Исследования проблемы сохранения здоровья студентов гражданских высших учебных заведений, проводимых под руководством Т.А. Немчина (12) показали, что среди студентов весьма распространены заболевания сердечно-сосудистой системы, заболевания верхних дыхательных путей, органов дыхания, желудочно-кишечного тракта и др. Все эти формы патологии так или иначе связаны с деятельностью нервно-психической сферы. Более того, нервно-психические нарушения (27% от общего числа заболеваний) по распространенности стоят на третьем месте. Таким образом, полученные результаты доказали необходимость проведения психопрофилактических мероприятий со студентами высшей школы. Следует отметить, что в военных ВУЗах МО РФ и других силовых министерств учебные и служебные нагрузки, испытываемые курсантами и слушателями, значительно больше.
Учебная деятельность студентов ВУЗов характеризуется как постоянный, интенсивный и длительный процесс, предполагающий наличие высокой активности когнитивных функций, сопровождающейся психоэмоциональным напряжением. Особенности учебной деятельности студентов ВУЗов заключаются в следующем:
1.Восприятие и переработка разнообразной и многочисленной информации различной степени сложности.
2.Необходимость длительного поддержания высокой интенсивности и напряженности внимания, памяти, мышления в течение дня.
3.Возникновение состояния эмоционального стресса при выполнении учебных и практических задач, сдачи зачетов и экзаменов.
Учитывая вышеперечисленные особенности, учебная деятельность студентов ВУЗа может быть отнесена к разряду умственной деятельности, сопровождающейся высоким нервным и эмоциональным напряжением.
Проблема состояний, возникающих в процессе подобной деятельности, является сравнительно новой, но весьма актуальной для физиологии труда и профилактической медицины. Так, наряду с состояниями утомления и переутомления современная физиология и гигиена труда выделяют в особый класс состояния умственно-эмоционального напряжения и перенапряжения. При этом синдром умственно-эмоционального перенапряжения расценивается как качественно новое нозологическое состояние организма, находящееся между нормальными и патологическими реакциями. Важной особенностью умственно-эмоционального напряжения является психоэмоциональная природа вызывающих его раздражителей, воздействие которых определяется не их физическими параметрами, а информационно-вербально-сенситивными содержаниями и характеризуется условнорефлек-торным механизмом воздействия (108). Современные динамические биохимические, психофизиологические и нейрогуморальные исследования позволяют охарактеризовать умственно-эмоциональное перенапряжение как повышенное возбуждение центральной нервной системы (ЦНС), возникающее под влиянием эмоционально напряжённой, длительной деятельности и сохраняющееся, а иногда имеющее тенденцию к ещё большему увеличению в течение всего периода деятельности.
Как известно, длительное перенапряжение ЦНС имеет весьма негативное последствие для функционального состояния организма и непосредственно отражается на состоянии здоровья и эффективности профессиональной деятельности. Поэтому, рассматривая вопрос психологического сопровождения студентов ВУЗов, необходимо изучить, как перенапряжение ЦНС сказывается на эффективности обучения. При этом следует иметь в виду, что многие авторы связываю напряжение ЦНС с эмоциональным стрессом, указывая на крайне неблагоприятные последствия хронического (длительного) стресса.
В настоящее время роль эмоционального стресса в становлении перенапряжения и его влияние на организм (например, на сердечно-сосудистую систему организма) изучена достаточно хорошо.
Г.Ф. Ланг (109) и А.Л. Мясников (110) впервые выдвинули нейрогенную теорию артериальной гипертонии. Они и ряд других авторов (111) отводят психической травматизации и перенапряжению нервной системы ведущую роль в развитии артериальной гипертонии. И.К. Шхвацабая (112) на основании клинических данных показал, что более, чем в 30% случаев инфаркт миокарда развивается непосредственно в связи с острыми психическими травмами и длительным нервным перенапряжением. Многие исследователи отмечают, что профессиональный эмоциональный стресс у ученых, преподавателей и студентов имеет существенное значение для возникновения ишемической болезни сердца. Не вызывает сомнений тот факт, что нервное перенапряжение особенно близко к неврозоподобным состояниям и пограничным формам психических расстройств (113,114) и др. Среди рассматриваемых исследователями факторов риска возникновения нервного или умственно-эмоционального напряжения и перенапряжения особое место отводится биолого-психологическим особенностям личности. К их числу относятся как наследственно-конституциональные, так и социально обусловленные свойства. Так, например, известно, что становление нервного перенапряжения в значительной степени зависит от конституциональной вегетативной лабильности (115). Развитие нервного перенапряжения во многом определяется наследственной отягощенностью эндокринно-гуморальной системы, особенно наличием дисбаланса между адренергическими и холинергическими системами.
Среди психологических факторов риска наибольшее значение имеют такие, как: особенности мотивации деятельности, конфликтность, чрезмерная эмоциональность, неуверенность в себе, агрессивность, личностная тревожность, сензитивность, импульсивность и др. (116) и др. Наиболее значительное влияние на развитие перенапряжения, по мнению многих авторов, оказывает тревожность, чрезмерный уровень которой существенно снижает работоспособность, адекватность поведения и самочувствие индивида в стрессовых ситуациях (117, 118 и др.)
К психическим характеристикам, обусловливающим перенапряжение ЦНС следует относить не только личностные качества, но и интеллектуальные характеристики. Так, например, серьёзным фактором, ограничивающим адаптированную психическую деятельность при «психической перегрузке» является недостаточность кратковременной памяти (120).
Биолого-психологические характеристики, способствующие формированию эмоционального напряжения или обусловливающие устойчивость по отношению к стрессу, приобретают тем большую значимость, чем более выражены стрессогенные воздействия среды, в частности, профессиональной деятельности. В случае несоответствия между требованиями, предъявляемыми особенностями этой деятельности и возможностями индивидуума возможно возникновение «интрапсихических конфликтов». Примером такого конфликта может быть необходимость выбора между двумя адаптационными стратегиями: сохранением психического и физиологического гомеостаза за счет отказа от достижения профессионально значимых результатов или достижением таких результатов ценой нарастания психической напряженности и психофизиологических сдвигов организма (121). В случае такого конфликта нарушается адекватность адаптационного процесса и возрастает выраженность психического стресса, интенсивность которого в условиях профессиональной деятельности коррелирует с частотой пограничных психопатологических (в частности, невротических) симптомов и расстройствами функционирования тех или иных физиологических систем (122), то есть с клинически выраженными проявлениями нарушений адаптации. Другим видом интрапсихического конфликта в профессиональной деятельности может быть сочетание интенсивных и близких по выраженности мотиваций достижения успеха и избегания неудачи (низкая чистая мотивация), затрудняющее целенаправленную деятельность и выбор между возможными вариантами поведения. Следовательно, успешность профессиональной деятельности и, в первую очередь, обучения во многом зависит от особенностей процесса адаптации и ее «цены» по отношению к здоровью студентов и эффективности их деятельности.
Дата: 2019-04-23, просмотров: 206.