Также следует иметь в виду, что нарушения психической адаптации наблюдаются даже у представителей профессий, деятельность которых предполагает предварительный медико-психологический отбор. В частности, лица с различными пограничными психопатологическими явлениями были обнаружены среди авиационного персонала (123,124,125,126). Поэтому, решая задачи психологического сопровождения, нельзя ограничиваться только процедурами профессионального отбора. Необходимость проведение целенаправленных исследований по изучению особенностей адаптации, определению психологической и физиологической «цены» учебной деятельности учащихся ВУЗа показана рядом исследований (Крылов А. А., Никифоров Г. С., Маклаков А. Г., Федоткина И. В. и др.).
В качестве критериев «цены» учебной деятельности рассматривались характеристики функционального состояния, личностные и социально-психологические особенности у студентов различных курсов.
Изучение функционального состояния проводилось после учебных занятий и основывалось на субъективной оценке его компонентов, результатах умственной деятельности и объективных показателях состояния кардиореспираторной и сердечно-сосудистой систем. Самооценка состояния проводилась по 7-балльной шкале и отражала следующие его проявления: бодрость, внимательность, характеризующие общий уровень активности; интерес к работе, отражающий в некоторой степени мотивацию к деятельности; самочувствие и настроение, определяющие эмоционально-соматическую комфортность; спокойствие и уверенность в себе, свидетельствующие об эмоциональном равновесии. В качестве показателя более существенных сдвигов нормального функционирования организма, отчасти отражающего напряжение и резервы иммунной системы, рассматривалось количество обращений за медицинской помощью.
Умственная деятельность характеризовалась продуктивностью познавательных психических процессов: зрительной и вербальной кратковременной памяти, оперативной памяти и мышления, образного и логического мышления.
Следующим параметром, отражающим социально-психологический аспект адаптации, являются межличностные отношения в учебной группе. Известно, что нарушение межличностных отношений, разрыв эмоциональных контактов, нарастание агрессивности, снижение потребности в общении, негативные оценки окружающих часто являются ранними признаками затрудненной адаптации. Одним из инструментов для оценки межличностных отношений является непараметрический социометрический опрос. Наиболее обобщенными показатели могут быть: социометрический статус, характеризующий степень признания авторитета личности группой и рефлексия статуса, основанная на самооценке личностью своей позиции в группе, отражающая осознание структуры межличностных отношений.
Для изучения личностных особенностей использовались 16 - факторный опросник Р. Кэттелла, форма С, опросник СМИЛ и методика измерения мотива достижения, определяющая личностную потребность в достижениях (Ю. Орлов, 1973). Помимо этого, изучалась экспертная оценка развития основных профессионально-важных качеств студентов, отражающая мотивационный компонент деятельности: дисциплинированность и мотивацию к обучению; общие и специальные способности: способности к обучению, техническую сообразительность, организаторские способности; коммуникативные качества: общительность и конфликтность, а также физическую подготовленность и состояние здоровья.
В целях выявления влияния факторов деятельности на психофизиологические ресурсы и функциональное состояние проводилось сравнение индивидуальных особенностей студентов, наиболее успешно справляющихся с учебной нагрузкой и учащихся, имеющих явные затруднения в учебе, условно обозначенных как «успешны» и «отстающие». Явные затруднения в деятельности «отстающих» студентов заставляли видеть в них категорию лиц, в первую очередь нуждающихся в психокоррекционных и других поддерживающих мероприятиях с целью повышения эффективности обучения и оптимизации функционального состояния, так как все учащиеся при поступлении в ВУЗ прошли квалификационный экзамен и на начальном этапе обладали достаточным потенциалом для эффективного обучения. «Успешные» студенты составили категорию, наиболее адекватно адаптирующихся, в связи с чем их психофизиологические особенности представляли особый интерес.
При анализе экспериментального материала изучаемые особенности успешных и менее эффективных студентов рассматривались в зависимости от курсов обучения. Наиболее сложным этапом в плане испытываемого умственного и эмоционального напряжения, поддерживающего высокий уровень стресса, связанного с большим объемом трудного для изучения и запоминания учебного материала, непривычными условиями обучения и проживания являлся 1 курс. Особенности психофизиологического состояния студентов, успешно прошедших первый этап обучения и наиболее полно освоивших учебный материал первого семестра имели ряд существенных отличий от аналогичных характеристик менее успешных – «отстающих» студентов. Большая доля всех различий приходилась на показатели личностных и характерологических особенностей.
«Отстающие» на первом курсе студенты испытывают определенные затруднения в адаптации. Это следует из более выраженной тенденции к ипохондрической иксации (Hs), отсутствию стремления к самореализации, сдерживанию спонтанных реакций, вызванных неуверенностью в своих силах и стремлением соответствовать принятым в окружении нормам, сочетающимся с раздражительностью и легкой потерей равновесия в социальных конфликтах. Признаки социальной дезадаптации подтверждались и несколько более выраженной, по сравнению с «успешными» студентами, импульсивностью, неустойчивостью настроения, обидчивостью и возбудимостью (Pd, Q4) при большей прямолинейности и бестактности в контактах (N). «Успешные» лица характеризовались более развитой интуицией и воображением (I), более развитой психологической защитой (L).
В целом, можно утверждать, что испытываемое на первом курсе эмоционально-умственное напряжение на личностном уровне проявлялось в ощущении соматического дискомфорта, сниженном фоне настроения и затруднениях в межличностной сфере в большей степени у «отстающих» студентов.
На втором курсе по-прежнему сохранялись существенные различия в личностной сфере учащихся. В то же время отмечены определенные изменения в психофизиологических особенностях обеих групп. Так «отстающие» обладали более высокими показателями психастенических проявлений (Pt) и испытывали осложнения в регуляции психической сферы (Sc). У них появлялась потребность в аффектах (Hy), что свидетельствовало о высоком эмоциональном напряжении. У них также отмечено стремление к широкому кругу общения (SR), но при этом установка на групповые нормы (KL) была ниже. «Успешные» учащиеся на этом этапе характеризовались большей независимостью, реалистичностью, практичностью в деятельности и появлением более рационального отношения к психотравмирующим ситуациям (I). Они отличались от «отстающих» более высоким уровнем самоконтроля (Q3) и самодостаточностью (Q2).
Таким образом, на втором курсе наблюдается усиление признаков осложнения адаптации у «отстающих». Однако, ко второму курсу увеличивается степень эмоционального напряжения и у «успешных» учащихся. Например, это проявлялось в беспокойстве и чувстве неуверенности в будущем (F).
В дальнейшем, на третьем курсе «успешные» отличаются большей общительностью, открытостью, естественностью и непринужденностью поведения (А), большей эмоциональной устойчивостью и отсутствием невротических симптомов (С), несколько большей добросовестностью и ответственностью (G), меньшей восприимчивостью к угрозе, решительностью, смелостью (Н), по-прежнему им в большей степени свойственна реалистичность, рационализация в отношении стрессов и неудач, «подчинение чувств рассудку» (I), в то время как «отстающие» на третьем курсе характеризовались как более усталые, ипохондричные (О).
К четвертому курсу различия, затрагивающие личностную структуру и характерологические особенности снижаются. При этом «отстающие» превосходят «успешных» по степени независимости и самостоятельности. У «успешных» появляется тенденция к снижению самоконтроля, нарастала импульсивность (Q3). Кроме того, появляется новое различие, не встречавшееся на предыдущих курсах: «успешные» учащиеся становятся несколько ригиднее и консервативнее «отстающих» (Q1), что отчасти свидетельствовало о снижении их творческих способностей.
Как свидетельствует анализ личностных особенностей «успешных» учащихся 1- 4 курсов, у «успешных» студентов 4 курса отмечена более низкая эмоциональная устойчивость (С), более значительное психическое напряжение (Q4), они более импульсивны вследствие ослабления волевой регуляции и снижения самоконтроля (Q3). В целом, к 4 курсу у «успешных» учащихся появляются признаки социально-психологических затруднений: отличающая «успешных» учащихся с первого курса более выраженная подозрительность и обособленность, уверенность в недооценке себя окружающими (L) еще более усиливается, возрастает эгоистичность (G), конфликтность и агрессивность (Pd).
Изменения личностной структуры «отстающих» учащихся во многом имеют аналогичный характер. Так же, как и у «успешных» у них наблюдается снижение эмоциональной стабильности (С), начиная с третьего курса уменьшается доверчивость, снижалась степень ориентации на общепринятые нормы поведения (G, МН), снижаются характеристики коммуникативного потенциала (KП), что свидетельствует о повышении конфликтности, снижается общительность (А), увеличивается, особенно на 2 и 3 курсе, доминантность, стремление к независимости (Е).
В целом, можно говорить, что личностная структура учащихся в процессе профессиональной подготовки претерпевает существенные изменения, затрагивающие эмоционально-волевую, интеллектуальную и коммуникативную сферы, независимо от эффективности деятельности. У «успешных» учащихся изменения затрагивают в наибольшей степени эмоционально-волевую сферу и в меньшей степени коммуникативную. У «отстающих» наиболее пластичной оказывается коммуникативная сфера, а изменения в эмоционально-волевой сфере менее выражены.
В процессе обучения в ВУЗе наблюдается и определенная динамика социометрического статуса учащихся. При сравнительном анализе показателей межличностного взаимодействия учащихся с различной степенью успешности обучения выявляются различия практически по всем характеристикам на каждом этапе обучения. Характер различий достаточно отчетливо отражает динамические особенности социально-психологического аспекта адаптации. На первом курсе «успешные» учащиеся бывают наиболее авторитетными членами учебной группы, что отражается в высоких значениях положительного социометрического статуса. Это подтверждает значение успешности деятельности для признания авторитета в микросоциальном профессиональном окружении. «Успешными» учащимися адекватнее воспринимается структура межличностных взаимоотношений, в частности, их оценка своего положения в групповой иерархии максимально близка к оценке группы (R). В то же время «отстающие» оценивают свой авторитет выше, что абсолютно не соответствует их реальному положению. Явная переоценка своего авторитета, свидетельствовала об определенной дезадаптации в микросоциальной среде.
На втором курсе особенности, отмеченные выше, в целом, сохраняются. Однако, у «успешных» учащихся появляется тенденция к недооценке своего, по-прежнему более высокого, чем у «отстающих», авторитета, что может свидетельствовать о снижении уверенности в себе, нарастании тревожности. «Отстающие» учащиеся оценивают себя гораздо адекватнее, чем на первом курсе.
Особенности третьего курса заключаются в том, что недостаточно эффективные в учебе учащиеся отличаются особенно противоречивым отношением к себе. У них выше, чем у «успешных», как положительный, так и отрицательный статус, что свидетельствует о частичном признании их авторитета в деловой и эмоциональной сферах, но высокие значения отрицательного статуса не позволяют отнести их к общепризнанным группой лидерам. Характер их межличностных отношений по-прежнему имеет признаки дезадаптации.
На четвертом курсе в зависимости от эффективности учебной деятельности устанавливается "сфера популярности" личности в группе. «Успешные» учащиеся признаются лидерами в деловой области, «отстающие» - в эмоциональной. Для всех учащихся довольно характерно приписывать себе несколько больший, чем признаваемый группой, авторитет в деловой сфере и недооценивать эмоциональное отношение к себе. Особенно это свойственно «отстающим» учащимся. Вероятно, на старших курсах усиливается значимость профессиональной компетентности в структуре самооценки.
Таким образом, к четвертому курсу окончательно формируется стратегия социальной адаптации в зависимости от эффективности деятельности. «Успешные» учащиеся (примерно 30%) ориентируются на достижения успеха в профессиональной сфере. «Отстающие» учащиеся в большей степени ориентируются на характер неформальных взаимоотношений в группе.
Однако в целом, характер изменений социометрического статуса «успешных» учащихся свидетельствует о снижении к четвертому курсу их популярности среди однокурсников, в том числе и в деловой сфере. Подобное положение дел может быть объяснено с нескольких позиций. Во-первых, значительные умственные и эмоциональные нагрузки, которые испытывают «успешные» учащиеся со временем приводят к снижению функционального состояния и осложнению процесса социальной адаптации. Во-вторых, к четвертому курсу у учащихся отмечаются значительные изменения в мотивационных установках деятельности. К сожалению, динамика профессиональной направленности носит в ряде случаев негативный характер, поэтому преобладающие в учебных группах ценностные ориентации к 4 курсу во многом не совпадают с первоначальными установками на успешное обучение.
Изучение показателей функционального состояния учащихся в конце рабочего дня показазывает, что «успешные» учащиеся отличаются от «отстающих», как по субъективным оценкам, так и по показателям умственной работоспособности. По физиологическим показателям достоверных различий в рассматриваемых группах не выявлено. В тоже время, показатели продуктивности познавательных психических процессов учащихся первого курса свидетельствуют о сохранении большей умственной работоспособности в конце рабочего дня в группе «успешных». Однако, на первом курсе они чаще обращаются за медицинской помощью по поводу различных, в основном острых респираторных, заболеваний, что может свидетельствовать не столько об изначально более низких физиологических резервах, сколько о «срывах» иммунной системы вследствие испытываемого ими умственно-эмоционального напряжения, необходимого для поддержания максимальной эффективности деятельности.
На втором курсе особенности функционального состояния в зависимости от успешности профессиональной деятельности наиболее отчетливо проявляются в субъективной сфере. «Успешные» учащиеся оценивают выше свое самочувствие, чем противоположная группа. Для «отстающих» характерно особенно заметное снижение самочувствия и бодрости в конце рабочего дня. Ощущаемый ими соматический дискомфорт и снижение активности выявляют у них признаки утомления. Однако, по частоте заболеваний группы «успешных» учащихся превосходят «отстающих».
На третьем и четвертом курсах результаты умственной деятельности «успешных» учащихся бывают выше по тем же показателям, что и на первом: продуктивности логического мышления и мыслительных вычислительных операций, что показывает их преимущества в возможности улучшать ряд ситуаций даже при нарушении адаптации. По субъективным оценкам состояния «успешные» учащиеся третьего курса отличаются от «отстающих» более высокими характеристиками.
На четвертом курсе нередко наблюдается иная динамика субъективных ощущений. В конце рабочего дня «отстающие» учащиеся превосходят «успешных» по степени сохраняющейся активности (особенно внимательности), ощущению соматической комфортности (самочувствию) и эмоциональной устойчивости (спокойствию). Однако по количеству зарегистрированных заболеваний на четвертом курсе они начинают превосходить «успешных». Таким образом, можно заключить, что субъективное ощущение эмоционально-соматического комфорта у учащихся не соответствует реальной картине заболеваемости. Прослеживается зависимость частоты соматических нарушений от степени сохраняющейся и ощущаемой на субъективном уровне когнитивной активности после дневной учебной нагрузки, свойственной на младших курсах в большей степени «успешным» учащимся, а на старших - «отстающим».
Особенности функционального состояния учащихся в конце рабочего дня меняются от первого к четвертому курсу. «Успешные» учащиеся старших курсов характеризуются снижением умственной работоспособности к концу дня, особенно по показателям продуктивности логического мышления. В отличие от «успешных» учащихся первого курса, они не отмечают у себя повышенной активности, снижается их интерес к выполняемой работе, в меньшей степени ими ощущается соматический комфорт. Однако, при этом они считают себя более эмоционально устойчивыми: спокойными и уверенными в себе, чем аналогичная группа первого курса. Начиная со второго курса, заболеваемость среди «успешных» учащихся заметно снижалась. Необходимо отметить заметную тенденцию к нарастанию артериального давления у «успешных» учащихся, менее выраженную - у «отстающих». Характер сдвигов рассматриваемых индикаторов функционального состояния «отстающих» в целом, имеет ту же направленность, что и у «успешных», но более выраженную на втором и третьем курсах. На четвертом курсе значения самооценки бодрости, внимательности, настроения, самочувствия, спокойствия приближаются к значениям этих же показателей «отстающих» первого курса. У «отстающих» учащихся старших курсов не наблюдается, в отличие от «успешных», снижения продуктивности когнитивных процессов. Необходимо отметить даже некоторое улучшение, не совсем достоверное, продуктивности их кратковременной вербальной памяти, отчасти - логического мышления и образного мышления.
Результаты проведенных исследований свидетельствуют о необходимости осуществления мероприятий психологического сопровождения учебного процесса, направленного на его оптимизацию и сохранение здоровья учащихся. Показано, что эффективность учебной деятельности, достигается не только за счет изначально более высоких способностей у учащихся, но и при условии значительного умственного и эмоционального напряжения, которое рано или поздно приводит к «истощению» их функциональных резервов и осложнению социальной адаптации.
Наиболее негативными тенденциями при этом является снижение эмоционально-волевой устойчивости и поведенческой регуляции, увеличение конфликтности. Нельзя расценивать как «нормальные» и некоторые физиологические сдвиги (например, постоянное нарастание артериального давления, свидетельствующие о негативных изменениях в сердечно-сосудистой системе).
Недостаточно эффективное освоение учебной программы «отстающими» студентами обусловлено не только их недостаточными способностями к обучению, но и более низким личностным адаптационным потенциалом. Уже на первом курсе это проявляется в затруднениях в межличностной сфере, тенденции к ипохондрической фиксации. В период обучения на младших курсах (1-2) они превосходят «успешных» учащихся по психастеническим проявлениям, склонности к аффектам. Несомненно, что они также испытывают напряжение, видимо, оказывающееся чрезмерным для их психического и личностного потенциала, приводящее к снижению мотивации, «отказу от деятельности». Бесспорно, что испытываемые осложнения в адаптации мешают им в полной мере реализовать себя и в обучении. Вполне вероятно, что так называемые «отстающие» учащиеся пытаются исправить положение, но без посторонней помощи большинство из них этого сделать не может, что определяет целесообразность проведения мероприятий психологической коррекции.
В то же время на 4 курсе «успевающие» начинают также испытывать определенные затруднения в адаптации. Предпосылкой к снижению функционального состояния для них является истощение физиологических резервов организма вследствие постоянно испытываемого значительного умственного и эмоционального напряжения. Снижение функционального состояния у «успевающих» курсантов в первую очередь отражается на их психическом состоянии и изменении личностных характеристик.
Таким образом, проведенные исследования свидетельствуют о том, что «успешные» учащиеся изначально обладают более высокими адаптационными возможностями, что во многом и обуславливает их успехи в учебе. Однако, несмотря на достаточно успешную социально-психологическую адаптацию, они постоянно испытывают значительные психоэмоциональные нагрузки, что приводит к снижению уровня здоровья. Следовательно, на младшиз курсах «ценой» эффективной деятельности «успешных» учащихся зачастую являются негативные тенденции в соматической сфере. На старших курсах у «успешных» отмечаются признаки осложнения социальной адаптации, т.е. в качестве "цены" на данном этапе выступают негативные изменения личности. Это свидетельствует о том, что в процессе обучения и вследствие значительных и постоянных эмоциональных нагрузок произошло снижение адаптационных возможностей личности. При этом достижение социальнопсихологической адаптации уже невозможно только за счет перенапряжения соматического уровня.
Иная динамика отмечается у, так называемых, «отстающих» учащихся. Обладая более низкими адаптационными возможностями, они не могут успешно адаптироваться к условиям ВУЗа. Вполне вероятно, что основные усилия организма в этот период направлены на сохранение гомеостаза, а «ценой» адаптации является нарушение деятельностной сферы. Несмотря на затяжной характер адаптации, к концу 3-го курса отстающие достигают удовлетворительного уровня социальной адаптированности, однако ценой успеха является перенапряжение соматического уровня, что приводит к росту заболеваемости.
Следовательно, независимо от успешности обучения большинство учащихся нуждаются в мероприятиях психологической коррекции. Таким образом, можно сделать следующие выводы:
1. Профессиональная деятельность учащихся обеспечивается как физиологическими резервами организма, так и адаптационными возможностями личности.
2. Эффективность учебно-профессиональной деятельности учащихся достигается за счет значительного умственного и эмоционального напряжения, что ведет к негативным сдвигам в личностной структуре и определенному истощению функциональных резервов организма.
3. Необходимо проведение мероприятий психологической коррекции с учащимися, испытывающими затруднения в социально-психологической и профессиональной адаптации.
4. Признаками осложнения адаптации являются и «ценой» учебной деятельности является: нарушения в эмоциональной сфере, низкая эффективность деятельности или снижение интеллектуальной работоспособности, жалобы на ухудшение самочувствия и состояние здоровья.
Дата: 2019-04-23, просмотров: 197.