Декоративно-прикладное искусство в системе народной художественной культуры
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Декоративно-прикладное искусство в системе народной художественной культуры.

Декоративно-прикладное искусство -- наиболее древний по своему происхождению вид искусства. Этот вид искусства объединил в себе два понятия: декоративное и прикладное искусство, которые находятся в неразрывной связи, но могут существовать и отдельно.

Произведения декоративно-прикладного искусства создаются ради удовлетворения как материальных, так и духовных потребностей человека.

Это та область художественного творчества, с которой человек находится в непосредственной близости и контакте всю свою жизнь, тк произведения этого искусства являются частью материальной культуры общества

Декоративно-прикладное искусство охватывает многие виды народных промыслов, связанных с созданием художественных изделий, имеющих практическое назначение в быту, и художественной обработкой утилитарных предметов (утварь, мебель, ткани, орудия труда, средства передвижения, одежда, украшения, игрушки и т. д.).

Декоративно-прикладное искусство живет вместе с народом, уходя корнями в древность и развиваясь в наши дни. Оно зародилось при родовом строе, когда человек украшался браслетами, кольцами. Позднее появились предметы украшения одежды, затем жилья. Искусство создавать такие вещи стали называть декоративным («декор» от франц. - «украшение»).

Произведения декоративно-прикладного искусства отражают художественные традиции нации, миропонимание, мировосприятие и художественный опыт народа, сохраняют его историческую память. Ценность произведений народного декоративно-прикладного искусства состоит не только в том, что они представляют природный мир, материальную культуру, но и являются памятниками культуры духовной. Они все больше входят в наш быт не как предметы утилитарные, а как художественные произведения, сохраняющие историческую связь времен. Народное искусство соединяет прошлое с настоящим, сберегая национальные художественные традиции.

Большое значение имеет народно-прикладное искусство для эстетического воспитания детей. Оно оказывает сильное эстетическое и эмоциональное воздействие на личность, а также обладает большими познавательными, развивающими и воспитательными возможностями. Народное искусство образно, красочно, доступно детскому восприятию, так как несёт в себе понятное детям содержание, которое в простых, лаконичных формах раскрывает красоту окружающего мира.

 

Полхов-майданское искусство

В селах Нижегородской области —Полхов-Майдане и Крутце сохранилась и продолжает изготавливаться старинная русская щепная игрушка в виде конька, запряженного в возок, и конька, помещенного вместе с возком на подставку с колесиками. Возок и конь ярко расписаны анилиновыми красками цветками-розетками, кружками, ветками с листьями и яблоками по синему, красному и белому фону. На крышках пол-хов-майданских коробочек часто изображается домик, около которого растет яблоня, увешанная огромными по сравнению с размерами самого домика краснобокими яблоками. Через изумрудный лужок, извиваясь, течет синяя речка, окаймленная золотыми или розовыми берегами.

История возникновения промысла в Полхов-Майдане довольно противоречива. Существуют свидетельства, что в 1916 г. торговец деревянными изделиями П.Н.Полин привез в Полхов-Майдан выжигательный аппарат. Однако этот способ украшения деревянных вещей широкого распространения так и не получил. Местный житель С.Дигнашов, побывав в г.Семенове и Меринове близ Нижнего Новгорода, рассказал односельчанам, что существует удобная, дешевая раскраска анилиновыми красками. Так был основан Полхов-Майданский промысел. По другим сведениям, основоположником росписи деревянных изделий в Полховском Майдане являлся Я.З. Ермаков, сначала рисовавший картинки на пеналах, а потом взявшийся вытачивать и расписывать матрешки. Справедливости ради необходимо отметить, что очевидно каждый мастер внес свою лепту в создание промысла. Сегодня многие имена незаслуженно забыты.

Но живы и радуют глаз яркие, красочные полховские игрушки — «тарарушки». Их название происходит от старинного слова «тарара»- язык. Когда-то в народе бытовала веселая присказка: «кума -тарара не съезжай со двора, а съедешь — потужишь». Так получили свое название полховские игрушки, как считалось в народе, «не для серьезного занятия вещи, а пустые забавы».

Форма и характер росписи полховско-майданских изделий довольно необычны. Расписывают теперь чаще всего трехместные и маленькие одноместные матрешки, кубышки-сахарницы, птицы-свистульки, деревянные яйца, а некоторые мастера делают небольшие игрушечные балалайки, коней и деревянную посуду.

 

Росписи Северной Двины

Замечательный и обширный круг предметов художественного творчества представляет собой народная роспись Русского Севера, долгое время известная под общим названием северодвинской. Охватывая огромное количество крестьянских бытовых предметов, эта роспись дает нам представление о своеобразном строе мышления народных художников, особенностях восприятия ими окружающей природы, отраженных в дошедших до нас памятниках русской национальной культуры.

Разнообразие и характер росписи, особенность их живописных и графических приемов позволяют выделить самостоятельные школы народного мастерства, локальность которых можно проследить на традиционных для каждого края форме и характере украшения прялок. Пермогорская, борецкая, пучугская, ракульская, мезенская, шенкурская, уфтюжская росписи - все они входят в «золотую кладовую» русского народного искусства, составляют особый пласт северной художественной культуры России.

Пермогорская роспись.Пермогорье - это группа деревень Красноборского района Архангельской области. Характер пермогорской росписи очень своеобразен. Характерными декоративно-орнаментальными элементами пермогорской росписи являются красные травные завитки. Это белофонные росписи, основу которых составляют сюжетные композиции на народные темы, окруженные мелким растительным орнаментом. Растительный узор этой росписи состоит из гибких тонких побегов, на которые нанизаны тюльпановидные цветы, напоминающие по форме растение крин. Обычные предметы быта - ковши, короба, прялки - роспись превращала в подлинные произведения искусства. Этому способствовала и цветовая гамма, где преобладающими являются белый цвет фона и красный — узора. Зеленый и желтый являются дополнительными. Большое значение в росписи имеет тонкий черный контур.

Особенностью пермогорской росписи является включение разнообразных жанровых сцен. Техника исполнения и красители пермогорской росписи имеют много общего' с древнерусской миниатюрой. Сначала на белый грунт наносится пером контур, потом его заполняют цветом, разводя краски на яичном желтке. Манера передачи человеческих фигур, животных, растений плоскостная, без детализации форм. Народные мастера из Пермогорья строят орнамент, используя лишь несколько элементов, но их узоры отличаются пышностью, декоративностью и разнообразием, строго подчиняясь форме предметов.

Борецкая роспись.Свое название роспись получила по одному из центров белофонной росписи Русского Севера, самый крупный из которых находится в Борке. Своеобразным явлением была роспись борецких прялок. Такой важный в обиходе предмет украшали особенно тщательно, вкладывая все свое мастерство.

В росписях Борка много моментов, которые сближают ее с иконами «северных писем». Однако из иконописи мастера перенесли в роспись прялки только внешние признаки Содержание росписи самобытно.

Наиболее распространенной была композиция с изображением сцены сватовства. Схема росписи со сватовством древних борецких прялок оказалась очень стойкой и сохранилась на прялках до XX в.

Прялки пользовались огромным успехом за парадную форму, яркость росписи, позолоту. Формы растительного орнамента борецкой росписи объединены друг с другом в общем мотиве цветка «древа жизни». Особая роль и место в борецком орнаменте отводится птицам. Они похожи на тетеревов, декоративны и разнообразны по форме и пластическому решению

Пучужская роспись.Пучужская роспись хотя и имеет свои особенности по цветовому решению и композиции, очень похожа на борецкую и вместе с ней составляет единый вид белофонной росписи.

Так же, как и борецкая, лопаска пучужской прялки делится на три части. Вверху располагаются окна с цветами, в центре - арка с пышными растениями и птицами, ниже - сцена катания. Вместе с тем в пучужской росписи имеются отличия, свои особенности, которых мастера строго придерживаются.

Так, характерный для всех видов северной росписи трилистник имеет свой вариант. Верхняя часть листа переходит в круглую ягоду, а нижняя более тонкая, чем у борецкой, и загнута к стеблю. Мастера Пучуги выполняют роспись красной краской на белом фоне, украшая ее белыми точками- капельками и мелкими зелеными листиками. Иногда в узоре встречается синий цвет.

Ракульская роспись.Ракульская роспись имеет глубокие самобытные традиции и заметно отличается от белофонной росписи Пермогорья, Борка и Пучуги. Это орнаментальная роспись прялок в виде крупной изогнутой ветки на желтом фоне и контурного изображения птицы, вписанной в квадрат. По фасаду ракульская прялка делится на три части. В верхней большей части лопаски расположена цветистая, изогнутая ветвь с округлыми листьями. В нижней части рисуется условная декоративная птица, обведенная несколькими квадратами из линий разной толщины, полосами из геометрических и растительных мотивов.

Начиная свое движение от основания ножки прялки, орнамент тянется вверх, создавая образ «древа жизни». Колорит росписи строгий. Главную роль играют золотисто-охристый и черный цвета, зеленый и коричнево-красный являются сопутствующими, акценты намечаются синей краской. В характере орнамента ракульской росписи имеются черты, которые говорят о близости к миниатюрам старинных поморских рукописей.

Мезенская роспись.По своему характеру мезенская роспись не имеет ничего общего с нарядным красочным орнаментом пермогорской, борецкой и ракульской росписей. Предельная скупость изобразительных средств, лаконичность рисунка ставит мезенскую роспись особняком среди всех известных в народном искусстве росписей. Некоторые ученые считают, что геометрические мотивы и графичность рисунка свидетельствуют о связи росписи с резьбой по дереву. Художественная немногословность и цветовая сдержанность мезенской росписи говорят о большом художественном вкусе Среди множества разнообразных предметов быта - лукошек, коробов, сундуков - выделялись прялки.

Роспись прялки имела всегда строгий порядок. Она многоярусная. В верхнем ярусе выделяются птицы, в нижнем и среднем - главными фигурами являются кони и олени.

Иногда в среднем ярусе к изображению животных присоединяются контуры птиц. По всей вероятности, ярусы соответствуют трем мирам: подземному, наземному и небесному, широко извнстным в искусстве многих народов мира. Геометрические знаки, играющие важную роль в мезенской росписи, несут большую смысловую нагружу. В них отражается круг очень ранних земледельческих представлений крестьян. Здесь можно увидеть изображения семян, плодов, шишек, заключенных в ромбические фигуры, древнее значение которых как символов плодородия присуще орнаментам разных народов мира. Крестообразные и круговые фигуры - это символы огня, солнечного божества, языческие очистительные и охранительные знаки, сохранившиеся в мезенской росписи. Птицы и животные, отмеченные кругами и розетками, как бы показывают их причастность к небу. Зооморфные образы в древних узорах - олень, конь, водоплавающие птицы - далеко не случайны. Образ оленя в русском искусстве получил широкое распространение. Олень почитается многими народами Севера и Сибири. Он приносит счастье и веселье и связан с аграрно-скотоводческим культом, в частности с праздником бога-громовика Ильи-пророка. Мезенские мастера изображали коня и оленя обобщенно. Отличие оленя от коня заключалось в том, что вместо гривы у оленя был изображен черной краской один ветвистый рог. Образ птицы в фольклоре и орнаменте имеет широкий спектр значений. Птица символизировала тепло, свет, урожай, богатство. Одна из наиболее почитавшихся птиц на Севере - лебедь - органически связан с водной стихией, с небом, солнцем, и это нашло свое отражение в мезенской росписи.

 

Мезенская роспись.

Старинный вид декорирования деревянной посуды и других предметов быта. Эта роспись представляет собой чисто орнаментальный декор.

Основная черта: дробный узор — звёзды, крестики, чёрточки, — выполненный в два цвета: чёрный и красный.

Основные мотивы геометрического орнамента — солярные диски, ромбы, кресты. Также в качестве орнамента используются схематичные изображениями животных: коней или оленей. Все изображения очень статичны и лишь благодаря многократному повтору возникает ощущение динамики. Изделие расписывается по чистому негрунтованному дереву сначала красной охрой, а затем делается чёрная обводка.

 


7. Матрёшка. История создания русской матрёшки. Матрёшка Сергиев-Посада (Загорская), Семёновская, Полхов-Майданская, Кировская матрёшки.

Матрёшка (уменьшительное от имени «Матрёна») — русская деревянная игрушка в виде расписной куклы, внутри которой находятся подобные ей куклы меньшего размера. Число вложенных кукол обычно от трех и более. Почти всегда они имеют овоидную («яйцеподобную») форму с плоским донцем и состоят из двух частей — верхней и нижней. По традиции рисуется женщина в красном сарафане и желтом платке. Изобретение формы русской матрёшки приписывается токарю из подмосковного города Подольска В. П. Звёздочкину в 1890-х годах, а автором первой росписи был профессиональный художник С. В. Малютин. Из воспоминаний Звёздочкина следует, что ему не доводилось видеть японских точёных игрушек. Кроме того, ещё до появления матрёшки русские мастера изготавливали деревянные пасхальные яйца, которые были разъёмными и полыми. Таким образом, вопрос о прямой преемственности между японской и русской матрёшкой остаётся и требует более пристального изучения. Наша первая матрешка игрушка представляла собой детскую группу: восемь кукол изображали девочек разных возрастов, от самой старшей (большой) девушки с петухом до завернутого в пеленки младенца. Почему эта точеная кукла стала называться матрешкой, никто точно не знает. Может быть, так ее назвал продавец, рекламирующий свой товар, а может, такое имя ей дали покупатели: имя Матрена было очень распространено среди простого люда, вот и стали называть игрушку ласково Матрешей, Матренушкой; так, и закрепилось имя Матрешка.

С изобретением токарного станка появился новый способ обработки дерева — точение. Начинали работу с изготовления самой маленькой матрешки. Мастер брал небольшую чурочку, закреплял ее на станке и, держа резец особым образом, вытачивал малышку-матрешку. Затем вытачивалась нижняя часть второй матрешки, ее верх, и так далее, до самой старшей куклы. В 1900 году Мария Мамонтова, жена брата С. И. Мамонтова представила кукол на Всемирной выставке в Париже, где они заработали бронзовую медаль. Вскоре матрёшек начали делать во многих местах России.

Также в Семёнове, на художественной фабрике «Семёновская роспись», в 1922 году появилась на свет традиционная русская семёновская матрёшка, которую сегодня знает весь мир Неожиданно выяснилось, что русские матрешки пользуются большой популярностью в Европе, особенно в Германии и Франции. В начале XX-го века начался просто массовый вывоз сувениров матрешек за границу. Собственно в это время за матрешками и закрепилось репутация “исконно русских”. Матрешка стала нашим национальным сувениром и шагнула за рубежи нашей Родины. Многие иностранцы, посетившие нашу страну, увозят к себе на родину нашу русскую матрешку. Интересно и то, что после появления первой детской матрешки в разных районах России художники начали расписывать матрешек, так понравилась им эта кукла! И все они делали это по-разному. Сергиев Посад, Полхов - Майдан, Вятка, город Семенов – древние центры народных промыслов, которым матрешка помогла стать знаменитыми. Любопытно, что самая большая матрешка – семеновская – высотой 1 метр, диаметром 0, 5м. насчитывает 72 фигурки. А самая маленькая матрешка 1.1 миллиметр, сделана из слоновой кости.

ЗАГОРСКАЯ МАТРЕШКА. Эта игрушка и сейчас похожа на первую матрешку с петухом в руках. Загорская матрешка добротна, крутобока, устойчива по форме. Расписывают ее по белому дереву гуашевыми красками, используя чистые (локальные) цвета. Овал лица и руки закрашивают «телесным» цветом. Две пряди волос прячутся под платок, двумя точками изображают нос, а губы выполняют тремя точками: две вверху, одна внизу и готовы губы бантиком. Платок у загорской матрешки завязан узлом. Далее мастер рисует рукава кофты, сарафан. Платок и передник оформляются простым цветочным узором, который легко получается, если приложить кисть с краской, остается след-лепесток или листок. А круглую серединку цветка или «горох» можно получить, использован прием тычка. Закончив роспись, мастер покрывает матрешку лаком. От этого она становится еще ярче и нарядней. Лаконичность и простота оформления создали ясный и радостный образ русской деревенской куклы. Потому-то, наверное, и любят матрешку все, от мала до велика.

СЕМЕНОВСКАЯ МАТРЕШКА. Семеновская (городок Семенов, что в Нижегородской области) игрушка также вытачивается на токарном станке. Для работы используют хорошо просушенную древесину липы, осины, березы. Непросушенную древесину применять нельзя, иначе изделие, выполненное из сырой древесины, может треснуть, расколоться, и жаль будет труда, потраченного на него. Выточенное изделие — бельё — по форме похоже на загорскую, но несколько заужено книзу. А вот расписывают ее иначе, и краски берут другие. Сначала белую матрешку грунтуют картофельным клейстером, втирая его в поры дерева. Это нужно для того, что бы краски не растекались по деревянным волокнам и чтобы заблестела матрешка сразу после первого покрытия лаком. По высохшей загрунтованной поверхности мастерицы делают "наводку" черной тушью: вырисовывают овал лица, глаза, нос, губки, очерчивают платок, завязанный узлом, и отделяют кайму на платке (это важно, ведь кайма с цветочными бутонами является отличительным признаком семеновской матрешки). Затем рисуют овал, в котором изображают руки и цветы: пышные розы, колокольчики, колоски. Итак, наводка готова. Теперь роспись ведется анилиновыми прозрачными красками желтого, красного, малинового, зеленого, фиолетового цветов. И, наконец, матрешку лакируют. И вот перед нами яркая матрешка.

ПОЛХОВ-МАЙДАНСКАЯ МАТРЕШКА. Это соседка семеновской матрешки. А вытачивают ее в селе Полховский Майдан Нижегородской области. Первые два этапа — грунтовка клейстером и наводка — выполняются так же, как и у семеновской. А вот роспись более лаконична: овал лица с кудряшками волос, платок ниспадает с головы, на голове трилистник розана, овал, заменяющий передник, заполнен цветочной росписью. Пышные розы, георгины, колокольчики, цветки шиповника, ягодки украшают эту матрешку. Да и постройнее своих подруг она будет: форма матрешек более вытянутая, голова небольшая, уплощенная.

ВЯТСКАЯ МАТРЕШКА. История вятской матрешки начинается в 1930-х гг. В 1930 г. в старинном городке Нолинске была создана артель "Свобода", выпускавшая различные деревянные изделия, в том числе токарные игрушки. До 1960 г в артели выпускались только два вида матрешек - 4 и 5 местные. Затем появились матрешки, декорированные узорами, выполненными соломкой. Кстати, в Нолинске сегодня работает музей матрешки.

Второй центр производства находился в д. Вахрино недалеко от Кирова. Здесь в 1936 году была организована артель "Прогрес". В 1960 году ее на базе, а также артели "19 лет Октября" основали "Кировскую фабрику токарных игрушек". В 1993 г. фабрика стала частным предприятием "Сувенир". Сейчас оно выпускает высокохудожественные матрешки со сложными орнаментами и рисунками, в том числе тематическими.

Особенности вятской матрешки

Во-первых, нашу деревянную Матрену отличает прорисовка глаз. Пышные, выполненные мелкими штрихами ресницы, круглый черный зрачок, слитый с линией нижнего века, и добродушное выражение…

Во-вторых, плоский рисунок орнамента и цветов, отсутствие мелких деталей в оформлении.

В-третьих, оформление косюма матрешки соломкой - наша вятская «фишка» в декоре.

 


Промысел

В основе понятия «промысел» лежит процесс добычи чего-либо. Промысел солеварения – добычи соли, охота, рыбалка и так далее. «Промышлять» - означает делать что-то, что приносит определенную выгоду. Зачастую любое масштабное явление рано или поздно называют народным, поэтому я далее буду употреблять правильное словосочетание – народные промыслы.

Ремесло – это навык, умение человека производить какой-либо товар, изделие. Ремесла и ремесленники были известны с давних времен. Существовали даже целые ремесленные династии, где опыт и клиентура передавались от отца к сыну, от матери к дочери. Существует подразделение на традиционно женские и мужские ремесла. Мужчины обычно занимались более тяжелыми работами, требующими физической силы. Это могла быть работа по металлу или дереву, сапожное мастерство. Прерогатива женщин – рукоделие (вышивка, плетение кружев и прочее). Первоначально ремесло рассматривалось как способ обеспечить себя и свою семью. Сейчас это совсем не обязательно, иногда ремеслом люди занимаются для души и отдыха без какой-то материальной для себя выгоды. Своего рода хобби и отдушина. Ремесленничество – это неавтоматизированное производство, где используются лишь самые простые инструменты. Здесь огромное значение имеет мастерство человека, его опыт. В любом ремесле есть доля творчества.

Промысел – это комплекс занятий с целью получения прибыли. В старину люди очень часто уходили «промышлять» довольно далеко от дома. Обычно на промысел отправлялись мужчины в зимний период, когда все сельскохозяйственные работы были сделаны. То есть промысел носит сезонный, а не постоянный характер. Промыслом также называли и само место, где проводились работы. Вид работ мог быть различным: рубка леса, рыбная ловля, добыча полезных ископаемых. Ремесленники из деревни уходили в большой город, чтобы реализовать там свои изделия – это тоже считалось промыслом.

Все произведения ДПИ можно разделить на две группы. Первую представляют предметы обихода(одежда,различная утварь, посуда, мебель,ткани),где красота предмета неразрывно связана с его пользой.

Вторая группа представлена предметами декоративного назначения, здесь возможна более свободнная трактовка средств выразительности, это панно, декоративные вазы, сувениры и т.п

Декоративные статуи, гобелены, мозаика, панно занимают особое место.Они могут быть как средством декора архитектурной среды, так и самостоятельными произведениями.

Декоративно-прикладное искусство в системе народной художественной культуры.

Декоративно-прикладное искусство -- наиболее древний по своему происхождению вид искусства. Этот вид искусства объединил в себе два понятия: декоративное и прикладное искусство, которые находятся в неразрывной связи, но могут существовать и отдельно.

Произведения декоративно-прикладного искусства создаются ради удовлетворения как материальных, так и духовных потребностей человека.

Это та область художественного творчества, с которой человек находится в непосредственной близости и контакте всю свою жизнь, тк произведения этого искусства являются частью материальной культуры общества

Декоративно-прикладное искусство охватывает многие виды народных промыслов, связанных с созданием художественных изделий, имеющих практическое назначение в быту, и художественной обработкой утилитарных предметов (утварь, мебель, ткани, орудия труда, средства передвижения, одежда, украшения, игрушки и т. д.).

Декоративно-прикладное искусство живет вместе с народом, уходя корнями в древность и развиваясь в наши дни. Оно зародилось при родовом строе, когда человек украшался браслетами, кольцами. Позднее появились предметы украшения одежды, затем жилья. Искусство создавать такие вещи стали называть декоративным («декор» от франц. - «украшение»).

Произведения декоративно-прикладного искусства отражают художественные традиции нации, миропонимание, мировосприятие и художественный опыт народа, сохраняют его историческую память. Ценность произведений народного декоративно-прикладного искусства состоит не только в том, что они представляют природный мир, материальную культуру, но и являются памятниками культуры духовной. Они все больше входят в наш быт не как предметы утилитарные, а как художественные произведения, сохраняющие историческую связь времен. Народное искусство соединяет прошлое с настоящим, сберегая национальные художественные традиции.

Большое значение имеет народно-прикладное искусство для эстетического воспитания детей. Оно оказывает сильное эстетическое и эмоциональное воздействие на личность, а также обладает большими познавательными, развивающими и воспитательными возможностями. Народное искусство образно, красочно, доступно детскому восприятию, так как несёт в себе понятное детям содержание, которое в простых, лаконичных формах раскрывает красоту окружающего мира.

 

Дата: 2019-05-29, просмотров: 585.