О С Н О В Н Ы Е С Т Р У К Т У Р Н Ы Е Э Л Е М Е Н Т Ы
Физиологическая адаптация
Психологическая адаптация
Социально-психологическая адаптация
М Е Т О Д И Ч Е С К И Е Н А П Р А В Л Е Н И Я
Социально-психологическое изучение студентов
Групповое психологическое и психофизиологическое обследование студентов
Ц Е Л Ь И З У Ч Е Н И Я
Оценка адаптированности студентов по соответствующим критериям
Успешность обучения
Нормативность поведения
Эффективность практической деятельности
Динамика личностных характеристик
Состояние здоровья
Взаимоотношения в коллективе
Р Е А Л И З А Ц И Я Р Е З У Л Ь Т А Т О В И З У Ч Е Н И Я
Углубленное психологическое обследование студентов с признаками затруднения социально-психологической и профессиональной адаптации
Разработка рекомендаций по совершенствованию педаго-гического процесса с учетом индивидуально-психологи-ческих характеристик уча-щихся
учебных заведениях Российской Федерации
1. Понятие психологического сопровождения учебного процесса учащихся и студентов учебных заведений
Психологическое сопровождение учащихся и студентов в процессе их обучения в учебном заведении является одним из основных элементов психологического обеспечения учебного процесса. Психологическое сопровождение учебного процесса - это комплекс мероприятий по социально-психологическому изучению и углубленному психофизиологическому обследованию студентов, а также коррекции их состояния в процессе обучения в ВУЗе, проводимых с целью повышения эффективности учебной и профессиональной деятельности с учетом личностных и психофизиологических особенностей.
Несмотря на то, что психологическое сопровождение учебного процесса учащихся, студентов учебных заведений является относительно новой задачей, в учебных заведениях различного профиля накоплен определенный практический опыт по организации мероприятий с целью оптимизации социально-психологической и профессиональной адаптации студентов к условиям обучения в учебном заведении (94,95,96,97). В большинстве ВУЗов, изучавших данную проблему, основными направлениями деятельности специалистов психологической службы являются:
- оценка индивидуальных особенностей адаптации студентов к условиям обучения в ВУЗе;
- углубленное изучение студентов с признаками затрудненной социально-психологической и профессиональной адаптации;
- психопрофилактическая помощь студентам с признаками затрудненной адаптации;
- разработка практических рекомендаций и предложений администрации и профессорско-преподавательскому составу по учету в своей педагогической практике индивидуально-психологических особенностей студентов.
Однако следует отметить, что данные мероприятия в значительной мере проводятся в инициативном порядке, поскольку методические и руководящие документы, определяющие порядок работы психологической службы по организации и проведению мероприятий психологического сопровождения учебного процесса студентов ВУЗов до настоящего времени не разработаны.
В соответствие с методологическим подходом комплексного изучения человека (99), его индивидуальное развитие выступает в трех планах, характеризующих его как индивида, как субъект деятельности и как личность. Результат объединения этих свойств образуют психологическую неповторимость человека, его индивидуальность. Использование данной методологии при изучении адаптации человека к изменившимся условиям окружающей среды предполагает рассмотрение этого процесса на физиологическом, психологическом и профессиональном (деятельностном) уровнях. Несмотря на своеобразие различных сторон адаптации необходимо учитывать их тесную взаимосвязь как компонентов единого адаптационного процесса (100).
В соответствии с данной концепцией, адаптация учащихся, студентов к особенностям обучения в учебном заведении должна включать: адаптацию к общевузовским требованиям, регламентирующим повседневную учебную деятельность студентов, к изменившемуся укладу жизни и условиям обучения; психологическую адаптацию, связанную с формированием адекватного комплекса профессионально важных качеств; социально-психологическую адаптацию, обусловленную вхождением в студенческий коллектив и конкретную малую группу; психофизиологическую адаптацию, обусловленную изменениями требований учебной деятельности к состоянию здоровья молодых людей, поскольку учебная, информационная нагрузка возрастает существенно. При этом следует отметить, что все рассматриваемые виды адаптации взаимосвязаны и являются структурными элементами профессиональной адаптации студентов.
Основными критериями успешности процесса профессиональной адаптации студентов к условиям ВУЗа являются: успешность обучения, нормативность поведения, эффективность практической деятельности, характер динамики психологических особенностей личности, состояние здоровья, характер взаимоотношений в коллективе. Данные критерии на практике соответственно могут оцениваются через следующие показатели:
1. Успешность обучения – положительные оценки текущей успеваемости, средний балл сдачи зачетов и экзаменов, отсутствие академических и текущих учебных задолженностей и т.д.
2. Нормативность поведения – соблюдение правил общественного общежития, установленной дисциплины учебного процесса, исполнительность, выдержанность в общении, культурное и достойное поведение, чистота и опрятность и др.
3. Эффективность практической деятельности - оценки за практические, лабораторные занятия, производственную практику, участие в общестуденческих мероприятиях и т. д.
4. Динамика психологических особенностей личности – успешность формирования личностных характеристик, профессионально важных качеств, направленности, устойчивость мотивации, черты характера.
5. Состояние здоровья - наличие жалоб на состояние здоровья, обращение за медицинс-кой помощью, показатели функционального состояния организма
6. Взаимоотношение в коллективе - наличии конфликтов с окружающими, способы выхода из конфликтных ситуаций, социальный статус в группе, характер и стиль взаимоотношений и общения.
Данные показатели могут быть получены при проведении социально-психологического и психофизиологического изучения студентов ВУЗа. Таким образом, первым направлением психологического сопровождения является изучение особенностей социально-психологической и профессиональной адаптации студентов к условиям учебного заведения (Рис. 3.1).
Изучение особенностей профессиональной адаптации студентов | ||||||||||||||||||||||
Дата: 2019-04-23, просмотров: 191.