Анализируемое предприятие ВАТ «Большевик» было создано 21 декабря 1992 года. Юридический адрес предприятия – г. Киев улица Ставропольская 10.
Данное предприятие является филиалом ОАО “Ставропольское”. После экономического кризиса 1999 года предприятие начало испытывать острый недостаток оборотных средств. Результатом данных процессов стала потеря предприятием финансовой устойчивости. В 2000 году предприятие находилось на грани банкротства.
В данный момент ВАТ «Большевик», в основном, работает под заказ головного предприятия и сдает свои помещения в аренду. Таким образом, основная часть производимой предприятием продукции реализуется через ОАО “Ставропольское”. Тем не менее, определенная часть продукции реализуется самостоятельно через оптовых покупателей.
В 2001 году, после выхода из кризисного состояния, предприятие функционировало на минимальных производственных мощностях, необходимых для поддержания предприятия в рабочем состоянии. С начала 2001 года на предприятии начинается наращивание объемов производства.
В результате произошедших на предприятии изменений, к концу 2003 года предприятие имело следующие финансово-производственные показатели:
- имущество предприятия оценено в размере 79115 тыс. грн;
- количество работающих – 201 человек;
- производственная мощность – 1200 тонн.
На основе данных бухгалтерской и статистической отчетности предприятия проведем анализ финансовой деятельности предприятия и сделаем соответствующие выводы и рекомендации.
1.1. Анализ финансовых результатов и рентабельности предприятия ВАТ «Большевик»
На основе отчета о прибылях и убытках предприятия ВАТ «Большевик» за 2003 год , составляются таблицы 1.1.и 1.2.
Таблица 1.1.
Динамика показателей прибыли
Тыс. грн.
Показатели | 2002 год | 2003 год | 2003 в % к 2002 |
1. Выручка (нетто) от реализации продукции | 164 | 1715.8 | 1046 |
2. Себестоимость (производственная) реализации продукции | 41 | 1701.6 | 4151 |
3. Валовый (маржинальный) доход | 123 | 14.2 | 11.5 |
4. Расходы периода (коммерческие, управленческие) | - | - | - |
5. Прибыль (убыток) от реализации | 123 | 14.2 | 11.5 |
6. Сальдо операционных результатов | 5 | 6.5 | 120 |
7. Прибыль (убыток) от финансово-хозяйственной деятельности | 128 | 19.7 | 15.6 |
8. Сальдо внереализационных результатов | - | 41 | - |
9. Прибыль (убыток) отчетного периода | 128 | 60.7 | 47.7 |
10. Прибыль, остающаяся в распоряжении организации | 83 | 39.4 | 47 |
11. Нераспределенная прибыль (убыток) отчетного периода | -790 | -426 | 54 |
На основе полученных результатов можно сделать следующие выводы. За прошедший год значительно увеличились масштабы деятельности предприятия: выручка от реализации увеличилась, составив 1046% от выручки 2002 года. При этом, производственная себестоимость реализации товаров увеличилась, составив 4151% от себестоимости реализованной продукции в 2002 году. В результате этого резко уменьшилась разница между выручкой от реализации и себестоимостью реализованной продукции и, как следствие, уменьшилась прибыль от реализации продукции и составила 11,5% по отношению к прошлому году.
Произошедшие на предприятии изменения показателей прибыли объясняются, в частности, тем, что в результате инфляционных процессов в экономике увеличилась стоимость закупаемого сырья и материалов и соответственно – себестоимость изготовления продукции. При этом, спрос на продукцию не увеличился. В результате предприятие лишилось возможности увеличивать цену продукции пропорционально росту себестоимости, так как это привело бы к резкому снижению спроса на продукцию предприятия. Следствием данных процессов явилось снижение рентабельности продаж и даже прибыли в абсолютных величинах на фоне роста объемов произведенной продукции. Таким образом, прибыль в отчетном периоде составила 60699 гривен или 47.7% от прибыли 2002 года.
Таблица 1.2.
Структура прибыли
Показатели | 2002 год | 2003 год | Отклонение (+, - ) |
Прибыль (убыток) отчетного периода – всего, в % | 100 | 100 | - |
В том числе: | |||
а) прибыль (убыток) от реализации | 96 | 23 | -73 |
б) от финансовых операций | - | - | - |
в) от прочей реализации | 4 | 10 | +6 |
г) от финансово хозяйственной деятельности | 100 | 33 | -67 |
д) от внереализационных операций | - | 67 | +67 |
е) чистая прибыль | 65 | 64 | -1 |
ж) нераспределенная прибыль | 617 | 702 | +85 |
Анализ структуры прибыли показывает уменьшение доли прибыли от реализации в общей прибыли отчетного периода с 96% до 23% (отклонение -73%), а также увеличение прибыли от внереализационных операций с 0% до 67%. Данные изменения в структуре прибыли произошли за счет появления прибыли от внереализационных операций в размере 41006 гривен. Эта прибыль появилась, в первую очередь, за счет списания кредиторской задолженности, по которой срок исковой давности истек, а также за счет поступления ранее списанных долгов, пеней и штрафов.
Таким образом, на предприятии в анализируемом периоде на фоне роста объемов производства, произошло резкое увеличение себестоимости продукции при незначительном росте цены на продукцию. В результате произошло, как снижение рентабельности продаж, так и снижение прибыли от реализации до 60699 гривен.
Расчет влияния на прибыль изменений в объеме продукции, обусловленных изменениями в структуре продукции и расчет влияния изменений себестоимости за счет структурных сдвигов в составе продукции не производится, так как на данном предприятии выпускается один вид продукции. Значит DР3=0 и DР4=0.
Делаем проверку:
DР = 157909 + 1044562 – 1311543= - 109072 грн.
Таким образом, за счет увеличения цены на продукцию и объемов реализации в натуральных величинах, прибыль от реализации должна была бы увеличиться на 157909 и 1044562 грн соответственно. Однако, влияние фактора увеличения себестоимости единицы продукции оказалось так велико, что результат прибыли от реализации в 2002 году уменьшился на 109072 гривен и составил 60699 гривен (47,7% по отношению к 2002 году).
Далее проводится факторный анализ рентабельности производства. Предварительно определяем изменение рентабельности за анализируемый период:
DR = 1715801/1701553 – 164246/40926 = 1.008 – 4.0132 = - 3.0052
Для расчета влияния различных факторов на изменение рентабельности производства используются следующие фактические данные за 2002–2003 годы:
- амортизационные отчисления, отнесенные на себестоимость реализованной продукции (2002год-10232 грн., 2003 год-146334 грн.);
- затраты на оплату труда, приходящиеся на себестоимость реализованной продукции (1992год-9822 грн., 1993 год-122512 грн.);
- материальные затраты, отнесенные на себестоимость реализованной продукции (2002 год - 20372 грн., 2003 год - 1432708 грн).
На основе этих данных рассчитываем влияние различных факторов на изменение рентабельности производства.
1. Влияние фактора изменения материалоемкости:
Rм = 1 / (1432708 / 1715801 + 9822 / 40926 + 10232 / 40926) = 0.7507
Выделяем влияние фактора изменения материалоемкости продукции.
DRм = 0.7507 – 4.0132 = - 3.2625 = - 326.25%
2. Влияние фактора изменения амортизационной емкости продукции:
Rа = 1 / (1432708 / 1715801 + 146334 / 1715801 + 9822 / 40926) = 0.8591
Выделяем влияние фактора изменения амортизационной емкости.
DRа = 0.8591 – 0.7507=0.1084 = 10.84%
3. Влияние фактора изменения трудоемкости:
Ru = 1.008 – 0.8591 = 0.1489 = 14.89%
Делаем проверку:
DR = - 3.2625 + 0.1084 + 0.1489 = - 3.0052
На основе полученных данных можно сделать следующие выводы. Влияние факторов изменения амортизационной емкости и трудоемкости способствовало увеличению рентабельности на 10.84% и 14.89% соответственно. Тем не менее, за счет влияния фактора увеличения материалоемкости рентабельность производства в 2003 году снизилась на 300.52% и составила 100.8%.
Охарактеризуем ситуацию, сложившуюся на предприятии к концу 2003 года и причины, вызвавшие произошедшие изменения. Далее укажем сделанные на основе анализа выводы и рекомендуемые для принятия решения.
После критической ситуации на предприятии в 1999 году предприятие на протяжении 2000 - 2002 года функционировало на минимальной производственной мощности, необходимой для сохранения предприятия как производственной единицы. С конца 2002 – начала 2003 года на предприятии начинается наращивание объемов производства. В августе 2003 года, в результате экономического кризиса и инфляционных процессов, происходит резкое повышение себестоимости продукции при непропорциональном росте цены и, как следствие, происходит снижение рентабельности производства.
В рамках анализа финансового состояния удалось выяснить, что предприятие к концу 2003 года оказалось в состоянии крайней неустойчивости к внешней среде. Баланс предприятия был охарактеризован как крайне неликвидный. Тем не менее, была сделана поправка на то, что предприятие сможет покрыть свои краткосрочные долги за счет средств головного предприятия, и сдачи в аренду помещений находившихся на его территории, являющиеся его собственностью.
Таким образом, к концу 2003 года предприятие имело следующие финансовые результаты:
- рентабельность производства на предприятии за год составила 1%, причем за последние четыре месяца 2003 года производство стало нерентабельным (- 2%);
- прибыль предприятия снизилась на 53% по сравнению с 2002 годом и составила 39.4 тыс. грн.
На основе показателей структуры себестоимости, планируемых изменений на предприятии в 2003 году и планируемого состояния внешней среды (изменение поставок конкурентами, изменение доходов потребителей), была проведена оптимизация планово-управленческих решений в области цен и объемов производства. Полученные показатели цен и объемов производства были предложены для первых четырех месяцев 2003 года. С учетом темпов изменений внутренней и внешней среды, это самый оптимальный срок для переоценки данных показателей.
Таким образом, на первые четыре месяца 2003 года, с точки зрения максимума рентабельности, предприятию необходимо произвести 77074 кг. продукции, и установить оптовую цену в размере 28.9 грн за килограмм.
Кроме конкретных рекомендаций по ценам и объемам производства на первые четыре месяца 2004 года, необходимо дать ряд рекомендаций, по стратегии деятельности фирмы в арендных отношениях.
С учетом высокой подвижности внешней среды предприятия и с учетом недостатка финансовых средств, предприятию необходимо, на ближайшее время, отказаться от стратегии роста и увеличить собственную устойчивость к колебаниям внешней среды. Для этого необходимо привести в соответствие источники формирования имущества предприятия и направления их вложения.
В перспективе, при условии достаточной устойчивости и благоприятных условий внешней среды, возможно значительное развитие предприятия и завоевание им большей доли рынка.
Для улучшения финансовой деятельности предприятия и, соответственно, финансовых результатов, необходимо развить систему планирования на предприятии. В частности, необходимо периодически проводить оптимизацию планово управленческих решений в области цен и объемов производства по приведенной в данной работе методике. Перерасчет по данной методике необходимо проводить и в случаях каких либо резких изменений во внешней среде, либо значительных изменений внутренних показателей.
С учетом того, что предприятие находится на территории сельскохозяйственного региона, существуют широкие возможности по заключению контрактов с более выгодными поставщиками и арендодателями. Это необходимо в силу того, что производство на предприятии является материалоемким, а значит даже незначительное снижение стоимости закупаемых кормов, добавок и материалов, отразится на снижении себестоимости продукции.
Снизить затраты материалов будет возможно и за счет различных организационно технических мероприятий. Снижение себестоимости отразится, соответственно и на финансовых результатах.
В целом можно сказать, что предприятие, которое я выбрала, имеет значительный экономический потенциал и перспективы, а для улучшения деятельности предприятия, в первую очередь, необходимо наладить информационно аналитическое обеспечение производственной и финансовой деятельности предприятия.
Далее я раскрою организацию в качестве примера, учета на выбранном предприятии, структуру бухгалтерии.
Дата: 2019-05-29, просмотров: 165.