Тема 4. Основные направления, организация и методы психологического
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Содержание раздела

 

Тема 4. Основные направления, организация и методы психологического

Сопровождения профессиональной деятельности специалистов различного профиля.

1. Психологические аспекты периодизации профессионального развития

2. Особенности профессиональной деятельности и адаптации к ней

2.1. Адаптация внешних средств деятельности

2.2. Оптимизирующая адаптация внешних условий деятельности

2.3. Защитная адаптация внешних условий деятельности

Динамика работоспособности специалистов различного профиля деятельности

Подготовка и психологическое сопровождение специалистов экстремального

Профиля деятельности

Система подготовки специалистов экстремального профиля включает в себя ряд мероприятий, среди которых важнейшими явля­ются профессиональный психологический отбор, психологическая подготовка, психологическое сопровождение и медико-психологи­ческая реабилитация.

Психологический отбор. В настоящее время в большинстве разви­тых стран мира такие системы существуют для разных профессий.

Деятельность подразделений, входящих в эту систему, рассматри­вается в качестве одного из важных звеньев государственной поли­тики, направленной на изучение, учет, рациональное распределение и экономически целесообразное использование человеческих (преж­де всего интеллектуальных) ресурсов общества. Система профессио­нального отбора включает социально-демографический, медицин­ский, образовательный, психологический, собственно профессио­нальный и специальный виды отбора.

Профессиональный психологический отбор (ППО) заключается в проведении комплексных мероприятий, позволяющих выявить лиц, наиболее пригодных по своим психологическим качествам к обучению в установленные сроки и успешной профессиональной деятельности по той или иной конкретной специальности. Главной задачей ППО является оценка профессиональной пригодности кан­дидата по психологическим показателям и составление на этой ос­нове долголетнего прогноза эффективности его последующей про­фессиональной деятельности.

ППО включает социально-психологическое изучение личности, психологическое и психофизиологическое обследование.

Значение ППО прежде всего обусловлено экономической целесо­образностью. Так, многолетний опыт применения ППО в промыш­ленности и силовых структурах США показал, что эффективность его является чрезвычайно высокой. В частности, отсев непригодных в процессе обучения снижается с 30—40% до 5—8%, аварийность по вине персонала уменьшается на 40—70%, надежность систем управ­ления повышается на 10—25%, затраты на подготовку специалистов уменьшаются на 30—40%.

Необходимость в проведении ППО возникает не всегда. ППО необходим и эффективен только в тех случаях, когда сущест­венна доля лиц, не справляющихся с обязанностями после обуче­ния; когда ошибка специалиста, допущенная по причине несоответ­ствия требованиям профессиональной деятельности, сопряжена с большими материальным или моральным ущербом, чревата опас­ностью для жизни людей; при высокой стоимости обучения и зна­чимости профессиональных задач.

Ежегодная статистика аварий и катастроф, связанных с ошибоч­ными действиями специалистов, показывает актуальность проблемы профотбора.

Экстремальные условия труда и обитания нередко связаны с воз­никновением различных чрезвычайных ситуаций, катастроф. Аварии и катастрофы по масштабам охватываемых ими стран и территорий, числу жертв и пострадавших, экономическому и экологическому ущербу делят на типы, приведенные в табл. 2.

Таблица 2

Проблемы личностной деформации и профессиональное «выгорание» специалиста

Литература

Психология: Учебник / В. М. Аллахвердов, С. И. Богданова и др.; Отв. ред. А. А. Крылов. – 2-е изд., перераб и доп. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004. – 752 с.

 Иванова Е. М., Носкова О. Г., Чернышова О. Н. Спецпрактикум по психологическому изучению профессиональной деятельности. Уч. пособие / Под ред. Ю. В. Котеловой: Изд. Моск. ун-та, 1980. – 83 с.

Диссерт. Владимировой И. М. или Психологическое обеспечение учебного процесса ввузов. СПб.: ВмедА, 1997. – 255 с. (С. 118-119)

 

Содержание раздела

 

Тема 4. Основные направления, организация и методы психологического

Дата: 2019-04-23, просмотров: 49.