Психологическое обеспечение надежности профессиональной деятельности
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Путь к достижению требуемого уровня надежности специалиста предполагает психологическое обеспечение в решении ряда промежу­точных задач, находящихся по отношению друг к другу в четкой логи­ческой взаимосвязи. Иными словами, психологическое обеспечение на­дежности профессиональной деятельности представляет собой распреде­ленный во времени эволюционный процесс. По сути дела, речь идет о психологическом сопровождении субъекта профессиональной деятель­ности и последовательном "наращивании" его надежности на сменяю­щих друг друга этапах его профессионализации: профессиональное са­моопределение, а в случае необходимости и психологический профес­сиональный отбор; профессиональная подготовка; адаптация к профес­сиональной деятельности; наконец, самый длительный по времени этап регулярной профессиональной деятельности, предполагающий не только поддержание на требуемом уровне профессионального мастерства но и его постоянное совершенствование.

Профессиональная надежность как свойство личности формируется в человеке постепенно, шаг за шагом, на последовательно сменяющих друг друга этапах профессионализации. На этом пути нет более или менее второстепенных вопросов - все важно и все в свое время. Пра­вильное, эффективное решение каждого из них как бы вносит свой вклад в обеспечение будущей надежности специалиста.

Вход в профессию начинается с решения вопроса о профессиональ­ном самоопределении. Не будет преувеличением сказать, что выбор профессии является одним из самых ответственных, главных решений, принимаемых человеком в своей жизни. Допущенная здесь ошибка мо­жет обнаружиться сравнительно быстро, уже на этапе первоначального обучения, когда субъект выбора убеждается в том, что взялся не за свое дело, и ему приходится менять профессиональную ориентацию, заново решая вопрос о собственном призвании. Гораздо хуже, когда неверное решение о профессиональном самоопределении заявляет о себе позже, в ходе самой профессиональной деятельности. Это может найти отраже­ние в недостаточной эффективности труда, в том числе и в несоответ­ствии человека тем требованиям по надежности, которые предъявляются к нему выполняемой профессиональной деятельностью.

За этапом профессионального самоопределения логично следует этап профессиональной подготовки, в процессе которой субъект, потенци­ально пригодный к тому или иному виду профессиональной деятельно­сти, должен овладеть необходимой системой профессиональных знаний, умений и навыков. Просчеты, допущенные на этом этапе, могут в даль­нейшем привести к тому, что человек, в принципе пригодный по своим психологическим качествам для данной профессии, все-таки не сможет в ходе последующей самостоятельной деятельности работать на требуе­мом уровне надежности. Завершив обучение, человек приступает к вы­полнению своих профессиональных обязанностей. Но на этом не завер­шается процесс формирования его профессиональной надежности. Те­перь психологическое обеспечение надежности профессиональной дея­тельности нацелено на то. чтобы как можно успешнее работник прошел этап профессиональной адаптации, а в дальнейшем имел возможность не просто поддерживать полученную им квалификацию, но и постоянно совершенствовать свое профессиональное мастерство.

Эффективность практической реализации концепции психологиче­ского обеспечения надежности профессиональной деятельности в пря­мой мере зависит от степени научной разработанности входящих в нее вопросов. Ряд из них заслуживает особого внимания. В том числе рас­крытие роли и специфики психологических механизмов, обеспечиваю­щих надежность профессиональной деятельности. Еще одно важное на­правление научного поиска связано с личностным подходом к обеспе­чению надежности профессиональной деятельности и предполагает на­хождение ответов на те вопросы, перед которыми в силу сложившихся традиций остановилась инженерная психология. Более полный учет личностных характеристик субъекта деятельности, особенностей его направленности и мотивов, сферы нравственности, черт характера и темперамента открывает новые горизонты не только для психологиче­ского анализа ошибочных действий, но главным образом и для принятия мер по их предотвращению. Это тем более важно, если принять во вни­мание, что обычно вводимые в рассмотрение переменные (содержание и сложность выполняемой деятельности, факторы окружающей среды, режим труда и отдыха и т.п.) не затрагивают индивидуальные особенно­сти субъекта деятельности, которые обусловливают немалое число про­фессиональных ошибок.

Тесное сопряжение проблем надежности профессиональной деятель­ности и психического здоровья представляет собой интереснейшую и многообещающую область исследований на перспективу. Не надо спе­циально пояснять, насколько велика роль здоровой психики в обеспече­нии надежности человека, причем не только в профессиональном отно­шении, но и в более широком поведенческом плане. Специалист, обла­дающий необходимой профессиональной подготовкой и не испытываю­щий нарушений со стороны функционирования собственного организма, все равно остается потенциально опасным в смысле профессиональной надежности, если в его психическом здоровье не все благополучно.

И в заключение вспомним еще раз очень верные слова академика А.И. Берга о вечном характере проблемы надежности и невозможности ее решения эпизодическими мероприятиями. На такую оценку может ориентироваться исследователь, приступающий к проблеме надежности профессиональной деятельности. Эта проблема требует к себе постоян­ного внимания, а поиск ответов на разнообразные порождаемые ею во­просы открывает самые широкие возможности для психологической науки.

 

Подготовка и психологическое сопровождение специалистов экстремального

Профиля деятельности

Система подготовки специалистов экстремального профиля включает в себя ряд мероприятий, среди которых важнейшими явля­ются профессиональный психологический отбор, психологическая подготовка, психологическое сопровождение и медико-психологи­ческая реабилитация.

Психологический отбор. В настоящее время в большинстве разви­тых стран мира такие системы существуют для разных профессий.

Деятельность подразделений, входящих в эту систему, рассматри­вается в качестве одного из важных звеньев государственной поли­тики, направленной на изучение, учет, рациональное распределение и экономически целесообразное использование человеческих (преж­де всего интеллектуальных) ресурсов общества. Система профессио­нального отбора включает социально-демографический, медицин­ский, образовательный, психологический, собственно профессио­нальный и специальный виды отбора.

Профессиональный психологический отбор (ППО) заключается в проведении комплексных мероприятий, позволяющих выявить лиц, наиболее пригодных по своим психологическим качествам к обучению в установленные сроки и успешной профессиональной деятельности по той или иной конкретной специальности. Главной задачей ППО является оценка профессиональной пригодности кан­дидата по психологическим показателям и составление на этой ос­нове долголетнего прогноза эффективности его последующей про­фессиональной деятельности.

ППО включает социально-психологическое изучение личности, психологическое и психофизиологическое обследование.

Значение ППО прежде всего обусловлено экономической целесо­образностью. Так, многолетний опыт применения ППО в промыш­ленности и силовых структурах США показал, что эффективность его является чрезвычайно высокой. В частности, отсев непригодных в процессе обучения снижается с 30—40% до 5—8%, аварийность по вине персонала уменьшается на 40—70%, надежность систем управ­ления повышается на 10—25%, затраты на подготовку специалистов уменьшаются на 30—40%.

Необходимость в проведении ППО возникает не всегда. ППО необходим и эффективен только в тех случаях, когда сущест­венна доля лиц, не справляющихся с обязанностями после обуче­ния; когда ошибка специалиста, допущенная по причине несоответ­ствия требованиям профессиональной деятельности, сопряжена с большими материальным или моральным ущербом, чревата опас­ностью для жизни людей; при высокой стоимости обучения и зна­чимости профессиональных задач.

Ежегодная статистика аварий и катастроф, связанных с ошибоч­ными действиями специалистов, показывает актуальность проблемы профотбора.

Экстремальные условия труда и обитания нередко связаны с воз­никновением различных чрезвычайных ситуаций, катастроф. Аварии и катастрофы по масштабам охватываемых ими стран и территорий, числу жертв и пострадавших, экономическому и экологическому ущербу делят на типы, приведенные в табл. 2.

Таблица 2

Дата: 2019-04-23, просмотров: 83.