Художественная обработка металла. Финифть. Касли. Филигрань
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Разнообразное по своим художественно-техническим приемам искусство обработки металла имеет древние традиции.

Неизвестные мастера России - ювелиры Киева, Новгорода, Владимира, Суздаля Х-ХII вв. умели создавать тонкую скань, знали чернение по серебру, перегородчатую эмаль.

Образование промыслов по художественной обработке металла относится к XVII в. Многие из них, сохранившие присущее им своеобразие, существуют и в настоящее время, творчески развивая древние традиции.

Основные способы обработки металла следующие:

Литье —Ковка — Чеканка — Скань--Зернь--- Финифть, или живописная эмаль----Чернение

ФИНИФТЬ — уникальная роспись металлических изделий эмалевыми красками по белому эмалевому грунту. Изготовление художественных произведений с помощью стекловидного порошка, эмали, на металлической подложке, вид прикладного искусства. Стеклянное покрытие является долгоживущим и не выцветает с течением времени, а изделия из финифти отличаются особой яркостью и чистотой красок.
Эмаль приобретает нужный цвет после обжига с помощью добавок, для которых используются соли металлов. Например добавки золота придают стеклу рубиновый цвет, кобальта — синий цвет, а меди — зелёный. При решении специфических живописных задач яркость эмали может, в отличие от стекла, приглушаться.

Финифть это древнерусское название эмали, а произошло оно от греческого финифтис, что означает блестящий. Эмаль (от франц. email) — прочное стекловидное покрытие, нанесённое на металлическую основу (стальной, медный, серебряный, золотой лист), выполненное специальными красками на основе стекла с добавлением различных окислов металлов и закрепленное обжигом при температуре 780-900 градусов. Искусство украшения финифтью металлических изделий пришло в Россию из Византии еще в 10 веке одновременно с принятием христианства и достигло своего совершенства на Руси в XVI — XVII веках.

Ростовская финифть. Мастера г. Ростова Ярославской области первоначально расписывали эмалью иконки, кресты, пластины для украшения церковных книг и сосудов (потиров). На эмалевых пластинах изображали фигуры святых, библейские сцены, монастыри.

В XIX в. наблюдается переход к реалистическим изображениям. Большое место в творчестве мастеров занимает портрет, иногда написанный в одной тональности: эмалью коричневого или черного цвета.

Дальнейшее развитие искусства ростовской финифти пошло по пути активного восстановления цветочных и растительных композиций в декоре брошей, пудрениц, маленьких зеркал, туалетных коробочек. Мастера продолжали совершенствовать и сюжетную живопись. Пейзажи Москвы и своего родного города, архитектурные памятники, а затем и композиции тематического содержания все больше закрепляются в творчестве художников.

Совершенствование эмалевой живописи связано с использованием в композиции изделий скани (филиграни). Она стала полноправной и неотъемлемой частью ювелирных украшений. Подвески из скани дополняют серьги и кулоны, скань образует выразительную оправу брошей.


 Вологодская (усольская) финифть – это красочная цветочная и сюжетная роспись по белому эмалевому фону. Этот красивый промысел зародился еще в середине 17 века в северном русском городке – Сольвычегодске, бывшем тогда в составе Вологодской губернии, потом подобной финифтью стали заниматься и в Вологде. Росписи получили название усольских эмалей, так как город Сольвычегодск в древних документах и описях назывался Усольском.

Изначально главным мотивом были пышные растительные композиции (чаще всего с любимым цветком тюльпаном) нанесённые на медную основу: мастера изображали на белой эмали цветочные орнаменты, птиц, зверей, в том числе и мифологических с помощью множества красок.
Усольские росписи отличались разнообразием цветов: красные, лиловые, желтые, зеленые, коричневые, розовые, синие тона составляли основную палитру узора.

Искусство сольвычегодских эмальеров оказало сильное влияние на развитие других центров ювелирного искусства, в частности московского. Именно мастеров из Сольвычегодска вызывали в Москву для развития в столице искусства производства изделий с эмалью.
Однако расцвет усольских эмалей был непродолжительным. Уже в начале18 века началось угасание искусства росписи по эмали. На смену расписным эмалям пришли однотонные — белые, синие, зеленые, которыми полностью покрывали предмет.
Однако в 70-х годах 20 века группа вологодских художников-ювелиров изучила и возродила древнее мастерство, которое сохранилось и по сей день.

Современная финифть






Дата: 2019-05-29, просмотров: 345.