Характеристика 2-го этапа реализации стратегии: проведение оценки конкурентоспособности территории
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Конкуренция между территориями - это соперничество территорий друг с другом с целью привлечения к себе внимания потребителей территориального продукта, что выражается в притоке на территорию человеческих, фи­нансовых, материальных, инновационных и других ресурсов.

Конкурентное преимущество - это внешняя оценка благ и ресурсов территории, которую дают непосредственные потребители. Это такие характеристики террито­рии (ресурсы, блага, социальные характеристики), которые создают для территории определенное превосходство по сравнению с территориями, располагающими во многом подобными (порой аналогичными) ресурсами. За территорией признается конкурентное пре­имущество, если территория обладает определенным превосходством над сопоставимыми территориями, своими прямыми (основными) конкурентами.

Классификация конкурентных преимуществ территории:

1) внутренние преимущества – это все характеристики территории, которые позволяют потреби­телю снизить собственные издержки производства, управления фир­мой или общественной (некоммерческой) организацией (в случае ве­дения деятельности на территории) или снизить собственные затраты проживания (для частных лиц, рассматривающих территорию как ме­сто постоянного или эпизодического проживания).

2) внешние преимущества - это особые уникальные возможности, которые получает потребитель при прожи­вании и/или осуществлении деятельности на территории и которые образуют ценность для потребите­ля территориального продукта. В этом случае территория предлагает потребителям определенные уникальные (эксклюзивные) условия реализации их личных и деловых целей, территория более соответ­ствует особым ожиданиям потребителей, лучше удовлетворяет нуж­ды потребителей (см. табл. 4.4.).

Таблица 4.4. Классификация конкурентных преимуществ территории

Внутренние конкурентные преимущества Внешние конкурентные преимущества
Низкая стоимость природных ресурсов Наличие особых видов природных ресурсов
Низкая стоимость рабочей силы Наличие специалистов с определенными умениями и навыками
Хорошая транспортная доступность, развитие всех видов транспорта Наличие особых видов транспорта, например водная транспортировка
Низкая арендная плата за использование муниципального имущества Наличие привлекательных для инвестиций производственных объектов
Низкие коммунальные платежи Наличие на территории разных видов жилой застройки
Низкий уровень конкуренции между хозяйствующими субъектами (низкие барьеры входа в отрасль) Наличие отдельных (значимых для потребителя) видов энергетических ресурсов, например природного газа
Низкие налоги и сборы (за счет снижения ставки налога по региональным и местным налогам или сокращения суммы сбора) Наличие особых объектов муниципальной (собственности государственной, субъекта Федерации) собственности
Развитие смежных отраслей, что позволит в рамках кластера отраслей снизить совокупные затраты Особое месторасположение территории, например приграничное положение со страной Европейского союза
Низкая цена на энергетические ресурсы Наличие особых сегментов рынка, например ориентированных на качество товара

Конкурентное преимущество всегда относительно, по­этому работу по поиску конкурентных преимуществ территории сле­дует начать с ответа на вопрос: Какую (или какие) территорию следует изу­чать в рамках сравнительного конкурентного анализа?

Территории-конкуренты можно разделить на:

1) случайных конку­рентов - любая территория, на которой возможно проживание и осуществление деятельности;

2) конкурентов, отвечающих на те же потребности - это более узкий круг терри­торий в целом схожих друг с другом; например, по месту расположе­ния все территории Северо-Запада России могут рассматриваться по отношению друг к другу как территории-конкуренты, отвечающие на однотипные потребности по условиям проживания и/или осуществ­ления деятельности;

3) основных конкурентов – они максимально схожи. Особое внимание следует обращать на такие факторы, как:

· месторасположение территории;

· административно-политический уровень (МО несо­поставим с регионом);

· имеющиеся в наличии природные ресурсы;

· плотность населения и структура расселения по территории;

· основные виды деятельности, развитые на территории;

· производственная и социальная инфраструктура;

· формы социального партнерства и некоторые другие факторы.

Определив круг основных территорий конкурентов, следует прове­сти сравнительный анализ конкурентов. Объектами сравнения территорий-конкурентов могут быть следующие характеристики:

· местоположение территории (температурный режим, общая пло­щадь и др.);

· природно-сырьевые ресурсы (количество, качество, размещение по территории и др.);

· людские ресурсы (половозрастная структура, специфика рассе­ления, миграция, уровень образования и квалификации и Др.);

· промышленное, сельскохозяйственное производство и непроиз­водственная сфера (отраслевая структура, количественный со­став, оценка финансового состояния и др.);

· производственная, транспортная, финансовая инфраструктуры (наличие, качество объектов инфраструктуры, размещение по территории и др.);

· социальная инфраструктура (наличие, качество объектов обра­зования, здравоохранения, культуры, социальной защиты и др.);

· специфические черты территории (особый статус территории, характеристики бюджета территории, побратимские связи с дру­гими территориями и др.);

• качество, эффективность территориального менеджмента. Удобной формой проведения конкурентного анализа являются взвешенные оценки сравнения (определяется перечень критериев для сравнения, каждый фактор получает свой вес, эксперты выставляют оценку каждой территории).

15. Финансовое обеспечение развития муниципального образования.

Местные органы управления получили властные полномочия в связи с разделением системы управления государством. Полномочия местного самоуправления предусматривают обеспечение социально-экономического развития сообщества и позволяют управляющим структурам нести ответственность за качество жизни населения.

Муниципальные финансы представляют собой совокупность социальных и экономических отношений, которые возникают по поводу формирования, использования и распределения финансовых средств, с целью решения задач местного характера. Данные отношения возникают между населением, которое проживает на территории муниципального образования и органами местного самоуправления, и хозяйствующими субъектами.

Муниципальные финансы в себя включают:

- внебюджетные муниципальные фонды;

- средства местных бюджетов;

- муниципальные и государственные ценные бумаги, которые принадлежат органам местного самоуправления;

- иные денежные средства, которые находятся в муниципальной собственности.

Местный бюджет - это бюджет соответствующего муниципального образования, формирование, утверждение и исполнение которого осуществляют органы местного самоуправления.

 

16. Определение приоритетов стратегического плана.

Стратегические приоритеты - это важнейшие, четко сформулированные стратегические цели предприятия, которые служат основой для разработки стратегии, руководством при её реализации, критерием её эффективности.

При формировании стратегии в первую очередь должны быть установлены ответы на следующие вопросы:

· какие продукты производить, по какой цене, какого качества, какую конкурентную стратегию (лидерства низких издержек, дифференциация, специализация) использовать;

· как развивать свой ресурсный потенциал, технологию, управлять издержками; какова приоритетность в использовании ресурсов;

· на какие рынки выходить (определить широту географии рынков);

· как построить организацию (структура, различные виды интеграции, диверсификации).

1. Продукты и рынки Поставить цели в области рыночной деятельности – значит определить: 1. сегменты рынка, на которых это предприятие предпочитает и планирует работать, 2. географию рынков, на которых должна быть представлена торговая марка данной фирмы, 3. как построить систему маркетинга, 4. как построить системы продвижения и сбыта, 5. какую ценовую политику проводить в каждом из занимаемых сегментов рынка.
2. Ресурсы Цели, касающиеся ресурсного потенциала предприятия, затрагивают следующие вопросы: 1. каков должен быть уровень издержек, 2. каков необходимый уровень прибыли, 3. как сформировать необходимую инвестиционную базу, 4. как организовать материально-техническую и научную базу производства, 5. сколько и какие сферы деятельности должны присутствовать в портфеле предприятия, 6. как организовать и где разместить производство.
3. Организация деятельности Постановка целей в области производства продукта предусматривает решение вопросов: 1. о продуктовых нововведениях, 2. об используемой технологии, 3. об уровне качества, 4. о степени дифференциации.

 

17. Какие методы оценки состояния муниципального образования можно считать комплексными?


Основная цель комплексной оценки состояния окружающей городской среды заключается в установлении определенного взаимного соответствия между многообразными потребностями и видами хозяйственного использования городской территории и требованиями охраны природы и улучшения окружающей человека среды. Это позволяет интерпретировать проблему охраны и улучшения окружающей среды в территориальном разрезе, т. е. обосновать дифференцированный подход к использованию осваиваемых территорий на основе комплексной оценки состояния окружающей среды.

Комплексная оценка состояния окружающей среды конкретной территории основывается на рассмотрении двух групп факторов, характеризующих санитарно-гигиенические и экологические условия с учетом их значимости для разнообразных видов народнохозяйственного использования территорий и предполагаемых путей ее градостроительного освоения.

Итог комплексной оценки — карта градоэкологического зонирования территории города и выявление проблемных экологических ситуаций, возникающих в той или иной его части. Проблемная экологическая ситуация — такое локальное состояние окружающей среды или отдельных ее компонентов, которое отличается от нормативных в худшую сторону.

Таким образом, под комплексной оценкой состояния окружающей среды на территории города мы будем понимать интегральную оценку частных оценок, сравнительную планировочную оценку отдельных участков всей территории города по комплексу природных и антропогенных факторов, благоприятствующих основным видам хозяйственной деятельности.

Одной из основных задач анализа является выбор и обоснование интегральных показателей, т.е. экологически (или санитарно - гигиенически) обобщенных показателей состояния окружающей городской среды. Вопрос о них в науке стоит уже давно, однако удовлетворительного решения пока нет.

Комплексный подход к оценке современного и прогнозируемого состояния окружающей среды должен включать также анализ природной среды, ее развитие, оценку степени возможной деградации природных комплексов, сохранность материально-технических объектов (памятники архитектуры, ценная историческая застройка и др.). В настоящее время применяется метод комплексной оценки состояния окружающей городской среды конкретной территории, включающий сопоставление количественных и качественных показателей по комфортности условий проживания населения, степени деградации природного комплекса, а также показателей «градостроительной ценности» рассматриваемой территории (плотность и состояние жилого фонда, обеспеченность инженерной и транспортной инфраструктурой, наличие охраняемых природных комплексов и памятников архитектуры, рекреационная обеспеченность и др.).

18. Главные принципы работы группы, которая занимается разработкой стратегического плана.

Принцип своевременности. Это означает, что организационное построение системы планирования и осуществление процедуры формирования плана должны обеспечивать принятие плановых решений к заданному сроку, так как в противном случае приостанавливается (тормозится) деятельность структурных подразделений по реализации плана и, следовательно, повышается степень неопределенности в своевременном получении конечного результата.

Принцип обоснованности. Означает необходимость создания условий в системе планирования, обеспечивающих повышение обоснованности плановых решений.

Принцип экономичности (рациональности). Предполагает использование экономических критериев при выборе плановых решений из множества возможных вариантов.

Принцип информативности. Обусловливает необходимость создания системы информационного обеспечения процесса принятия плановых решений. Информационная система должна создавать массивы информации с учетом требований различных уровней управления. Информационные системы включают в себя базы и банки данных, программное обеспечение, современные информационные технологии. Соблюдение данного принципа создает предпосылки для повышения обоснованности и оперативности принятия плановых решений.

Принцип участия, или партисипативного планирования, прежде всего, означает прямую вовлеченность в процесс планирования всех тех, кого оно непосредственно касается. Важнейшим продуктом планирования являются не столько планы как определенный вид документа, а сам процесс. Именно благодаря участию в планировании члены коллектива могут развивать себя. Помимо этого, участие в планировании позволяет зримее ощутить основные проблемы, стоящие перед предприятием. Понять цели и эффективнее участвовать в их достижении. «Лучше планировать для себя, неважно, насколько плохо, чем быть планируемым другими – неважно, насколько хорошо», – утверждает Рассел Акофф.2

Принцип непрерывности планирования обеспечивает связь, преемственность и регулярную обновляемость информации до истечения планового периода.

Принцип холизма состоит из двух частей: принципа интеграции и принципа координации. Предприятие может быть разделено на уровни. Каждый уровень – на единицы, различающиеся по функциям, продукции и т.д.

Принцип координации устанавливает, что деятельность единиц одного уровня, т. е. по горизонтали, следует планировать одновременно и во взаимосвязи.

Принцип интеграции устанавливает, что планирование, осуществляемое независимо на каждом уровне, не может быть таким же эффективным, как планирование во взаимосвязи на всех уровнях. Сочетание принципов координации и интеграции формирует принцип холизма, по которому чем больше элементов и уровней в системе, тем выгоднее планировать одновременно и во взаимозависимости.

Кроме этого в планировании используются принципы:

1) необходимости. Обязательное применение планов в любой сфере деятельности является рациональным поведением людей. Прежде чем действовать, каждый должен знать, что хочет и может;

2) эластичности. Приспособление первоначальных планов к изменяющимся условиям осуществляется путем введения плановых резервов по основным показателям, применения эвентуального (на случай) планирования различных ситуаций и распределения данных, использования оперативных планов для учета возникающих изменений среды, использования альтернативных сценариев развития;

3) единства и полноты (системности). Системность достигается тремя основными способами:

– наличием общей (единой) экономической цели и взаимодействием всех структурных подразделений предприятия по горизонтальному и вертикальному уровням планирования;

– сопряженностью частичных планов структурных единиц фирмы и сфер деятельности (производства, сбыта, персонала, инвестирования и др.);

– включением в план всех факторов, которые могут иметь значение для принятия решений;

4) точности и детализации. Любой план должен быть составлен с достаточно высокой степенью точности для достижения поставленной цели. По мере перехода от оперативных краткосрочных к средне- и долгосрочным стратегическим планам точность и детализация планирования соответственно могут уменьшаться вплоть до определения только основных целей и общих направлений развития фирмы;

5) экономичности. Расходы на планирование должны соизмеряться с полученными от него выгодами. Вклад планирования в эффективность определяется улучшением качества принимаемых решений;

6) оптимальности. На всех этапах планирования должен обеспечиваться выбор наиболее эффективных вариантов решений. Выражается в максимизации прибыли и других результативных показателей фирмы и минимизации затратных при прогнозируемых ограничениях;

7) связи уровней управления. Достигается тремя способами: детализацией планов сверху вниз; укрупнением планов снизу вверх; частичным делегированием полномочий.


Дата: 2019-05-29, просмотров: 190.