Поступление и приобретение основных средств за денежные средства, бухгалтерский учет
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Как я отмечала выше, основные средства могут поступать на предприятия путем их приобретения за денежные средства, со­здания собственными силами, как безвозмездно полученные или внесенные в уставный фонд предприятия.

При поступлении основных средств, все расходы на их приоб­ретение (создание), которые включаются в первоначальную сто­имость, аккумулируются на счете 15 «Капитальные инвестиции». По дебету счета отражается увеличение расходов на приобрете­ние (создание) основных средств, а по кредиту списание, ввод объекта основных средств в эксплуатацию.

В бухгалтерском учете, для учета основных средств предназ­начены счета: 10 «Основные средства», 11 «Прочие необоротные материальные активы».

Приобретенные (созданные) основные средства зачисляются на баланс предприятия по первоначальной стоимости. Первона­чальная стоимость объекта основных средств — это историческая (фактическая) себестоимость необоротных активов в сумме де­нежных средств или справедливой стоимости других активов, уплаченных (переданных), израсходованных для приобретения (создания) необоротных активов.

Приобретенные за денежные средства объекты основных средств зачисляются на баланс предприятия по первоначальной стоимости, которая включает:

- суммы, уплачиваемые поставщикам за приобретенный ак­тив или подрядчикам за выполненные работы, за вычетом суммы налога на добавленную стоимость;

- суммы непрямых налогов, не возмещаемые предприятию; — расходы, связанные с уплатой сборов за регистрацию, госу­дарственной пошлины, ввозной таможенной пошлины, других обязательных платежей;

- расходы, связанные со страхованием рисков доставки;

- расходы, связанные с транспортировкой, монтажом, налад­кой основных средств;

— другие расходы, связанные с приведением в рабочее состо­яние приобретенных основных средств.

Не включаются в первоначальную стоимость основных средств расходы, связанные с уплатой процентов за пользование заемны­ми средствами, взятыми для их приобретения (создания). Сум­мы таких расходов относятся на увеличение финансовых расхо­дов, независимо от срока ввода в эксплуатацию объекта основ­ных средств, приобретенного (созданного) за счет кредитов.

Рассмотрим пример с предприятия ВАТ «Большевик», которым приобретен легковой авто­мобиль. Стоимость, уплаченная поставщику, составила 36000 грн. (в том числе НДС — 6000 грн.). При его регистрации были упла­чены сбор на обязательное пенсионное страхование в сумме 1080 грн., сбор за регистрацию — 100 грн.


В бухгалтерском учете будут сделаны следующие записи:

Содержание хозяйственной операции Дебет счета Кредит счета Сумма, грн
1 2 3 4
1. Отражена предоплата стоимости автомобиля 371 «Расчеты по выданным авансам» 31 «Счета в банках» 36000
2. Отражена сумма налогового кредита по НДС 641 «Расчеты по налогам» 644 «Налоговый кредит» 6000
Отражена уплата: - сбора на обязательное пенсионное страхование   651 «По пенсионному обеспечению»   31 «Счета в банках»   1080
- сбора за регистрацию 371 «Расчеты по выданным авансам» 31 «Счета в банках» 100
3. Отражено оформление первоначальной стоимости полученного автомобиля:      
- в сумме стоимости, оплаченной поставщику (без НДС) 152 «Приобретение (изготовление) основных средств» 63 «Расчеты с поставщиками» 30000
- в сумме оплаченного сбора на обязательное пенсионное страхование   651 «По пенсионному обеспечению» 1080
- в сумме сбора за регистрацию   63 «Расчеты с поставщиками» 6000
4. Отражено списание суммы налогового кредита по НДС 644 «Налоговый кредит» 63 «Расчеты с поставщиками» 6000
5. Отражен зачет задолженностей (36000 грн. + 100грн.) 63 «Расчеты с поставщиками» 371 «Расчеты по выданным авансам» 36100
6. Введен объект основных средств в эксплуатацию по первоначальной стоимости, равной 31180 грн. (30000грн. +1080 грн. + 100 грн) 105 «Транспортные средства» 152 «Приобретение (изготовление) основных средств» 31180

 


2.3. Документальное оформление движения основных средств

 

Покупка, ввод в эксплуатацию, внутреннее перемещение, а также передача объектов основных средств оформляется Актом приемки-передачи основных средств (форма № ОЗ-1).

Акт составляется:

- при приобретении в 1 экземпляре на каждый отдельный объект основных средств, приемной комиссией, назначенной при­казом руководителя предприятия;

- при внутреннем перемещении или бесплатной передаче другому предприятию — в 2 экземплярах: первый экземпляр передается в бухгалтерию, второй — остается сдатчику;

- при передаче другому предприятию за плату акт состав­ляется в 3 экземплярах: первые два остаются у предприятия сдающего, третий передается лицу, получающему основные сред­ства.

Акт после его оформления передается в бухгалтерию предпри­ятия вместе с приложенной к нему технической документацией, подписывается бухгалтером и утверждается руководителем пред­приятия или уполномоченным на это лицом.

Дата составления акта приемки-передачи будет являться датой зачисления объекта основных фондов на баланс предприятия.

Следует отметить, что приобретение недвижимого имущества должно подтверждаться правом собственности па такой объект. В соответствии с Временным положением о порядке регистрации прав собственности па недвижимое имущество, утвержденным приказом Министерства юстиции Украины от 07.02.2002 г. № 7/5 регистрацию права собственности на недвижимое имущество осу­ществляют коммунальные предприятия бюро технической ин­вентаризации. До соблюдения всех процедур предусмотренных законодательством, о переходе права собственности на недвижи­мое имущество приобретающая сторона не вправе оформлять акт ввода в эксплуатацию.

Для учета основных средств и контроля за их движением, а также для группового учета однотипных объектов в бухгалтерии применяется Инвентарная карточка (форма № ОЗ-6).

Она ведется в одном экземпляре по каждому объекту или группе объектов. В случае группового учета карточка заполняет­ся путем позиционных записей отдельных объектов основных средств. При учете средств по отдельным блокам (составляю­щим) на каждую часть такого основного средства открывается инвентарная карточка.

Инвентарная карточка заполняется на основании форм № ОЗ-1, № ОЗ-2, № ОЗ-З, технической и другой документации.

В ней отражаются краткая индивидуальная характеристика объекта, сведения о состоянии объекта основных средств: до­стройке, дооборудовании, ремонте, реконструкции, модернизации, перемещении внутри предприятия, выбытии, списании объекта вследствие ветхости или износа и т. д.

При значительном изменении качественных и количественных показателей в характеристике объекта в результате реконструк­ции или достройки и невозможности отразить все изменения в инвентарной карточке, заводят новую, с сохранением старой в справочных целях [3].

На основные средства, принятые в оперативную аренду, для осуществления забалансового учета указанных объектов также рекомендуется открывать инвентарные карточки.

Налоговый учет

В налоговом учете на стоимость приобретенных основных фон­дов увеличивается балансовая стоимость группы в квартале, сле­дующем за периодом ввода объекта основных фондов в эксплуа­тацию.

Балансовая стоимость группы основных фондов (отдельного объекта основных средств группы 1) па начало расчетного квар­тала определяется по формуле:

Б(а) = Б(а -1) + П (а – 1) - В(а - 1) - А(а - 1)

 

где Б(а) — балансовая стоимость группы (отдельного объекта основных фондов группы 1) на начало расчетного квартала;

Б(а-1) — балансовая стоимость группы (отдельного объекта основных фондов группы 1) на начало квартала, предшествовав­шего расчетному;

П(а-1) — сумма расходов, понесенных па приобретение основ­ных фондов, осуществление капитального ремонта, реконструк­ций, модернизаций и других улучшений основных фондов, под­лежащих амортизации, в течение квартала, предшествовавшего расчетному;

В(а-1) — сумма выведенных из эксплуатации основных фондов (отдельного объекта основных фондов группы 1) в течение квар­тала, предшествовавшего расчетному;

А(а-1) — сумма амортизационных отчислений, начисленных в квартале, предшествовавшем расчетному.

В соответствии с п. п. 7.4.1 ст. 7 Закона Украины «О налоге на добавленную стоимость» от 03.04.97 г. № 168/97-ВР (да­лее — Закон об НДС) в налоговый кредит отчетного периода включается сумма налогов, уплаченных (начисленных) платель­щиком налога в отчетном периоде в связи с приобретением основ­ных фондов, подлежащих амортизации.

Сумма НДС, включается в налоговый кредит в отчетном пе­риоде независимо от срока ввода в эксплуатацию основных фон­дов, а также от того, имел ли плательщик налога налогооблагае­мые обороты в течение такого отчетного периода.

Если налогоплательщик не зарегистрирован как плательщик налога на добавленную стоимость, то сумма уплаченного (начисленного) НДС включается в первоначальную стоимость объекта основанных фондов.





Дата: 2019-05-29, просмотров: 172.