Характеристика 2-го этапа реализации стратегии: проведение оценки конкурентоспособности территории
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Конкуренция между территориями - это соперничество территорий друг с другом с целью привлечения к себе внимания потребителей территориального продукта, что выражается в притоке на территорию человеческих, фи­нансовых, материальных, инновационных и других ресурсов.

Конкурентное преимущество - это внешняя оценка благ и ресурсов территории, которую дают непосредственные потребители. Это такие характеристики террито­рии (ресурсы, блага, социальные характеристики), которые создают для территории определенное превосходство по сравнению с территориями, располагающими во многом подобными (порой аналогичными) ресурсами. За территорией признается конкурентное пре­имущество, если территория обладает определенным превосходством над сопоставимыми территориями, своими прямыми (основными) конкурентами.

Классификация конкурентных преимуществ территории:

1) внутренние преимущества – это все характеристики территории, которые позволяют потреби­телю снизить собственные издержки производства, управления фир­мой или общественной (некоммерческой) организацией (в случае ве­дения деятельности на территории) или снизить собственные затраты проживания (для частных лиц, рассматривающих территорию как ме­сто постоянного или эпизодического проживания).

2) внешние преимущества - это особые уникальные возможности, которые получает потребитель при прожи­вании и/или осуществлении деятельности на территории и которые образуют ценность для потребите­ля территориального продукта. В этом случае территория предлагает потребителям определенные уникальные (эксклюзивные) условия реализации их личных и деловых целей, территория более соответ­ствует особым ожиданиям потребителей, лучше удовлетворяет нуж­ды потребителей (см. табл. 4.4.).

Таблица 4.4. Классификация конкурентных преимуществ территории

Внутренние конкурентные преимущества Внешние конкурентные преимущества
Низкая стоимость природных ресурсов Наличие особых видов природных ресурсов
Низкая стоимость рабочей силы Наличие специалистов с определенными умениями и навыками
Хорошая транспортная доступность, развитие всех видов транспорта Наличие особых видов транспорта, например водная транспортировка
Низкая арендная плата за использование муниципального имущества Наличие привлекательных для инвестиций производственных объектов
Низкие коммунальные платежи Наличие на территории разных видов жилой застройки
Низкий уровень конкуренции между хозяйствующими субъектами (низкие барьеры входа в отрасль) Наличие отдельных (значимых для потребителя) видов энергетических ресурсов, например природного газа
Низкие налоги и сборы (за счет снижения ставки налога по региональным и местным налогам или сокращения суммы сбора) Наличие особых объектов муниципальной (собственности государственной, субъекта Федерации) собственности
Развитие смежных отраслей, что позволит в рамках кластера отраслей снизить совокупные затраты Особое месторасположение территории, например приграничное положение со страной Европейского союза
Низкая цена на энергетические ресурсы Наличие особых сегментов рынка, например ориентированных на качество товара

Конкурентное преимущество всегда относительно, по­этому работу по поиску конкурентных преимуществ территории сле­дует начать с ответа на вопрос: Какую (или какие) территорию следует изу­чать в рамках сравнительного конкурентного анализа?

Территории-конкуренты можно разделить на:

1) случайных конку­рентов - любая территория, на которой возможно проживание и осуществление деятельности;

2) конкурентов, отвечающих на те же потребности - это более узкий круг терри­торий в целом схожих друг с другом; например, по месту расположе­ния все территории Северо-Запада России могут рассматриваться по отношению друг к другу как территории-конкуренты, отвечающие на однотипные потребности по условиям проживания и/или осуществ­ления деятельности;

3) основных конкурентов – они максимально схожи. Особое внимание следует обращать на такие факторы, как:

· месторасположение территории;

· административно-политический уровень (МО несо­поставим с регионом);

· имеющиеся в наличии природные ресурсы;

· плотность населения и структура расселения по территории;

· основные виды деятельности, развитые на территории;

· производственная и социальная инфраструктура;

· формы социального партнерства и некоторые другие факторы.

Определив круг основных территорий конкурентов, следует прове­сти сравнительный анализ конкурентов. Объектами сравнения территорий-конкурентов могут быть следующие характеристики:

· местоположение территории (температурный режим, общая пло­щадь и др.);

· природно-сырьевые ресурсы (количество, качество, размещение по территории и др.);

· людские ресурсы (половозрастная структура, специфика рассе­ления, миграция, уровень образования и квалификации и Др.);

· промышленное, сельскохозяйственное производство и непроиз­водственная сфера (отраслевая структура, количественный со­став, оценка финансового состояния и др.);

· производственная, транспортная, финансовая инфраструктуры (наличие, качество объектов инфраструктуры, размещение по территории и др.);

· социальная инфраструктура (наличие, качество объектов обра­зования, здравоохранения, культуры, социальной защиты и др.);

· специфические черты территории (особый статус территории, характеристики бюджета территории, побратимские связи с дру­гими территориями и др.);

• качество, эффективность территориального менеджмента. Удобной формой проведения конкурентного анализа являются взвешенные оценки сравнения (определяется перечень критериев для сравнения, каждый фактор получает свой вес, эксперты выставляют оценку каждой территории).

24. Преграды на пути реализации стратегического плана.

Даже самый технически совершенный стратегический план не позволит достичь поставленных целей, если он не будет реализован. Многие организации тратят время, деньги, значительные усилия на разработку стратегического плана, рассматривают средства и обстоятельства, при которых он должен быть реализован, однако, результата не достигают. Изменения в организации происходят не в процессе планирования, а в процессе реализации стратегии. Идеальный план, который никогда не сойдет с бумаги, стоит не больше чем бумага, на которой он напечатан. Стратегии чаще всего терпят неудачу из-за неэффективного исполнения.

Эти выводы свидетельствуют о наличии ряда препятствий (барьеров) на пути осуществления стратегии. Среди них:

· донесение видения и стратегии до непосредственных исполнителей;

· отсутствие взаимосвязи между стратегическими целями организации и целями / задачами отдельных сотрудников;

· распределение ресурсов, которое не имеет никакого отношения к стратегическим приоритетам;

· отсутствие обратной связи в процессе претворения стратегии в жизнь.

Дата: 2019-05-29, просмотров: 205.