Организация психологического сопровождения учебного процесса учащихся ВУЗов
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Целью психологического сопровождения учебного процесса учащихся учебного заведения, как отмечалось выше, является оптимизация учебного процесса. Реализация данной цели на практике осуществляется через систему психологической помощи.

Система мероприятий, направленных на оказание психологичес­кой помощи студентам ВУЗа предполагает наличие сле­дующих организационных этапов:

- анализ результатов профессионального психологического от­бора (квалификационного экзамена) и выявление лиц с недостаточно высокими характеристиками адаптационных возможностей;

- проведение мониторинга психологических особенностей и пси­хофизиологического состояния учащихся в процессе обучения в учебном заведении, выявление лиц с признаками затруднения адаптации;

- проведение мероприятий психофизиологической коррекции с целью предотвращения нарушений (срывов) процесса професси­ональной адаптации у учащихся, обладающих недостаточным уровнем развития адаптационных возможностей;

- изучение морально-психологического климата в учебных группах и разработка предложений по социальной коррекции взаимоотношений;

- организация и систематическое проведение индивидуального психологического консультирования учащихся ВУЗа.

Как показывают исследования, боль­шинство учащихся, независимо от успеваемости, нуждаются в психо­логической помощи. В качестве основания для проведения профилак­тических мероприятий психологической и психофизиологической кор­рекции в первые три месяца после начала обучения являются недос­таточно высокие показатели адаптационного потенциала личности. Данная характеристика является одним из интегральных показателей психического развития личности и во многом определяет эффектив­ность процесса учебно-профессиональной адаптации. Следует иметь в виду, что причина, по которой среди зачисленных в учебное заведение могут оказаться лица с недостаточным уровнем адаптаци­онного потенциала личности вполне объективна и обусловлена характеристиками абитуриентов и наличием конкурса в ВУЗы. Практика показывает, что данная проблема решаема, но при наличии конкурса среди абитуриентов не менее 6-8 человек на одно место. В большинстве же учебных заведений России такая ситуация отсутствует.

Выявление лиц с недостаточным уровнем адаптационного потен­циала личности осуществляется на основе анализа результатов про­фессионального психологического отбора. Для этого целесообразно при проведении квалификационного экзамена исполь­зовать методики, позволяющие диагностировать адаптивные характеристики личности. В наибольшей степени этому соответствует многоуровневый личностный опросник «Адаптивность», «Прогноз-2». На ос­нове анализа результатов профотбора (квалификационного экзамена) выделяют группы лиц обладающих: хорошими адаптационными возможностями, удовлетворительными адап­тационными возможностями и недостаточными адаптационными возмож­ностями.

Все курсанты, показавшие по интегральной шкале теста («Личностный адаптационный потенциал») результаты со­ответствующие 3 группе развития адаптационного потенциала включаются в перечень лиц, нуждающихся в психологической коррекции. В этот же список может быть включена часть лиц облада­ющих удовлетворительным адаптационным потенциалом.

К проведению психологической коррекции целесообразно присту­пить через 1,5- 2 месяца после поступления в ВУЗ. В последующем, в процессе обучения учащихся в ВУЗе, с ними периодически проводятся психологические и психофизиологические обследования. Мониторинг психофизиологического состояния учащихся осуществляется два раза в год (пред зимней и летней сессиями) на младших курсах и один раз в год ( перед зимней сессией) на старших. Цель мониторинга состоит в углубленном изучении психологических особенностей учащихся на различных курсах обучения и выявлении лиц, испытывающих трудности в учебно-профессиональной адаптации.

Для проведения мониторинга психофизиологического состояния учащихся учебного заведения целесообразно использовать: тест "Сопровождение", позволяющий выявить сложности в коммуникативной и деятельностной сферах и оценить наличие пси­хосоматической симптоматики; методику АСС (анкета субъективного самочувствия) или САН (самочувствие, активность, настроение); тест Спилбергера-Ханина, оценивающего уровень ситуационной тревожности; метод социометрических измерений, позволяющего оценить социальный статус учащегося в группе.

По результатам мониторинга психофизиологического состояния оценивается уровень адаптированности учащихся и выявляются лица нуждающиеся в психологической помощи.

Со всеми учащимися, уровень адаптированности которых в ре­зультате группового изучения был оценен как недостаточный, должно быть проведено углубленное психологическое обследование для выне­сения окончательного суждения о характере необходимой психологи­ческой помощи. Для этой цели может быть использован тест СМИЛ или шкалы первого уровня опросника МЛО «Адаптивность».

При проведении второго и последующих мониторингов психофи­зиологического состояния определяется не только уровень общей адаптированности и наличие признаков осложнения учебно-профессио­нальной адаптации, но и оценивается уровень развития адаптацион­ного потенциала личности, профессионально важных качеств и уро­вень развития познавательных психических процессов. Анализ дина­мики данных характеристик в сравнении с результатами профессио­нального отбора (квалификационного экзамена), проведенного при поступлении учащегося в ВУЗ, позволяет судить об успешности процесса учебно-профессио­нальной адаптации.

Результаты обследований используются при проведении психологи­ческих консультаций, разработке практических рекомендаций администрации учебного заведения преподавателям, а также при проведении психологической кор­рекции функционального состояния учащимися специалистами.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Руководство по профессиональному психологическому отбору и рациональному распределению призывников, военнослужащих срочной

службы и кандидатов на обучение военным специальностям в Воору­женных Силах СССР. Приказ МО СССР N 162 от 23 июля 1986 г.

2.Положение о группе профессионального психологического от­бора военно-учебного заведения. - 25 с. - ДСП.

3. Житницкий М.И. Основы управления процессом обучения с учетом активизации человеческого фактора.- Л.- 1987.- 146 с.

4.Якунин В.А. Актуальные проблемы вузовской психологии и пе­дагогики в условиях перестройки высшей школы.\Психолого-педагоги­ческое обеспечение учебного процесса в высшей школе в условиях ее перестройки.-Л.-М.- 1988. -С.7-14.

5.Дейнека О.С.,Ильина М.Н. Влияние индивидуальных особен­ностей деятельности преподователя на удовлетворенность обучением на факультете переподготовки кадров.\Психолого-педагогическое обеспечение учебного процесса в высшей школе в условиях ее пе­рестройки.-Л.-М.- 1988. -С.95-104

6.Кашапов М.М.Особенности мышления преподователя в процессе решения педагогических проблемных ситуаций.\Психолого-педагоги­ческое обеспечение учебного процесса в высшей школе в условиях ее перестройки.-Л.-М.- 1988. -С.149-154.

7.Елманова В.К. Формирование педагогических умений будующих учителей.\Психолого-педагогическое обеспечение учебного процесса в высшей школе в условиях ее перестройки.-Л.-М.- 1988. -С.24-29.

8.Климов Е.А., Калининский Л.П. Признаки профессиональ­но-психологической подготовленности выпускника высшей школы.\Пси­холого-педагогическое обеспечение учебного процесса в высшей шко­ле в условиях ее перестройки.-Л.-М.- 1988. -С.30-36

9.Копелина Н.С., Васильева С.А. Развитие психологических свойстви в процессе интенсивного обучения матиматике в ВУЗе.\Пси­холого-педагогическое обеспечение учебного процесса в высшей шко­ле в условиях ее перестройки.-Л.-М.- 1988. -С.54-58.

10.Иванова Н.Л.,Чернявская А.П. Некоторые аспекты работы ву­зовской лаборатории профконсультации.\Психолого-педагогическое обеспечение учебного процесса в высшей школе в условиях ее пе­рестройки.-Л.-М.- 1988. -С.81-85.

11.Гербачевский В.К. Обучение и мотивацуция в ВУЗе.\Психоло­го-педагогическое обеспечение учебного процесса в высшей школе в условиях ее перестройки.-Л.-М.- 1988. -С.37-42

12.Немчин Т.А.Медико-психологическое обеспечение учебного процесса в ВУЗе.\Психолого-педагогическое обеспечение учебного процесса в высшей школе в условиях ее перестройки.-Л.-М.- 1988.

-С.71-75.

22. Психологическое обеспечение учебно-воспитательного процесса в ВУЗах. -М.- 1988. - 81 с.

23. Психологическое обеспечение учебно-воспитательного процесса в военных ВУЗах.- ВИ МО СССР, - 1988. - 92 с.

24. Березин Ф.Б.Психическая и психофизиологическая адаптация человека.-Л.:Наука.- 1988 г.-268 с..

25. Bernard Cl. Lecons sur les phenomenes de vil.Pa­ris,-1878.-504 p.

26. Mace C.A. Homeastasis,needs and values.//Brit.J.Psycyol. -1953.- V.44.-p 27-32.

27. Бауэр Э.С. Теоретическая биология. -М.-Л. Изд-во ВИ­ЭМ.1935, 206 с.

28. Павлов П.И. Полное собрание сочинений.-М.,1949.

29. Сеченов И.М. Избранные произведения.-ИТ.:Изд-во АМН СССР.- 1952. -Т 1. - 533 с.

30. Кеннон В. Физиология эмоций.-Л.*Прибой.- 1927.- 156 с.

31. Селье Г. Очерки об адаптационном синдроме.- М:Медици­на.-1956.- 254 с.

32. Большая Советская Энциклопедия.Адаптация.-1969.-Т 1.- С.226.

33. Царегородцев                 Г.И.Философские               вопросы             адаптации.-М.:Мысль.- 1975.

34.Баевский Р.М. Прогнозирование состояний на грани нормы и патологии.М.,"Медицина".1979.

35. Дичёв Т.Г., Тарасов К.Е. Проблема адаптации и здоровье чело­века.- М.:Медицина.- 1976.

36. Кемкин В.И. Категория "состояние" в научном понимании.- М.:Высшая школа.- 1983.- 120 с.

37. Тугаринов В.П.Соотношение категорий диалектического мате­риализма.- ЛГУ.- 1956.- 66 с.

38. Голдовский А.М.Основы учения о состоянии организмов

- Л.:Наука.- 1977.- 116 с.

39. Фролов В.М. Уровень функционирования физиологических сис­тем и методы их определения.- Л.:Медицина. - 1972

40. Анохин П.К. Принципиальные вопросы общей теории функцио­нальной системы.//Принципы системной организации функций.- М.:На­ука:- 1973.- С. 5-61.

41. Парин В.В., Баевский Р.М. Введение в медицинскую киберне­тику.- М.: Медицина.- 1966.

42. Геллер Е.С.,Свенцицский В.И.Смысл понятия "управления" в биокибернетике.//Проблемы управления функциями организма человека и животных.- М.- 1973.- С. 15-20.

43. Горизонтов П.Д.Гомеостаз,его механизмы и значение.//Гоме­остаз.- М.:Медицина.- 1976.- С. 5-23

44. Зимкина А.М.,Лоскутова Г.Д. О концепции функционального состояния нервной системы.//Физиология человека.- 1976.- T 2,N 2.- C.179-192

45. Хомская Е.Д. Мозг и активация.- М.:МГУ.1985.- 382 с.

46. Данилова Н.Н. Функциональные состояния, механизмы и диаг­ностика.- .:МГУ.1985.- 287 с.

47. Lakey J.L. Somatic responce patterning and stress:Some revisions of aktivtion theori.//Psychological stress issues in research/ Ed.by H.H.Appley, U.R.Trumbu.-N.Y.:Appleton-Centu­ru-Grofts.- 1967.-P.14-42.

48. Ильин Е.П. Психофизиология физического воспитания:Дея­тельность и состояние.- М.:Просвещение.1980.

49. Русалова М.И.Экспериментальное исследование эмоциональных реакций человека.- М.:Наука.1979.- 170 с.

50. Симонов П.В.Мотивированный мозг.- М.:Наука.1987.- 240 с.

51. Симонов П.В.Эмоциональный мозг.- М.:Наука.1981.- 216 с.

52. Хомская Е.Д. К проблеме функциональных состояний моз­га.//Вопросы психологии.- 1977.N 5.-С 105-113.

53. Медведев В.И.Учение об адаптации и его значении для воен­ной медицины.-Л.:ВМедА.1983.- 24 с.

54. Газанига М. Расщеплённый человеческий мозг.//Восприя­тие.Механизмы и модели.- М.:Мир.1974.- С.47-57.

55. Ухтомский             А.А. Парабиоз          и         доминанта .// Собр. соч.- Л.: ЛГУ.- 1950.- Т 1.-С.232-292.

56. Гримак Л.П.,Хачатурьянц Л.С.Проблемы управления состояни­ем оператора.//Деятельность космонавтов в полёте и повышению её эффективности.- М.:Машиностроение.1981.- С.116-137.

57. Орбели Л.А. Адаптационно-трофическая роль симпатической нервной системы и мозжечка, и высшая нервная деятельность.//Физи­олог.журн.СССР им.Сеченова.- Т 35.N 5.- 1949.- С.594-596.

58. Орбели Л.А. Теория адаптационно-трофического влияния нервной системы.//Избранные труды.М.-Л.:АН СССР.- 1962.- Т 11.- С.

227-224.

59. Фролов М.В. Контроль функционального состояния челове­ка-оператора.- М.:Наука.- 1987.-200 с.

60. Ухтомский А.А.Доминанта как фактор поведения.//Собр.соч.- -Л.:ЛГУ.- 1950.- Т 1.-С.293-315.

61. Симаков П.В.Вегетативные корреляты эмоциональных состоя­ний.//Физиология вегетативной нервной системы. -Л.,Наука.- 1981.- С.596-617.

62. Miksik O. Posuzovani struktury a dunaviky aktualnick psychiatrick stabu.//Vy.Kumny ustav psychiatricky.-Paha-Zpra­vy.- 1975,- P 3-45.

63. Баевский Р.М.Проблема прогнозирования состояния здоровья организма в процессе его адаптации к различным воздействи­ям.//Нервные и эндокринные механизмы стресса.Сб.науч.труд.- Кише­нёв.Штиинца.- 1980. - С.30-61.

64 .Небылицин В.Д.Функциональное состояние нервной системы нервной системы человека и её основные свойства.//Психофизиологи­ческие исследования индивидуальных различий.- М.:Наука,- 1976. -

C. 187-192

65. Абульханова-Славская К.А.Деятельность и психология лич­ности.- М.:Наука.- 1980.-336 с.

66. Ганзен В.А.,Юрченко В.Н.Системный подход к анализу, опи­санию и экспериментальному исследованию психических состояний че­ловека.//Экспериментальная и практическая психология.Психические состояния.- Л.:ЛГУ.1981.вып.10.- С.5-16

67. Наенко Н.И. Психическая напряжёность.-М.:МГУ.-1976.- 112 с.

68. Забродин Ю.М.Методические проблемы исследования и модео­лирования функциональных состояний человекаоператора.//Вопросы киберетики. Психические состояния и эффективность деятельнос­ти.-М:1980

69. Чирков В.И.Диагностика качественного своеоброазия и ин­тенсивности функциональных психофизиологических состояний челове­ка.//Автореф.дис.канд. мед.наук.-Л.:ЛГУ.- 1983.

70. Юрченко В.М.Исследования психического состояния человека в процессе производственной деятельности. //Авто­реф.дисс.канд.психолог.наук. Л.: ЛГУ. 1980.- 19 с.

71. Пунин А.П. Очерки психологии спорта.-М.:Ф и С.1959.- 308 с. 65.Черникова О.А.Эмоции в спорте.- М.:ФиС.1962. 227 с.

72. Белоус В.В. Проблеа типа темперамента в современной диф­ференциальной психологии.//Психол.Журн.- 1981.- Т 2.N 1.- С.45-55.

73. Додонов Б.И. Эмоциональные типы,типичность и гормоничное развитие личности.//Вопросы психологии.- 1978.- Т 3.-С.21-31

74. Рапохин Н.П. Исследование эмоционально-волевой устойчи­вости в условиях значимой деятельности.//Психол.журн.- 1981.- Т 2. N 5.- С.92-99

75. Ливитов.Н.Д. О психическом состоянии человека.//Просвеще­ние.- 1964.- 344 С.

76. Якунин В.А. О связи психических состояний и свойств лич­ности.//Психические состояния.- Л.:ЛГУ.-1981.- С. 17-23

77. Психологическая оценка и прогнозирование профессиональной пригодности военных специалистов (Учебное пообие). -М.,Воениз­дат.- 1988.- 262 с..

78. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология.(Словарь). -М.,Политиздат.1990 г.-С.381.

79. Шадриков В.Д. Проблемы системогенеза профессиональной деятельности.- М.,Наука.-1982.- 184 с.

80. Рациональное распределение призывников для обучения во­енным специальностям.Учебно-методическое пособие. -М.,Воениз­дат.-1987.-94 с.

82. Профессиональный психологический отбор кандидатов в во­енно-учебные заведения Миестерства Обороны СССР.Методические ре­комендации.-М.,Воениздат.- 1988.- 80 с.

83. Профессиональный психологический отбор кандидатов в во­енно-учебные заведения Министерства обороны Российской федера­ции.(Методические ркомендации). -М.,-295 с.

85. Климов Е.А. Иендивидуальнфый стиль деятельности в зави­симости от типологических свойств нервной системы.- Казань.,КГУ.- 1969.

86. Кулагин Б.В.,Сергеев С.Т.Типологический подход к иссле­дованию проблемы профотбора.// Психологический журнал.,- 1989.- Т.10, N 1. - С. 62 -70.

87. Delinger S.Psychogeometrics: Hav to use geometric psyc­hology tro influence people.- N.J.:Printice Holl.- 1989.

88. Абульханова-Славская К.А. О путях построения типологии личности.//Психолог.журн.- 1983.- Т4.-N1.- С.14-19.

89. Jung C.Psychological types. -N.У.1923.

90. Keirsey D.Portraits of temperament.- Gnosology books.- 1989.

91.Keirsey D.Bates M. Pliase, understand me: Character and temperament types.-Gnosology books.1984.

92. Практикум по инженерной психологии и психологии тру­да.-Л.,ЛГУ.- 1983. - 208.

98. Адаптация молодого воина к условиям воинской службы и профилактика дизадаптационных расстройств. Методическое руководс­тво.-М: МО СССР,1990,-28 с.

99. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания.-Л.: Изд-во ЛГУ, 1968,- 339 с.

101. Адаптация молодого воина к условиям военной службы и профилактика дезадаптационных расстройств. Методическое руководс­тво.-М.:МО СССР, 1990. -28 с.

102. Психологическое обеспечение учебно-воспитательного про­цесса в военных вузах. МО СССР. 1988. - 272 с.

103.Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания.-Л.:Издат.ЛГУ, 1968.- 339 с.

104.Березин Ф.Б. Психическая и психофизиологическая адапта­ция человека.-Л.:Наука, 1988.- 267.

108.Киколов А.И. Умственно-эмоциональное перенапряжение и его профилактика./Ю.В.Мойкин, А.И.Киколов и др. Психофизиологи­ческие основы профилактики перенапряжения. - М.:Медицина - 1987.-С.171-216.

109.Ланг Г.Ф.                   Гипертоническая                    болезнь.-Л.:Медгиз, 1950.-496с.

110.Мясников А.Л.Гипертоническая болезнь и атеросклероз. - М.: Медицина,1965, 615с.

111.Судаков К.В. и др. Системные механизмы поведения.- М., 1990, 409 с.

112. Шхвацабая И.К. Ишемическая болезнь сердца.- М.: Медици­на, 1975, 400с.

113. Давыдовский И.В. Проблема причинности в медицине (этио­логия).- М.:Медицина,1962,120с.

114. Адо А.Д. Философские и социально-гигиенические аспекты учения о здоровье и болезни. - М.,1975.

115. Вейн А.М., Колосова О.А. Вегетативно-сосудистые парок­сизмы (клиника,патогенез, лечение).- М.:Медицина, 1971. - 156с.

116. Сидоренко Г.И. и др. Психофизиологические аспекты кар­диологических исследований / Г.И.Сидоренко, Г.С.Борисов, Е.К. Агеенкова. - Минск: Беларусь, 1982.- 142с.

117. Анисимова О.М. К вопросу о диагностическом значении личностных опросников / Личность и деятельность. Тезисы докладов 5 Всесоюзного съезда Общества психологов СССР.- М.:Общество пси­хологов СССР, 1977.- С.12.

118. Киколов А.И. Обучение и здоровье.-М.:Высш.шк.,1985.-105с.

120. Линдсей П., Норман Д. Переработка информации у человека. Введение в психологию.- М.,1974.- С.9.

121. Березин Ф.Б. Психическая и психофизиологическая адапта­ция человека. Л.:Наука, 1988.- С.82-89.

122. French J.R.P., Rogers W., Cobb S. Adjustment as per­son-environment fir / Coping and adaptation. New ork, 1974.-

P.316-333.

123. Blanc C., Digo R., Moroni P. Psychopathology of airline stewardness/ Aerosp. Med.,1969.Febr.- P.40.

124. Longo L. Psichopatologia dei contollori del traffics aeres e degli operatopiradar / Riv. med. aeronaut. e spaz., 1977. Vol.39, N 2. P. 239-249.

125. Sparvieri F. La confabulazione mentall nel pensieto schrizoide o nell, errore in volo / Riv. med. aeronaut. e spaz.

1978. Vol. 41, N2. P. 322-340.

126. Иоселиани К.К. Оценка и прогнозирование психической ра­ботоспособности лётного состава при неврозах / Космическая биоло­гия и авиакосмическая медицина., 1980. Вып.14.- С .1.

127. Петровская Л.А. Теоретические и методические проблемы социально-психологического тренинга. М.,1982. - 98 с.

128. Поляков Ю.Ф., Спиваковская А.С. Психологическая коррек­ция: ее роль и место в профилактике заболеваний / Современные формы и методы организации психологической и психопрофилактичес­кой работы. Л.,1985.

129. Психологические состояния курсантов и их учет в учеб­но-воспитательном процессе вуза. Александрович П.И. - Автореф. дисс.канд.пед.наук. М.:ВПА им.В.И.Ленина, 1987 - 19 с.

131. Чигирев В.А., Кулганов В.А., Крюков М.П. Психологичес­кое обеспечение учебно-воспитательного процесса и практическая психодиагностика в вузе. В сб. Профессиональный психологический отбор в военно-учебном заведении / Материалы Всеармейского учеб­но-методического сбора. - М., 1990. - 140 с.

132. Шеховцова Л.Ф.,Отюгов А.А., Сараева В.Е. О состоянии студента в экзаменационной ситуации / Психологическое обеспечение учебно-воспитательного процесса в вузе.Л.: Минвуз РСФСР, 1985, с.88-100.

133. Keirsey, D., Bates, M. (1978). Please, understand me. Del Mar, CA: Prometheus Nemesis Book Co.

134. Keirsey, D (1989). Portraits of temperament. Second edition, Del Mar, CA: Prometheus Nemesis Book Co.

136.Глушко А.Н. Роль медицинской службы в обеспечении надеж­ности военно-профессиональной деятельности.-Военн.мед.журн.1994, N4, С.53.

137.Банк В.Л. с соавт.Медицинская реабилитация летного сос­тава в условиях госпиталя.//Профессиональное здоровье летчиков и летное долголетие.-М.:Воениздат,1989,-С.70.

138.Особенности профилактики сердечно-сосудистых заболеваний офицеров плавсостава ВМФ.Рекомендации.-М.:Воениздат,1993-С.10.

139.Бодров А.В. Медико-психологические вопросы восстановле­ния профессиональной работоспособности летного состава.//Профес­сиональное здоровье летчиков и летное долголетие.-М.:Воениздат, 1989,-С.51.

140.Чиж И.М. Основные итоги и направления развития медицинс­кой службы Вооруженных Сил Российской Федерации.-Военн.мед.журн. 1994,N1,-С.6.

141.Белов А.И. Методика преодоления напряженности у курсан­тов на земле и в полете.-Ейск,ЕВВАУЛ,1976.-113 с.

142.Методические рекомендации по использованию классов пси­хофизиологической разгрузки и мобилизации летного соста­ва.-М.:ВВС, 1988.-47 с.

143.Психофизиологическая подготовка летного состава.Методическое пособие.-М.:ВВС.-С.42-46.

144.Формирование и развитие профессионально важных качеств у курсантов в процессе обучения в ВВАУЛ.Методическое пособие.-М.: Воениздат,1992.-184 с.

145.Береговой Г.Т., Пономаренко В.А. Психологические основы обучения летчика готовности к действиям в экстремальных условиях //Психологические вопросы летного труда.Тематический научный сборник войсковой части 64688 N 2 (4).-М.:Воениздат,1987.-С.128-142.

146.Мельник С.Г., Шакула А.В. Методы коррекции функциональ­ных нарушений у летного состава //Профессиональное здоровье лет­чиков и летное долголетие.-М.:Воениздат,1989.-С.64.

147.Реабилитация личного состава кораблей в море и на бере­гу.Методичечские рекомендации.-СПб.:Войсковая часть 27177, 1993.

148.Сохранение работоспособности плавающего состава ВМФ.Ру­ководство.-М.:Воениздат,1990.-192 с.

149. Коломиевский М.Л. О методике реабилитационно-профилак­тического лечения летного и диспечерского состава Гражданской авиации// Актуальные вопросы реабилитации лиц летного и диспе­черского состава.Тезисы докладов.-Кировоград,КВЛУ­ГА,1987.-С.27-28.

150.Новиков В.С. с соавт.Гипобарическая гипоксия как метод коррекции и реабилитации в медицине.-Intrrnational Medical Revi­ews, 1993,Т.1,N3.-С.191-193

151.Косицкий Г.И.                Превентивная           кардиология.-М.:Медици-

на,1977.- С.450.

153.Яковлев Г.М., Новиков В.С., Хавинсон В.Х. Резистент­ность, стресс, регуляция.-Л.:Наука,1990.-238 с.

156.Яковлев Г.М. с соавт.Биохимические и иммунологические показатели в реабилитационном периоде у пострадавших в результате аварии атомной подводнолй лодки "Комсомолец".-Военн.мед.журн. 1991,N9.-С.28-33.

157. Аверин В.А., Бухарина Т.Л. Психология медицинского об­разования. Опыт акмеологического исследования. - СПб: ППМИ, 1995.

- 167 с.

158. Аверин В.А., Козыревская Л.П., Борщев В.Ф., Грановская

Л.Н. и др. Личность студента и успешность его обучения в вузе. Монография. - Н.Новгород: ННГУ, 1991. - 126 с.

159. Потемкина О.Ф., Романова Е.С. Теоретические и методи­ческие основы индивидуального подхода в обучении. / Психологичес­кий анализ учебной деятельности. - М., 1991. - 264 с.

160. Психологические факторы успешности обучения в медицинс­ком вузе. Под ред Аверина В.А., Кибрика Б.С. - М.: Изд-во ЯГМИ,

1990. - 86 с.

161. Психология профессиональной подготовки. Под ред.

Г.С.Никифорова. - СПб.: Изд-во СПб ун-та, 1993. - 172 с.

162. Пейсахов Н.М. Проблемы психологической службы в высших учебных заведениях / Психологическая служба в вузе. Казань. 1981 г.- 176 с.

163. Шеховцова Л.Ф.,Отюгов А.А., Сараева В.Е. О состоянии студента в экзаменационной ситуации / Психологическое обеспечение учебно-воспитательного процесса в вузе.Л.: Минвуз РСФСР, 1985, с.88-100.

164. Чигирев В.А., Кулганов В.А., Крюков М.П. Психологичес­кое обеспечение учебно-воспитательного процесса и практическая психодиагностика в вузе. В сб. Профессиональный психологический отбор в военно-учебном заведении / Материалы Всеармейского учеб­но-методического сбора. - М., 1990. - 140 с.

165. Кулганов В.А. Медико-психологическое обеспечение учеб­но-воспитательного процесса в военных вузах / Учебно-методическое пособие. - Спб.: ВИККА им.А.Ф.Можайского, 1994. - 230 с.

166. Исаченко Н.И. Курсант в системе психолого-педагогичес-

кого сопровождения учебно-воспитательного процесса. /Научно-мето­дические основы психологического изучения и психофизиологического обследования в вузе. Материалы всеармейского учебно-методического сбора. - М.: МО СССР, 1990. - 168 с.

169. Клочко Ю.Н. Сравнительная характеристика акцентуаций личности как педагогическая проблема. / Научно-методические осно­вы психологического изучения и психофизиологического обследования в вузе. Материалы всеармейского учебно-методического сбора. - М.: МО СССР, 1990. - 168 с.

170. Казаков В.Н., Середенко Л.П., Лях Ю.Е. и др. Динамика психофизиологических показателей у курсантов в процессе обучения. // Военно-медицинский журнал. - М., 1985, N 1, с.49-52.

171. Психологические состояния курсантов и их учет в учеб­но-воспитательном процессе вуза. Александрович П.И. - Автореф. дисс.канд.пед.наук. М.:ВПА им.В.И.Ленина, 1987 - 19 с.

173. Абрамова Г.С. Введение в практическую психологию. - Екатеринбург: Деловая книга, 1995. - 224 с.

174. Емельянов Ю.Н. Активное социально-психологическое обу­чение. - Л.: изд-во ЛГУ, 1985 г. - 168 с.

174. Мэй Ролло. Искусство психологического консультирования. Пер. с англ. - М.: НФ "Класс", 1994. - 144 с.

176. Петровская Л.А. Теоретические и методические проблемы социально-психологического тренинга. М.,1982. - 98 с.

177. Поляков Ю.Ф., Спиваковская А.С. Психологическая коррек­ция: ее роль и место в профилактике заболеваний / Современные

формы и методы организации психологической и психопрофилактичес­кой работы. Л.,1985.

178. Сальков В. Система отбора для поступления в военную академию Вест-Пойнт // Зарубежное военное обозрение. 1993, N 12,

С. 30-32.

179. Меркурьев М. Военно-морской колледж США // Зарубежное военное обозрение. 19913, N 4.

180. Успенский В. Подготовка офицеров резерва в гражданских высших учебных заведениях США // Зарубежное военное обозрение. -

1983. - N 3. С. 15-17.

181. The Army difference. U.S. Army 5-th Recruiting Brigade Advertising and Public Affairs Office - September 1993.

182. Силкин В. Болевые точки профотбора // Красная Звезда N 89 от 19 апреля 1991 года.

183.Петров В.П.,Ростунов А.Т.Военно-профессиональная ориен­тация молодежи.М.:МО СССР,1988.-220с.

184.Волков С.В.Русский                     офицерский            корпус.-М.:Воениз-

дат,1993.-368 с.

185.Большая Советская                   Энциклопедия             (в          30         то-

мах).Гл.ред.А.М.Прохоров.Изд.3-е                            М.,"Советская                энциклопе-

дия",1975.Т.21,Проба -Ременсы,1975,с.144.

186.Саврукова О.Г.Вопросы профессиональной ориентации уча­щихся в истории советской школы. Автореферат дисс... канд.пед.на­ук.-М.,1975.-21с.

187.Важенина Т.А.Становление и развитие профконсультации учащихся общеобразовательной школы (20-80 годы).Автореферат дисс... канд.пед.наук,-М.,1990,17с.

188.Назимов И.Н.Профориентация и профотбор в социалистичес­ком обществе.-М.:Экономика,1972.-254с.

190.Барабанщиков А.В.,Платонов К.К.,Феденко Н.Ф.К истории советской военной психологии//Вопросы психологии,1967,N6.С.76-84.

191. Городецкий Б.И., Вшанов Н.И. Государственная система профессиональной ориентации молодежи в стране// Научно-методичес­кие основы психологического изучения и психофизиологического обс-

ледования в вузе. Материалы всеарм5ейского учебно-методического

сбора. М.:МО СССР, 1990. с.115-117

192.Приказ МО СССР N 90 от 26 февраля 1989 г."О введении в действие Правил приема в военно-учебные заведения МО СССР".М.,1989.-88с.

193.Ковалевский В.Ф.Военная профессиология:проблемы теории и практики.-М.:Б.П.,1983.

194.Скородумов И.А.Профессия-Родину защищать.-М.:изд-во ДО­СААФ,1986.

195.Психологическая оценка и прогнозирование профессиональ­ной пригодности специалистов.Учебное пособие.-М.:Воениз­дат,1988.-263с./ДСП/.

196.Профессиональный психологический отбор кандидатов в во­енно-учебные заведения МО СССР.Методические рекомендации.-М.:Вое­низдат,1988-81с./ДСП/.

199.Новикова Е.В.,Хухреев И.А.Психологическая коррекция лич­ности при маргинальной профессиональной ориентации //Психологи­ческое сопровождение подготовки специалистов в вузе:материалы на­учно-практической конференции.-Новосибирск,10-14 января 1988 го­да.

200.Агеевец В.У.Эффект физкультуры (влияние физической коль­туры на на духовное развитие нации)//Земля русская.Изд-во Пет­ровской Армии наук и искусств. - N 1-2,1995.

201.Платонов К.К.,Гольштейн Б.М.Основы авиационной психоло­гии:Учебник для средн. спец.учебн.заведений гражданской авиа­ции.-М.:Транспорт,1987.С.216.

203.Методические рекомендации по военно-профессиональной ориентации молодежи в средних школах,профессионально-технических

училищах,техникумах.СПб.:ВМедА,1993.-37с.

204.Программы общеобразовательных учреждений.Основы безопас­ности жизнедеятельности I-XI классов.М.:"Просвещение".1994.-110с.

207. Большая Советская Энциклопедия. (В 30 томах). Гл. ред.

А.М. Прохоров. Изд. 3-е. М.,"Советская Энциклопедия", 1974. Т.18.

Никко - Отолиты. 1974. с.509

208. Психология. Словарь / Под общ. ред. А.В.Петровского,

М.Г.Ярошевского.-2-е изд., испр. и доп.- М.: Политиздат, 1990, с.297

209. Калугин Н.И., Сазонов А.Д., Симоненко В.Д. Профессио­нальная ориентация учащихся: Учебное пособие для студентов пед. ин-тов по спец. N 2120 "Общетехн. дисциплины и труд". -М.: Прос­вещение, 1983. - 191 с.

210. Коллектив. Личность. Общение: Словарь социально-психо­логических понятий / Под ред. Е.С.Кузьмина и В.Е.Семенова. - Л.: Лениздат, 1987, с.80-81

211. Климов Е.А. Психолого-педагогические проблемы професси­ональной консультации. - М.: Знание, 1983. - 96 с.

212. Егоров А.С., Баранов Ю.А., Шах Б.И. Об учете акцентуа­ции личности в практике профконсультации и профотбора // Научные основы профессионального самоопределения учащихся: Сб. науч. тр. / ВНИИпрофтехобразования. - Л.: 1986, с. 82-89

213. Каверина Р.Д. Классификация профессий на основе цен­ностных ориентаций молодежи //Психологические и физиолого-гигие­нические основы профконсультации и профотбора молодежи на рабочие профессии. Сб. науч. тр. / ВНИИпрофтехобразования. - Л.: 1987, с. 30-37.

214. Андрианов А.И. Ориентация молодежи на военные профессии

// Психология и педагогика - реформе школы. Научные сообщения к

научно-практическому семинару. Л.: ЛГУ, 1986, с.158-165

215. Профессиональный психологический отбор кандидатов в во­енно-учебные заведения Министерства обороны Российской Федерации. Методические рекомендации. М.:МО РФ. 1994, с.158-167

217. Силкин В. Почему уходят лейтенанты// Красная Звезда N 77 от 5 апреля 1991 года.

218. Приказ МО РФ N 235 от 3 июля 1995 г."О совершенствова­нии системы воспитательной работы в Вооруженных Силах Российской Федерации". М., 1995. - 9 с.

221. Буч Г. Объектно-ориентированное проектирование с приме­рами применения. - М.: Конкорд, 1992.

222. Штрик А.А. Инструментальные автоматизированные средства программной инженерии: состояние и перспективы. /В кн.: CASE - технология /Материалы семинара. - М.: ЦРДЗ, 1993, с.10-17.

223. Гэйн К., Сарсон Т. Структурный системный анализ: средс­тва и методы/Пер. с англ.- М.: Эйтэкс, 1992.

224. Козлинский А. CASE - технология: индустриальная разра­ботка систем обработки информации. - Soft Review компьютерное обозрение, 1993, N 10, c. 29 - 40.

225. Forte G. CASE OUTLOOK /Guide to Products and Services.

- Lake Oswego, OR: CASE Consulting Group Inc., 1991.

226. Гаврилова Т.А., Червинская К.Р. Извлечение и структури­рование знаний для экспертных систем.- М.: Радио и связь, 1992.- 200 с.

227. Дюк В.А. Компьютерная психодиагностика.- СПб.: изда­тельство "Братство", 1994. - 364 с.

228. Библия программиста. Генераторы приложений. Генераторы кода. - Soft Review компьютерное обозрение, 1993, N 10, c. 40 -41.

229. Ильин В.Д. Система порождения программ. - М.: Наука,

1989. - 264 с.

230. Машинное проектирование программного обеспечения (CA­SE). - М.: Междунар. центр по информатике и эдектронике, 1990 - 115 с.

231. Игнатьев М.Б., Фильчаков В.В., Осовецкий Л.Г. Активные методы обеспечения надежности алгоритмов и программ. - СПб.: По­литехника, 1992. - 288 с.

232. Осипов Г.С.. Инструментарий для экспертных систем. Тех­нология SIMER+MIR.Программные продукты и системы, N 3, 1990, стр.25-32.

233. Найденова К.А., Шагалов В.Л., Гладков Д.В., Кильдюшевс­кая З.В. Генерация обьектно-ориентированной экспертной системы. International Journal "Information Theories & Application", 1993, vol.1, n.5, p.3-17 (русск.).

234. Naidenova, X.A., Shagalov, V.L., Gladkov,D.V. The Ob­ject-Oriented Technology for Expert System Generation. Proceeding of EWAIC-93, p.223-226 (англ.).

235. Heric Ericson, Mark A. Musen. Coceptual Models for Au­tomatic Generation of Knowledge Acquisition Tools. Lecture Notes in Artificial Intelligence, no 599, EKAW - 92.

236. Gappa U., Poeck K. Common Ground and Differences of the KADS and Strong Problem Solving Shell Approach. Lecture Notes in Artificial Intelligence, no.599, EKAW -92.

237. Greboval G., Kassel J. An Approach to Operationalize Conceptual Models: the Shell AIDE. Lecture Notes in Artificial Intelligence, no. 599, EKAW-92.

238. Гаврилова T.А. Обьектно-структурная методология концеп­туального анализа знаний. Сборник научных трудов международной конференции "Знание-Диалог- Решение", том 1, 1995, стр.1-8.

239. Ващенко Н.Д., Гладун В.П. Локально-статистические мето­ды извлечения знаний из баз данных. Сборник научных трудов между­народной конференции "Знание- Диалог - Решение", том 1, стр.63-72.

240. Naidenova,X.A. Mashine Learning as a Diagnostic Task.- In:"Knowledge-Dialogue-Solution". Materials of the Short-Term Scientific Seminar, 16-17 June, 1992, Saint-Petersburg, ed. by

I.B.Arefiev, p.26-36.

241. Найденова К.А.,Полежаева Ю.Г. Алгоритм поиска наилучших диагностических тестов. Применение методов математической логики, Таллин, 1986.

242. Мегрецкая И.А. Построение естественных классификацион­ных тестов при генерации баз знаний. В; "Проблемы применения экс­пертных систем в народном хозяйстве", Кишинев, 1988, стр. 89-93.

243. Naidenova, X.A., Plaksin, M.V., Shagalov, V.L. Inducti­ve Interring All Good Classificacation Tests. Сборник научных трудов международной конференции "Знание-Диалог-Решение", том 1, 1995, стр.79-84.

244 Поспелов Д.А. Знания в интеллектуальных системах. Прог­раммные продукты и системы, N3,1990,стр.65-79.

 

Дата: 2019-04-23, просмотров: 238.