Известно, что индивидуальные психологические различия оказывают влияние на стиль усвоения знаний, а следовательно успешность обучения в ВУЗе. Проведено немало исследований, посвященных различным сторонам этой проблемы: влиянию направленности и мотивации, стилевых особенностей интеллектуальной деятельности, черт характера и свойств темперамента, особенностей отдельных познавательных психических процессов (восприятия, внимания, памяти) (127.128.129,130). Важным фактором, определяющим успешность обучения в ВУЗзе, является умение учащихся правильно настроиться и контролировать свое эмоциональное состояние в процессе экзаменационной сессии. Такие личностные особенности, как повышенная тревожность, недостаточная уверенность в себе, застенчивость, нервно-психическая неустойчивость, слабые волевые качества, низкая коммуникативная компетентность могут существенно затруднять представление имеющихся у студента знаний (131,132).
Наиболее перспективны в изучении личностных особенностей студентов различные типологические подходы, позволяющие выделять людей по ряду существенных комплексных показателей (например: сила - слабость нервной системы, экстра - интроверсия, уровень нейротизма и пр.). Среди современных типологических концепций представляет определенный практический интерес теория и методика американского исследователя Д. Кейрси (133, 134). Им накоплен большой и разносторонний опыт в применении теории психологических типов в различных областях педагогики. В частности, он исследовал влияние типологических особенностей на поведение и способы усвоения знаний школьниками и студентами. Д. Кейрси установил психологическую неоднородность любой случайно взятой аудитории студентов.
С целью изучения влияния типологических особенностей на стиль и способы индивидуального обучения проведено ряд исследований (И.М. Владимирова И. М., Лавриков С. В., 1997-2001)
Все обследованные были разделены на 4 типологические выборки. В основу выделения групп положены результаты обследований учащихся с использованием адаптированного варианта опросника Кейрси. Кроме этого, в сформированных типологических группах изучались особенности интеллектуальной деятельности, показатели успеваемости, экспертной оценки успешности обучения, субъективные предпочтения учащимися тех или иных предметов, приемлемый и отвергаемый стили преподавания, участие в научно-исследовательской работе и пр. Использовались методики: "батарея" интеллектуальных тестов, отдельные показатели Стандартизированного метода исследования личности (СМИЛ), 16-ти факторного личностного опросника (16-ФЛО), экспертные оценки и объективные показатели успеваемости, методы опроса и анкетирования учащихся.
Результаты исследований позволили сформулировать ряд практических рекомендаций, адресованных и учащимся и профессорско-преподавательскому составу. Рекомендовано данные диагностики типа сообщать учащимся на ранних этапах обучения для того, чтобы они смогли выработать адекватный стиль обучения применительно к избранному ВУЗу, сформировать правильное отношение к изучаемым предметам и преподавателям. Преподавателям целесообразно учитывать психологические особенности учащихся разных типов в учебной деятельности.
Разработанная дифференциально-диагностическая таблица позволяет выявить психологический тип учащегося по наблюдаемым характеристикам его поведения и подобрать наиболее соответствующий ему педагогический подход.
Таблица представляет также материал для разработки учебно-методических рекомендаций, содержащих обоснование индивидуальных программ обучения, которые можно считать перспективным направлением развития вузовской педагогики.
Дата: 2019-04-23, просмотров: 209.