Проведение мероприятий по коррекции учащихся с признаками затруднения адаптации
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Разработка рекомендаций по коррекции психологического климата в студенческих коллективах

                                             

 

Рис. Алгоритм деятельности специалистов психологической службы по изучению адаптации студентов к условиям обучения в ВУЗе

 

Для решения задач данного направления могут использоваться такие методы как анализ результатов учебно-практической деятельности, заболе­ваемости, экспертные оценки администрации и профессорско-преподавательского состава, а также групповые психологические и психофизиологические обследования, позволяющие оценить психическое состояние и харак­тер взаимоотношений в учебной группе.

По результатам социально-психологического изучения, психоло­гического и психофизиологического обследования оценивается уро­вень адаптированности студентов по каждому из рассмотренных кри­териев. Общая адаптированность студента определяется по совокуп­ной успешности различных аспектов социально-психологической и профессиональной адапта­ции. Она считается достаточной или недостаточной в зависимости от того, к какому из указанных уровней был отнесен студент по боль­шинству из рассматриваемых критериев. Если хотя бы по одному из критериев адаптированность студента была признана как низкая или дезадаптивная, таковой соответственно считается и общая успеш­ность этого процесса.

Со всеми студентами, уровень адаптированности которых в ре­зультате группового изучения был оценен как низкий или дезадаптивный, должно быть проведено углубленное психологическое обсле­дование для выявления основных факторов, вызывающих осложнение процесса адаптации.

По итогам изучения особенностей социально-психологической и профессиональной адаптации студентов ВУЗа намечается комплекс мероп­риятий по оптимизации адаптивного процесса, разрабатываются рекоменда­ции по совершенствованию индивидуального психолого-педагогического подхода, коррекции социально-психологического климата в студенческих группах и индивидуальной психологической коррек­ции. Таким образом, следующими направлениями психологического сопровождения курсантов в период их обучение в ВВУЗе является оказание индивидуальной психологической помощи курсантам и кор­рекция социально-психологического климата в коллективе.

Мероприятия по оказанию индивидуальной психологической помо­щи состоят из индивидуального психологического консультирования, психологической коррекции функционального состояния, тренинга познавательных психических процессов и развития личностных ка­честв необходимых будущему специалисту. В настоящее время накоплен определенный опыт по организации и проведению психологическо­го консультирования и коррекции функционального состояния учащихся, тренинга познавательных психических процессов и развития личностных ка­честв.

Необходимость развития познавательных психических процессов обусловлена возрастанием сложности процесса обучения. Как извест­но, именно эти процессы во многом обусловливают возможность качественного усвоения учебного материала. Поэтому представляется целесообразным проведения занятий по развитию познавательных пси­хических процессов со студентами, имеющими проблемы с успеваемостью вследствие недостаточного интеллектуального раз­вития.

Коррекция межличностных отношений, социально-психологического климата в группах предполагает проведение следующих мероприятий: разработка реко­мендаций по подбору студенческих активистов, изучение общественного мнения и настроений с целью своевременного реагирования администрации на удовлетворение нужд студенческих коллективов.

Таким образом, основными направлениями психологического соп­ровождения учебного процесса студентов ВУЗа являются: изучение особенностей социально-психологической и профессиональной адаптации студентов, оказа­ние индивидуальной психологической помощи, коррекция социаль­но-психологического климата в студенческих группах, разработка рекомендаций профессорско-преподавательскому составу и администрации по учету психологических особенностей личности студентов в их практической деятельности. Целью психо­логического сопровождения учащихся учебных заведений в процессе их обучения является оптимизация социально-психологической и про­фессиональной адаптации студентов, повышение эффективности и результативности учебного процесса. Объектом психологического сопровождения выступает функциональное состояние, пси­хическая сфера студентов, межличностные отношения в студенческих группах, а предметом – закономерности, тенденции и особенности взаимодействия студентов с внешней (профессиональной) средой, т. е. закономерности и особенности процесса социально-психологической и профессиональной адаптации студентов и динамические процессы в студенческих коллективах.

 

3.2. Динамика индивидуально-психологических особенностей учащихся и студентов в процессе их обучения в учебном заведении

Порядок организации и содержание психопрофилактической и психокоррекционной работы со студентами, испытывающими трудности профессиональной адаптации, во многом определяются законо­мерностями динамики психологических особенностей и мотивационных установок. При этом следует отметить, что в большинстве учебных заведений динамика индивидуальных особенностей имеет как определенные раз­личия, так и много общих тенденций.

Так в ряде исследований была обоснована периодичность проведения мероприятий психологического сопровождения учащихся. Установлено, что уже через 6 месяцев с момента зачисления в ВУЗ у студентов достоверно снижаются пока­затели самочувствия, активности и настроения (методика САН). По­являются жалобы на нарушения сна, аппетита, ухудшение памяти, внимания и т.д. Происходит поляризация социометрических выборов, определяются лица с низким социометрическим статусом, кото­рые являются «отверженными» в своих группах, испытывают труд­ности в налаживании межличностных контактов, общении.

С целью выявления периодов обучения, вызывающих наибольшие трудности проводились различные анкетные опросы студентов. В целом, по ВУЗам, в зависимости от профиля, картина примерно следующая: на 3 и 4 курсе 21% респонден­тов наиболее сложным периодом обучения назвали 1 се­местр, 52% таковым считают весь 1 курс, 15% - второй курс. Таким образом, 88% опрошенных считают 1 и 2 курсы обучения в ВУЗе самы­ми трудными (А.А. Камышев, 2000).

В ходе опросов студентам 1-4 курсов было предложено отве­тить на вопрос: "Чем наиболее сложно для Вас обучение?". Основные причины затруднений, на качественном уровне мо­гут быть объединены в следующие основные группы:

- высокая интенсивность учебного процесса в ВУЗе;

- недостаток на подготовку по всем дисциплинам;

- материальные, социальные трудности;

- перспективы профессиональной деятельности, трудоустройства (на старших курсах);

- другие причины (изменение семейного положения и др.).

Их соотношение не остается постоянным, а последовательно изменяется от кур­са к курсу. Если на 1-2 курсах наиболее значимы причины первых трех групп, то начиная с 3 курса их удельный вес снижается при однов­ременном росте количества причин последующих групп. По­лученные данные подтверждаются результатами исследования мето­дом продольного среза (А. А. Камышев, 2000).

В тоже время следует отметить, что в ходе обучения в ВУЗе в отдельных случаях снижается профессиональная направленность. Ряд исследований позволили оп­ределить основные факторы обусловливающие снижение профес­сиональной направленности студентов в ряде ВУЗов, которые могут быть объедены в две от­носительно независимые группы.

Первая группа объединяет причины, обусловленные состоянием макросреды и особенностями социально-экономической ситуации в стране. В ее состав вошли следующие факторы:

- экономический (низкая оплата труда, несоответствие его величины трудовым затратам, особенно в государственном секторе, отсутствие социальной поддержки молодым семьям и скорой перспективы улучшения социально-бытовые условий);

- политический (специфика государственной военной политики, наличие локальных военных конфликтов на территории страны);

- правовой (неисполнение отдельных положений договорных актов, особенно характерно для ВУЗов не прошедших лицензирование);

- социально-психологический (падение социального престижа отдельных видов профессиональной деятельности).

Указанные причины, прежде всего, связаны с перспективами профессиональной деятельности, несоответствием личного уровня притязаний и реальных условий жизни.

Вторая группа причин, оказывающих влияние на снижения профессиональной моти­вации студентов, определяется факторами микросреды. Среди них наи­более значимыми являются следующие:

- недостатки в организации педагогического процесса в учебном заведении;

- сложившиеся межличностные взаимоотношения (как по вертикали «администрация – студент», так и по горизонтали «студент – студенческая группа»).

Таким образом, на младших курсах изменение профессио­нальной направленности в большей степени связано м особенностями адаптации к условиям обучения в ВУЗе и к информационной нагрузке, а затем на старших курсах все более значимыми становятся факторы макросреды. Результаты исследований показывают также, что, примерно, в 80% случаев снижение профессиональной мотивации на первых курсах обучения отмечается у лиц с низкой груп­пой профпригодности. Следовательно. можно полагать, что снижение мотивации на начальных курсах обучения во многом обусловлено личностными ха­рактеристиками, что предопределяет необходимость проведения ме­роприятий по оказанию психологической помощи.

Анализ литературы (101,102,103,104,105,106) и результаты проводимых исследований позволяют утверждать, что в период обуче­ния в ВУЗе существует определенная динамика психологических характеристик студентов.

Исследованиями установлено, что в процессе обучения с 1 по 3 курс развивается эффективность мышления.

Происходят изменения в индивидуально-психологических характеристиках студентов. Выявлено, что средние личностные профили студентов 1 и 3 курсов досто­верно различаются по 7 из 16 факторов опросника16-ФЛО (форма С). За данный период обучения произошли следующие изменения индивидуально-психологических особенностей:

- ограничивается общительность в малых группах (фактор А), возрастает требователь-ность к окружающим, более строгими стано­вятся критерии в оценке людей;

- возрастает абстрактность мышления, сообразительность и обучаемость (фактор B);

- повышается независимость в суждениях и поведении, ориенти­рованность на свой образ мыслей (фактор E);

- более гибкими становятся установки по отношению к социаль­ным нормам поведения (фактор G);

- возрастает творческий потенциал, ориентация на свой внут­ренний мир (фактор М);

- расширяется круг интеллектуальных интересов, оценки про­исходящего становятся более критическими (фактор Q1);

- тенденция к снижению переоценивать свои возможности, по­вышению адекватности самооценки (фактор MD).

В основе динамика данных характеристик лежат воз­растных изменения, приобретение жизненного и профессионального опыта, социально-психологическая адаптация к условиям обучения в ВУЗе.

В процессе обучения на старших курсах данная динамика психологических характеристик студентов в основном сохраня­ется и происходит дальнейшее социальное становление личности. К моменту выпуска у студенты становятся более сдержанными, естественными, самостоятельными, менее импуль­сивными и подозрительными. Личностный профиль становится более сбалансированным.

Таким образом, при обучении в ВУЗе у студентов отмечается положительная динамика психологических характеристик, обусловленная процессом формирования профессионально важных ка­честв. В том числе, для большинства студентов характерно дальней­шее развитие интеллектуальных способностей, формирование адекват­ной самооценки, развиваются организаторские способности и др. Тем не менее, существуют определенные критические периоды обуче­ния, когда затруднения в профессиональной адаптации наибо­лее выражены.

Так, по результатам ряда исследований можно утверждать, что через 4-5 месяцев обучения в ВУЗе отчетливо диагносцируется группа студентов, испытывающие затруднения в профессиональной адаптации. Осложнение процесса адаптации проявляется в деятель­ностной сфере (низкая эффективность обучения), в коммуникативной сфере (повышенная конфликтность, низкий социальный статус), сни­жение самочувствия и ухудшение здоровья. При этом осложнения про­цесса адаптации сопровождается негативным психическим состоянием: возрастание тревожности и психической напряженности.

Результаты исследования позволяют говорить о том, что к за­вершению обучения на втором курсе большинство учащихся обладает удовлетворительным уровнем адаптированности к условиям обучения в ВУЗе. Это подтверждается и динамикой социометрического статуса студентов в процессе учебы на младших курсах. Установлено, что указанный показатель последовательно изменяется от момента пос­тупления в ВУЗ до IV семестра. Достоверных различий между средними значениями социометрического статуса в IV и VI семестрах не выявлено.

Таким образом, целесообразно выделить несколько основных этапов организации изучения профессиональной адаптации с целью выявления лиц, испытывающих определенные трудности. Первый этап проводится по результатам профессионального психологического отбора в ВУЗ. Второй - через 4-5 месяцев с момента зачисления студентов или после сдачи зимней экзаменационной сессии. Третий - после завершения 3 семестра. Последующие исследования целесообразно проводить через год.

Основными задачами психологического сопровождения студентов на младших курсах является выявление лиц, испытывающих затрудне­ния в профессиональной адаптации, а также проведение пси­хокоррекционных мероприятий, направленных на снижение уровня тре­воги и психического напряжения, оказания психологической поддерж­ки и нормализации функционального состояния. На старших курсах мероприятия психологической коррекции в основном носят индивиду­ально-обусловленный характер.

3. Изучение "цены" профессиональной деятельности, методов ее оценки для повышения эффективности обучения студентов и сохранения их здоровья

Одним из направлений психологического сопровождения студентов в процессе обучения в ВУЗе является сохранение их здо­ровья. Необходимость решения данной задачи обусловлена тем, что состояние здоровья во многом определяет успешность учебной и про­фессиональной деятельности. Более того, после завершения обучения состояние здоровья выпускника должно соответствовать требованиям профессии. В противном случае средства, затраченные на обучение, себя не оправдывают.

Дата: 2019-04-23, просмотров: 217.