Виды и типы народной художественной культуры
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Художественная культура - это вид культуры общества, состоящий в образно-творческом воспроизведении природы, общества и жизнедеятельности людей.

Народная художественная культура условно делится на виды и типы. Существует множество классификаций. Условно можно разделить НХК на 1.устное народное творчество 2. декоративно-прикладное творчество 3. музыкальное творчество 4. танцевальное творчество

Устное народное творчество в свою очередь делится на Прозаические жанры фольклора и Стихотворные жанры фольклора. Прозаические виды фольклора.

Народные танцы делятся на хороводы (орнаментальные, линейные), плясы (парные, одиночные, переплясы), кадрили. Музыкальное творчество представлено игрой на различных музыкальных инструментах (дудка, жалейка, кугиклы, бубны. свирели…)

Декоративно-прикладное творчество делится на 1. Художественный текстиль (ткачество, вышивка) 2. Художественную обработку дерева (резьба, обработка бересты) 3. Керамику (глин. посуда, игрушки) 4. Обработка камня 5. Художественная ковка металла 6. Художественная роспись Каждый из этих видов делится в свою очередь еще на разновидности по технике изготовления, по региональному колориту. Существует так называемые промыслы в изготовлении (Гжель, Хохлома, Филимоново и т.д.)

 

4. История становления народных промыслов. Основные художественные промыслы.

Своими корнями народное искусство уходит в глубокую древность, когда человек жил в условиях первобытнообщинного и родового строя. Изготовляя орудия труда, охоты и войны, посуду, одежду и другие необходимые в быту предметы, человек стремился придать им красивую форму, украсить их орнаментом, т. е. делал тем самым обычные вещи произведениями искусства.

К моменту создания восточнославянского государства -- Киевской Руси ремесла в нем достигли высокого уровня развития.

Самым первым производством, выделившимся в самостоятельное ремесло, была обработка металла. Древняя Русь знала почти все виды современной художественной металлообработки, но главными были ковка, литье, чеканка, филигрань и зернь.

Вторым по времени зарождения ремеслом, после обработки металла, явилось гончарство. В IX--X вв., поскольку, Киевская Русь уже знает гончарный круг.

Надо сказать, что в Древней Руси не ко всем видам ремесел относились одинаково, были профессии более «почитаемые», такие, как иконописное, златокузнечное дело, и были «черные», «грязные», как, например, гончарство.

Среди древнейших русских художественных промыслов следует назвать промысел художественной резьбы по кости и дереву, возникший в Троице-Сергиевом монастыре в XVI--XVII вв. Основной их продукцией были предметы культа: резные иконки, кресты и т. д. Здесь же стал развиваться и игрушечный промысел.

В XVI--XVII вв. славились своим мастерством новгородские, псковские и вологодские «златокузнецы», псковские литейщики колоколов. В XVII в. в Сольвычегодске развивается промысел «усольской эмали». Искусство эмали получило развитие и в Великом Устюге. На севере, в г. Холмогоры, расцветает костерезное искусство.

XVII в. -- начало всемирно известного хохломского промысла. Во многих русских городах, в первую очередь городах Поволжья, развиваются прялочные промыслы, гончарное и изразцовое производство.

В XVIII в. начинают развиваться русские промыслы нитяного кружевоплетения и безворсового ковроделия.

Во второй половине XIX -- начале XX в. появляется много новых художественных промыслов. Таковы, например, вышивальные промыслы, вятский кружевной промысел.

В это время создавались учебно-производственные мастерские, классы рисования, ремесленные школы, призванные оказывать кустарям методическую помощь.

После Революции, большую работу по возрождению, подъему и развитию художественных промыслов проводил в 20-е годы Кустарный музей. С 1921 г. при нем возобновил работу магазин-выставка, в задачи которого наряду с торговлей художественными кустарными изделиями входила пропаганда народного искусства.

В 1925 г. на Парижской выставке искусство народных художественных промыслов получило всемирное признание. Многие мастера и мастерицы хохломской росписи, вологодского кружевоплетения, богородской резьбы по дереву, палехской лаковой миниатюры получили высокие награды. К началу 30-х годов большинство кустарей были кооперированы в артели. В это время изменилось назначение народных промыслов. Они стали частью советского декоративного искусства.

 

Дата: 2019-05-29, просмотров: 571.