Декоративная роспись на металле
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Тагильская ро́спись — народный промысел художественной лаковой росписи металлических подносов, существующий в городе Нижнем Тагиле Свердловской области, уникальное самобытное явление русской культуры. Считается, что Тагильская роспись — это предшественник Жостовской росписи. Промысел Тагильского подноса является одним из брендов русской культуры, известный далеко за пределами России. Тагильские расписные подносы в большом количестве представлены в Нижнетагильском музее истории подносного промысла.

Тагильский подносный промысел возник более 250 лет назад в среде старообрядцев[1]. Самая ранняя архивная информация о железных подносах с художественной отделкой в Нижнем Тагиле относится к 1746 году, который и считается датой основания промысла[2]. Качество и пластичность тагильского железа в обработке высоко ценились[3], уральские мастера искали различные области применения этих качеств тагильского железа[3]. Поскольку ещё не было листопрокатного производства, металл обрабатывался методом ковки — одним из самых сложных и трудоемких способов металлообработки. Минимальная толщина, удивительно ровная поверхность, возможность декоративной обработки бортов подносов, а также столиков и сундуков,- всё это требовало высокого качества металла и виртуозного мастерства металлургов, кузнецов и лакировщиков. И такие искусные изделия конечно привлекали внимание на ярмарках, а впоследствии и на промышленных выставках и купцов, и простой люд.

XVIII век стал «золотым» веком для тагильских художников-лакировщиков, среди которых ярко выделяется династия художников Худояровых — Вавилы и Фёдора. Примерно в этот период традиция Тагильской росписи распространяется далеко за пределы Нижнего Тагила, в частности в деревне Жостово Мытищинского уезда Московской губернии, мастера которого во многом преуспели в этом промысле, даже основав при этом свой стиль, свою технику росписи подносов и других изделий[4].

В первой половине XIX столетия промысел бурно развивался, что в значительной степени связывают с деятельностью школы живописи (1806—1820 гг.), специально учреждённой владельцем тагильских заводов Н. Н. Демидовым. В школу брали мальчиков с 12 лет на полное господское содержание. Обучение длилось 4 года, им руководил выпускник Академии Художеств, профессиональный художник В. И. Албычев[5]. Это положительным образом повлияло на уровень изысканности росписей. В этот период появилась мода на подносы-картины, где в центре изделия писалась маслом копия картины (с бумажных гравюр или оригинала), при этом она мастерски вписывалась в заданную форму и размер[6]. Гравюры часто были чёрно-белыми, поэтому выбор цветовых решений полностью принадлежал художнику. Мифологические, исторические, галантные сцены помещались в рамку, образуемую тонким трафаретным золотым орнаментом: сказочные пышные цветы, вьющиеся стебельки и травинки, спелые кисти винограда, сочные ягоды,- уголки формы чётко фиксируют вазоны с пышными букетами.

Формы подносов использовались разные, в том числе шести/восьмигранники. Живописный декор дополнялся тонким ажуром просечных бортов изделия. Большие возможности тагильского листового железа позволяли мастерам методом выколотки (второй способ изготовления формы подноса в Нижнем Тагиле) придать подносу самые сложные и причудливые формы.

Позже, когда заводы стали испытывать нехватку рабочей силы, заводовладельцы стали заменять мужчин-живописцев на женщин. И примерно с середины XIX века роспись подносов становится исключительно женской прерогативой. В это же время в Нижнем Тагиле работали крупные мастерские по изготовлению лакированных железных изделий — подносов, сундуков, шкатулок — Дубасниковых, Головановых, Перезоловых, Бердниковых, Морозовых. Все они имели полный цикл производства, начиная от отковки и заканчивая лакировкой и упаковкой подносов. Их изделия хранятся в крупнейших музеях России, в том числе в Русском музее (Санкт-Петербург) и ГИМе (Москва)[7]. В конце XIX века кустарное производство в России переживало кризис, не обошёл стороной он и Тагильский подносный промысел, требуя адаптироваться к ускоряющемуся темпу жизни. Пресс для изготовления форм заменил кузнеца, и в условиях жесткой конкуренции встал вопрос быстроты и дешевизны отделки подноса. В это время все большее распространение получает «Маховое» письмо, при котором кончик кисти подхватывает краску и белила и в два-три взмаха «лепит» цветочный венчик, стебли и листья[6].

«Эта летящая скоропись приводит к отказу от кропотливо выполняемых деталей, упрощает, предельно стилизирует и обобщает форму,- подчёркивает Ольга Силонова,- Остаётся только всё самое выразительное, простое, доступное стремительно порхающей кисти — яркое, броское, нарядное»[6].

После революции начала XX века жизнь промысла замерла, так как были утрачены почти все приёмы традиционного цветочного письма. Тем не менее, артели «Пролетарий», «Металлист», «Красная заря» наладили выпуск подносов с росписью. В 1957 году на базе этих артелей был создан Нижнетагильский завод эмалированной посуды, который впоследствии и стал центром возрождения Тагильского подноса[6].

Существенный толчок к возрождению предало постановление ЦК КПСС «О народных художественных промыслах» (1974 г.), которое стимулировало их научное изучение и возрождение[6]. Большое влияние на возрождение промысла оказал Научно-исследовательский институт художественной промышленности, в частности исследователь-искусствовед В. А. Барадулин[8]. Однако, чтобы соединить традиции прошлого с развитием будущего, теорию и практику, не хватало лишь одного звена — мастера, владеющего старым двуцветным мазком и способного передать это мастерство. Им стала Агрипина Васильевна Афанасьева. Именно она владела приёмами исконной Тагильской двуцветной росписи и помогла спасти Тагильский подносный промысел как самобытное художественное явление. Помимо этого Агриппина Васильевнавоспитала целый коллектив талантливых мастеров, которые освоили традиционные приёмы Тагильского письма, более того — значительно развили их в своём творчестве во всех направлениях (цветочном, сюжетном, орнаментальном). Тагильские подносы демонстрировались и получали награды на выставке достижений народного хозяйства, на заводе «ЭмальПосуда» работал экспериментальный цех, в Нижнем Тагиле открылось училище № 49, где обучали росписи подносов. Образование мастерицы продолжали в «Уральском училище декоративно-прикладного искусства» (ныне «Нижнетагильский колледж декоративно-прикладного искусства и дизайна») и на художественно-графическом факультете «Нижнетагильского Педагогического института» (ныне академия)[9].

Сейчас подносы с Тагильской художественной лаковой росписью производят 6 фирм: ООО «Метальная лавка — Тагильские подносы» «Нижнетагильский центр Нижнетагильской подносной росписи», ООО РСК «Тагильская артель», ООО «ЛИТа», ООО «Тагильский мастер», и ООО «Лаковая живопись Урала» (г. Екатеринбург), а также подносной росписью занимаются в художественной школе «Нижнетагильского колледжа прикладного искусства и дизайна» при Нижнетагильском заводе-музее.

Однако из-за социально-экономического кризиса конца XX века и сейчас, даже при наличии талантливых, высокопрофессиональных мастериц, не приходится говорить о процветании промысла. Кроме того, для широкой общественности до сих пор остаётся неизвестным тот факт, что русская подносная роспись зародилась именно на Урале, именно в Нижнем Тагиле. Большинство людей убеждены, что роспись по жестяным подносам — это традиция исключительно села Жостово, забывая при этом про Тагильскую.

Жо́стовская ро́спись — русский народный художественный промысел росписи кованых металлических (жестяных) подносов, существующий с 1825 года в деревне Жостово Мытищинского района Московской области.

Основной мотив жостовской росписи — цветочный букет.

История Жостово и жостовского промысла восходит к началу 19-го века, когда в ряде подмосковных сел и деревень бывшей Троицкой волости (ныне Мытищинский район Московской области) — Жостово. Троицком и других — возникли мастерские по изготовлению расписных лакированных изделий из папье-маше. Традиции этой росписи появились в Жостово и окрестных селениях на основе более ранней тагильской росписи (18-ый век). Основной мотив жостовской росписи, как и тагильской, — это цветочный букет.
В 1922 г. в деревне Новосельцево возникла «Новосельцевская трудовая артель» по выпуску железных лакированных подносов; в 1924 г. в деревне организовались «Жостовская трудовая артель» и «Спецкустарь»; в 1925 г. — «Лакировщик» и одновременно в селе Троицкое — артель «Свой труд» по росписи подносов. Все они были объединены в 1928 г. в специализированную артель «Металлоподнос» в деревне.
1920—1930-е годы были нелёгкими в истории Жостово. Общие для советского искусства тенденции прямолинейного утверждения современности и реализма приводили к тому, что ведавшие народными промыслами организации пытались изменить традиционное направление их развития и внедряли в жостовскую живопись образцы орнаментальных и тематических композиций, созданные художниками-профессионалами без учёта специфики местного искусства и несущие черты станковизма и натурализма. Ведущие художники понимали чужеродность подобных новаций самой сущности народного творчества, сумели противостоять им и направить новые идеи на углубление традиционного мастерства.
В 1960-е годы начался новый этап в истории Жостово, продолжающийся и сейчас. Художественная роспись подносов обретала всё больший авторитет и популярность благодаря не только массовыми изделиям, но и уникальными произведениям ведущих мастеров, все чаще привлекавшим внимание на многочисленных выставках в стране и за рубежом. За свою историю жостовские подносы из бытового предмета стали самостоятельными декоративными панно, а ремесло, служившее некогда подспорьем к земледелию, обрело статус уникального вида русского народного искусства. Сегодня декоративная роспись находится на подъёме. Это не означает, что в жизни промысла нет сложностей и проблем. Они существуют во всех сферах нашей культуры, которой приходится противостоять современной коммерциализации. Жостово подражают, пытаются подделываться под стиль и даже авторские манеры художников. Однако коллектив, постоянно работающий в промысле, обладает высочайшим профессионализмом, достигнутым многолетним упорным трудом и творческими поисками, совершенствованием мастерства и постоянной ориентацией на лучшие образцы из наследия старых мастеров. К этому надо добавить изучение истории искусства, классического натюрморта и разных видов русского прикладного и народного искусства, пополняющих «творческую копилку» мастеров.

В искусстве жостовских мастеров реалистическое ощущение живой формы цветов и плодов сочетается с декоративной обобщённостью, родственной русской народной кистевой росписи на сундуках, берестяных туесах, прялках и т. п. Основной мотив росписи — цветочный букет простой композиции, в котором чередуются крупные садовые и мелкие полевые цветы. Роспись производится обычно по чёрному фону (иногда по красному, синему, зелёному, серебряному), причём мастер работает сразу над несколькими подносами.

По назначению подносы делятся на две группы: для бытовых целей (под самовары, для подачи пищи) и как украшение.

По форме подносы бывают круглые, восьмиугольные, комбинированные, прямоугольные, овальные и другие.

Ведущие художники жостовского промысла — А. И. Лезнов, И. С. Леонтьев, Д. С. Кледов, Н. П. Антипов, Е. П. Лапшин.

Этапы жостовской росписи:

Замалёвок Начало и основа композиции будущего узора.Разбавленной краской на подготовленную поверхность художник наносит силуэты цветов и листьев в соответствии со своим замыслом.
Тенёжка Полупрозрачными красками художник наносит цветные тени. Слово «тенёжка»—созвучно слову «тень». У цветов появляется объём, обозначаются теневые места растений.
Прокладка цветом Форма букета обретает плоть — уточняются многие детали, высветляется и реализуется контрастный или более гармоничный строй всей композиции, проводятся операции, направленные на подчёркивание объема.
Бликовка Наложение бликов выявляет свет и объём. Букет кажется освещенным множеством независимых источников света. Бликовка создает настроение и колорит.
Чертёжка Это заключительная часть работы над букетом. При помощи специальной тонкой кисти художник наносит небольшие, но очень значительные штрихи — рисует прожилки и кружевные края на листочках, «семена» в центре чашечек цветов.
Привязка Предпоследний этап росписи подноса, когда уже готовый букет как бы вживается в фон изделия. При помощи тонких стебельков, травинок и усиков букет оформляется в единое целое и связывается с фоном.
Уборка краёв подноса Украшение борта подноса, состоящее из геометрических или растительных узоров. Уборка может быть скромной, а может соперничать с роскошными старинными рамами для картин. Без уборки изделие выглядит незаконченным.
Наводка зеркального блеска С помощью тончайшего мелового порошка поднос затирается ладонями до блеска, а затем натирается парафином, чтобы еще больше блестел.

 

 

   

                 6. Художественная обработка дерева. Основные промыслы.

 

Дерево -- один из древних символов России. В древнеславянской мифологии древо жизни символизировало мироздание. В разных уголках России сложились самобытные виды художественной обработки дерева. Резьба по дереву -- это богородская скульптурная и абрамцево-кудринская плоскорельефная резьба в Московской области; изготовление изделий с трехгранновыемчатой резьбой Кировской, Вологодской, Томской, Иркутской, Архангельской областей; резьба по бересте в Вологодской и Кировской областях.

К традиционным художественным промыслам росписи по дереву относятся: Хохломской, Городецкий и Полхов-Майданский промыслы Нижегородской области; Сергиево-Посадская роспись с выжиганием, роспись с выжиганием в Кировской, Горьковской, Калининской, Иркутской и в ряде других областей; изготовление изделий со свободной кистевой росписью в Архангельской, Вологодской областях. У каждого из этих промыслов есть своя история и свои неповторимые особенности. Богородская резьба Недалеко от подмосковного города Сергиева Посада раскинулось старинное русское село Богородское. Здесь сосредоточено производство знаменитой богородской резной деревянной скульптуры и игрушки. Их традиции восходят к XVII веку, когда у стен Троице-Сергиева монастыря продавались резные деревянные игрушки. Богородские изделия изготовляются из дерева мягких пород -- липы, ольхи, осины. Основными инструментами народных мастеров были топор, специальный богородский нож и набор круглых стамесок различного размера. Лезвие богородского ножа оканчивается треугольным скосом и отточено до остроты бритвы. В течение веков сложились так называемые маховые приемы резьбы. Любое изделие режется ножом «с маху», сразу начисто, быстро, точно, без каких-либо предварительных эскизов, подготовленных в рисунке или глине Богородские игрушки интересны не только резьбой, но и своей оригинальной конструкцией. Чаще всего это игрушки с движением. Их традиционный герой -- богородский мишка -- смышленый и деятельный медвежонок, выступающий в компании с человеком. Очень красивы, пластичны, выразительны богородские кони, вполне реалистичные и одновременно сказочные. Человеческие фигуры в богородских композициях также очень выразительны. Наиболее традиционна среди них фигурка русского крестьянина, представляющего классический образ доброго, хитрого, мастеровитого русского мужичка.

 Абрамцево-кудринская (хотьковская) резьба. Недалеко от Сергиева Посада в г. Хотьково находится центр абрамцево-кудринской плоскорельефной резьбы. Плоскорельефная резьба зародилась в России еще в IХ-Х веках. Она отличается от других видов рельефной резьбы незначительной глубиной порезки и тем, что рельефный орнамент и его фон остаются на одном и том же уровне. Свое название абрамцево-кудринская резьба получила от села усадьбы Абрамцево и деревни Кудрине, где она возникла в конце XIX века. Резьба выполняется при помощи резака и набора стамесок, в одних случаях - с предварительным нанесением контура рисунка на поверхность изделия, в других - без разметки Орнамент абрамцево-кудринских изделий большей частью растительный и состоит из вьющихся побегов или веток с листьями и цветами. Для отделки абрамцево-кудринских изделий применяются морение (покрытие поверхности изделия особым красящим составом - морилкой), вощение (для получения ровной матовой поверхности) и полировка. Морение придает изделиям красивый шоколадно-коричневый тон. Изделия выполняются из липы, березы, ольхи - это декоративные настенные блюда, шкафчики, шкатулки, поставцы, ковши.

Декоративные изделия с трехгранновыемчатой резьбой. В прошлом при оформлении деревянных бытовых предметов широкое распространение имела геометрическая трехгранновыемчатая резьба, выполняемая с помощью стамесок различного размера. Простые и предельно четкие геометрические орнаменты с богатой игрой светотени хорошо украшают изделия, разные по своему назначению. В настоящее время трехгранновыемчатой резьбой оформляются шкатулки, коробочки, настольные лоточки, изготовляемые в ряде областей: Кировской, Архангельской, Вологодской, Томской, Иркутской и других. Орнамент изделий, оформленных трехгранновыемчатой резьбой, состоит из кругов - розеток с радиально расходящимися лучами-лепестками, в сочетании с прямоугольниками, ромбами, квадратами, прямыми и ломаными линиями. Само название трехгранновыемчатой резьбы указывает на то, что этот орнамент составляется из трехгранных выемок на поверхности изделия, причем в готовых вещах вся поверхность, благодаря обработке морилкой и полировке, приобретает глубокий темно-коричневый или золотисто-коричневый тон, а орнамент остается светлым, не закрашенным и ярко выделяется своей узорностью на крышке и боковых гранях вещи. Интересной природной текстурой обладает довольно распространенная в России древесина сосны, бука, ясеня, ореха. Художественные изделия из бересты. Традиционным видом русского народного декоративно-прикладного творчества является изготовление художественно оформленных изделий из березовой коры, бересты. Еще в древности березовая кора привлекала мастеров народного искусства своей ослепительной белизной. При обработке береста сохраняла свои природные свойства: мягкость, бархатистость, гибкость и удивительную прочность, благодаря которым она применялась для изготовления сосудов для жидкостей, молока и меда. Известно, что на лесистой территории России - Вологодской, Архангельской, Олонецкой, Вятской, Владимирской, Нижегородской губерниях, а также на Урале и в Сибири - в Пермской, Тобольской губерниях издревле развивались промыслы, прославившиеся берестяными изделиями. Разнообразные берестяные изделия народов России можно разделить на несколько групп в зависимости от способа их изготовления, характера и размера используемой бересты. Прежде всего, нужно выделить вещи, сделанные из целого куска бересты. Они наиболее просты по форме, их проще всего изготовить. К ним относятся низкие широкие открытые сосуды - чекманы, кузовки, набирушки. Значительную часть представляют плетеные изделия. К ним относятся солонки, плетеная обувь - бродки, чехлы, сумки - заплечники. Наиболее сложные и трудоемкие предметы утвари -- бураки, короба, туески. Разнообразны и способы украшения берестяных изделий: выскабливание, гравирование, тиснение, резьба и роспись.

Декорирование берестяных изделий. Тиснение по бересте - один из древнейших видов украшений берестяных изделий. Широко распространена была техника нанесения рисунка на бересту с помощью штампиков или чеканов. При всей своей простоте тиснение позволяет достигать высокого художественного качества изделия, обогащая своеобразную поверхность бересты рельефным рисунком. Он представляет собой простейшие геометрические фигуры - круги, полоски, гребешки, звездочки, равномерно расположенные на украшаемой поверхности Инструменты для тиснения - набор штампиков - чеканов, вырезанных из твердых пород дерева (березы, дуба, вяза) или выкованных из металла. В зависимости от размера и вида изделия бересту нарезают полосками, пластинами. С нее снимают огрубевший наружный слой. Перед нанесением рисунка бересту размечают шилом на полосы или клетки. Подготовленную бересту кладут на доску внутренним слоем вверх. Взяв в левую руку штамп, плотно прикладывают его узорной стороной к бересте и, сильно ударяя по ней молотком, наносят рисунок. Глубина рисунка зависит от силы удара. Мастера чусовских городков, что в Прикамье, славились тиснением бураков, Их изделия отличались чистотой работы и красивыми узорами. Чусовские бураки имеют характерный рисунок тиснения, который наносился костяными чеканами на наружный слой бересты. Тагильские бураки похожи на чусовские, только отдельные элементы выполнены тоньше. Основным элементом рисунка является бусинка (ряды бусинок, звездочки в розетках, ромбах). Иногда вместо розетки в центр квадрата ставится цветок или куст с птицами. Известен другой рисунок тиснения, построенный на ином композиционном принципе, когда по всему полю в определенном ритме разбросаны звездочки или группы розеток. Их расположение напоминает узор народной набойки Резьбу по бересте русские мастера применяли довольно широко. Но, пожалуй, наиболее виртуозной была прорезная или просечная береста на русском Севере. По праву первое место среди традиционных народных художественных промыслов резьбы по бересте занимает г. Великий Устюг в Вологодской области. Промысел возник здесь во второй половине XVIII века и получил название по имени реки Шемоксы, на берегах которой он развивался. В ХVIII-ХIХ вв. на городской ярмарке можно было купить изящные берестяные табакерки, шкатулки для рукоделия и хранения игр, портсигары с рельефными пейзажами, сюжетными сценами. Постепенно резные изображения становились менее рельефными, более орнаментальными, ажурными, в чем сказалось влияние северной резьбы по кости. В конце XIX в. формируются основные стилевые особенности шемогодской резьбы: ажурно-орнаментальные мотивы, закрученные спиралью завитки с розеткой внутри. Чтобы берестяное кружево лучше читалось, под бересту подкладывалась фольга или цветная бумага. В качестве инструментов используется нож-резак, хорошо заточенный на одну сторону, шильце, притупленное и отшлифованное. Подготовленную бересту разрезают на заготовки по шаблонам и наносят шильцем рисунок. Сначала режут орнамент каймы, затем центральное поле Закончив работу, берестяные детали приклеивают на деревянную основу шкатулки, поставца, чайницы и т.д. Не меньшую известность завоевали северорусские промыслы по росписи берестяных изделий. Среди них выделяются туеса, расписанные пермогорской росписью, получившей название от селения Пермогорье на Северной Двине. Роспись пермогорских туесов отличается характерным сочетанием белого, золотисто-кремового фона с мелким растительным орнаментом из листьев, завитков, цветов, среди которых изображаются разнообразные сцены жизни - чаепитие, посиделки, охота и т.д. Материалы для подготовки поверхности к росписи: для грунтовки - очищенный мел, столярный клей и белила; для росписи - темперные краски из сухих порошков -- пигментов (красный, зеленый, желтый, черный), разводимых на яйце. Поверхность туеска расчерчивается на ярусы: верхний и нижний - узкие обрамления, каймы, в которых черной краской тонкой кистью рисуют треугольники или полукруглые фестоны. В центральном поле рисуют сцены, а свободное пространство заполняют кружками, мелкими листочками. После нанесения рисунка красной краской окрашивают пояски, ручку, каемки. Роспись уфтюжского туеска Уфтюжские туески, необычные по пропорциям, вытянутые или приземистые, отличаются легкой гармоничной кистевой росписью, цветовая гамма которой определяется оранжево-красной окраской фона Сказочный букет из распускающихся листьев и условных цветов-розеток украшает переднюю сторону туеска. Уфтюжские мастера любили изображать птиц с распушенным веером хвостом. Эти мотивы известны во множестве вариаций цветового и композиционного решения. Большую роль в уфтюжской росписи играют виртуозные каллиграфические приемы первоначальной прокладки цвета, последующей «разделки». Основные цвета росписи - от белого и высветленных - розового, лилового, голубого, зеленого, коричневого - до густо-желтых, синих, темно-красных. На передней стороне туеска намечают основной стебель ветки, затем наносят крупные цветовые пятна. Далее у основания цветов и листьев приписывают парные каплевидные листики белым или зеленым цветом. Затем некоторые мотивы очерчивают белой линией, проведенной одним сильным мазком, получается единая живая и пластичная форма листа. Круглой заготовке цветка можно придать форму розетки, проводя волнистую белую линию, очерчивающую лепестки, а внутрь ставится пятно-сердцевинка.

 

Художественная роспись - искусство декорирования красками или кистью какой-либо поверхности. Она является одним из самых древних видов народных промыслов, которые на протяжении многих столетий являлись частью повседневной жизни и культуры народа. Также роспись является ещё и самым популярным видом декоративно-прикладного искусства.

История росписи по дереву уходит в далекое прошлое, Когда люди научились изготавливать предметы и посуду из дерева, им захотелось каким-то образом украсить свой быт и обогатить его. Считалось, что расписные вещи отгоняли злых духов. В качестве красок изначально использовали сырье, которое было распространено в их местности (глина, уголь, мел), поэтому роспись каждого региона до сих пор уникальна и узнаваема.

Роспись по дереву условно можно разделить на традиционную и авторскую. Традиционная роспись развивалась в деревнях. Для нее характерна простота, лаконичность. Авторская роспись изготавливалась в городах мастерами. Эти работы отличались изяществом и профессионализмом. Техника сюжетных росписей сводилась к тому, что мастер наносил четкий контур рисунка на поверхность изделия, а затем раскрашивал его в разные цвета. Краски клались очень свободно и размашисто. Сюжетом для росписи служили обозначения различных символов, которые отождествляли Солнце-символ радости, Птицу-символ счастья и успеха, Утку- знак заката.

Для росписи по дереву характерны два основных направления - графическое и кистевое. Сначала возникла графическая роспись. В основу этой росписи положен линейный графический рисунок. Мастер рисовал травный или цветочный узор тонкой линией с помощью пера или палочки. Затем заливал фигуры разноцветными красками. Такой росписью искусно владели мастера, жившие на Северной Двине. Они писали свои композиции на светлом фоне зелеными, желтыми и красными красками. Но главным здесь был черный контур, который очерчивал весь растительный орнамент - кустики и цветы с крупными резными листьями.

Другое направление - свободная кистевая роспись. Эта роспись строится на выразительности живописного мазка и цветового пятна. Мастера этого стиля работают сразу кистью, моделируя цветом растительные формы, фигуры животных и людей.

 

Хохломская роспись по дереву. Всемирно известные хохломские изделия изготавливают главным образом в Нижегородской области. Одно предприятие хохломской росписи находится в городе Семенове, другое в селе Семино (100 км от Нижнего Новгорода). Искусство хохломской росписи зародилось в конце XVII века. Свое название оно получило от села Хохлома, где проводились в прошлом большие ярмарки. На них продавалась деревянная посуда, в основном крашеная или, иначе, расписная. Хохломские изделия - ковши, братины, ложки, поставцы - изготавливаются из липы или березы. Так называемое «белье» - неокрашенные деревянные заготовки, покрывают грунтом, шпаклюют и смазывают олифой три-четыре раза, просушивая каждый слой. На высушенную поверхность последнего слоя олифы наносится алюминиевый порошок. Получается блестящая «серебряная» поверхность. Далее поверхность хохломского изделия расписывается масляными красками свободным кистевым приемом без предварительного рисунка. В хохломской росписи различают два вида орнамента - «травный» и «под фон». Наиболее древним являются «травные» узоры. Они выполняются в технике так называемого «верхового» письма. В нем цветочный орнамент наносится силуэтом поверх серебряного фона, который после дальнейшего нанесения лака и закалки в печи при температуре 100-110° С становится «золотым». К «верховому» письму относятся росписи «травка», «пряник», «под листок», «березка», «растительно-травный орнамент». Орнамент «под фон» включает ттакие росписи, как «фон», «древко» и «Кудрину» Роспись «фон» чаще всего использовалась для создания праздничной посуды - больших блюд, пивных кружек, ковшей.

Всемирно известные хохломские изделия изготавливают главным образом в Нижегородской области. Одно предприятие хохломской росписи находится в городе Семенове, другое в селе Семино (100 км от Нижнего Новгорода). Искусство хохломской росписи зародилось в конце XVII века. Свое название оно получило от села Хохлома, где проводились в прошлом большие ярмарки. На них продавалась деревянная посуда, в основном крашеная или, иначе, расписная.

Хохломские изделия - ковши, братины, ложки, поставцы - изготавливаются из липы или березы. Так называемое «белье» - неокрашенные деревянные заготовки, покрывают грунтом, шпаклюют и смазывают олифой три-четыре раза, просушивая каждый слой. На высушенную поверхность последнего слоя олифы наносится алюминиевый порошок. Получается блестящая «серебряная» поверхность. Далее поверхность хохломского изделия расписывается масляными красками свободным кистевым приемом без предварительного рисунка.

В хохломской росписи различают два вида орнамента -«травный» и «под фон». Наиболее древним являются «травные» узоры. Они выполняются в технике так называемого «верхового» письма. В нем цветочный орнамент наносится силуэтом поверх серебряного фона, который после дальнейшего нанесения лака и закалки в печи при температуре 100-110"С становится «золотым», К «верховому « письму относятся росписи «травка», «пряник», «под листок», «березка», «растительно-травный орнамент».

Орнамент «под фон» включает такие росписи, как «фон», «древко» и «кудрину». Роспись «фон» чаще всего использовалась для создания праздничной посуды - больших блюд, пивных кружек, ковшей. Роспись выполнялась следующим образом: на покрытую алюминиевым порошком поверхность изделия наносили черной краской контуры орнамента - стеблей растений, листьев, различных ягод и цветов; затем художник «отписывал», т.е. закрашивал фон между элементами рисунка. Сами стебли, листья, цветы, плоды оставались блестящими. После закраски фона эти элементы «разживлялись». По высохшему фону между листьями, цветами, ягодами размещалась травка.

Исторически «кудрину» во многом определила декоративная культура русского барокко. Узоры из «кудрявых» листьев, образованных золотыми завитками, часто встречаются на чеканных окладах икон, заставках рукописных книг XVII-XVIII столетий. На формирование этого типа росписи в середине XIX века оказало влияние также и искусство резьбы по дереву, которой заволжские мастера традиционно украшали дома.

Обратимся к технологии орнамента «кудрины». На деревянную «алюминиевую» поверхность наносят черной краской тонкой линией контур цветов, листьев, бутонов и по обе стороны стебля разнообразные завитки — «кудри». Внутри орнамента для придания ему большей выразительности наносятся разнообразные тонкие «разживки». Необычны и сами цветы, которые часто имеют фантастический характер. Иногда в силуэты лепестков и листьев вкрапливаются яркие цветовые пятна, композиционно объединяющие орнамент и фон. Более четко рисунок проявляется лишь при закраске фона черной или красной краской. Но в целом за счет незакрытых фоном крупных цветов, стеблей, листьев в орнаменте преобладает золотой цвет. Это придает росписи особую торжественность.

Палитра хохломской росписи строго ограничена. В нее включаются красный, черный, зеленый и желтый цвета. Однако, умело их варьируя и сочетая с золотом, художники достигают исключительной праздничности, нарядности и декоративности своих изделий.

В настоящее время хохломской росписью украшают многочисленные изделия, напоминающие о быте наших предков и входящие в современный повседневный обиход. Это декоративные ковши, деревянные ложки, сервизы для варенья, подставки, сахарницы, декоративные панно и детская мебель.

Все они несут свет и радость, воплощают вечно живые народные идеалы красоты и совершенства.

В Нижегородской области в д. Курцево близ г. Городца и приузольских селах в старину существовало производство прялок. Первоначально Городецкие донца покрывали резьбой, а расписывать их стали несколько позднее.

 

Городецкий художественный промысел, связанный с производством прялочных донец, стал особенно бурно развиваться в XIX веке, с приходом нижегородского иконописца Николая Ивановича Огуречникова. Сначала мастеру В.Ф. Шишкину, а затем и другим мастерам он показал приемы живописи по дереву клеевыми красками и покрытий олифой. Н.И.Огуречников написал традиционного Городецкого всадника на черном коне, обобщив в этом образе иконописного Георгия Победоносца и прялочного врезного коня из мореного дуба. Быстрота работы, сравнительная дешевизна материала, яркость и праздничность расписных прялок быстро завоевали популярность.

Живописцев привлекали типажи, увиденные на процветающей в ту пору Нижегородской ярмарке: городские жители - приказчики, мещане-кавалеры, купцы, веселящиеся в «роскошных» квартирах или мчащиеся на пролетках по улицам. Отличительной чертой городецкой росписи стали «розаны» («яблоки»). Таких цветов или плодов не увидишь больше нигде. Они представляли собой условное красное пятно с белой иконописной «оживкой» и черной тенью в середине и несколько зеленых листиков на ветке, расположенных в строго определенных местах.

Наряду с прялками Городецкие мастера расписывали короба, иначе называемые «мочесниками». Здесь очень ярко проявилась фантазия городецких художников. В графической манере (как правило, черными линиями с небольшой красной подцветкой) городецкие мастера изображали сцены прядения, посиделок, танцы, свидания, чаепития и т.д.

Самобытная живописная и графическая манера, простодушие и искренность в выборе тем, радостный тон, яркость красок - вот что характерно для городецкой росписи.

Городецкая роспись - это холодная техника без огневой обработки, без закалки в печах. Готовые, украшенные росписью изделия покрывают бесцветным лаком. Под лаком хорошо видна красивая природная текстура натуральной древесины.

За последнее время диапазон художественных изделий, создаваемых Городецкими мастерами, значительно расширился: детская мебель, настенные панно и тарелки, солонки, хлебницы, декоративные вазы и многое другое.

 




Полхов-майданское искусство

В селах Нижегородской области —Полхов-Майдане и Крутце сохранилась и продолжает изготавливаться старинная русская щепная игрушка в виде конька, запряженного в возок, и конька, помещенного вместе с возком на подставку с колесиками. Возок и конь ярко расписаны анилиновыми красками цветками-розетками, кружками, ветками с листьями и яблоками по синему, красному и белому фону. На крышках пол-хов-майданских коробочек часто изображается домик, около которого растет яблоня, увешанная огромными по сравнению с размерами самого домика краснобокими яблоками. Через изумрудный лужок, извиваясь, течет синяя речка, окаймленная золотыми или розовыми берегами.

История возникновения промысла в Полхов-Майдане довольно противоречива. Существуют свидетельства, что в 1916 г. торговец деревянными изделиями П.Н.Полин привез в Полхов-Майдан выжигательный аппарат. Однако этот способ украшения деревянных вещей широкого распространения так и не получил. Местный житель С.Дигнашов, побывав в г.Семенове и Меринове близ Нижнего Новгорода, рассказал односельчанам, что существует удобная, дешевая раскраска анилиновыми красками. Так был основан Полхов-Майданский промысел. По другим сведениям, основоположником росписи деревянных изделий в Полховском Майдане являлся Я.З. Ермаков, сначала рисовавший картинки на пеналах, а потом взявшийся вытачивать и расписывать матрешки. Справедливости ради необходимо отметить, что очевидно каждый мастер внес свою лепту в создание промысла. Сегодня многие имена незаслуженно забыты.

Но живы и радуют глаз яркие, красочные полховские игрушки — «тарарушки». Их название происходит от старинного слова «тарара»- язык. Когда-то в народе бытовала веселая присказка: «кума -тарара не съезжай со двора, а съедешь — потужишь». Так получили свое название полховские игрушки, как считалось в народе, «не для серьезного занятия вещи, а пустые забавы».

Форма и характер росписи полховско-майданских изделий довольно необычны. Расписывают теперь чаще всего трехместные и маленькие одноместные матрешки, кубышки-сахарницы, птицы-свистульки, деревянные яйца, а некоторые мастера делают небольшие игрушечные балалайки, коней и деревянную посуду.

 

Росписи Северной Двины

Замечательный и обширный круг предметов художественного творчества представляет собой народная роспись Русского Севера, долгое время известная под общим названием северодвинской. Охватывая огромное количество крестьянских бытовых предметов, эта роспись дает нам представление о своеобразном строе мышления народных художников, особенностях восприятия ими окружающей природы, отраженных в дошедших до нас памятниках русской национальной культуры.

Разнообразие и характер росписи, особенность их живописных и графических приемов позволяют выделить самостоятельные школы народного мастерства, локальность которых можно проследить на традиционных для каждого края форме и характере украшения прялок. Пермогорская, борецкая, пучугская, ракульская, мезенская, шенкурская, уфтюжская росписи - все они входят в «золотую кладовую» русского народного искусства, составляют особый пласт северной художественной культуры России.

Пермогорская роспись.Пермогорье - это группа деревень Красноборского района Архангельской области. Характер пермогорской росписи очень своеобразен. Характерными декоративно-орнаментальными элементами пермогорской росписи являются красные травные завитки. Это белофонные росписи, основу которых составляют сюжетные композиции на народные темы, окруженные мелким растительным орнаментом. Растительный узор этой росписи состоит из гибких тонких побегов, на которые нанизаны тюльпановидные цветы, напоминающие по форме растение крин. Обычные предметы быта - ковши, короба, прялки - роспись превращала в подлинные произведения искусства. Этому способствовала и цветовая гамма, где преобладающими являются белый цвет фона и красный — узора. Зеленый и желтый являются дополнительными. Большое значение в росписи имеет тонкий черный контур.

Особенностью пермогорской росписи является включение разнообразных жанровых сцен. Техника исполнения и красители пермогорской росписи имеют много общего' с древнерусской миниатюрой. Сначала на белый грунт наносится пером контур, потом его заполняют цветом, разводя краски на яичном желтке. Манера передачи человеческих фигур, животных, растений плоскостная, без детализации форм. Народные мастера из Пермогорья строят орнамент, используя лишь несколько элементов, но их узоры отличаются пышностью, декоративностью и разнообразием, строго подчиняясь форме предметов.

Борецкая роспись.Свое название роспись получила по одному из центров белофонной росписи Русского Севера, самый крупный из которых находится в Борке. Своеобразным явлением была роспись борецких прялок. Такой важный в обиходе предмет украшали особенно тщательно, вкладывая все свое мастерство.

В росписях Борка много моментов, которые сближают ее с иконами «северных писем». Однако из иконописи мастера перенесли в роспись прялки только внешние признаки Содержание росписи самобытно.

Наиболее распространенной была композиция с изображением сцены сватовства. Схема росписи со сватовством древних борецких прялок оказалась очень стойкой и сохранилась на прялках до XX в.

Прялки пользовались огромным успехом за парадную форму, яркость росписи, позолоту. Формы растительного орнамента борецкой росписи объединены друг с другом в общем мотиве цветка «древа жизни». Особая роль и место в борецком орнаменте отводится птицам. Они похожи на тетеревов, декоративны и разнообразны по форме и пластическому решению

Пучужская роспись.Пучужская роспись хотя и имеет свои особенности по цветовому решению и композиции, очень похожа на борецкую и вместе с ней составляет единый вид белофонной росписи.

Так же, как и борецкая, лопаска пучужской прялки делится на три части. Вверху располагаются окна с цветами, в центре - арка с пышными растениями и птицами, ниже - сцена катания. Вместе с тем в пучужской росписи имеются отличия, свои особенности, которых мастера строго придерживаются.

Так, характерный для всех видов северной росписи трилистник имеет свой вариант. Верхняя часть листа переходит в круглую ягоду, а нижняя более тонкая, чем у борецкой, и загнута к стеблю. Мастера Пучуги выполняют роспись красной краской на белом фоне, украшая ее белыми точками- капельками и мелкими зелеными листиками. Иногда в узоре встречается синий цвет.

Ракульская роспись.Ракульская роспись имеет глубокие самобытные традиции и заметно отличается от белофонной росписи Пермогорья, Борка и Пучуги. Это орнаментальная роспись прялок в виде крупной изогнутой ветки на желтом фоне и контурного изображения птицы, вписанной в квадрат. По фасаду ракульская прялка делится на три части. В верхней большей части лопаски расположена цветистая, изогнутая ветвь с округлыми листьями. В нижней части рисуется условная декоративная птица, обведенная несколькими квадратами из линий разной толщины, полосами из геометрических и растительных мотивов.

Начиная свое движение от основания ножки прялки, орнамент тянется вверх, создавая образ «древа жизни». Колорит росписи строгий. Главную роль играют золотисто-охристый и черный цвета, зеленый и коричнево-красный являются сопутствующими, акценты намечаются синей краской. В характере орнамента ракульской росписи имеются черты, которые говорят о близости к миниатюрам старинных поморских рукописей.

Мезенская роспись.По своему характеру мезенская роспись не имеет ничего общего с нарядным красочным орнаментом пермогорской, борецкой и ракульской росписей. Предельная скупость изобразительных средств, лаконичность рисунка ставит мезенскую роспись особняком среди всех известных в народном искусстве росписей. Некоторые ученые считают, что геометрические мотивы и графичность рисунка свидетельствуют о связи росписи с резьбой по дереву. Художественная немногословность и цветовая сдержанность мезенской росписи говорят о большом художественном вкусе Среди множества разнообразных предметов быта - лукошек, коробов, сундуков - выделялись прялки.

Роспись прялки имела всегда строгий порядок. Она многоярусная. В верхнем ярусе выделяются птицы, в нижнем и среднем - главными фигурами являются кони и олени.

Иногда в среднем ярусе к изображению животных присоединяются контуры птиц. По всей вероятности, ярусы соответствуют трем мирам: подземному, наземному и небесному, широко извнстным в искусстве многих народов мира. Геометрические знаки, играющие важную роль в мезенской росписи, несут большую смысловую нагружу. В них отражается круг очень ранних земледельческих представлений крестьян. Здесь можно увидеть изображения семян, плодов, шишек, заключенных в ромбические фигуры, древнее значение которых как символов плодородия присуще орнаментам разных народов мира. Крестообразные и круговые фигуры - это символы огня, солнечного божества, языческие очистительные и охранительные знаки, сохранившиеся в мезенской росписи. Птицы и животные, отмеченные кругами и розетками, как бы показывают их причастность к небу. Зооморфные образы в древних узорах - олень, конь, водоплавающие птицы - далеко не случайны. Образ оленя в русском искусстве получил широкое распространение. Олень почитается многими народами Севера и Сибири. Он приносит счастье и веселье и связан с аграрно-скотоводческим культом, в частности с праздником бога-громовика Ильи-пророка. Мезенские мастера изображали коня и оленя обобщенно. Отличие оленя от коня заключалось в том, что вместо гривы у оленя был изображен черной краской один ветвистый рог. Образ птицы в фольклоре и орнаменте имеет широкий спектр значений. Птица символизировала тепло, свет, урожай, богатство. Одна из наиболее почитавшихся птиц на Севере - лебедь - органически связан с водной стихией, с небом, солнцем, и это нашло свое отражение в мезенской росписи.

 

Мезенская роспись.

Старинный вид декорирования деревянной посуды и других предметов быта. Эта роспись представляет собой чисто орнаментальный декор.

Основная черта: дробный узор — звёзды, крестики, чёрточки, — выполненный в два цвета: чёрный и красный.

Основные мотивы геометрического орнамента — солярные диски, ромбы, кресты. Также в качестве орнамента используются схематичные изображениями животных: коней или оленей. Все изображения очень статичны и лишь благодаря многократному повтору возникает ощущение динамики. Изделие расписывается по чистому негрунтованному дереву сначала красной охрой, а затем делается чёрная обводка.

 


7. Матрёшка. История создания русской матрёшки. Матрёшка Сергиев-Посада (Загорская), Семёновская, Полхов-Майданская, Кировская матрёшки.

Матрёшка (уменьшительное от имени «Матрёна») — русская деревянная игрушка в виде расписной куклы, внутри которой находятся подобные ей куклы меньшего размера. Число вложенных кукол обычно от трех и более. Почти всегда они имеют овоидную («яйцеподобную») форму с плоским донцем и состоят из двух частей — верхней и нижней. По традиции рисуется женщина в красном сарафане и желтом платке. Изобретение формы русской матрёшки приписывается токарю из подмосковного города Подольска В. П. Звёздочкину в 1890-х годах, а автором первой росписи был профессиональный художник С. В. Малютин. Из воспоминаний Звёздочкина следует, что ему не доводилось видеть японских точёных игрушек. Кроме того, ещё до появления матрёшки русские мастера изготавливали деревянные пасхальные яйца, которые были разъёмными и полыми. Таким образом, вопрос о прямой преемственности между японской и русской матрёшкой остаётся и требует более пристального изучения. Наша первая матрешка игрушка представляла собой детскую группу: восемь кукол изображали девочек разных возрастов, от самой старшей (большой) девушки с петухом до завернутого в пеленки младенца. Почему эта точеная кукла стала называться матрешкой, никто точно не знает. Может быть, так ее назвал продавец, рекламирующий свой товар, а может, такое имя ей дали покупатели: имя Матрена было очень распространено среди простого люда, вот и стали называть игрушку ласково Матрешей, Матренушкой; так, и закрепилось имя Матрешка.

С изобретением токарного станка появился новый способ обработки дерева — точение. Начинали работу с изготовления самой маленькой матрешки. Мастер брал небольшую чурочку, закреплял ее на станке и, держа резец особым образом, вытачивал малышку-матрешку. Затем вытачивалась нижняя часть второй матрешки, ее верх, и так далее, до самой старшей куклы. В 1900 году Мария Мамонтова, жена брата С. И. Мамонтова представила кукол на Всемирной выставке в Париже, где они заработали бронзовую медаль. Вскоре матрёшек начали делать во многих местах России.

Также в Семёнове, на художественной фабрике «Семёновская роспись», в 1922 году появилась на свет традиционная русская семёновская матрёшка, которую сегодня знает весь мир Неожиданно выяснилось, что русские матрешки пользуются большой популярностью в Европе, особенно в Германии и Франции. В начале XX-го века начался просто массовый вывоз сувениров матрешек за границу. Собственно в это время за матрешками и закрепилось репутация “исконно русских”. Матрешка стала нашим национальным сувениром и шагнула за рубежи нашей Родины. Многие иностранцы, посетившие нашу страну, увозят к себе на родину нашу русскую матрешку. Интересно и то, что после появления первой детской матрешки в разных районах России художники начали расписывать матрешек, так понравилась им эта кукла! И все они делали это по-разному. Сергиев Посад, Полхов - Майдан, Вятка, город Семенов – древние центры народных промыслов, которым матрешка помогла стать знаменитыми. Любопытно, что самая большая матрешка – семеновская – высотой 1 метр, диаметром 0, 5м. насчитывает 72 фигурки. А самая маленькая матрешка 1.1 миллиметр, сделана из слоновой кости.

ЗАГОРСКАЯ МАТРЕШКА. Эта игрушка и сейчас похожа на первую матрешку с петухом в руках. Загорская матрешка добротна, крутобока, устойчива по форме. Расписывают ее по белому дереву гуашевыми красками, используя чистые (локальные) цвета. Овал лица и руки закрашивают «телесным» цветом. Две пряди волос прячутся под платок, двумя точками изображают нос, а губы выполняют тремя точками: две вверху, одна внизу и готовы губы бантиком. Платок у загорской матрешки завязан узлом. Далее мастер рисует рукава кофты, сарафан. Платок и передник оформляются простым цветочным узором, который легко получается, если приложить кисть с краской, остается след-лепесток или листок. А круглую серединку цветка или «горох» можно получить, использован прием тычка. Закончив роспись, мастер покрывает матрешку лаком. От этого она становится еще ярче и нарядней. Лаконичность и простота оформления создали ясный и радостный образ русской деревенской куклы. Потому-то, наверное, и любят матрешку все, от мала до велика.

СЕМЕНОВСКАЯ МАТРЕШКА. Семеновская (городок Семенов, что в Нижегородской области) игрушка также вытачивается на токарном станке. Для работы используют хорошо просушенную древесину липы, осины, березы. Непросушенную древесину применять нельзя, иначе изделие, выполненное из сырой древесины, может треснуть, расколоться, и жаль будет труда, потраченного на него. Выточенное изделие — бельё — по форме похоже на загорскую, но несколько заужено книзу. А вот расписывают ее иначе, и краски берут другие. Сначала белую матрешку грунтуют картофельным клейстером, втирая его в поры дерева. Это нужно для того, что бы краски не растекались по деревянным волокнам и чтобы заблестела матрешка сразу после первого покрытия лаком. По высохшей загрунтованной поверхности мастерицы делают "наводку" черной тушью: вырисовывают овал лица, глаза, нос, губки, очерчивают платок, завязанный узлом, и отделяют кайму на платке (это важно, ведь кайма с цветочными бутонами является отличительным признаком семеновской матрешки). Затем рисуют овал, в котором изображают руки и цветы: пышные розы, колокольчики, колоски. Итак, наводка готова. Теперь роспись ведется анилиновыми прозрачными красками желтого, красного, малинового, зеленого, фиолетового цветов. И, наконец, матрешку лакируют. И вот перед нами яркая матрешка.

ПОЛХОВ-МАЙДАНСКАЯ МАТРЕШКА. Это соседка семеновской матрешки. А вытачивают ее в селе Полховский Майдан Нижегородской области. Первые два этапа — грунтовка клейстером и наводка — выполняются так же, как и у семеновской. А вот роспись более лаконична: овал лица с кудряшками волос, платок ниспадает с головы, на голове трилистник розана, овал, заменяющий передник, заполнен цветочной росписью. Пышные розы, георгины, колокольчики, цветки шиповника, ягодки украшают эту матрешку. Да и постройнее своих подруг она будет: форма матрешек более вытянутая, голова небольшая, уплощенная.

ВЯТСКАЯ МАТРЕШКА. История вятской матрешки начинается в 1930-х гг. В 1930 г. в старинном городке Нолинске была создана артель "Свобода", выпускавшая различные деревянные изделия, в том числе токарные игрушки. До 1960 г в артели выпускались только два вида матрешек - 4 и 5 местные. Затем появились матрешки, декорированные узорами, выполненными соломкой. Кстати, в Нолинске сегодня работает музей матрешки.

Второй центр производства находился в д. Вахрино недалеко от Кирова. Здесь в 1936 году была организована артель "Прогрес". В 1960 году ее на базе, а также артели "19 лет Октября" основали "Кировскую фабрику токарных игрушек". В 1993 г. фабрика стала частным предприятием "Сувенир". Сейчас оно выпускает высокохудожественные матрешки со сложными орнаментами и рисунками, в том числе тематическими.

Особенности вятской матрешки

Во-первых, нашу деревянную Матрену отличает прорисовка глаз. Пышные, выполненные мелкими штрихами ресницы, круглый черный зрачок, слитый с линией нижнего века, и добродушное выражение…

Во-вторых, плоский рисунок орнамента и цветов, отсутствие мелких деталей в оформлении.

В-третьих, оформление косюма матрешки соломкой - наша вятская «фишка» в декоре.

 


Дата: 2019-05-29, просмотров: 406.