Целью психологического сопровождения учебного процесса учащихся учебного заведения, как отмечалось выше, является оптимизация учебного процесса. Реализация данной цели на практике осуществляется через систему психологической помощи.
Система мероприятий, направленных на оказание психологической помощи студентам ВУЗа предполагает наличие следующих организационных этапов:
- анализ результатов профессионального психологического отбора (квалификационного экзамена) и выявление лиц с недостаточно высокими характеристиками адаптационных возможностей;
- проведение мониторинга психологических особенностей и психофизиологического состояния учащихся в процессе обучения в учебном заведении, выявление лиц с признаками затруднения адаптации;
- проведение мероприятий психофизиологической коррекции с целью предотвращения нарушений (срывов) процесса профессиональной адаптации у учащихся, обладающих недостаточным уровнем развития адаптационных возможностей;
- изучение морально-психологического климата в учебных группах и разработка предложений по социальной коррекции взаимоотношений;
- организация и систематическое проведение индивидуального психологического консультирования учащихся ВУЗа.
Как показывают исследования, большинство учащихся, независимо от успеваемости, нуждаются в психологической помощи. В качестве основания для проведения профилактических мероприятий психологической и психофизиологической коррекции в первые три месяца после начала обучения являются недостаточно высокие показатели адаптационного потенциала личности. Данная характеристика является одним из интегральных показателей психического развития личности и во многом определяет эффективность процесса учебно-профессиональной адаптации. Следует иметь в виду, что причина, по которой среди зачисленных в учебное заведение могут оказаться лица с недостаточным уровнем адаптационного потенциала личности вполне объективна и обусловлена характеристиками абитуриентов и наличием конкурса в ВУЗы. Практика показывает, что данная проблема решаема, но при наличии конкурса среди абитуриентов не менее 6-8 человек на одно место. В большинстве же учебных заведений России такая ситуация отсутствует.
Выявление лиц с недостаточным уровнем адаптационного потенциала личности осуществляется на основе анализа результатов профессионального психологического отбора. Для этого целесообразно при проведении квалификационного экзамена использовать методики, позволяющие диагностировать адаптивные характеристики личности. В наибольшей степени этому соответствует многоуровневый личностный опросник «Адаптивность», «Прогноз-2». На основе анализа результатов профотбора (квалификационного экзамена) выделяют группы лиц обладающих: хорошими адаптационными возможностями, удовлетворительными адаптационными возможностями и недостаточными адаптационными возможностями.
Все курсанты, показавшие по интегральной шкале теста («Личностный адаптационный потенциал») результаты соответствующие 3 группе развития адаптационного потенциала включаются в перечень лиц, нуждающихся в психологической коррекции. В этот же список может быть включена часть лиц обладающих удовлетворительным адаптационным потенциалом.
К проведению психологической коррекции целесообразно приступить через 1,5- 2 месяца после поступления в ВУЗ. В последующем, в процессе обучения учащихся в ВУЗе, с ними периодически проводятся психологические и психофизиологические обследования. Мониторинг психофизиологического состояния учащихся осуществляется два раза в год (пред зимней и летней сессиями) на младших курсах и один раз в год ( перед зимней сессией) на старших. Цель мониторинга состоит в углубленном изучении психологических особенностей учащихся на различных курсах обучения и выявлении лиц, испытывающих трудности в учебно-профессиональной адаптации.
Для проведения мониторинга психофизиологического состояния учащихся учебного заведения целесообразно использовать: тест "Сопровождение", позволяющий выявить сложности в коммуникативной и деятельностной сферах и оценить наличие психосоматической симптоматики; методику АСС (анкета субъективного самочувствия) или САН (самочувствие, активность, настроение); тест Спилбергера-Ханина, оценивающего уровень ситуационной тревожности; метод социометрических измерений, позволяющего оценить социальный статус учащегося в группе.
По результатам мониторинга психофизиологического состояния оценивается уровень адаптированности учащихся и выявляются лица нуждающиеся в психологической помощи.
Со всеми учащимися, уровень адаптированности которых в результате группового изучения был оценен как недостаточный, должно быть проведено углубленное психологическое обследование для вынесения окончательного суждения о характере необходимой психологической помощи. Для этой цели может быть использован тест СМИЛ или шкалы первого уровня опросника МЛО «Адаптивность».
При проведении второго и последующих мониторингов психофизиологического состояния определяется не только уровень общей адаптированности и наличие признаков осложнения учебно-профессиональной адаптации, но и оценивается уровень развития адаптационного потенциала личности, профессионально важных качеств и уровень развития познавательных психических процессов. Анализ динамики данных характеристик в сравнении с результатами профессионального отбора (квалификационного экзамена), проведенного при поступлении учащегося в ВУЗ, позволяет судить об успешности процесса учебно-профессиональной адаптации.
Результаты обследований используются при проведении психологических консультаций, разработке практических рекомендаций администрации учебного заведения преподавателям, а также при проведении психологической коррекции функционального состояния учащимися специалистами.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Руководство по профессиональному психологическому отбору и рациональному распределению призывников, военнослужащих срочной
службы и кандидатов на обучение военным специальностям в Вооруженных Силах СССР. Приказ МО СССР N 162 от 23 июля 1986 г.
2.Положение о группе профессионального психологического отбора военно-учебного заведения. - 25 с. - ДСП.
3. Житницкий М.И. Основы управления процессом обучения с учетом активизации человеческого фактора.- Л.- 1987.- 146 с.
4.Якунин В.А. Актуальные проблемы вузовской психологии и педагогики в условиях перестройки высшей школы.\Психолого-педагогическое обеспечение учебного процесса в высшей школе в условиях ее перестройки.-Л.-М.- 1988. -С.7-14.
5.Дейнека О.С.,Ильина М.Н. Влияние индивидуальных особенностей деятельности преподователя на удовлетворенность обучением на факультете переподготовки кадров.\Психолого-педагогическое обеспечение учебного процесса в высшей школе в условиях ее перестройки.-Л.-М.- 1988. -С.95-104
6.Кашапов М.М.Особенности мышления преподователя в процессе решения педагогических проблемных ситуаций.\Психолого-педагогическое обеспечение учебного процесса в высшей школе в условиях ее перестройки.-Л.-М.- 1988. -С.149-154.
7.Елманова В.К. Формирование педагогических умений будующих учителей.\Психолого-педагогическое обеспечение учебного процесса в высшей школе в условиях ее перестройки.-Л.-М.- 1988. -С.24-29.
8.Климов Е.А., Калининский Л.П. Признаки профессионально-психологической подготовленности выпускника высшей школы.\Психолого-педагогическое обеспечение учебного процесса в высшей школе в условиях ее перестройки.-Л.-М.- 1988. -С.30-36
9.Копелина Н.С., Васильева С.А. Развитие психологических свойстви в процессе интенсивного обучения матиматике в ВУЗе.\Психолого-педагогическое обеспечение учебного процесса в высшей школе в условиях ее перестройки.-Л.-М.- 1988. -С.54-58.
10.Иванова Н.Л.,Чернявская А.П. Некоторые аспекты работы вузовской лаборатории профконсультации.\Психолого-педагогическое обеспечение учебного процесса в высшей школе в условиях ее перестройки.-Л.-М.- 1988. -С.81-85.
11.Гербачевский В.К. Обучение и мотивацуция в ВУЗе.\Психолого-педагогическое обеспечение учебного процесса в высшей школе в условиях ее перестройки.-Л.-М.- 1988. -С.37-42
12.Немчин Т.А.Медико-психологическое обеспечение учебного процесса в ВУЗе.\Психолого-педагогическое обеспечение учебного процесса в высшей школе в условиях ее перестройки.-Л.-М.- 1988.
-С.71-75.
22. Психологическое обеспечение учебно-воспитательного процесса в ВУЗах. -М.- 1988. - 81 с.
23. Психологическое обеспечение учебно-воспитательного процесса в военных ВУЗах.- ВИ МО СССР, - 1988. - 92 с.
24. Березин Ф.Б.Психическая и психофизиологическая адаптация человека.-Л.:Наука.- 1988 г.-268 с..
25. Bernard Cl. Lecons sur les phenomenes de vil.Paris,-1878.-504 p.
26. Mace C.A. Homeastasis,needs and values.//Brit.J.Psycyol. -1953.- V.44.-p 27-32.
27. Бауэр Э.С. Теоретическая биология. -М.-Л. Изд-во ВИЭМ.1935, 206 с.
28. Павлов П.И. Полное собрание сочинений.-М.,1949.
29. Сеченов И.М. Избранные произведения.-ИТ.:Изд-во АМН СССР.- 1952. -Т 1. - 533 с.
30. Кеннон В. Физиология эмоций.-Л.*Прибой.- 1927.- 156 с.
31. Селье Г. Очерки об адаптационном синдроме.- М:Медицина.-1956.- 254 с.
32. Большая Советская Энциклопедия.Адаптация.-1969.-Т 1.- С.226.
33. Царегородцев Г.И.Философские вопросы адаптации.-М.:Мысль.- 1975.
34.Баевский Р.М. Прогнозирование состояний на грани нормы и патологии.М.,"Медицина".1979.
35. Дичёв Т.Г., Тарасов К.Е. Проблема адаптации и здоровье человека.- М.:Медицина.- 1976.
36. Кемкин В.И. Категория "состояние" в научном понимании.- М.:Высшая школа.- 1983.- 120 с.
37. Тугаринов В.П.Соотношение категорий диалектического материализма.- ЛГУ.- 1956.- 66 с.
38. Голдовский А.М.Основы учения о состоянии организмов
- Л.:Наука.- 1977.- 116 с.
39. Фролов В.М. Уровень функционирования физиологических систем и методы их определения.- Л.:Медицина. - 1972
40. Анохин П.К. Принципиальные вопросы общей теории функциональной системы.//Принципы системной организации функций.- М.:Наука:- 1973.- С. 5-61.
41. Парин В.В., Баевский Р.М. Введение в медицинскую кибернетику.- М.: Медицина.- 1966.
42. Геллер Е.С.,Свенцицский В.И.Смысл понятия "управления" в биокибернетике.//Проблемы управления функциями организма человека и животных.- М.- 1973.- С. 15-20.
43. Горизонтов П.Д.Гомеостаз,его механизмы и значение.//Гомеостаз.- М.:Медицина.- 1976.- С. 5-23
44. Зимкина А.М.,Лоскутова Г.Д. О концепции функционального состояния нервной системы.//Физиология человека.- 1976.- T 2,N 2.- C.179-192
45. Хомская Е.Д. Мозг и активация.- М.:МГУ.1985.- 382 с.
46. Данилова Н.Н. Функциональные состояния, механизмы и диагностика.- .:МГУ.1985.- 287 с.
47. Lakey J.L. Somatic responce patterning and stress:Some revisions of aktivtion theori.//Psychological stress issues in research/ Ed.by H.H.Appley, U.R.Trumbu.-N.Y.:Appleton-Centuru-Grofts.- 1967.-P.14-42.
48. Ильин Е.П. Психофизиология физического воспитания:Деятельность и состояние.- М.:Просвещение.1980.
49. Русалова М.И.Экспериментальное исследование эмоциональных реакций человека.- М.:Наука.1979.- 170 с.
50. Симонов П.В.Мотивированный мозг.- М.:Наука.1987.- 240 с.
51. Симонов П.В.Эмоциональный мозг.- М.:Наука.1981.- 216 с.
52. Хомская Е.Д. К проблеме функциональных состояний мозга.//Вопросы психологии.- 1977.N 5.-С 105-113.
53. Медведев В.И.Учение об адаптации и его значении для военной медицины.-Л.:ВМедА.1983.- 24 с.
54. Газанига М. Расщеплённый человеческий мозг.//Восприятие.Механизмы и модели.- М.:Мир.1974.- С.47-57.
55. Ухтомский А.А. Парабиоз и доминанта .// Собр. соч.- Л.: ЛГУ.- 1950.- Т 1.-С.232-292.
56. Гримак Л.П.,Хачатурьянц Л.С.Проблемы управления состоянием оператора.//Деятельность космонавтов в полёте и повышению её эффективности.- М.:Машиностроение.1981.- С.116-137.
57. Орбели Л.А. Адаптационно-трофическая роль симпатической нервной системы и мозжечка, и высшая нервная деятельность.//Физиолог.журн.СССР им.Сеченова.- Т 35.N 5.- 1949.- С.594-596.
58. Орбели Л.А. Теория адаптационно-трофического влияния нервной системы.//Избранные труды.М.-Л.:АН СССР.- 1962.- Т 11.- С.
227-224.
59. Фролов М.В. Контроль функционального состояния человека-оператора.- М.:Наука.- 1987.-200 с.
60. Ухтомский А.А.Доминанта как фактор поведения.//Собр.соч.- -Л.:ЛГУ.- 1950.- Т 1.-С.293-315.
61. Симаков П.В.Вегетативные корреляты эмоциональных состояний.//Физиология вегетативной нервной системы. -Л.,Наука.- 1981.- С.596-617.
62. Miksik O. Posuzovani struktury a dunaviky aktualnick psychiatrick stabu.//Vy.Kumny ustav psychiatricky.-Paha-Zpravy.- 1975,- P 3-45.
63. Баевский Р.М.Проблема прогнозирования состояния здоровья организма в процессе его адаптации к различным воздействиям.//Нервные и эндокринные механизмы стресса.Сб.науч.труд.- Кишенёв.Штиинца.- 1980. - С.30-61.
64 .Небылицин В.Д.Функциональное состояние нервной системы нервной системы человека и её основные свойства.//Психофизиологические исследования индивидуальных различий.- М.:Наука,- 1976. -
C. 187-192
65. Абульханова-Славская К.А.Деятельность и психология личности.- М.:Наука.- 1980.-336 с.
66. Ганзен В.А.,Юрченко В.Н.Системный подход к анализу, описанию и экспериментальному исследованию психических состояний человека.//Экспериментальная и практическая психология.Психические состояния.- Л.:ЛГУ.1981.вып.10.- С.5-16
67. Наенко Н.И. Психическая напряжёность.-М.:МГУ.-1976.- 112 с.
68. Забродин Ю.М.Методические проблемы исследования и модеолирования функциональных состояний человекаоператора.//Вопросы киберетики. Психические состояния и эффективность деятельности.-М:1980
69. Чирков В.И.Диагностика качественного своеоброазия и интенсивности функциональных психофизиологических состояний человека.//Автореф.дис.канд. мед.наук.-Л.:ЛГУ.- 1983.
70. Юрченко В.М.Исследования психического состояния человека в процессе производственной деятельности. //Автореф.дисс.канд.психолог.наук. Л.: ЛГУ. 1980.- 19 с.
71. Пунин А.П. Очерки психологии спорта.-М.:Ф и С.1959.- 308 с. 65.Черникова О.А.Эмоции в спорте.- М.:ФиС.1962. 227 с.
72. Белоус В.В. Проблеа типа темперамента в современной дифференциальной психологии.//Психол.Журн.- 1981.- Т 2.N 1.- С.45-55.
73. Додонов Б.И. Эмоциональные типы,типичность и гормоничное развитие личности.//Вопросы психологии.- 1978.- Т 3.-С.21-31
74. Рапохин Н.П. Исследование эмоционально-волевой устойчивости в условиях значимой деятельности.//Психол.журн.- 1981.- Т 2. N 5.- С.92-99
75. Ливитов.Н.Д. О психическом состоянии человека.//Просвещение.- 1964.- 344 С.
76. Якунин В.А. О связи психических состояний и свойств личности.//Психические состояния.- Л.:ЛГУ.-1981.- С. 17-23
77. Психологическая оценка и прогнозирование профессиональной пригодности военных специалистов (Учебное пообие). -М.,Воениздат.- 1988.- 262 с..
78. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология.(Словарь). -М.,Политиздат.1990 г.-С.381.
79. Шадриков В.Д. Проблемы системогенеза профессиональной деятельности.- М.,Наука.-1982.- 184 с.
80. Рациональное распределение призывников для обучения военным специальностям.Учебно-методическое пособие. -М.,Воениздат.-1987.-94 с.
82. Профессиональный психологический отбор кандидатов в военно-учебные заведения Миестерства Обороны СССР.Методические рекомендации.-М.,Воениздат.- 1988.- 80 с.
83. Профессиональный психологический отбор кандидатов в военно-учебные заведения Министерства обороны Российской федерации.(Методические ркомендации). -М.,-295 с.
85. Климов Е.А. Иендивидуальнфый стиль деятельности в зависимости от типологических свойств нервной системы.- Казань.,КГУ.- 1969.
86. Кулагин Б.В.,Сергеев С.Т.Типологический подход к исследованию проблемы профотбора.// Психологический журнал.,- 1989.- Т.10, N 1. - С. 62 -70.
87. Delinger S.Psychogeometrics: Hav to use geometric psychology tro influence people.- N.J.:Printice Holl.- 1989.
88. Абульханова-Славская К.А. О путях построения типологии личности.//Психолог.журн.- 1983.- Т4.-N1.- С.14-19.
89. Jung C.Psychological types. -N.У.1923.
90. Keirsey D.Portraits of temperament.- Gnosology books.- 1989.
91.Keirsey D.Bates M. Pliase, understand me: Character and temperament types.-Gnosology books.1984.
92. Практикум по инженерной психологии и психологии труда.-Л.,ЛГУ.- 1983. - 208.
98. Адаптация молодого воина к условиям воинской службы и профилактика дизадаптационных расстройств. Методическое руководство.-М: МО СССР,1990,-28 с.
99. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания.-Л.: Изд-во ЛГУ, 1968,- 339 с.
101. Адаптация молодого воина к условиям военной службы и профилактика дезадаптационных расстройств. Методическое руководство.-М.:МО СССР, 1990. -28 с.
102. Психологическое обеспечение учебно-воспитательного процесса в военных вузах. МО СССР. 1988. - 272 с.
103.Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания.-Л.:Издат.ЛГУ, 1968.- 339 с.
104.Березин Ф.Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека.-Л.:Наука, 1988.- 267.
108.Киколов А.И. Умственно-эмоциональное перенапряжение и его профилактика./Ю.В.Мойкин, А.И.Киколов и др. Психофизиологические основы профилактики перенапряжения. - М.:Медицина - 1987.-С.171-216.
109.Ланг Г.Ф. Гипертоническая болезнь.-Л.:Медгиз, 1950.-496с.
110.Мясников А.Л.Гипертоническая болезнь и атеросклероз. - М.: Медицина,1965, 615с.
111.Судаков К.В. и др. Системные механизмы поведения.- М., 1990, 409 с.
112. Шхвацабая И.К. Ишемическая болезнь сердца.- М.: Медицина, 1975, 400с.
113. Давыдовский И.В. Проблема причинности в медицине (этиология).- М.:Медицина,1962,120с.
114. Адо А.Д. Философские и социально-гигиенические аспекты учения о здоровье и болезни. - М.,1975.
115. Вейн А.М., Колосова О.А. Вегетативно-сосудистые пароксизмы (клиника,патогенез, лечение).- М.:Медицина, 1971. - 156с.
116. Сидоренко Г.И. и др. Психофизиологические аспекты кардиологических исследований / Г.И.Сидоренко, Г.С.Борисов, Е.К. Агеенкова. - Минск: Беларусь, 1982.- 142с.
117. Анисимова О.М. К вопросу о диагностическом значении личностных опросников / Личность и деятельность. Тезисы докладов 5 Всесоюзного съезда Общества психологов СССР.- М.:Общество психологов СССР, 1977.- С.12.
118. Киколов А.И. Обучение и здоровье.-М.:Высш.шк.,1985.-105с.
120. Линдсей П., Норман Д. Переработка информации у человека. Введение в психологию.- М.,1974.- С.9.
121. Березин Ф.Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека. Л.:Наука, 1988.- С.82-89.
122. French J.R.P., Rogers W., Cobb S. Adjustment as person-environment fir / Coping and adaptation. New ork, 1974.-
P.316-333.
123. Blanc C., Digo R., Moroni P. Psychopathology of airline stewardness/ Aerosp. Med.,1969.Febr.- P.40.
124. Longo L. Psichopatologia dei contollori del traffics aeres e degli operatopiradar / Riv. med. aeronaut. e spaz., 1977. Vol.39, N 2. P. 239-249.
125. Sparvieri F. La confabulazione mentall nel pensieto schrizoide o nell, errore in volo / Riv. med. aeronaut. e spaz.
1978. Vol. 41, N2. P. 322-340.
126. Иоселиани К.К. Оценка и прогнозирование психической работоспособности лётного состава при неврозах / Космическая биология и авиакосмическая медицина., 1980. Вып.14.- С .1.
127. Петровская Л.А. Теоретические и методические проблемы социально-психологического тренинга. М.,1982. - 98 с.
128. Поляков Ю.Ф., Спиваковская А.С. Психологическая коррекция: ее роль и место в профилактике заболеваний / Современные формы и методы организации психологической и психопрофилактической работы. Л.,1985.
129. Психологические состояния курсантов и их учет в учебно-воспитательном процессе вуза. Александрович П.И. - Автореф. дисс.канд.пед.наук. М.:ВПА им.В.И.Ленина, 1987 - 19 с.
131. Чигирев В.А., Кулганов В.А., Крюков М.П. Психологическое обеспечение учебно-воспитательного процесса и практическая психодиагностика в вузе. В сб. Профессиональный психологический отбор в военно-учебном заведении / Материалы Всеармейского учебно-методического сбора. - М., 1990. - 140 с.
132. Шеховцова Л.Ф.,Отюгов А.А., Сараева В.Е. О состоянии студента в экзаменационной ситуации / Психологическое обеспечение учебно-воспитательного процесса в вузе.Л.: Минвуз РСФСР, 1985, с.88-100.
133. Keirsey, D., Bates, M. (1978). Please, understand me. Del Mar, CA: Prometheus Nemesis Book Co.
134. Keirsey, D (1989). Portraits of temperament. Second edition, Del Mar, CA: Prometheus Nemesis Book Co.
136.Глушко А.Н. Роль медицинской службы в обеспечении надежности военно-профессиональной деятельности.-Военн.мед.журн.1994, N4, С.53.
137.Банк В.Л. с соавт.Медицинская реабилитация летного состава в условиях госпиталя.//Профессиональное здоровье летчиков и летное долголетие.-М.:Воениздат,1989,-С.70.
138.Особенности профилактики сердечно-сосудистых заболеваний офицеров плавсостава ВМФ.Рекомендации.-М.:Воениздат,1993-С.10.
139.Бодров А.В. Медико-психологические вопросы восстановления профессиональной работоспособности летного состава.//Профессиональное здоровье летчиков и летное долголетие.-М.:Воениздат, 1989,-С.51.
140.Чиж И.М. Основные итоги и направления развития медицинской службы Вооруженных Сил Российской Федерации.-Военн.мед.журн. 1994,N1,-С.6.
141.Белов А.И. Методика преодоления напряженности у курсантов на земле и в полете.-Ейск,ЕВВАУЛ,1976.-113 с.
142.Методические рекомендации по использованию классов психофизиологической разгрузки и мобилизации летного состава.-М.:ВВС, 1988.-47 с.
143.Психофизиологическая подготовка летного состава.Методическое пособие.-М.:ВВС.-С.42-46.
144.Формирование и развитие профессионально важных качеств у курсантов в процессе обучения в ВВАУЛ.Методическое пособие.-М.: Воениздат,1992.-184 с.
145.Береговой Г.Т., Пономаренко В.А. Психологические основы обучения летчика готовности к действиям в экстремальных условиях //Психологические вопросы летного труда.Тематический научный сборник войсковой части 64688 N 2 (4).-М.:Воениздат,1987.-С.128-142.
146.Мельник С.Г., Шакула А.В. Методы коррекции функциональных нарушений у летного состава //Профессиональное здоровье летчиков и летное долголетие.-М.:Воениздат,1989.-С.64.
147.Реабилитация личного состава кораблей в море и на берегу.Методичечские рекомендации.-СПб.:Войсковая часть 27177, 1993.
148.Сохранение работоспособности плавающего состава ВМФ.Руководство.-М.:Воениздат,1990.-192 с.
149. Коломиевский М.Л. О методике реабилитационно-профилактического лечения летного и диспечерского состава Гражданской авиации// Актуальные вопросы реабилитации лиц летного и диспечерского состава.Тезисы докладов.-Кировоград,КВЛУГА,1987.-С.27-28.
150.Новиков В.С. с соавт.Гипобарическая гипоксия как метод коррекции и реабилитации в медицине.-Intrrnational Medical Reviews, 1993,Т.1,N3.-С.191-193
151.Косицкий Г.И. Превентивная кардиология.-М.:Медици-
на,1977.- С.450.
153.Яковлев Г.М., Новиков В.С., Хавинсон В.Х. Резистентность, стресс, регуляция.-Л.:Наука,1990.-238 с.
156.Яковлев Г.М. с соавт.Биохимические и иммунологические показатели в реабилитационном периоде у пострадавших в результате аварии атомной подводнолй лодки "Комсомолец".-Военн.мед.журн. 1991,N9.-С.28-33.
157. Аверин В.А., Бухарина Т.Л. Психология медицинского образования. Опыт акмеологического исследования. - СПб: ППМИ, 1995.
- 167 с.
158. Аверин В.А., Козыревская Л.П., Борщев В.Ф., Грановская
Л.Н. и др. Личность студента и успешность его обучения в вузе. Монография. - Н.Новгород: ННГУ, 1991. - 126 с.
159. Потемкина О.Ф., Романова Е.С. Теоретические и методические основы индивидуального подхода в обучении. / Психологический анализ учебной деятельности. - М., 1991. - 264 с.
160. Психологические факторы успешности обучения в медицинском вузе. Под ред Аверина В.А., Кибрика Б.С. - М.: Изд-во ЯГМИ,
1990. - 86 с.
161. Психология профессиональной подготовки. Под ред.
Г.С.Никифорова. - СПб.: Изд-во СПб ун-та, 1993. - 172 с.
162. Пейсахов Н.М. Проблемы психологической службы в высших учебных заведениях / Психологическая служба в вузе. Казань. 1981 г.- 176 с.
163. Шеховцова Л.Ф.,Отюгов А.А., Сараева В.Е. О состоянии студента в экзаменационной ситуации / Психологическое обеспечение учебно-воспитательного процесса в вузе.Л.: Минвуз РСФСР, 1985, с.88-100.
164. Чигирев В.А., Кулганов В.А., Крюков М.П. Психологическое обеспечение учебно-воспитательного процесса и практическая психодиагностика в вузе. В сб. Профессиональный психологический отбор в военно-учебном заведении / Материалы Всеармейского учебно-методического сбора. - М., 1990. - 140 с.
165. Кулганов В.А. Медико-психологическое обеспечение учебно-воспитательного процесса в военных вузах / Учебно-методическое пособие. - Спб.: ВИККА им.А.Ф.Можайского, 1994. - 230 с.
166. Исаченко Н.И. Курсант в системе психолого-педагогичес-
кого сопровождения учебно-воспитательного процесса. /Научно-методические основы психологического изучения и психофизиологического обследования в вузе. Материалы всеармейского учебно-методического сбора. - М.: МО СССР, 1990. - 168 с.
169. Клочко Ю.Н. Сравнительная характеристика акцентуаций личности как педагогическая проблема. / Научно-методические основы психологического изучения и психофизиологического обследования в вузе. Материалы всеармейского учебно-методического сбора. - М.: МО СССР, 1990. - 168 с.
170. Казаков В.Н., Середенко Л.П., Лях Ю.Е. и др. Динамика психофизиологических показателей у курсантов в процессе обучения. // Военно-медицинский журнал. - М., 1985, N 1, с.49-52.
171. Психологические состояния курсантов и их учет в учебно-воспитательном процессе вуза. Александрович П.И. - Автореф. дисс.канд.пед.наук. М.:ВПА им.В.И.Ленина, 1987 - 19 с.
173. Абрамова Г.С. Введение в практическую психологию. - Екатеринбург: Деловая книга, 1995. - 224 с.
174. Емельянов Ю.Н. Активное социально-психологическое обучение. - Л.: изд-во ЛГУ, 1985 г. - 168 с.
174. Мэй Ролло. Искусство психологического консультирования. Пер. с англ. - М.: НФ "Класс", 1994. - 144 с.
176. Петровская Л.А. Теоретические и методические проблемы социально-психологического тренинга. М.,1982. - 98 с.
177. Поляков Ю.Ф., Спиваковская А.С. Психологическая коррекция: ее роль и место в профилактике заболеваний / Современные
формы и методы организации психологической и психопрофилактической работы. Л.,1985.
178. Сальков В. Система отбора для поступления в военную академию Вест-Пойнт // Зарубежное военное обозрение. 1993, N 12,
С. 30-32.
179. Меркурьев М. Военно-морской колледж США // Зарубежное военное обозрение. 19913, N 4.
180. Успенский В. Подготовка офицеров резерва в гражданских высших учебных заведениях США // Зарубежное военное обозрение. -
1983. - N 3. С. 15-17.
181. The Army difference. U.S. Army 5-th Recruiting Brigade Advertising and Public Affairs Office - September 1993.
182. Силкин В. Болевые точки профотбора // Красная Звезда N 89 от 19 апреля 1991 года.
183.Петров В.П.,Ростунов А.Т.Военно-профессиональная ориентация молодежи.М.:МО СССР,1988.-220с.
184.Волков С.В.Русский офицерский корпус.-М.:Воениз-
дат,1993.-368 с.
185.Большая Советская Энциклопедия (в 30 то-
мах).Гл.ред.А.М.Прохоров.Изд.3-е М.,"Советская энциклопе-
дия",1975.Т.21,Проба -Ременсы,1975,с.144.
186.Саврукова О.Г.Вопросы профессиональной ориентации учащихся в истории советской школы. Автореферат дисс... канд.пед.наук.-М.,1975.-21с.
187.Важенина Т.А.Становление и развитие профконсультации учащихся общеобразовательной школы (20-80 годы).Автореферат дисс... канд.пед.наук,-М.,1990,17с.
188.Назимов И.Н.Профориентация и профотбор в социалистическом обществе.-М.:Экономика,1972.-254с.
190.Барабанщиков А.В.,Платонов К.К.,Феденко Н.Ф.К истории советской военной психологии//Вопросы психологии,1967,N6.С.76-84.
191. Городецкий Б.И., Вшанов Н.И. Государственная система профессиональной ориентации молодежи в стране// Научно-методические основы психологического изучения и психофизиологического обс-
ледования в вузе. Материалы всеарм5ейского учебно-методического
сбора. М.:МО СССР, 1990. с.115-117
192.Приказ МО СССР N 90 от 26 февраля 1989 г."О введении в действие Правил приема в военно-учебные заведения МО СССР".М.,1989.-88с.
193.Ковалевский В.Ф.Военная профессиология:проблемы теории и практики.-М.:Б.П.,1983.
194.Скородумов И.А.Профессия-Родину защищать.-М.:изд-во ДОСААФ,1986.
195.Психологическая оценка и прогнозирование профессиональной пригодности специалистов.Учебное пособие.-М.:Воениздат,1988.-263с./ДСП/.
196.Профессиональный психологический отбор кандидатов в военно-учебные заведения МО СССР.Методические рекомендации.-М.:Воениздат,1988-81с./ДСП/.
199.Новикова Е.В.,Хухреев И.А.Психологическая коррекция личности при маргинальной профессиональной ориентации //Психологическое сопровождение подготовки специалистов в вузе:материалы научно-практической конференции.-Новосибирск,10-14 января 1988 года.
200.Агеевец В.У.Эффект физкультуры (влияние физической кольтуры на на духовное развитие нации)//Земля русская.Изд-во Петровской Армии наук и искусств. - N 1-2,1995.
201.Платонов К.К.,Гольштейн Б.М.Основы авиационной психологии:Учебник для средн. спец.учебн.заведений гражданской авиации.-М.:Транспорт,1987.С.216.
203.Методические рекомендации по военно-профессиональной ориентации молодежи в средних школах,профессионально-технических
училищах,техникумах.СПб.:ВМедА,1993.-37с.
204.Программы общеобразовательных учреждений.Основы безопасности жизнедеятельности I-XI классов.М.:"Просвещение".1994.-110с.
207. Большая Советская Энциклопедия. (В 30 томах). Гл. ред.
А.М. Прохоров. Изд. 3-е. М.,"Советская Энциклопедия", 1974. Т.18.
Никко - Отолиты. 1974. с.509
208. Психология. Словарь / Под общ. ред. А.В.Петровского,
М.Г.Ярошевского.-2-е изд., испр. и доп.- М.: Политиздат, 1990, с.297
209. Калугин Н.И., Сазонов А.Д., Симоненко В.Д. Профессиональная ориентация учащихся: Учебное пособие для студентов пед. ин-тов по спец. N 2120 "Общетехн. дисциплины и труд". -М.: Просвещение, 1983. - 191 с.
210. Коллектив. Личность. Общение: Словарь социально-психологических понятий / Под ред. Е.С.Кузьмина и В.Е.Семенова. - Л.: Лениздат, 1987, с.80-81
211. Климов Е.А. Психолого-педагогические проблемы профессиональной консультации. - М.: Знание, 1983. - 96 с.
212. Егоров А.С., Баранов Ю.А., Шах Б.И. Об учете акцентуации личности в практике профконсультации и профотбора // Научные основы профессионального самоопределения учащихся: Сб. науч. тр. / ВНИИпрофтехобразования. - Л.: 1986, с. 82-89
213. Каверина Р.Д. Классификация профессий на основе ценностных ориентаций молодежи //Психологические и физиолого-гигиенические основы профконсультации и профотбора молодежи на рабочие профессии. Сб. науч. тр. / ВНИИпрофтехобразования. - Л.: 1987, с. 30-37.
214. Андрианов А.И. Ориентация молодежи на военные профессии
// Психология и педагогика - реформе школы. Научные сообщения к
научно-практическому семинару. Л.: ЛГУ, 1986, с.158-165
215. Профессиональный психологический отбор кандидатов в военно-учебные заведения Министерства обороны Российской Федерации. Методические рекомендации. М.:МО РФ. 1994, с.158-167
217. Силкин В. Почему уходят лейтенанты// Красная Звезда N 77 от 5 апреля 1991 года.
218. Приказ МО РФ N 235 от 3 июля 1995 г."О совершенствовании системы воспитательной работы в Вооруженных Силах Российской Федерации". М., 1995. - 9 с.
221. Буч Г. Объектно-ориентированное проектирование с примерами применения. - М.: Конкорд, 1992.
222. Штрик А.А. Инструментальные автоматизированные средства программной инженерии: состояние и перспективы. /В кн.: CASE - технология /Материалы семинара. - М.: ЦРДЗ, 1993, с.10-17.
223. Гэйн К., Сарсон Т. Структурный системный анализ: средства и методы/Пер. с англ.- М.: Эйтэкс, 1992.
224. Козлинский А. CASE - технология: индустриальная разработка систем обработки информации. - Soft Review компьютерное обозрение, 1993, N 10, c. 29 - 40.
225. Forte G. CASE OUTLOOK /Guide to Products and Services.
- Lake Oswego, OR: CASE Consulting Group Inc., 1991.
226. Гаврилова Т.А., Червинская К.Р. Извлечение и структурирование знаний для экспертных систем.- М.: Радио и связь, 1992.- 200 с.
227. Дюк В.А. Компьютерная психодиагностика.- СПб.: издательство "Братство", 1994. - 364 с.
228. Библия программиста. Генераторы приложений. Генераторы кода. - Soft Review компьютерное обозрение, 1993, N 10, c. 40 -41.
229. Ильин В.Д. Система порождения программ. - М.: Наука,
1989. - 264 с.
230. Машинное проектирование программного обеспечения (CASE). - М.: Междунар. центр по информатике и эдектронике, 1990 - 115 с.
231. Игнатьев М.Б., Фильчаков В.В., Осовецкий Л.Г. Активные методы обеспечения надежности алгоритмов и программ. - СПб.: Политехника, 1992. - 288 с.
232. Осипов Г.С.. Инструментарий для экспертных систем. Технология SIMER+MIR.Программные продукты и системы, N 3, 1990, стр.25-32.
233. Найденова К.А., Шагалов В.Л., Гладков Д.В., Кильдюшевская З.В. Генерация обьектно-ориентированной экспертной системы. International Journal "Information Theories & Application", 1993, vol.1, n.5, p.3-17 (русск.).
234. Naidenova, X.A., Shagalov, V.L., Gladkov,D.V. The Object-Oriented Technology for Expert System Generation. Proceeding of EWAIC-93, p.223-226 (англ.).
235. Heric Ericson, Mark A. Musen. Coceptual Models for Automatic Generation of Knowledge Acquisition Tools. Lecture Notes in Artificial Intelligence, no 599, EKAW - 92.
236. Gappa U., Poeck K. Common Ground and Differences of the KADS and Strong Problem Solving Shell Approach. Lecture Notes in Artificial Intelligence, no.599, EKAW -92.
237. Greboval G., Kassel J. An Approach to Operationalize Conceptual Models: the Shell AIDE. Lecture Notes in Artificial Intelligence, no. 599, EKAW-92.
238. Гаврилова T.А. Обьектно-структурная методология концептуального анализа знаний. Сборник научных трудов международной конференции "Знание-Диалог- Решение", том 1, 1995, стр.1-8.
239. Ващенко Н.Д., Гладун В.П. Локально-статистические методы извлечения знаний из баз данных. Сборник научных трудов международной конференции "Знание- Диалог - Решение", том 1, стр.63-72.
240. Naidenova,X.A. Mashine Learning as a Diagnostic Task.- In:"Knowledge-Dialogue-Solution". Materials of the Short-Term Scientific Seminar, 16-17 June, 1992, Saint-Petersburg, ed. by
I.B.Arefiev, p.26-36.
241. Найденова К.А.,Полежаева Ю.Г. Алгоритм поиска наилучших диагностических тестов. Применение методов математической логики, Таллин, 1986.
242. Мегрецкая И.А. Построение естественных классификационных тестов при генерации баз знаний. В; "Проблемы применения экспертных систем в народном хозяйстве", Кишинев, 1988, стр. 89-93.
243. Naidenova, X.A., Plaksin, M.V., Shagalov, V.L. Inductive Interring All Good Classificacation Tests. Сборник научных трудов международной конференции "Знание-Диалог-Решение", том 1, 1995, стр.79-84.
244 Поспелов Д.А. Знания в интеллектуальных системах. Программные продукты и системы, N3,1990,стр.65-79.
Дата: 2019-04-23, просмотров: 270.