Учебных заведениях Российской Федерации
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

О С Н О В Н Ы Е С Т Р У К Т У Р Н Ы Е Э Л Е М Е Н Т Ы

Физиологическая адаптация

Психологическая адаптация

Социально-психологическая адаптация

М Е Т О Д И Ч Е С К И Е   Н А П Р А В Л Е Н И Я

Социально-психологическое изучение студентов

Групповое психологическое и психофизиологическое обследование студентов

Ц Е Л Ь И З У Ч Е Н И Я

 

Оценка адаптированности студентов по соответствующим критериям

Успешность обучения

Нормативность поведения

Эффективность практической деятельности

Динамика личностных характеристик

Состояние здоровья

Взаимоотношения в коллективе

Р Е А Л И З А Ц И Я Р Е З У Л Ь Т А Т О В И З У Ч Е Н И Я

Углубленное психологическое обследование студентов с признаками затруднения социально-психологической и профессиональной адаптации

Разработка рекомендаций по совершенствованию педаго-гического процесса с учетом индивидуально-психологи-ческих характеристик уча-щихся

учебных заведениях Российской Федерации

1. Понятие психологического сопровождения учебного процесса учащихся и студентов учебных заведений

Психологическое сопровождение учащихся и студентов в про­цессе их обучения в учебном заведении является одним из основных элементов психологического обеспечения учебного процесса. Психологическое сопровождение учебного процесса - это комплекс мероприятий по со­циально-психологическому изучению и углубленному психофизиологи­ческому обследованию студентов, а также коррекции их состояния в процессе обучения в ВУЗе, проводимых с целью повышения эффектив­ности учебной и профессиональной деятельности с учетом личностных и психофизиологических особенностей.

Несмотря на то, что психологическое сопровождение учебного процесса учащихся, студентов учебных заведений является относительно новой задачей, в учебных заведениях различного профиля накоплен оп­ределенный практический опыт по организации мероприятий с целью оптимизации социально-психологической и профессиональной адаптации студентов к услови­ям обучения в учебном заведении (94,95,96,97). В большинс­тве ВУЗов, изучавших данную проблему, основными направлениями деятельности специалистов психологической службы являются:

- оценка индивидуальных особенностей адаптации студентов к условиям обучения в ВУЗе;

- углубленное изучение студентов с признаками затрудненной социально-психологической и профессиональной адаптации;

- психопрофилактическая помощь студентам с признаками зат­рудненной адаптации;

- разработка практических рекомендаций и предложений администрации и профессорско-преподавательскому составу по учету в своей педагогической практике индивидуально-психологических особенностей студентов.

Однако следует отметить, что данные мероприятия в значитель­ной мере проводятся в инициативном порядке, поскольку методичес­кие и руководящие документы, определяющие порядок работы психологической службы по организации и проведению меропри­ятий психологического сопровождения учебного процесса студентов ВУЗов до настоящего времени не разработаны.

В соответствие с методологическим подходом комплексного изучения человека (99), его индивидуальное развитие выступает в трех планах, характеризующих его как индивида, как субъект деятельнос­ти и как личность. Результат объединения этих свойств образуют психологическую неповторимость человека, его индивидуальность. Использование данной методологии при изучении адаптации человека к изменившимся условиям окружающей среды предполагает рассмотрение этого процесса на физиологическом, психологическом и профессио­нальном (деятельностном) уровнях. Несмотря на своеобразие различ­ных сторон адаптации необходимо учитывать их тесную взаимосвязь как компонентов единого адаптационного процесса (100).

В соответствии с данной концепцией, адаптация учащихся, студентов к особенностям обучения в учебном заведении должна включать: адап­тацию к общевузовским требованиям, регламентирующим повседневную учебную деятельность студентов, к изменившемуся укладу жизни и условиям обучения; психологическую адаптацию, связанную с формированием адекватного комплекса профессионально важных качеств; социаль­но-психологическую адаптацию, обусловленную вхождением в студенческий коллектив и конкретную малую группу; психофизиологическую адапта­цию, обусловленную изменениями требований учебной деятельности к состоя­нию здоровья молодых людей, поскольку учебная, информационная нагрузка возрастает существенно. При этом следует отметить, что все рассматриваемые виды адаптации взаимосвязаны и являются структур­ными элементами профессиональной адаптации студентов.

Основными критериями успешности процесса профессио­нальной адаптации студентов к условиям ВУЗа являются: успешность обучения, нормативность поведения, эффективность практической деятельности, характер динамики психологических особенностей личности, состоя­ние здоровья, характер взаимоотношений в коллективе. Данные кри­терии на практике соответственно могут оцениваются через следую­щие показатели:

1. Успешность обучения – положительные оценки текущей успеваемости, сред­ний балл сдачи зачетов и экзаменов, отсутствие академических и текущих учебных задолженностей и т.д.

2. Нормативность поведения – соблюдение правил общественного общежития, установленной дисциплины учебного процесса, испол­нительность, выдержанность в общении, культурное и достойное поведение, чистота и опрятность и др.

      3. Эффективность практической деятельности - оценки за практические, лабораторные                                                  занятия, производственную практику, участие в общестуденческих мероприятиях и т. д.

4. Динамика психологических особенностей личности – успешность формирования личностных характеристик, профессионально важных качеств, направленности, устойчивость мотивации, черты характера.

5. Состояние здоровья - наличие жалоб на состояние здоровья, обращение за медицинс-кой помощью, показатели функционального состоя­ния организма

6. Взаимоотношение в коллективе - наличии конфликтов с окружающими, способы выхода из конфликтных ситуаций, социальный статус в группе, характер и стиль взаимоотношений и общения.

Данные показатели могут быть получены при проведении соци­ально-психологического и психофизиологического изучения студентов ВУЗа. Таким образом, первым направлением психологи­ческого сопровождения является изучение особенностей социально-психологической и про­фессиональной адаптации студентов к условиям учебного заведения (Рис. 3.1).

 

 

Изучение особенностей профессиональной адаптации студентов

Дата: 2019-04-23, просмотров: 158.