Психологические механизмы надежности профессиональной деятельности
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Интерес к психологическим механизмам не нов. Но особенно замет­но он проявляется в психологической литературе последнего времени. Специальное обращение к изучению того или иного психологического механизма должно предусматривать поиск ответов, по крайней мере, на следующие вопросы: состав и основная функция психологического ме­ханизма, закономерности его генезиса (условия формирования, наибо­лее существенные факторы, определяющие его последующее функцио­нирование), причины и характерные признаки разрушения (старения). Психологам еще предстоит достижение согласия в определении перечня и возможной классификации психологических механизмов надежности, в том числе и применительно к профессиональной деятельности. Неко­торые из них уже получили в этом качестве достаточное признание.

Самоконтроль. Среди психологических механизмов, обеспечиваю­щих надежность профессиональной деятельности, самоконтролю при­надлежит фундаментальная роль. Прямо, по своей сути, самоконтроль нацелен на своевременное предотвращение или обнаружение уже со­вершенных ошибок.

На эффективность реализации самоконтроля влияют внешние фак­торы, связанные с условиями выполнения человеком конкретной дея­тельности, и внутренние, субъективные факторы, проистекающие из индивидуальных особенностей человека.

Выбор неправильных эталонов при выполнении какой-либо деятель­ности ведет к недостижению поставленной цели или получению некаче­ственных результатов. Таким образом, если отсутствие эталона делает самоконтроль в принципе невозможным, то неправильное или недоста­точно полное его формирование делает обращение к самоконтролю в итоге неэффективным. Осуществление самоконтроля становится в ряде случаев более простым и приводит к надежным результатам, если эта­лон находится вовне, перед человеком, в окружающей его среде. На­пример, практикой проверена необходимость "запроектировать" само­контроль человека-оператора, т.е. уже на этапе проектирования преду­смотреть в конструкции будущей системы такие специальные устройст­ва, которые позволяли бы оператору на этапе эксплуатации техниче­ских средств осуществлять самоконтроль в процессе приема и перера­ботки информации, реализации управляющих воздействий на систему. С помощью специальных надписей, световой сигнализации, указателей, табло, дублирующих приборов и т.д. можно облегчить оператору само­контроль безошибочности приема и переработки информации от пульта управления и выработку на ее основе решения о характере управляю­щего воздействия на систему. Для этих же целей рекомендуется преду­сматривать средства, подтверждающие обнаружение сигнала. Эффек­тивность принятия решения можно повысить, если предоставить опера­тору возможность "инструментально" осуществлять самоконтроль пра­вильности промежуточных результатов. Надежность управляющих дей­ствий также может быть повышена, если предусмотреть в конструктив­ном исполнении органов управления возможность осуществления само­контроля, чего можно добиться с помощью кодирования органов управ­ления формой, размерами и цветом. Рекомендуется предусматривать устройства для предупреждения оператора в тех случаях, когда он со­вершает ошибку в управлении системой. На примере опять-таки систем «человек – машина» можно сказать, что эффективность эксплуатации технических систем снижается при отсутствии, неполноте, неточности или задержках обратной связи, несущей необходимую контрольную ин­формацию для человека-оператора. Чем совершеннее организовано по­лучение результатов, тем с большей мотивацией и надежнее работает специалист. И, наоборот, несвоевременное поступление контрольной информации затрудняет самоконтроль, отрицательно влияет на надеж­ностные характеристики оператора.

Среди внешних факторов существенное влияние на функционирова­ние самоконтроля оказывают сложность выполняемой деятельности, окружающая среда (освещение, шум, вибрация и т.д.), режим труда и отдыха работника. Чрезмерное напряжение, переутомление, состояние эмоционального стресса, монотонность в работе ведут, как правило, к ослаблению самоконтроля и соответственно к возрастанию вероятности ошибочных действий. Причиной произвольной активизации самокон­троля может быть не только воспитанная привычка контролировать собственное поведение, но и появление факторов, жизненно важных или затрудняющих нормальное протекание деятельности, например, свя­занных с возникновением аварийной ситуации. Чтобы помочь человеку справиться с ней и надежно выполнить свои профессиональные обязан­ности, чрезвычайно полезно предусмотреть в системе управления такие технические устройства, которые позволили бы специалисту быстро и уверенно, не задерживаясь на операциях перепроверки, перейти от приема значимой информации к исполнению необходимых действий. К таким устройствам относятся различные виды предупреждающих (прогнозирующих, предсказывающих), направляющих и командных сиг­нализаторов.

На характер функционирования самоконтроля оказывают влияние индивидуальные особенности человека. Уже проведенные в этом плане исследования позволяют назвать среди них такие свойства, как тип нервной системы, экстраверсия или интроверсия, направленность лич­ности (ее мотивы), тревожность, ответственность, дисциплинирован­ность, самооценка, уверенность или неуверенность в себе и др. В сле­дующем параграфе у нас будет возможность вернуться к этому вопросу.

Компенсация. Понятие компенсации, принятое в психологии, пред­полагает возмещение недоразвитых или нарушенных психических функций путем использования сохранных или перестройки частично нарушенных функций. В обеспечении надежности человека механизм компенсации играет одну из первостепенных ролей. Общая теория ком­пенсации в психологии еще не сложилась. Вместе с тем эмпирический опыт позволяет говорить о достаточном разнообразии проявлений этого феномена в психической жизни человека. Попытаемся проиллюстриро­вать сказанное на примере отдельных психических процессов и лично­сти в целом как субъекта поведения и профессиональной деятельности.

Типичный пример компенсации в сфере психических процессов от­носится к работе памяти. Компенсация слабой механической памяти может быть осуществлена за счет ассоциативной, что в итоге не приво­дит к нарушению памяти в целом. Слабое развитие или нарушение па­мяти можно компенсировать путем записывания или более четкой орга­низацией выполняемой деятельности. Недостаточное распределение внимания можно компенсировать за счет его переключения. Определен­ные дефекты зрения можно частично компенсировать усилением разви­тия слуха. Иначе говоря, естественный недостаток какого-нибудь органа может быть компенсирован более частым упражнением другого органа. Эффект компенсации обнаруживает себя и при формировании характе­ра, когда при ослаблении какой-то одной черты характера, как бы в возмещение этого недостатка, развивается другая. Психологам хорошо известно, что в различных ситуациях повседневной жизни и трудовой деятельности человек использует определенные приемы самозащиты собственной личности. Некоторые из обычно применяемых психологи­ческих механизмов защиты носят достаточно выраженный компенсаторный характер, например: компенсация каких-то личных неудач или неудовлетворенности основной работой за счет различного рода увлече­ний в часы досуга; обращение к миру фантазий, где человек волен ви­деть себя в любом значимом для него качестве, воплощение которого в реальной жизни по каким-либо причинам затруднено.

Очевидна роль механизма компенсации в обеспечении надежности профессиональной деятельности. Уже на этапе профессионального са­моопределения следует учитывать возможности компенсации в структу­ре профессионально важных качеств. Недостаточная выраженность ка­кого-то личностного свойства может быть компенсирована за счет дру­гих свойств. Определенные возможности компенсации кроются в орга­низации индивидуального стиля деятельности. Для достаточно большого класса решаемых оператором задач и в случае крайней перегрузки ин­формацией наиболее типичным приемом компенсации является фильт­рация (т.е. выбор и пропуск отдельных сигналов). Известно, что лицам с высокими показателями тревожности присущ повышенный самокон­троль, к которому они обращаются в процессе приема и переработки информации с целью компенсации собственной неуверенности в пра­вильности принимаемых решений.

Ряд профессий предусматривает деятельность человека в экстре­мальных условиях. К их числу относится работа в условиях сенсорной изоляции, т.е. в социально обедненной среде. Под влиянием этого стрессового по своей природе фактора оказываются космонавты, мо­ряки, участники различных экспедиций и др. Необходимость длительное время работать в отрыве от дома, семьи, при резко ограниченном круге общения, в условиях информационной недостаточности - все это явля­ется общей отличительной чертой, присущей в той или иной мере упо­мянутым профессиям. Роль компенсации приобретает в них особый смысл. Например, ведение дневниковых записей помогает возместить дефицит общения и в какой-то степени компенсировать связанную с ним эмоциональную напряженность. В условиях одиночества человек прибегает к различным способам компенсации отсутствия межличност­ных контактов. Стремясь искусственно воссоздать нарушенную соци­альную среду, человек начинает разговаривать вслух сам с собой, зада­вая себе вопросы и отвечая на них, имитируя тем самым ситуацию диа­лога с воображаемым собеседником, спорит сам с собой, доказывает что-то сам себе и т.п. С возрастом отмечается снижение функциональ­ных показателей человека (зрения, слуха, вкусовой, болевой, тактиль­ной чувствительности и др.). Однако, несмотря на эту общую тенден­цию, имеет место сохранение трудоспособности, которое достигается включением центральных компенсаторных механизмов, обеспечивающих общую биологическую и социальную активность на достаточно высоком уровне.

Избыточность. Избыточность является одним из универсальных механизмов, обеспечения надежности функционирования систем различной природы. Различают два типа избыточности: информационную и струк­турную. Под информационной избыточностью понимается отношение количества информации, фактически используемого при выполнении задачи, к минимальному количеству информации, необходимому для выполнения системой ее функции при отсутствии помех. Соответствен­но под структурной избыточностью понимается отношение фактически существующей структуры системы к минимальной, которая позволяет системе выполнить необходимую функцию в предположении, что эле­менты структуры вполне надежны. Для каждого уровня организации живых систем в процессе их развития формируется оптимальное соот­ношение структурной и информационной избыточности, т.е. такое, ко­торое способно свести ошибки функционирования к минимуму. В свете проблемы надежности роль избыточности не следует трактовать одно­значно: она выполняет свою положительную функцию только тогда, Когда для нее найдены оптимальные формы реализации. Если для тех­нических средств их поиск представляет специальную область исследо­ваний, то живые системы приходят в этом смысле к наилучшему для себя решению эволюционным путем.

Надежность процессов восприятия и опознания обеспечивается избы­точной информацией, которую несут в себе объекты внешнего мира. Наши восприятия - суть общие идеи, замещающие разнообразие и по­зволяющие сводить множество внешней среды к определенной упорядо­ченности, классификации. В одном понятии "земной шар" сосредоточены миллиарды индивидуальных явлений, которые происходят на нашей планете.

Уровень избыточности в различных языках колеблется в сравнитель­но небольших пределах и для европейских языков составляет приблизи­тельно 60-70%. Такая высокая избыточность обеспечивает устойчивость языка в связи с ошибками, а также надежность переработки информа­ции, содержащейся в сообщении. Избыточность языка обеспечивается количеством слов, значения которых «перекрывают», дополняют друг друга, что позволяет одни и те же мысли выражать по-разному, и по­этому избыточность языка позволяет ему надежно функционировать как средству коммуникации. Избыточность речи опирается на избыточность языка, но служит целям оптимальности передачи сообщений и их пони­мания. В тех случаях, когда требуется особо надежная передача инфор­мации, избыточность речи достигает 90—95%, как это имеет место, на­пример, при связи с экипажами самолетов.

Закономерным образом проявляется избыточность в сфере психомо­торной организации человека. Имеется в виду преодоление избыточно­сти двигательного репертуара в поисках поведения адекватного постав­ленной цели. Эта задача решается как в детстве, так и во взрослые годы, сохраняя свою качественную специфику на каждом из возрастных этапов. При усвоении всякого нового действия или специального движе­ния взрослому человеку приходится идти к нему, как бы отыскивая, вычленяя нужные действия из общей их массы, усвоенной прежде и зафиксированной в двигательной памяти. Таким образом, по мере раз­вития человека у него образуется избыточный запас двигательных пред­ставлений, к которому он обращается при выполнении любой новой, в том числе и профессиональной, задачи. Отбор движений в целях их экономии имеет важное значение и для научной организации труда. Тщательное изучение рабочих движений позволяет устранять все лиш­ние движения, обременительно воздействующие на работника.

Фактор информационной избыточности используется в системах «человек – машина» для обеспечения надежности работы оператора. Надежность приема информации может быть повышена за счет ее избы­точности при дублировании поступающих к оператору сигналов, а так­же за счет избыточности самого стимула. Другая возможность обеспе­чения надежности человеко-машинных систем связана с введением в режим их функционирования временной избыточности. Иначе говоря, под избыточностью времени понимается его резерв, которым располага­ет оператор при выполнении какой-либо задачи, значительно превы­шающий суммарное время, необходимое для выполнения операций, свя­занных с решением конкретной задачи. Накопленный опыт космиче­ских полетов показывает, что ненадежность действий оператора может быть обусловлена как дефицитом времени, так и, наоборот, его избы­точностью. Дефицит времени и перегрузка информацией приводят к резким сдвигам в деятельности оператора, к появлению пропусков по­ступающих сигналов и к запаздыванию реакции на текущую ситуацию. С другой стороны, избыток времени и сопутствующее ему медленное поступление информации могут вызывать отвлечение оператора от кон­троля за процессом управления и, как следствие, появление ошибочных действий. В умении оптимально распорядиться избыточностью времени не последнюю роль играет профессиональный опыт оператора.

В обеспечение надежности профессиональной деятельности потенци­альные резервы человека вносят весомый вклад. Их включение особен­но помогает специалисту поддерживать свое рабочее состояние в экс­тремальных ситуациях, продолжать выполнение порученных ему функ­ций в затрудненных условиях деятельности, например под воздействием помех. В огромных резервных возможностях человека мы нередко убе­ждаемся на примерах так называемой феноменальной психики. Это могут быть случаи выходящего за пределы обычных представлений развития того или иного вида памяти, быстрого выполнения в уме больших объемов вычислительных операций и т.п. Горизонты психических ре­зервов человека, его возможностей могут быть существенным образом раздвинуты при овладении им специальной техникой психической само­регуляции. Роль природных задатков неоспорима, но не следует недо­оценивать значение целенаправленного формирования психических резервов и их регулярного поддержания. В целом же при исследовании психических резервов следует иметь в виду, что они не являются жест­ко фиксированным образованием. Их потенциал изменяется на протя­жении жизни, а характер их динамики обусловлен не только воздейст­вием факторов внешней среды, но в существенной мере и индивидуаль­ными особенностями человека.

Дата: 2019-04-23, просмотров: 58.