Проблема надежности специалистов различного профиля деятельности
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

4.1. Психологические механизмы надежности профессиональной деятельности

4.2. Надежность личности специалиста

           4.3. Психологическое обеспечение надежности профессиональной деятельности

5. Подготовка и психологическое сопровождение специалистов экстремального  

профиля деятельности

            5.1. Мероприятия психологической помощи в чрезвычайных ситуациях

 6. Проблемы личностной деформации и профессиональное «выгорание» 

 личности специалиста

6.1. Проблемы личностной деформации профессионала

6.2. Профессиональное «выгорание» личности специалиста

 

1. Психологические аспекты периодизации профессионального развития

В отечественной психологии это положение стало аксиомой, что человек именно в процессе деятельности и общения становится личностью. В профессиональной деятельности в самом общем вид выделяют этапы: овладение деятельностью, «вхождение» в деятельность; активная профессиональная деятельность, наиболее продуктивный этап; завершение профессиональной деятельности. Каждый из этих этапов может включать и, с необходимостью, подразделяется на ряд других этапов. Однако, каким бы видом деятельности человек ни занимался и к ней не относился, одним из важнейших слагаемых эффективности деятельности, удовлетворением ею является совершенствование человека в этой деятельности, профессиональный рост, что находит свое выражение в продвижении по службе, карьере. В советские времена отношение к карьере было неоднозначным. Выражение «карьерист» употреблялось, как правило, в негативном смысле. Тем не менее, своевременное продвижение по службе, является официальным признанием заслуг человека в той системе, где осуществляется его профессиональная деятельность. И это выступает мощнейшим психологическим фактором реализации творческого потенциала человека. По точному выражению немецкого философа-экзистенциалиста Карла Ясперса: «Человек становится тем, что он есть, благодаря делу, которое он делает своим»

В зарубежной психологии проблемы карьерного роста специалистов исследовались давно и накоплен интересный материал представляющий несомненный интерес для практического психолога при организации мероприятий психологического сопровождения деятельности специалистов различного профиля.

Так, например, Д. Сьюпер предлагает трактовать профессиональное развитие в соответствие с пятью возрастными этапами (при рассмотрении «Я-концепции»):

- этап роста: от рождения до 14 лет - развитие интересов, способностей, индивидуально-психологических особенностей;

- этап исследования: 14 – 15 лет – апробация своих сил, внешкольной профессиональная деятельность, временные работы и т. д.;

- этап утверждения: 25 – 44 года – целенаправленное профессиональное образование и упрочение профессиональных позиций;

- этап поддержания: 45 – 64 года – сохранение устойчивого положения в профессиональной деятельности;

- этап спада: 65 - … - снижение профессиональной активности, прекращение профессиональной деятельности.

(Иванова Е. М., Носкова О. Г., Чернышова О. Н. Спецпрактикум по психологическому изучению профессиональной деятельности. Уч. пособие / Под ред. Ю. В. Котеловой: Изд. Моск. ун-та, 1980. – 83 с.).

 

Психологические аспекты индивидуальной карьеры.

Карьера - (от французского carriere) “жизненный путь” и успешное продвижение в какой-либо области общественной или профессиональной деятельности.

С теоретической точки зрения, карьера рассматривается как ориентации, установки, диспозиции высшего уровня (по Ядову), которые являются устойчивыми психологическими образованиями и определяют профессиональный жизненный путь человека.

Успешную карьеру связывают, прежде всего, с успешным профессиональным самоопределением. Наиболее популярная - теория профессионального самоопределения Д. Сьюпера (9 положений). Одно из них гласит: удовлетворенность работой (а во многом и жизнью в целом) зависит от того, в какой мере человек находит адекватные возможности для реализации своих способностей, интересов и свойств личности.

Выделяют четыре типа карьеры, в основании классификации которой лежит показатель стабильности карьеры:

1. Стабильная карьера продвижение в единственно постоянной сфере профессиональной деятельности.

2. Обычная карьера (наиболее распространенная) совпадает с основными стадиями жизненного пути человека, включая кризисы.

3. Нестабильная карьера характеризуется несколькими пробами, причем смена профессинальной деятельности происходит после определенного периода стабильной работы в предыдущей профессиональной деятельности.

4. Карьера со множественными пробами изменение профессиональной ориентации в течении всей жизни.

Американская исследовательница С. Доннелл указывает следующие причины неудач в карьере руководителей (по опросу 2,5 тыс. руководителей):

- желание получать много, иметь комфорт и не заботиться о рузультативности руководимых подразделений;

- увлечение символами положения (дом, квартира, кабинет, машина), собственная персона, присвоение всевозможных почестей, лавров;

- склонность к самоизоляции - потеря связи с подчиненными;

- стремление скрыть свои чувства, гнев, страх и т. д.

Основные стадии и этапы карьеры, которые желательно иметь в виду при организации психологического сопровождения профессиональной деятельности. Довольно оригинальный подход предлагает С.Н. Паркинсон, который выделяет в карьерном продвижении следующие периоды:

1) пора готовности Г – 22-23 года;        Однако, “зажимаемый”, не   

2) пора благоразумия Б= Г+3;                продвигаемый по службе

3) пора выдвижения В= Б+7;                  работник, проходит вместо

4) пора ответственности О= В+5;           6-8 фаз следующие:

5) пора авторитета А= О+3;                        

6) пора достижений Д= А+7;                  6) пора краха К=А+7;        

7) пора наград Н= Д+9;                           7) пора зависти З= К+9;

8) пора важности ВВ= Н+6;                    8) пора смирения С= З+4.

9) пора мудрости М= ВВ+3;

10) пора тупика Т=М+7.

Шкала начинается с числового обозначения (Г – пора готовности 22-23 года), в котором данное лицо начинает свой профессиональный путь после обучения. Каждая последующая “пора“ определяется значением предыдущей с добавлением соответствующего цифрового коэффициента (в годах).

Содержательная сторона этапов:

1) Обдумывание будущего рода занятий.

2) Образование и тренировка.

3) Вхождение в мир профессии, иногда возникает момент “шока от реальности”.

4) Профессиональное научение и дальнейшая специализация индивида в условиях конкретной организации.

5) Достижение членства в организации.

6) Принятие решения о своем членстве в организации в случае неудовлетворенности ею или больших возможностей роста в другой организации (обычно происходит в первые 5-10 лет карьеры).

7) Период переоценки себя (в середине карьеры).

8) Снижение вовлеченности в профессию и подготовка к уходу на пенсию.

9) Уход на пенсию.

Выделяют два критерия оценки успешности карьеры:

1. объективный;

2. субъективный.

Сточки зрения объективного критерия, процесс карьерного роста оценивается по двум параметрам:

- движение внутри организации;

- движение внутри профессии.

Критерием субъективной успешности может быть собственное мнение человека о том, достиг ли он успеха, к которому стремился. Зависимость успеха от референтной группы, к которой человек себя относит.

Для исследования карьерных ориентаций и степени удовлетворенности профессинальной деятельностью, условиями труда т. д. Существуют различные методы: наблюдения, психодиагностической беседы, анкетирования, опросники и другие.

Таким образом, стремление сделать карьеру является неотъемлемым желанием человека, ориентированного на реализацию своего личностного потенциала.

               Иванова Е. М., Носкова О. Г., Чернышова О. Н. Спецпрактикум по психологическому

               изу чению профессиональной деятельности. Уч. пособие / Под ред. Ю. В. Котеловой:

               Изд. Моск. ун-та, 1980. – 83 с.

 

2. Особенности профессиональной деятельности и адаптации к ней

Успешное овладение большинством профессий возможно для всех практически здоровых людей. Психологические рекомендации по выбо­ру профессии, разрабатываемые специалистами-психологами на основе психодиагностических исследований, в этих случаях направлены на вы­явление специальных способностей или отдельных наиболее развитых индивидуально-психологических качеств. Это дает возможность наи­лучшего согласования в системе «требования профессии - субъект тру­да».

Однако существуют профессии, отличающиеся чрезвычайно высоким уровнем ответственности, сложности, наличием экстремальных факто­ров и условий. Такого рода профессии предъявляют более строгие тре­бования к определению профессиональной пригодности. Допуск к обу­чению и работе по таким профессиям осуществляется на основе про­фессионального отбора (профотбор). При профотборе обычно учитыва­ются состояние физического и психического здоровья, знания, уровень социальной адаптации, мотивация выбора профессии, социальная на­правленность личности, особенности характера, эмоциональная устой­чивость, волевые качества, интеллектуальный потенциал, психомотор­ное развитие и т.п. Главной задачей профотбора, особенно при приеме на обучение профессиям особой группы, является исключение людей, не пригодных для надежного и безопасного осуществления деятельно­сти, ибо они могут быть непосредственной причиной катастроф и ава­рий. В процессе профотбора обычно выявляются и те люди, которые по всем своим индивидуально-психологическим качествам наиболее при­годны для успешного овладения профессией.

Однако, какими бы профессиональными ни были мероприятия профотбора и прогностичными их результаты, в процессе профессиональной деятельности человек сталкивается с рядом факторов и условий, не учитывая которые можно свести на нет все прогнозы профотбора. Это условия и факторы, которые складываются в каждом звене системы «человек-машина-среда». Поэтому практика показывает необходимость проведения мероприятий психологического сопровождения для обеспечения надежности функционирования именно человеческого факторы (самого главного, сложного и самого слабого) в этой системе.

Таким образом, становление человека как субъекта труда требует целенаправленной и многоплановой подготовки. Чем «психологичнее» организован этот процесс, тем более он влияет на успех социализации и социальной адаптации личности.

Психологическое сопровождение профессиональной деятельности специалистов разного профиля предусматривает знание особенностей деятельности, условий и факторов, определяющих ее эффективность, содержание мероприятий психологического сопровождения и организации их проведения, а также осуществления анализа результатов проведенной работы.

 

Дата: 2019-04-23, просмотров: 55.