Великоустюгское черненое серебро
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Как известно, чернение по серебру «живет» в русском искусстве со времен Киевской Руси. Из трех исторически сложившихся центров черневого искусства — Москвы, Дагестана и Великого Устюга — последний отличается высочайшим уровнем исполнения и утонченной изысканностью изделий. Изготовление украшений и изделий из серебра в городе известно с древнейших времён. Секреты ремесла передавались из поколения в поколение.

В Великом Устюге уже в XVII столетии работали мастера серебряного дела, но наивысший расцвет искусства черни в этом городе относится к XVIII веку.

Первое документальное упоминание о великоустюжской черни относится к 1683 году.

 

Подлинной столицей ювелирного искусства на Севере был Великий Устюг. Великоустюжские мастера освоили целый ряд художественных и технических приемов, придававших их работам черты неповторимого своеобразия. Влияние именно великоустюжской черни сказывается на всех художественных центрах Севера: Вологде, Вятке, Архангельске, а в последствии и Сибири: Тобольске, Иркутске,Томске, Якутске. Пользуясь теми же производственными приемами, что и мастера Великого Устюга, местные мастера вносили лишь свои особенности в тематику изображений и детали рисунка.

Чернь — это сплав серебра с медью, свинцом и серой.

Размельченный в порошок состав втирается в бороздки награвированного на серебряном предмете узора. При обжиге чернь прочно сплавляется с серебряной поверхностью, рождая черный графический рисунок. Его дополняют гравировкой, чеканкой, золочением, канфарением фона — прочеканиванием специальным острым инструментом, который создает зернистую фактуру поверхности металла. От способа приготовления черни и пропорций ее составных частей зависит прочность сцепления с серебром и оттенок черного цвета. Устюжане имели свой секрет состава. От других подобных центров северная чернь отличается особой прочностью и богатой гаммой — от пепельно-серого до густо-черного.

Северную чернь характеризует особо прочный черневой состав, пропорции составляющих частей которого сохранялись как профессиональная тайна поколениями великоустюжских мастеров. Искусство северной черни периода XVIII-XIX веков занимает как бы промежуточное положение между профессиональным и народным искусством, в котором, как известно, имеются исключительно устойчивые местные художественные традиции,. Изделия устюжских мастеров подчеркнуто массивны, формы их пластичны, с плавными контурами, закругленными углами, что великолепно сочетается с мягкостью гравировки, создающей впечатление пластичности рисунка черни.

Тематика рисунка черневых изделий этого периода была характерной: пасторальные сцены, парковые пейзажи с архитектурой и др. В 70-х годах XVIII века появляется новая тематика, прославляющая известные победы русской армии и флота, панорамы Великого Устюга, Архангельска и Вологды.

Любовь к своему городу устюжане выражали в многочисленных панорамах, помещаемых на самых разнообразных предметах. Так, один из крупных потомственных мастеров XIX века — Михаил Кошков украсил видами города комплект чайных ложек. Несмотря на миниатюрные размеры, тонко награвированные пейзажи достоверно передают основные архитектурные ансамбли знаменитой набережной Великого Устюга. Успехи устюжан побудили к аналогичным пробам и вологодских мастеров. В 1837 году Иван Зуев поместил на гладком фоне серебряного подноса вид на вологодский Софийский собор. Тонкой штриховой гравюрой исполнен не только архитектурный пейзаж, но своего рода жанровая зарисовка города того времени.

В период революции и после неё уникальная технология чернения чуть не погибла. Выжила она благодаря единственному мастеру — Михаилу Чиркову, который не предал дело и сформировал вокруг себя новую плеяду талантливых художников. Говорят, англичане не раз пытались выманить секрет чернения серебра, но он до сих пор — строжайшая тайна.

Редкое по красоте искусство в наши дни переживает второе рождение.

Уже в довоенные годы в Великом Устюге работала артель «Северная чернь», руководителем которой многие десятилетия был заслуженный деятель искусств РСФСР Е.П. Шильниковский, выдающийся гравер и художник, создатель орнаментального направления в искусстве северной черни. Ему принадлежит более трехсот рисунков для черневых изделий и собственных оригинальных произведений.

Сегодня «Северная чернь» развилась в крупное предприятие, где профессиональные художники на основе лучших традиций искусства чернения, плодотворно развивая их, создают изделия, пользующиеся неизменным спросом и успехом во многих странах мира. И это не случайно. Красота и изящество этих изделий поражает.

 

Кубачинская обработка металла — традиционный дагестанский художественный промысел с центром в селе (в 1965 — 2015 годах — посёлке городского типа) Кубачи.

По результатам археологических исследований, художественной обработкой металла местные жители стали заниматься ещё 5 тысяч лет назад. В середине 1 тыс. нашей эры в этой местности получило развитие бронзовое литьё[1]. К 7 веку нашей эры изделия кубачинских мастеров высоко ценились в странах Ближнего Востока и в Закавказье.

Кубачинцы-зерихгерани выплавляли железо из руды в местности Хъябкъойла катала около аула Чумли, а затем металл привозился в Угбуг-Кубачи, где его окончательно обрабатывали[2].

Кубачинские мастера изготавливали холодное оружие и ножны для него. Термин «кубачинское оружие» достаточно широко известен в кругах музейных работников, коллекционеров оружия, ценителей художественного металла. Изготавливались также пряжки для поясов, газыри, серьги, браслеты[1].

Для кубачинских серебряных изделий характерна чернь по серебру, покрывающая изделие и сочетающаяся с резьбой, гравированным орнаментом, золочением, филигранью, сканью, чеканкой, золотой насечкой, резной костью, цветной эмалью, вставками из полудрагоценных камней, инкрустацией из костяных пластинок.

Ещё одной широко известной разновидностью местного промысла является резьба по камню и дереву. В своей работе кубачинские мастера использовали различные сюжеты, изображая сцены охоты, скачущих всадников, реальных и фантастических животных и птиц. В XVI — XVII вв. распространение получили растительные орнаменты[1].

Наибольшего расцвета традиционные промыслы, включая оружейный, достигли в конце XIX — начале XX века. К этому периоду относится деятельность многих известных мастеров, заслуги которых были отмечены множеством наград на различных выставках. Так, Омар Атта Гаджи Закарьяев завоевал 17 медалей, Гаджиабдула Ибрагимов — 15 медалей. Для многих это была семейная профессия, знания передавались от одних поколений к другим, что позволяло достигать небывалых результатов и создавать уникальные изделия.

Творения кубачинских мастеров представлены в ряде крупнейших музеев мира, в том числе в Государственном историческом музее(Москва), Государственном Эрмитаже (Петербург), Лувре (Париж), Музее Виктории и Альберта (Лондон), Метрополитен-музее (Нью-Йорк).

После Октябрьской революции 1917 года начался упадок кубачинского ремесла, связанный с административной деятельностью Советской власти, не поощрявшей частные инициативы. Но застой продолжался недолго, и уже в 1924 году была организована художественная артель «Ремесленник», затем переименованная в «Экспорт». В 1938 — 1940 гг. мастера получили новое здание.

На базе предприятия в 1960 году был образован Кубачинский художественный комбинат, ставший главным предприятием в своём районе и одной из наиболее знаменитых фабрик народных промыслов в горном Дагестане. В 1975 году за свою деятельность комбинат был награждён Орденом Дружбы народов[3]. В период наиболее активной работы предприятия на нём работали до восьмисот человек, а объём обрабатываемого серебра составлял 3,5 тонны ежегодно[4].

На территории художественного комбината действует собственный музей, где хранятся лучшие произведения искусства мастеров-кубачинцев.

Кубачи – в переводе с турецкого, «кольчужники», издревле славились ювелирным и оружейным ремёслами. Это мастерство принесло им мировую славу. Лучшие клинки отправлялись к ним со всего мира для отделки серебром, золотом, слоновой костью и другими материалами. Этот народ мог ковать наитончайшие двойные кольчуги, надежно защищавшие тело от ударов сабли, кинжала или стрелы, изготавливать драгоценные латы, а помимо этого, варить настоящую «дамасскую» сталь, которую они отделывали серебром, золотом и слоновой костью.

Кубачи - так больше шести веков назад турки назвали небольшое поселение, что находится на территории современного Дагестана, на высоте практически 1800 метров, жители которого в совершенстве владели, и владеют до сих пор, искусством художественной ковки и ювелирного дела. В некоторых источниках они также именовались зирихгераны, что в переводе с фарси означает «страна тех, кто делает доспехи». Художественная отделка рукоятей мечей и другого оружия, а также украшения выполнялись столь тонко и умело, что среди заказчиков у тамошних мастеров было немало знатных и царственных особ. Так, некоторые историки уверяют, что двурогий шлем для Александра Македонского был создан именно кубачинскими мастерами. Они же изготовили щит для Александра Невского, саблю для Надир-Шаха и набор оружия, который был подарен Александром III королеве Виктории. Сейчас этот экспонат находится в музее Лондона.

Техник и видов художественной обработки металлов у кубачинских мастеров бесчисленное количество: ковка, литье, гравировка, чеканка, чернение, монтировка по серебру, насечка золотом и серебром по железу, инкрустация драгоценными металлами по слоновой кости, скань, филигрань. Изделия кубачинцы богато украшали и делают по сей день драгоценными и полудрагоценными камнями – сердоликом, кораллом, альмандином, бирюзой, гранатом, яшмой, лазуритом, агатом, цветным стеклом. Технику чернения можно назвать типичной для кубачинцев.

 

Дата: 2019-05-29, просмотров: 418.