Классификация катастроф по масштабу
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой
Тип   Периодич-ность   Ущерб в долл.   Число жертв, человек   Объекты  
Планетарная           Гибель всего живого на Зем­ле   Столкновение с круп­ным астероидом, война с применением оружия массового поражения  
Глобальная   30-40 лет   109 - 1010   104 – 2 * 106   Ядерные, военные, ракетно-космические  
Национальная   10-15 лет   108 - 109   103 - 105   Ядерные, химические, военные  
Региональная   1—5 лет   107 - 108   102 - 104   Химические, энергети­ческие, транспортные  
Местная   1—6 мес.   106 – 107   101 - 103   Технические  
Объектовая   1—30 дней   105 – 106   100 - 102   Технические  

 

С целью выбора наиболее адекватных и исключения малоинфор­мативных методик применяют различные методы одномерной (кор­реляция, непараметрические и параметрические критерии) и много­мерной (регрессионный, дискриминантный анализ и др.) статистики. После этого проводится разработка алгоритма (решающего правила) оценки профпригодности. Наиболее часто для этих целей использу­ют множественный регрессионный анализ, основанный на связях психофизиологических свойств с «внешними критериями», под кото­рыми понимаются качество (успешность) обучения или деятельно­сти. Реже применяют дискриминантный анализ, основанный на раз­личиях показателей психологических качеств в различных группах.

Итогом этой работы является обоснование необходимого и дос­таточного набора психодиагностических методик, позволяющих с достаточной вероятностью прогнозировать профессиональную пригодность кандидата.

В практике профотбора используются различные методики оцен­ки профессиональной пригодности, среди них — наблюдение, беседа и экспертная оценка. Указанные методы дают возможность глубо­кой, но преимущественно качественной, описательной оценки ПВК личности. Кроме того, одни из них требуют длительного обследова­ния, другие — всесторонних знаний о кандидате, о его поведении в реальных, в том числе и в экстремальных, условиях.

В настоящее время в практику профотбора широко внедряются психодиагностические тестовые методы, которые можно разделить на следующие группы: тесты для исследования основных свойств ВНД, психодиагностические методики для исследования эмоцио­нально-волевых и характерологических особенностей личности, ин­теллектуальные и психометрические тесты.

По результатам ППО выносится одно из следующих заключений:

— рекомендуется в первую очередь — первая категория профес­сиональной пригодности (полностью соответствует предъявляемым требованиям обучения или деятельности);

— рекомендуется — вторая категория профпригодности ос­новном соответствует предъявляемым требованиям);

— рекомендуется условно — третья категория профпригодности (частично соответствует предъявляемым требованиям);

— не рекомендуется — четвертая категория профпригодности (не соответствует предъявляемым требованиям).

Лица, имеющие четвертую категорию профпригодности, к обуче­нию или деятельности не допускаются, имеющие третью катего­рию — допускаются при отсутствии необходимого числа кандидатов.

Психологическая подготовка. Психологическая подготовка пред­ставляет собой процесс целенаправленного формирования психических качеств, обеспечивающих устойчивое и надежное выполнение профессиональной деятельности специалистами в различных, в том числе экстремальных и чрезвычайных ситуациях, боевых условиях.

По оценкам военных специалистов, в период боевых действий армии США в Индокитае только 15—25% личного состава оказались способны вести эффективный прицельный огонь на начальном эта­пе их действий в условиях интенсивного огневого противодействия со стороны противника.

Психологическая подготовка специалистов к деятельности в экс­тремальных условиях ориентирована на формирование главным об­разом эмоционально-волевых качеств личности (смелость, находчи­вость, решительность, инициативность, выносливость и т. д.). Одна­ко психические качества человека взаимосвязаны и формируются в единстве и взаимодействии. Конечно, возможна постановка кон­кретных задач по развитию отдельных определенных качеств, но бо­лее целесообразным является формирование целостной деятельности, к которой осуществляется психологическая подготовка. При таком подходе формирование требуемых качеств во всей своей совокупно­сти будет осуществляться в ходе непосредственного освоения самой деятельности.

Результат психологической подготовки проявляется в подготов­ленности отдельных специалистов и подразделений, которая оцени­вается по временным, количественным и качественным показателям выполнения определенных задач, приемов и действий в условиях моделирования психотравмирующих и демобилизующих факторов, характерных для выполнения профессиональных задач в экстремаль­ных условиях.

Такая особенность, как отличие условий освоения специально­сти, процесса учебы от реальных условий профессиональной дея­тельности в экстремальных условиях, очевидна. Поэтому основным направлением, по которому здесь идет психологическая подготовка, становится стирание граней между учебно-профессиональной и экс­тремальной деятельностью. Приближение условий обучения к экс­тремальным осуществляется путем внесения различных воздействий, характерных для реальной обстановки, в выполнение специалистом учебных задач. Отдельные элементы осваиваемой деятельности, дей­ствия после их отработки в обычных условиях должны закрепляться в условиях, имитирующих различные экстремальные воздействия, т. е. действия должны приобрести устойчивость к психологическим стресс-факторам.

К ним относятся:

1. Опасность — осознание специалистом обстановки как угро­жающей его здоровью и жизни.

2. Внезапность — неожиданные для человека изменения обста­новки в ходе выполнения боевой задачи.

3. Неопределенность — отсутствие, недостаток или противоречи­вость информации о содержании или условиях выполнения профессиональной или боевой задачи, о противнике или характере его дей­ствий.

4. Новизна — наличие ранее неизвестных специалисту элемен­тов в условиях выполнения или в самой боевой задаче. Новизна оп­ределяется профессиональным опытом специалиста.

5. Увеличение темпа действий — сокращение времени на выпол­нение действий.

6. Дефицит времени — условия, в которых успешное выполне­ние задачи невозможно простым увеличением темпа действий, необ­ходимо изменение содержания структуры деятельности.

Кроме того, выделяются непосредственно психотравмирующие факторы экстремальной ситуации, которые вызывают негативные психические реакции, снижающие или же полностью ограничиваю­щие их работе- или боеспособность.

К ним относятся:

1. Факторы визуального (зрительного) ряда: разрушения зданий, техники, сооружений, ландшафта; огонь, возгорания, пожары, раз­рывы; вид трупов, раненых и пострадавших.

2. Факторы аудиального (слухового) ряда: грохот, рев, гул.

3. Факторы тактильного ряда (осязательного): вибрации, удары воздушной волны, сотрясения, падения.

4. Факторы интерактивного ряда: смерть близких, товарищей; контакт с большим количеством раненых.

Для воссоздания в учебно-профессиональной деятельности этих факторов используют различные приемы, под которыми понимается способ моделирования психологических факторов, воздействующих на человека в экстремальных условиях.

Способы и приемы моделирования этих факторов классифициру­ются на:

— словесно-знаковые — воздействие на человека осуществляется посредством слова, знаков, информативных жестов. Это может быть рассказ о предстоящих действиях и связанных с ними трудностях, доведение различного рода «легенд» перед тактическими занятиями и учениями и т. д.;

— наглядные — воздействие осуществляется путем показа раз­личных предметов, например, после воздействия на них стрелкового и другого вооружения, кино- и видеофильмов, фотографий с реаль­ными картинами боя и присутствующими там психотравмирующими факторами, действий (показ способа преодоления психологической полосы, обкатки танками и т. п.);

— тренажерные — воздействие осуществляется путем моделиро­вания психологических факторов чрезвычайной ситуации с исполь­зованием технических средств, спортивных снарядов, макетов, со­оружений профессиональной подготовки для отработки необходимых навыков и умений;

— имитационные — воздействие осуществляется с использовани­ем средств имитации внешних признаков экстремальной обстановки;

— реальные — воздействие осуществляется путем моделирования психологических факторов экстремальной ситуации с использовани­ем реальной техники, вооружения и подручных средств, применяе­мых для организации и ведения боевых действий.

Необходимо особо отметить, что наибольшей эффективностью с точки зрения психологической подготовки отличаются те занятия где все перечисленные приемы моделирования факторов экстремальной ситуации применяются не разрозненно (т. е. сегодня один а завтра другой), а задействуется сразу весь их комплекс, в тесной связи и взаимодополнении.

Кроме того, методы психологической подготовки специалистов можно классифицировать по степени их включенности в деятель­ность, к которой осуществляется подготовка Выделяют три группы методов.

Демонстрационные методы (показ действия снаряжения, оружия, демонстрация боевых или защитных действий и др.). При использовании этих методов обучаемый выполняет деятельность, совершенно отличную от реальной. Использование этих методов направлено на формирование общей ориентировки в экстремальных условиях про­фессиональной деятельности или в осваиваемых действиях.

Условно-ситуативные методы (решение различных задач, деловые игры, тактические учения, тренировки). При применении методов этой группы обучаемые выполняют деятельность, по составу элемен­тов и частично по содержанию соответствующую реальной, но дан­ная деятельность носит условный характер. Использование услов­но-ситуативных методов направлено на ознакомление с внутренней структурой и логикой профессиональной деятельности в экстремаль­ных условиях, отработку взаимодействия специалистов и подразделе­ний.

Методы «реальных» ситуаций. Методы психологической подготов­ки этой группы предполагают выполнение обучаемыми реальных действий в условиях, субъективно воспринимаемых ими как требую­щие осуществления данных действий. Это не означает, что обяза­тельно реальное использование снаряжения, техники, оружия, но ситуация должна восприниматься как реальная и обучаемый должен находиться в состоянии готовности к выполнению определенной профессиональной задачи. Применение методов «реальных» ситуа­ций направлено на актуализацию мотивов, адекватных мотивам ре­альной деятельности, и на формирование у обучаемых ориентировки на осмысление выполняемых действий.

Результат психологической подготовки — психологическая подго­товленность специалистов к реальной профессиональной деятельно­сти в экстремальных условиях.

В качестве основных элементов психологической подготовленно­сти рассматривают следующие компоненты:

— мотивационный: гуманистическую направленность слухебно-боевой деятельности; глубокое понимание и осознание государст­венного значения и важности выполняемых задач; любовь к профессии; гражданское мужество, принципиальность; сознательное стрем­ление к преодолению трудностей и настойчивость в достижении цели;

— эмоционально-волевой: эмоциональная устойчивость к дли­тельным напряженным нагрузкам; готовность к риску, опасности, вера в свои силы и в возможность оказания содействия со стороны сослуживцев; ответственность, самостоятельность и решительность при выполнении профессиональных задач;

— когнитивный: помехоустойчивость познавательных процессов, правильное представление о предстоящих трудностях, условиях, тре­бованиях службы; умение правильно понимать и оценивать мотивы поведения товарищей и социально-психологические явления в кол­лективе; знание ухищрений, приемов, применяемых противоборст­вующей стороной;

— регулятивный: умение управлять своими эмоциями, снимать нервно-психическое напряжение и усталость; мобилизовываться на выполнение задач и поддержание высокой работоспособности; уме­ние вызывать желательные психические состояния.

— поведенческий (операционный): умение ориентироваться и адекватно вести себя в психологически сложной ситуации; способ­ность адаптации к изменяющимся условиям выполнения задач в экстремальных условиях; возможность быстро анализировать и уверенно действовать при воздействии экстремальных стресс-фак­торов; внутренняя собранность, ответственность; уравновешенность, самооценка.

Достаточная развитость и выраженность этих компонентов и их целостного единства — показатель высокого уровня психологической подготовленности специалиста к деятельности в экстремальных усло­виях.

Психологическое сопровождение специалистов экстремального профиля — это комплекс психологических мероприятий, направлен­ных на оценку, прогнозирование динамики и коррекцию психологи­ческого состояния специалистов, социально-психологических про­цессов и профессиональной работоспособности подразделений в раз­личные периоды профессиональной деятельности.

Психологическое сопровождение проводится на этапе подготовки к выполнению профессиональной деятельности и непосредственно в процессе ее выполнения. Как правило, мероприятия психологиче­ского сопровождения осуществляются подготовленным специали­стом-психологом.

Основные направления психологического сопровождения специа­листов экстремального профиля включают:

— подбор и комплектование подразделений с учетом психологи­ческой совместимости специалистов;

— проведение скрининговых обследований по оценке психоло­гического состояния специалистов и социально-психологических Процессов (сплоченность, совместимость) в подразделениях;

- мониторинг психического состояния специалистов, выявление лиц, находящихся в состоянии психологического стресса, с дезадаптивными нервно-психическими состояниями и оказание им психо­логической помощи;

— проведение мероприятий психологической диагностики, кор­рекции и реабилитации; профилактика синдрома посттравматических стрессовых нарушений (РТSD) и восстановление трудоспособности;

— осуществление прогностической оценки вероятного проявле­ния отдаленных последствий действия факторов стресса с разработ­кой рекомендаций по их профилактике;

— психологический анализ причин неадекватного поведения специалистов (проявления страха, паники, снижения мотивации, психического утомления и др.) и предупреждение их развития;

— изучение социально-психологического климата и межличност­ных отношений в коллективах, разработка рекомендаций по оптими­зации структуры межличностных отношений «по вертикали» и «по горизонтали»;

— оказание помощи руководителям подразделений в сплочении коллективов, повышении эффективности групповой деятельности спе­циалистов;

— разработку рекомендаций по подбору руководителей и повы­шению эффективности их управленческой деятельности;

— психологическую подготовку специалистов к выполнению наи­более сложных профессиональных задач;

Психологическое сопровождение предусматривает следующие виды психологической диагностики и коррекций:

— обязательную психологическую диагностику и коррекцию, регламентированную по объему и срокам нормативными документа­ми;

— текущую (оперативную) диагностику и психологическую кор­рекцию;

— диагностику и психологическую коррекцию по необходимо­сти.

Для психологической диагностики и мониторинга психологиче­ского состояния специалистов экстремального профиля в ходе пси­хологического сопровождения используются психодиагностические экспресс-тесты САН, шкала реактивной и личностной тревожности, шкала астении, различные проективные и рефлексометрические тес­ты, ориентированные на текущую (оперативную) оценку динамики изменения актуального психологического состояния и психологиче­ских резервов организма.

При проведении психологической коррекции в этот период ис­пользуется широкий арсенал психокоррекционных методов, среди которых наиболее часто применяются психологическое консультиро­вание, психологическая саморегуляция, рациональная психотерапия, различные методы регуляции психологического состояния, а также социально-психологический и психологический тренинг.

Психологическая реабилитация. Выполнение задач в экстремаль­ных условиях (в том числе в боевых) сопряжено с перенесением чрезвычайных стрессовых нагрузок. Впоследствии это может иногда затруднить процесс социальной реинтеграции в условия «нормальной» жизни.

Прежде всего имеет место высокая вероятность возник­новения дезадаптационных расстройств, иногда на фоне деформации личности. Подобные расстройства рассматриваются как составляю­щие посттравматических стрессовых расстройств (ПСТР).

Кроме того, многочисленные неблагоприятные факторы профес­сиональной деятельности специалистов экстремального профиля мо­гут приводить к неадекватным изменениям психологического состоя­ния, возникновению нервно-психических нарушений и психосомати­ческих заболеваний, а в конечном итоге снижать профессиональную работоспособность.

В связи с этим важным направлением психологического обеспе­чения профессиональной деятельности специалистов экстремального профиля является их психологическая реабилитация.

Психологическая реабилитация является составной частью общей системы реабилитации, которая представляет собой единую систему взаимосвязанных государственных, социально-экономических, орга­низационных, медицинских, социальных, психологических, педагоги­ческих и других мероприятий, направленных на предупреждение развития патологических процессов, приводящих к временной или стойкой утрате работоспособности, на эффективное и раннее возвра­щение пациентов в общество и к общественно полезному труду.

Различают реабилитацию социальную (восстановление прав, со­циальных связей), медицинскую (восстановление состояния здоро­вья), психологическую (восстановление и коррекция психического состояния), педагогическую (восстановление утраченных навыков и умений), профессиональную (восстановление профессионального опыта, профессиональных навыков), семейную (восстановление се­мейных связей) и др.

Психологическая реабилитация специалистов экстремального профиля представляет собой комплекс психодиагностических, пси­хокоррекционных и медико-психологических (восстановительных) мероприятий, реализуемых непосредственно во время или после ра­боты в экстремальных условиях и направленных на скорейшее вос­становление оптимального психического состояния и профессио­нальной работоспособности специалистов, повышение уровня их психологической подготовленности, а также обеспечивающих ско­рейшую реадаптацию к условиям обычной жизнедеятельности и со­циальным связям.

Психологическая реабилитация проводится в тесной взаимосвязи с социальной и медицинской реабилитацией.

При проведении психологической реабилитации важно соблюде­ние принципов партнерства, разносторонности (разноплановости усилий, воздействий, мероприятий), единства психосоциальных и медико-биологических методов воздействия, активности.

Принцип партнерства означает построение реабилитационных Мероприятий таким образом, чтобы обеспечить максимальное и ак­тивное включение реконвалесцента (т. е. лица, восстанавливающего свое психическое, социальное, психосоматическое состояние) в про­цесс реабилитации.

Принцип разносторонности (разноплановости) усилий (воздейст­вий, мероприятий) состоит в понимании реабилитации как сложного процесса, объединяющего усилия не только реконвалесцента и спе­циалиста (реабилитолога), но и усилия различных специалистов (психологов, медицинских и социальных работников, педагогов, со­циологов, специалистов по различным видам занятости, труду, раз­влечениям, досугу и др.), обеспечивающих комплексное воздействие на различные сферы реабилитации (психологическую, медицинскую, социальную, профессиональную и др.) в процессе социализации и ресоциализации.

Принцип единства психосоциальных и медико-биологических методов воздействий означает применение в реабилитационных про­граммах комплекса различных методов реабилитации, обеспечиваю­щих восстановление адекватной системы отношений (взаимоотноше­ний) личности в социальном обществе и состояния здоровья, а так­же профилактику патологических процессов, приводящих к утрате трудоспособности.

Главным принципом психологической реабилитации является ак­тивность психопрофилактики, заключающаяся в активном предупреж­дении возникновения психических нарушений и расстройств, т. е. профилактика не только при обращении специалиста к психологу, психотерапевту, но и активная постоянная психопрофилактика в виде диагностических обследований, наблюдения. Нельзя ждать необрати­мых патологических явлений или процессов, нужно их прогнозиро­вать и не допускать их возникновения и развития.

Для практического проведения реабилитации разрабатываются новые программы реабилитационных мероприятий, предусматриваю­щие организационные вопросы, кадровое (штатное) и ресурсное (ма­териальное) обеспечение.

Психологическая реабилитация может проводиться психологом как непосредственно в экстремальных условиях, так и после участия специалистов в выполнении профессиональных задач и возвращении к месту постоянной дислокации. Для проведения реабилитации соз­даются специально оборудованные кабинеты психологической раз­грузки, центры (отделения) реабилитации (психологической коррек­ции, медико-психологической реабилитации, восстановительного ле­чения и др.).

При проведении психологической реабилитации должна быть обязательно соблюдена этапность проведения реабилитационных ме­роприятий:

1 этап — «психогигиенический» — предусматривает общий ком­плекс психогигиенических мер, распространяющихся на весь кон­тингент специалистов экстремального профиля;

2 этап — «психопрофилактический» — включает мероприятия по выявлению лиц, относящихся к «группе риска» и профилактике раз­вития у них психических нарушений и психосоматических заболева­ний;

3 этап — «психокоррекционный» — ориентирован на оказание помощи лицам, находящимся в состоянии психологической дезадаптации и предболезни;

4 этап — «амбулаторно-стационарный» — предусматривает оказа­ние психологической помощи лицам с установленными диагнозами. Этот этап ориентирован на комплексное лечение и реабилитацию специалистов, когда мероприятия медицинской реабилитации не только дополняются психокоррекционными, но и проводятся с уче­том психологического состояния;

5 этап — «поддерживающий» — включает психокоррекционную работу с лицами, у которых заболевание приобрело рецидивирующий и хронический характер.

Для эффективной психологической помощи и реабилитации спе­циалистов экстремального профиля после выполнения задач в экс­тремальных условиях необходимо проводить психологическое обсле­дование каждого специалиста, ориентированное на выявление небла­гоприятных психических нарушений. Такое обследование должно быть комплексным и проводиться врачом-психиатром (для исключе­ния психической патологии), психотерапевтом и психологом. Оно должно предусматривать оценку функциональных резервов ор­ганизма.

В качестве методов психологической реабилитации наиболее час­то используются психопрофилактическая информационно-просвети­тельская работа (ознакомление с основами теории посттравматиче­ского стресса, наиболее частыми травматическими нарушениями, формирование индивидуальных стратегий стресс-преодолевающего (копинг) поведения), психологическое консультирование, различные методы регуляции психического состояния, включая психологиче­скую саморегуляцию, цветовое и музыкальное воздействие, воздейст­вие запахов, библиотерапию, психологический тренинг.

Кроме того, в ходе медико-психологической реабилитации спе­циалистов экстремального профиля достаточно широко используют­ся различные методы психотерапии, фитотерапия (применение трав), физиотерапия (электросон, массаж, водолечение, инфракрасные, ультрафиолетовые, электромагнитные воздействия), психофармаколо­гия и рефлексотерапия.

 

 5.1. Мероприямия психологической помощи в чрезвычайных ситуациях

Психологическое просвещение включает в себя сообщение и ус­воение знаний о психических состояниях, о методах психологиче­ской защиты, предотвращения и преодоления негативных функцио­нальных реакций, эмоциональной напряженности, предупреждения чрезмерного психического напряжения, выхода из эмоционального стресса, организации копинг-поведения и др.

Управляющие воздействия руководителя, психолога, врача в виде советов, указаний, приказаний, рекомендаций по выходу из состояния чрезмерного эмоционального возбуждения, напряжения.

Это мо­гут быть ободряющие слова, приемы отвлечения внимания от психо-травмирующих факторов путем нацеливания на выполнение второ­степенных задач или подачи иррелевантной информации.

К числу управляющих воздействий относятся также мотивирую­щие, мобилизирующие призывы, организующие действия руководи­теля, позволяющие перегруппировать оставшиеся резервы и пред­принять новые усилия для достижения поставленных целей. Для ус­пешности управляющих воздействий важно, чтобы руководитель пользовался соответствующим авторитетом, ему доверяли, чтобы имелся позитивный опыт успешных действий с данным руководите­лем, психологом.

Психокоррекция психического состояния, рациональная психотера­пия, аутотренинг. Средствами психокорреляции и психотерапии явля­ются вербальные воздействия, близкие к приемам психоанализа, по­зволяющие переубедить человека, находящегося в чрезмерном возбу­ждении, разбирая по деталям ошибочность его суждений и выявляя

причины выявленных заблуждений.

Аутотренинг включает в себя обучение, а затем оперативное при­менение мышечной релаксации, сопровождаемой командами-внуше­ниями чувства тяжести и тепла в мышцах, общего расслабления, спокойствия, ощущения хорошего отдыха и последующей готовности к успешным действиям. Овладение приемами аутотренинга, произ­вольной мышечной релаксацией позволяет затем осуществлять само­регуляцию своего психического состояния.

Саморегуляция, самовнушение. На основе сложившихся ранее пси­хологических установок и чувства уверенности в своих силах (под­крепленного позитивным опытом саморегуляции) применяются са­моприказы, самоубеждения: Я могу! Я добьюсь! Я выдержу! Я доведу дело до конца! Я преодолею состояние апатии, напряженности, чрезмерного возбуждения! и т. д. Реализуя опыт аутотренинга, прово­димого с помощью психолога, врача, человек осуществляет мышеч­ную релаксацию, внушает себе чувство спокойствия, укрепляет уве­ренность в успехе, преодолевает эмоциональную напряженность, стимулирует себя к успешному продолжению трудной деятельности.

В таких ситуациях способность к высоким волевым усилиям реа­лизуется на основе навыков саморегуляции своего психического со­стояния.

Упреждающая адаптация к вероятным психогенным факторам на­ступает с опытом действий в соответствующих экстремальных усло­виях, чрезвычайных ситуациях. Так, даже юноша-школьник адапти­руется к опасностям парашютных прыжков, солдат привыкает к на­пряжениям при обкатке танком, учитель от занятия к занятию чувствует себя спокойнее и увереннее, спортсмен после участия в многочисленных соревнованиях ведет себя все более хладнокровно и т. д. Адаптация к действиям в экстремальных условиях переносит­ся на другие чрезвычайные ситуации, хотя эффективнее она реализуется в тех условиях, в которых накапливается опыт соответствую­щей деятельности.

Управление вниманием включает в себя формирование и реализа­цию навыков концентрации внимания, способности сосредотачивать сознание на каком-либо избранном объекте, что на основе индукци­онных отношений предопределяет затормаживание искомого ранее доминирующего очага, вызывающего излишнее психическое возбуж­дение. Известно, что знаменитый физик Паскаль боролся с зубной болью, решая сложные математические задачи, Станиславский пред­лагал упражнение на внимание «три круга»: сначала нужно воспро­извести в мыслях все объекты условно «большого круга» (например, во дворе), после этого перейти на средний круг (например, содержа­ние комнаты), затем, не прерываясь, сосредоточиться на «малом» круге (собственное туловище, ноги, руки, лицо). Г. С. Беляев и др. использовали мысленную имитацию мышечных движений (идеомоторные акты), В. Марищук, чтобы вывести курсантов-летчиков из состояния эмоциональной напряженности, сопровождаемой общей депрессией, несколько раз идеомоторно проигрывал с ними все эле­менты полета по кругу, повторяя вслух каждое действие с пилотаж­ной аппаратурой, исправляя допущенные ранее ошибки. При этом не только значимо снижалась напряженность, но и появлялось силь­ное желание совершить реальный полет, появлялась уверенность в успешном его выполнении.

Создание чувственных образов также является одним из приемов управления психическим состоянием и снижения общего чрезмерно­го возбуждения. Этот прием является также подготовительным для формирования умений психосоматической саморегуляции (ПСР). По его схеме предлагается, например, почувствовать тепло в руке. Нуж­но представить себе, что рука находится в горячей воде, или рядом с горячим утюгом, кипящим самоваром и др. Подобно этому можно почувствовать тяжесть в руке, представив себе, что в ней удержива­ется пудовая гиря.

Слова психолога, проводящего внушения чувственного образа, оказываются более действенными, когда воспринимающий их чело­век заинтересован в успехе воздействия и не пытается ему противо­стоять, когда человек взволнован, напряжен, но не рассержен; когда он находится в релаксации, когда поток внешней информации сни­жен им, тормозится самоусилием или внушением извне.

Применение методики С-КР (самоконтроля-саморегуляции). С-КР заключается в выработке прочной привычки самоконтроля за внеш­ними проявлениями чрезмерных эмоций, предопределяющих разви­тие напряженности, эмоционального стресса.

Для удобства практического применения запоминаются три во­проса:

— Как моя мимика (нет ли внешнего выражения напряженно­сти)?

— Как мои мышцы (нет скованности)?

— Как я дышу (нет учащенного дыхания с сокращенной фазой выдоха)? Данная привычка вырабатывается в процессе различных сложных ситуаций профессиональной деятельности; в быту; при кон­фликтных отношениях с начальством, при выполнении сложных фи­зических упражнений и др. При этом уже само ее проигрывание уво­дит, в определенной мере, из негативного психического состояния.

Выработка такой привычки самоконтроля необходима потому, что человек при отрицательных переживаниях не замечает измене­ний в своей мимике, пантомимике, развития скованности, учащения и ломки обычной структуры дыхания и других показателей напря­женности.

Второй важной частью С-КР является выполнение действий, противостоящих выявленным внешним проявлениям эмоций:

— устранить мимику напряженности (улыбнуться);

— произвольно расслабить мышцы (устранить скованность);

— сбить учащенное дыхание (2—3 глубоких вдоха и выдоха) и установить ритмичное дыхание с удлиненным выдохом.

В многочисленных исследованиях многих видов самой напря­женной деятельности в разных чрезвычайных ситуациях применение методики С-КР всегда обеспечивало высокий позитивный эффект. С помощью специальных экспериментов было показано, что в поле­тах после выполнения бомбометания, дозаправки топливом в воздухе у ряда членов экипажей бомбардировщиков избыточные вегетатив­ные реакции: частота сердечных сокращений, артериальное давление и др. — сохранялись на высоком уровне еще до 30 минут и дольше, иногда кумулируясь в связи с другими нештатными ситуациями, но после применения С-КР относительная нормализация функциональ­ной реактивности органов и систем организма наступала обычно че­рез 8—12 минут. Это позитивно сказывалось и на выполнении воен­но-профессиональных действий.

В целях оптимизации психического состояния эффективно при­менялось также музыкальное кондиционирование (проигрывание функциональной музыки), средства аромофитоэргономики и др. Так, для снижения нервно-психического напряжения успешно использо­вался разработанный Л. Н. Мельниковым прибор светозвуковой ре­лаксации, задающий ритм спокойного дыхания на фоне мышечного расслабления. Что касается успокаивающих ароматических воздейст­вий, то они применялись еще в Древнем Египте, а затем в Греции, античном Риме и др. Использовались, например, мирра — пахучая смола некоторых деревьев, эфирные масла и др.

Методы психофизиологической регуляции. К ним относятся раз­личные воздействия на уровне высшей нервной деятельности, опти­мизирующие функциональное состояние нервной системы.

Проведение специальных физических упражнений. Это средство против негативного влияния режима ограниченной подвижности, гипокинезии («гипо» — мало, «кинео» — движение), гиподинамии («гипо» — мало, «дина» — обозначение переносимых усилий). Такие упражнения применяются в армии и на флоте: во время дежурства на командных пунктах ракетных войск, в длительных полетах, у пультов расчета ПВО, при длительных перевозках и пребывании в кабинах различных подвижных объектов и др. Примером таких упражнений является производственная гимнастика.

Рефлексотерапия. Точечный и обычный массаж. Это направление базируется на обезболивающем, антистрессовом и укрепляющем эф­фекте в результате воздействия на биологически активные точки кожи (БАТ). Методы рефлексотерапии имеют многовековую исто­рию, они использовались в странах древнего Востока, в Китае. В настоящее время применяются механическим методом (нажатие пальцами, иглоукалывание, воздействие на БАТ палочками с шаговидным концом), термическим путем (прогревание и прижигание), электрическими стимулами (электропунктура, электровибромассаж), электромагнитным способом (магнитотерапия, лазеропунктура). По­зитивный эффект массажа определяется мобилизацией только собст­венных функциональных резервов организма. Подробное описание методов рефлексотерапии содержится в упомянутой выше моногра­фии В. Л. Марищука и В. И. Евдокимова и др.

Термовосстановительные процедуры осуществляются в бане, сауне при проведении преимущественно психореабилитации после силь­ных психотравмирующих нагрузок в различных чрезвычайных ситуа­циях. Эффект данных мероприятий повышается при сочетании их с массажем, самовнушением, водными процедурами и соблюдении оптимальных экспозиций тепловых нагрузок.

Применяются также электрофизиологические методы в виде це­ленаправленной электростимуляции нервномышечного аппарата, об­щая электростимуляция нервной системы.

 

Дата: 2019-04-23, просмотров: 54.