Разработка рекомендаций по коррекции психологического климата в студенческих коллективах
Рис. Алгоритм деятельности специалистов психологической службы по изучению адаптации студентов к условиям обучения в ВУЗе
Для решения задач данного направления могут использоваться такие методы как анализ результатов учебно-практической деятельности, заболеваемости, экспертные оценки администрации и профессорско-преподавательского состава, а также групповые психологические и психофизиологические обследования, позволяющие оценить психическое состояние и характер взаимоотношений в учебной группе.
По результатам социально-психологического изучения, психологического и психофизиологического обследования оценивается уровень адаптированности студентов по каждому из рассмотренных критериев. Общая адаптированность студента определяется по совокупной успешности различных аспектов социально-психологической и профессиональной адаптации. Она считается достаточной или недостаточной в зависимости от того, к какому из указанных уровней был отнесен студент по большинству из рассматриваемых критериев. Если хотя бы по одному из критериев адаптированность студента была признана как низкая или дезадаптивная, таковой соответственно считается и общая успешность этого процесса.
Со всеми студентами, уровень адаптированности которых в результате группового изучения был оценен как низкий или дезадаптивный, должно быть проведено углубленное психологическое обследование для выявления основных факторов, вызывающих осложнение процесса адаптации.
По итогам изучения особенностей социально-психологической и профессиональной адаптации студентов ВУЗа намечается комплекс мероприятий по оптимизации адаптивного процесса, разрабатываются рекомендации по совершенствованию индивидуального психолого-педагогического подхода, коррекции социально-психологического климата в студенческих группах и индивидуальной психологической коррекции. Таким образом, следующими направлениями психологического сопровождения курсантов в период их обучение в ВВУЗе является оказание индивидуальной психологической помощи курсантам и коррекция социально-психологического климата в коллективе.
Мероприятия по оказанию индивидуальной психологической помощи состоят из индивидуального психологического консультирования, психологической коррекции функционального состояния, тренинга познавательных психических процессов и развития личностных качеств необходимых будущему специалисту. В настоящее время накоплен определенный опыт по организации и проведению психологического консультирования и коррекции функционального состояния учащихся, тренинга познавательных психических процессов и развития личностных качеств.
Необходимость развития познавательных психических процессов обусловлена возрастанием сложности процесса обучения. Как известно, именно эти процессы во многом обусловливают возможность качественного усвоения учебного материала. Поэтому представляется целесообразным проведения занятий по развитию познавательных психических процессов со студентами, имеющими проблемы с успеваемостью вследствие недостаточного интеллектуального развития.
Коррекция межличностных отношений, социально-психологического климата в группах предполагает проведение следующих мероприятий: разработка рекомендаций по подбору студенческих активистов, изучение общественного мнения и настроений с целью своевременного реагирования администрации на удовлетворение нужд студенческих коллективов.
Таким образом, основными направлениями психологического сопровождения учебного процесса студентов ВУЗа являются: изучение особенностей социально-психологической и профессиональной адаптации студентов, оказание индивидуальной психологической помощи, коррекция социально-психологического климата в студенческих группах, разработка рекомендаций профессорско-преподавательскому составу и администрации по учету психологических особенностей личности студентов в их практической деятельности. Целью психологического сопровождения учащихся учебных заведений в процессе их обучения является оптимизация социально-психологической и профессиональной адаптации студентов, повышение эффективности и результативности учебного процесса. Объектом психологического сопровождения выступает функциональное состояние, психическая сфера студентов, межличностные отношения в студенческих группах, а предметом – закономерности, тенденции и особенности взаимодействия студентов с внешней (профессиональной) средой, т. е. закономерности и особенности процесса социально-психологической и профессиональной адаптации студентов и динамические процессы в студенческих коллективах.
3.2. Динамика индивидуально-психологических особенностей учащихся и студентов в процессе их обучения в учебном заведении
Порядок организации и содержание психопрофилактической и психокоррекционной работы со студентами, испытывающими трудности профессиональной адаптации, во многом определяются закономерностями динамики психологических особенностей и мотивационных установок. При этом следует отметить, что в большинстве учебных заведений динамика индивидуальных особенностей имеет как определенные различия, так и много общих тенденций.
Так в ряде исследований была обоснована периодичность проведения мероприятий психологического сопровождения учащихся. Установлено, что уже через 6 месяцев с момента зачисления в ВУЗ у студентов достоверно снижаются показатели самочувствия, активности и настроения (методика САН). Появляются жалобы на нарушения сна, аппетита, ухудшение памяти, внимания и т.д. Происходит поляризация социометрических выборов, определяются лица с низким социометрическим статусом, которые являются «отверженными» в своих группах, испытывают трудности в налаживании межличностных контактов, общении.
С целью выявления периодов обучения, вызывающих наибольшие трудности проводились различные анкетные опросы студентов. В целом, по ВУЗам, в зависимости от профиля, картина примерно следующая: на 3 и 4 курсе 21% респондентов наиболее сложным периодом обучения назвали 1 семестр, 52% таковым считают весь 1 курс, 15% - второй курс. Таким образом, 88% опрошенных считают 1 и 2 курсы обучения в ВУЗе самыми трудными (А.А. Камышев, 2000).
В ходе опросов студентам 1-4 курсов было предложено ответить на вопрос: "Чем наиболее сложно для Вас обучение?". Основные причины затруднений, на качественном уровне могут быть объединены в следующие основные группы:
- высокая интенсивность учебного процесса в ВУЗе;
- недостаток на подготовку по всем дисциплинам;
- материальные, социальные трудности;
- перспективы профессиональной деятельности, трудоустройства (на старших курсах);
- другие причины (изменение семейного положения и др.).
Их соотношение не остается постоянным, а последовательно изменяется от курса к курсу. Если на 1-2 курсах наиболее значимы причины первых трех групп, то начиная с 3 курса их удельный вес снижается при одновременном росте количества причин последующих групп. Полученные данные подтверждаются результатами исследования методом продольного среза (А. А. Камышев, 2000).
В тоже время следует отметить, что в ходе обучения в ВУЗе в отдельных случаях снижается профессиональная направленность. Ряд исследований позволили определить основные факторы обусловливающие снижение профессиональной направленности студентов в ряде ВУЗов, которые могут быть объедены в две относительно независимые группы.
Первая группа объединяет причины, обусловленные состоянием макросреды и особенностями социально-экономической ситуации в стране. В ее состав вошли следующие факторы:
- экономический (низкая оплата труда, несоответствие его величины трудовым затратам, особенно в государственном секторе, отсутствие социальной поддержки молодым семьям и скорой перспективы улучшения социально-бытовые условий);
- политический (специфика государственной военной политики, наличие локальных военных конфликтов на территории страны);
- правовой (неисполнение отдельных положений договорных актов, особенно характерно для ВУЗов не прошедших лицензирование);
- социально-психологический (падение социального престижа отдельных видов профессиональной деятельности).
Указанные причины, прежде всего, связаны с перспективами профессиональной деятельности, несоответствием личного уровня притязаний и реальных условий жизни.
Вторая группа причин, оказывающих влияние на снижения профессиональной мотивации студентов, определяется факторами микросреды. Среди них наиболее значимыми являются следующие:
- недостатки в организации педагогического процесса в учебном заведении;
- сложившиеся межличностные взаимоотношения (как по вертикали «администрация – студент», так и по горизонтали «студент – студенческая группа»).
Таким образом, на младших курсах изменение профессиональной направленности в большей степени связано м особенностями адаптации к условиям обучения в ВУЗе и к информационной нагрузке, а затем на старших курсах все более значимыми становятся факторы макросреды. Результаты исследований показывают также, что, примерно, в 80% случаев снижение профессиональной мотивации на первых курсах обучения отмечается у лиц с низкой группой профпригодности. Следовательно. можно полагать, что снижение мотивации на начальных курсах обучения во многом обусловлено личностными характеристиками, что предопределяет необходимость проведения мероприятий по оказанию психологической помощи.
Анализ литературы (101,102,103,104,105,106) и результаты проводимых исследований позволяют утверждать, что в период обучения в ВУЗе существует определенная динамика психологических характеристик студентов.
Исследованиями установлено, что в процессе обучения с 1 по 3 курс развивается эффективность мышления.
Происходят изменения в индивидуально-психологических характеристиках студентов. Выявлено, что средние личностные профили студентов 1 и 3 курсов достоверно различаются по 7 из 16 факторов опросника16-ФЛО (форма С). За данный период обучения произошли следующие изменения индивидуально-психологических особенностей:
- ограничивается общительность в малых группах (фактор А), возрастает требователь-ность к окружающим, более строгими становятся критерии в оценке людей;
- возрастает абстрактность мышления, сообразительность и обучаемость (фактор B);
- повышается независимость в суждениях и поведении, ориентированность на свой образ мыслей (фактор E);
- более гибкими становятся установки по отношению к социальным нормам поведения (фактор G);
- возрастает творческий потенциал, ориентация на свой внутренний мир (фактор М);
- расширяется круг интеллектуальных интересов, оценки происходящего становятся более критическими (фактор Q1);
- тенденция к снижению переоценивать свои возможности, повышению адекватности самооценки (фактор MD).
В основе динамика данных характеристик лежат возрастных изменения, приобретение жизненного и профессионального опыта, социально-психологическая адаптация к условиям обучения в ВУЗе.
В процессе обучения на старших курсах данная динамика психологических характеристик студентов в основном сохраняется и происходит дальнейшее социальное становление личности. К моменту выпуска у студенты становятся более сдержанными, естественными, самостоятельными, менее импульсивными и подозрительными. Личностный профиль становится более сбалансированным.
Таким образом, при обучении в ВУЗе у студентов отмечается положительная динамика психологических характеристик, обусловленная процессом формирования профессионально важных качеств. В том числе, для большинства студентов характерно дальнейшее развитие интеллектуальных способностей, формирование адекватной самооценки, развиваются организаторские способности и др. Тем не менее, существуют определенные критические периоды обучения, когда затруднения в профессиональной адаптации наиболее выражены.
Так, по результатам ряда исследований можно утверждать, что через 4-5 месяцев обучения в ВУЗе отчетливо диагносцируется группа студентов, испытывающие затруднения в профессиональной адаптации. Осложнение процесса адаптации проявляется в деятельностной сфере (низкая эффективность обучения), в коммуникативной сфере (повышенная конфликтность, низкий социальный статус), снижение самочувствия и ухудшение здоровья. При этом осложнения процесса адаптации сопровождается негативным психическим состоянием: возрастание тревожности и психической напряженности.
Результаты исследования позволяют говорить о том, что к завершению обучения на втором курсе большинство учащихся обладает удовлетворительным уровнем адаптированности к условиям обучения в ВУЗе. Это подтверждается и динамикой социометрического статуса студентов в процессе учебы на младших курсах. Установлено, что указанный показатель последовательно изменяется от момента поступления в ВУЗ до IV семестра. Достоверных различий между средними значениями социометрического статуса в IV и VI семестрах не выявлено.
Таким образом, целесообразно выделить несколько основных этапов организации изучения профессиональной адаптации с целью выявления лиц, испытывающих определенные трудности. Первый этап проводится по результатам профессионального психологического отбора в ВУЗ. Второй - через 4-5 месяцев с момента зачисления студентов или после сдачи зимней экзаменационной сессии. Третий - после завершения 3 семестра. Последующие исследования целесообразно проводить через год.
Основными задачами психологического сопровождения студентов на младших курсах является выявление лиц, испытывающих затруднения в профессиональной адаптации, а также проведение психокоррекционных мероприятий, направленных на снижение уровня тревоги и психического напряжения, оказания психологической поддержки и нормализации функционального состояния. На старших курсах мероприятия психологической коррекции в основном носят индивидуально-обусловленный характер.
3. Изучение "цены" профессиональной деятельности, методов ее оценки для повышения эффективности обучения студентов и сохранения их здоровья
Одним из направлений психологического сопровождения студентов в процессе обучения в ВУЗе является сохранение их здоровья. Необходимость решения данной задачи обусловлена тем, что состояние здоровья во многом определяет успешность учебной и профессиональной деятельности. Более того, после завершения обучения состояние здоровья выпускника должно соответствовать требованиям профессии. В противном случае средства, затраченные на обучение, себя не оправдывают.
Дата: 2019-04-23, просмотров: 217.