым они снижают «эмоциональ­ность» своей работы. Еще один важный момент — это возможность влияния человека на процесс работы и принятие решений: если у человека присутствует чувство, что он ничего не может изменить в своей работе, что от него ничего не зависит, что его мнение не имеет значения и т. д., вероятность развития профессионального стресса увеличивается. Ролевая неопределенность — в смысле неяс­ной формулировки прав и обязанностей, возможностей человека, ролевая конфликтность — как противоречие разных ролей, также способствуют профессиональному стрессу и профессиональному вы­горанию. Особое место в рабочей ситуации занимают контакты с коллегами и руководством. Поскольку в основе профессионального выгорания лежат проблемы общения, взаимодействие с ними может стать дополнительным источником эмоционального стресса.

Меньшая определенность существует в ответах на вопрос о том, какие особенности людей способствуют развитию профессионального выгорания. Очевидно, однако, что многие из тех, кто выбирает про­фессию врача или медсестры, учителя или психолога, по мнению специалистов, имеют определенные личные склонности, побудившие их выбрать именно эту деятельность и ориентирующие их на по­мощь другим, принятие на себя ответственности, заботу о других, на идеалы служения людям и т. д. В силу этого они имеют определен­ные, и нередко завышенные, ожидания относительно своей деятель­ности и тех «личностных наград» (ощущения своей нужности, зна­чимости, отдачи от работы и т. д.), которые она может дать. Это, по мнению специалистов, может являться потенциальным источником и «предшественником» выгорания: если человеку эти потребности присущи (в психологии их иногда называют «метамотивацией» — посвящение себя чему-то «вне себя») и они не удовлетворяются, он может испытывать болезненные переживания, вплоть до ощущения бессмысленности или бесцельности своей жизни. Большое значение, однако, имеет индивидуальный тип реагирования на стрессогенные и трудные ситуации.

В сущности, происхождение выгорания, видимо, невозможно од­нозначно связать с теми или иными личностными или ситуацион­ными факторами, скорее оно является результатом сложного взаимо­действия личностных особенностей человека, ситуации его межлич­ностных отношений и профессиональной и рабочей ситуации, в которой он находится. По выражению американской исследова­тельницы синдрома выгорания К. Маслак, если все знание относи­тельно того, что ведет к выгоранию, и того, что может ему препят­ствовать, свести к одному слову, то это будет слово «баланс». Нару­шение этого «баланса» — как в профессиональной, так и в личной жизни — ведет к разрушению.

Перечисленные проблемы позволяют осознать значимость прак­тической психологической помощи, направленной на предупрежде­ние развития синдрома выгорания и снижение остроты его проявле­ний. Большое значение имеет предварительное информирование ра­ботников о возможных психологических трудностях, связанных с их работой, а также организация специальных процедур (групповая психологическая работа, разработка индивидуальных психогигиени­ческих и компенсационных программ и др.), которые способствуют предотвращению появления и развития негативных последствий трудной работы с людьми.

 

Литература

Психология: Учебник / В. М. Аллахвердов, С. И. Богданова и др.; Отв. ред. А. А. Крылов. – 2-е изд., перераб и доп. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004. – 752 с.

 Иванова Е. М., Носкова О. Г., Чернышова О. Н. Спецпрактикум по психологическому изучению профессиональной деятельности. Уч. пособие / Под ред. Ю. В. Котеловой: Изд. Моск. ун-та, 1980. – 83 с.

Диссерт. Владимировой И. М. или Психологическое обеспечение учебного процесса ввузов. СПб.: ВмедА, 1997. – 255 с. (С. 118-119)

 

Дата: 2019-04-23, просмотров: 53.