Физиологические механизмы «цены» профессиональной деятельности
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Исследования проблемы сохранения здоровья студентов граж­данских высших учебных заведений, проводимых под руководством Т.А. Немчина (12) показали, что среди студентов весьма распростра­нены заболевания сердечно-сосудистой системы, заболевания верхних дыхательных путей, органов дыхания, желудочно-кишечного тракта и др. Все эти формы патологии так или иначе связаны с деятельностью нервно-психической сферы. Более того, нервно-психические наруше­ния (27% от общего числа заболеваний) по распространенности стоят на третьем месте. Таким образом, полученные результаты доказали необходимость проведения психопрофилактических мероприятий со студентами высшей школы. Следует отметить, что в военных ВУЗах МО РФ и других силовых министерств учебные и служебные нагрузки, испытываемые курсантами и слушателями, значительно больше.

Учебная деятельность студентов ВУЗов характеризуется как постоянный, интенсивный и длительный процесс, предполагающий наличие высокой активности когнитивных функций, сопровождающейся психоэмоциональным напряжением. Особенности учебной деятельности студентов ВУЗов заключаются в сле­дующем:

1.Восприятие и переработка разнообразной и многочисленной информации различной степени сложности.

2.Необходимость длительного поддержания высокой интенсив­ности и напряженности внимания, памяти, мышления в течение дня.

3.Возникновение состояния эмоционального стресса при выпол­нении учебных и практических задач, сдачи зачетов и экзаменов.

Учитывая вышеперечисленные особенности, учебная де­ятельность студентов ВУЗа может быть отнесена к разряду умствен­ной деятельности, сопровождающейся высоким нервным и эмоциональным напря­жением.

Проблема состояний, возникающих в процессе подобной деятель­ности, является сравнительно новой, но весьма актуальной для физи­ологии труда и профилактической медицины. Так, наряду с состояни­ями утомления и переутомления современная физиология и гигиена труда выделяют в особый класс состояния умственно-эмоционального напряжения и перенапряжения. При этом синдром умственно-эмоцио­нального перенапряжения расценивается как качественно новое нозо­логическое состояние организма, находящееся между нормальными и патологическими реакциями. Важной особенностью умственно-эмоцио­нального напряжения является психоэмоциональная природа вызываю­щих его раздражителей, воздействие которых определяется не их фи­зическими параметрами, а информационно-вербально-сенситивными со­держаниями и характеризуется условнорефлек-торным механизмом воз­действия (108). Современные динамические биохимические, психофи­зиологические и нейрогуморальные исследования позволяют охаракте­ризовать умственно-эмоциональное перенапряжение как повышенное возбуждение центральной нервной системы (ЦНС), возникающее под влиянием эмоционально напряжённой, длительной деятельности и сох­раняющееся, а иногда имеющее тенденцию к ещё большему увеличению в течение всего периода деятельности.

Как известно, длительное перенапряжение ЦНС имеет весьма не­гативное последствие для функционального состояния организма и непосредственно отражается на состоянии здоровья и эффективности профессиональной деятельности. Поэтому, рассматривая вопрос пси­хологического сопровождения студентов ВУЗов, необ­ходимо изучить, как перенапряжение ЦНС сказывается на эффектив­ности обучения. При этом следует иметь в виду, что многие авторы связываю напряжение ЦНС с эмоциональным стрессом, указывая на крайне неблагоприятные последствия хронического (длительного) стресса.

В настоящее время роль эмоционального стресса в становлении перенапряжения и его влияние на организм (например, на сердеч­но-сосудистую систему организма) изучена достаточно хорошо.

Г.Ф. Ланг (109) и А.Л. Мясников (110) впервые выдвинули нейрогенную теорию артериальной гипертонии. Они и ряд других авторов (111) отводят психической травматизации и перенапряжению нервной систе­мы ведущую роль в развитии артериальной гипертонии. И.К. Шхвацабая (112) на основании клинических данных показал, что более, чем в 30% случаев инфаркт миокарда развивается непосредственно в связи с острыми психическими травмами и длительным нервным перенапряже­нием. Многие исследователи отмечают, что профессиональный эмоцио­нальный стресс у ученых, преподавателей и студентов имеет сущест­венное значение для возникновения ишемической болезни сердца. Не вызывает сомнений тот факт, что нервное перенапряжение особенно близко к неврозоподобным состояниям и пограничным формам психи­ческих расстройств (113,114) и др. Среди рассматриваемых исследо­вателями факторов риска возникновения нервного или умственно-эмо­ционального напряжения и перенапряжения особое место отводится биолого-психологическим особенностям личности. К их числу отно­сятся как наследственно-конституциональные, так и социально обус­ловленные свойства. Так, например, известно, что становление нервного перенапряжения в значительной степени зависит от консти­туциональной вегетативной лабильности (115). Развитие нервного перенапряжения во многом определяется наследственной отягощен­ностью эндокринно-гуморальной системы, особенно наличием дисба­ланса между адренергическими и холинергическими системами.

Среди психологических факторов риска наибольшее значение имеют такие, как: особенности мотивации деятельности, конфликт­ность, чрезмерная эмоциональность, неуверенность в себе, аг­рессивность, личностная тревожность, сензитивность, импульсив­ность и др. (116) и др. Наиболее значительное влияние на развитие перенапряжения, по мнению многих авторов, оказывает тревожность, чрезмерный уровень которой существенно снижает работоспособность, адекватность поведения и самочувствие индивида в стрессовых ситу­ациях (117, 118 и др.)

К психическим характеристикам, обусловливающим перенапряже­ние ЦНС следует относить не только личностные качества, но и ин­теллектуальные характеристики. Так, например, серьёзным фактором, ограничивающим адаптированную психическую деятельность при «пси­хической перегрузке» является недостаточность кратковременной па­мяти (120).

Биолого-психологические характеристики, способствующие фор­мированию эмоционального напряжения или обусловливающие устойчи­вость по отношению к стрессу, приобретают тем большую значимость, чем более выражены стрессогенные воздействия среды, в частности, профессиональной деятельности. В случае несоответствия между тре­бованиями, предъявляемыми особенностями этой деятельности и воз­можностями индивидуума возможно возникновение «интрапсихических конфликтов». Примером такого конфликта может быть необходимость выбора между двумя адаптационными стратегиями: сохранением психи­ческого и физиологического гомеостаза за счет отказа от достиже­ния профессионально значимых результатов или достижением таких результатов ценой нарастания психической напряженности и психофи­зиологических сдвигов организма (121). В случае такого конфликта нарушается адекватность адаптационного процесса и возрастает вы­раженность психического стресса, интенсивность которого в услови­ях профессиональной деятельности коррелирует с частотой погранич­ных психопатологических (в частности, невротических) симптомов и расстройствами функционирования тех или иных физиологических сис­тем (122), то есть с клинически выраженными проявлениями наруше­ний адаптации. Другим видом интрапсихического конфликта в профес­сиональной деятельности может быть сочетание интенсивных и близ­ких по выраженности мотиваций достижения успеха и избегания неу­дачи (низкая чистая мотивация), затрудняющее целенаправленную де­ятельность и выбор между возможными вариантами поведения. Следо­вательно, успешность профессиональной деятельности и, в первую очередь, обучения во многом зависит от особенностей процесса адаптации и ее «цены» по отношению к здоровью студентов и эффек­тивности их деятельности.

Дата: 2019-04-23, просмотров: 206.