Координальные преобразования в социально-экономической сфере Республики Казахстан, произошедшие в конце XX - начале XXI вв., потребовали реформирования национальной системы образования.
В Послании Президента Республики Казахстан Н.А.Назарбаева народу Казахстана от 1 марта 2006 г. «Стратегия вхождения Казахстана в число 50-и наиболее конкурентоспособных стран мира» четко обозначена основная цель реформирования казахстанского образования — обновление качества образования и повышение конкурентоспособности национальной системы образования. Официальными документами, определяющими стратегическую политику в области образования, являются Государственная программа развития образования в Республики Казахстан на 2005-2010 годы [1], где четко обозначены ориентиры реформирования системы образования, а также «Концепция развития образования Республики Казахстан до 2015 года» [2].
Вхождение Казахстана в европейское образовательное пространство — это не только очередной шаг в процессе интеграции в мировое пространство образования, но также внутренняя потребность казахстанского рынка образовательных услуг. Основная цель политики модернизации образования в долгосрочной перспективе состоит в обеспечении конкурентоспособности Казахстана на мировом уровне.
Осмысление проблем современного образования невозможно без учета социально-исторической динамики развития образовательной системы в Казахстане. Временная дистанция заставляет нас на многие явления духовной культуры прошлого смотреть сквозь призму современных задач и требований. Это относится и к нашему осмыслению проблемы становления художественного, художественно-педагогического образования в Республике Казахстан. Ретроспективный анализ данного вопроса представляет несомненную актуальность. Становление и развитие эстетического воспитания, художественного, художественнопедагогического образования в Казахстане происходило параллельно с развитиемпрофессионального изобразительного искусства Казахстана и формированием национальной художественной школы.
Профессиональные станковые формы изобразительного искусства Казахстана — живопись, скульптура, графика — сложились в 1920-х гг. XX в. До этого времени не было единого художественного центра; художники работали разобщенно. В развития и организации национального искусства художественного образования в республике велика заслуга русских художников, среди которых Н.Г.Хлудов. Он учился в Одесской рисовальной школе, затем в Петербурге у художника Н.Гоголинского; с 1879 г. до конца своей жизни жил и работал в Верном (Алма-Ата). В 1920 г. были созданы художественные мастерские, объединившие группы художников (Н.Хлудов, А.Пономарев,
В.Антонов и др.), которые имели важное значение для консолидации художников республики. Весомый вклад в развитие изобразительного искусства и художественного образования в республике внес своей организаторско-творческой работой Н.И.Крутильников. Всю свою творческую жизнь он прожил в Казахстане, сначала в Семипалатинске, затем в Кзыл-Орде и Алма-Ате. Н.И.Крутильников окончил в 1916 г. Казанское художественное училище; в 1921 г. переехал в Казахстан, в Семипалатинск, где развернул большую общественно-культурную деятельность: занимался выявлением молодых творческих сил, вел популяризационную работу, пропагандировал произведения искусства среди населения. Н.И.Крутильников явился одним из организаторов художественной студии в Семипалатинске и первой передвижной выставки в республике. В эти же годы в периодической печати встречаются рисунки М.Кудряшова, В.Панаева, И.Савельева, братьев К. и Х.Ходжиковых, В.Нестерова, А.Исмаилова. Однако об активной творческой жизни художников Казахстана говорить было еще рано: сказывалось отсутствие организационного центра. Об оторванности Казахстана свидетельствует и такой факт: 20 октября 1926 г. был открыт отдел по изучению искусств национальностей СССР при Государственной академии художеств. Большая роль в создании и деятельности его принадлежит Я.А.Тугендхольду, которым было написано значительное количество статей об изобразительном искусстве народов СССР; но Казахстан остался вне поля зрения этого ученого.
Важное событие в художественной жизни республики — организация в 1928 г. Наркомпросом КазССР передвижной выставки произведений казахстанских художников. С этого времени в Казахстане систематически организуются передвижные художественные выставки (Алма-Ата, 1929; Павлодар 1931); аналогичные выставки были открыты силами местных художников в Семипалатинске, Петропавловске, Актюбинске, Чимкенте. С 1928 г., со строительством в Казахстане Турксиба, крупных индустриальных объектов художественно-общественная жизнь активизируется. В Казахстан приезжают специалисты по культуре, искусству, художественному образованию из центральных областей большой страны. Интерес к Казахстану проявляют и художественные организации Москвы, в частности, Всероссийское кооперативное товарищество «Художник». В 1932 г. был создан Оргкомитет Союза художников СССР, а в 1933 г. — Оргкомитет Союза художников Казахстана, одним из организаторов которого был Н.И.Крутильников; первым председателем стал Аубакир Исмаилов — живописец и график. Создание Оргкомитета Союза художников Казахстана явилось крупным событием в художественной жизни республики; его деятельность выражалась в регулярной организации выставок, в консолидации и творческой мобилизации художников. Первая выставка, организованная Оргкомитетом в 1933 г. в Алма-Ате, ставила своей целью выявление творческих, прежде всего национальных сил. В 1934 г. было организовано несколько выставок, самой значительной из которых стала выставка «Искусство Советского Казахстана», открытая 8 мая, после специального постановления СНК Казахстана в Музее восточных культур в Москве для широкого ознакомления трудящихся СССР с казахским искусством. Выставка показала, что в республике недостает своей художественной школы, которая бы растила национальные кадры.
В 1930-е гг. активизируется художественное образование. Одним из первых педагогов Алма- Атинского художественного училища и организаторов казахстанской реалистической школы живописи 1930-1940-х гг. был Алексей Ильич Бортников. Завершив художественное образование в Одесском художественном институте, Бортников возвратился в Алма-Ату и активно включился в художественную жизнь республики.
Важную роль в развитии художественного образования имела выставочная деятельность, а также основание в 1935 г. в Алма-Ате Казахской государственной художественной галереи (ныне Государственный музей искусств Республики Казахстан им. А.Кастеева). Задача галереи — собрание и популяризация произведений национального, русского и зарубежного искусства. В январе 1939 г. в залах Художественной галереи открылась выставка, на которой было представлено более двухсот пятьдесяти произведений художников республики. Развернулась творческая дискуссия — первая дискуссия художников Казахстана.
Эпохальным событием стал I съезд художников Казахстана (24 июня 1940 г., Алма-Ата). На съезде отмечались достижения Оргкомитета Союза художников Казахстана; вместе с тем подчеркивалось, что перед художниками республики стоят задачи повышения профессионального мастерства, улучшения работы с одаренной национальной молодежью. К тому времени в Казахстане уже сложился костяк национальных художников-живописцев.
Первым национальным художником, основоположником профессионального изобразительного искусства в Казахстане по праву является Абылхан Кастеев (1904-1973) — народный художник СССР, лауреат Государственной премии Казахстана. В контексте настоящего времени кажется, что его творчество не отличается высоким профессионализмом, но, взращенное народной традицией, оно близко и дорого современнику. Благодаря его таланту сегодняшний зритель «общается» со своими предками, постигает национальные обычаи и традиции.
В годы Великой Отечественной войны в Казахстан было эвакуировано немало творческой интеллигенции из различных регионов страны. Уже немолодым человеком приезжает в Алма-Ату Абрам Маркович Черкасский, окончивший Институт живописи, ваяния и зодчества им. И.Е.Репина (Петербургская академия художеств). Его приход в казахстанскую живопись и в систему художественного образования (он преподавал в Алма-Атинском художественном училище) открыл значимость художественного «я» в творческом процессе.
Второй этап развития изобразительного искусства Казахстана — 1950-1960 гг. В начале 1950-х гг. в Казахстане выросло новое поколение молодых профессиональных художников, получивших художественное образование в лучших вузах Москвы, Петербурга, Харькова и других городов СССР. Достаточно назвать имена Айши Галимбаевой, Канафии Тельжанова, Сабура Мамбеева, Гульфайрус Исмаиловой, Сахи Романова, Молдахмета Кенбаева, Уке Ажиева, Али Джусупова и других.
Во второй половине 1960-х гг. в коллектив художников Казахстана вливается новый поток мастеров, которые внесли свежую струю в изобразительное искусство. Это было третье поколение художников, в которое вошли Айтбаев Салихитдин Абдысадыкович, Сариев Шаймарден Тлемисо- вич, Сыдыханов Абдрашид Аронович, Тогусбаев Токболат Тулепбаевич, решительно вставшие на путь создания национальной школы изобразительного искусства.
Следующий этап развития казахского национального искусства — 1975-1990 гг. Свое творческое дарование проявили художники М.Хитахунов, А.Смагулов, Т.Ордабеков, К.Закиров, Т.Досмаганбетов, К.Муллашев, А.Аканаев, Е.Тулепбаев, Б.Табиев, А.Есенбаев, К.Каметов и другие. Заявленная М.Горбачевым весной 1985 г. перестройка вызвала к жизни оживление в области искусства по всей стране.
Искусство в контексте культуры уже независимого Казахстана (1991-2010) характеризуется поиском идентичности.
Проследив кратко эволюцию художественной жизни Казахстана, рассмотрим становление и развитие художественного и художественно-педагогического образования в республике.
Первый этап художественного образования и эстетического воспитания подрастающего поколения в Казахстане охватывает 1917-1930 гг. В результате исследования материалов Центрального Государственного архива Казахской ССР выявлено, что при Художественном отделе Главсоцвоса (Главного социального воспитания) были организованы три секции: искусства, физического развития, информационно-инструкторская. Секция искусства занималась разработкой вопросов руководства в области театра, музыки, изобразительного искусства, литературы и делилась на соответствующие подсекции: театральная, музыкальная, литературная и изобразительных искусств. Однако в художественно-эстетическом воспитании в Казахстане 1920-х г. были немалые трудности, так как ощущалась острая нехватка в соответствующих кадрах и необходимых материальных средствах. В учебных программах предмета «рисование» в школьной практике данного периода не учитывалось образовательное и воспитательное значение казахского народного декоративноприкладного искусства, неполноценно оценивалось национальное изобразительное искусство как средство эстетического воспитания школьников.
Этот этап характеризуется противоречивостью тенденций, вместе с тем поисками наиболее целесообразных форм и методов художественного образования и эстетического воспитания [3].
Второй этап художественного образования и эстетического воспитания в Казахстане охватывает 1930-1940 гг. Под влиянием русского художественного образования наметился коренной перелом в художественном образовании детей-казахов.
Третий этап художественного образования (1950-1960) характеризуется новым подходом к эстетическому развитию в условиях школьного образования и воспитания. В это время появился ряд качественно новых учебных дидактических методических трудов. Министерством просвещения впервые была создана программа по рисованию, которая предусматривала изучение народного декоративно-прикладного искусства и произведений советских художников. Учебная программа 19601970 гг., развивая идеи прежних программ, предусматривала более обстоятельное изучение известных произведений зарубежной, русской и национальной классики.
В социокультурной ситуации 1970-х гг. появилась необходимость пересмотра школьного образования и воспитания. Коллегия Министерства просвещения СССР в 1970 г. поручила Научноисследовательскому институту художественного воспитания АПН СССР провести в 1972-1980 гг. совместно с творческими союзами художников широкий эксперимент по определению содержания образования предметов эстетического цикла в школе и разработать единую систему эстетического воспитания. Программа «Изобразительное искусство», разработанная лабораторией изобразительного искусства НИИ художественного воспитания АПН СССР на основе материалов Всесоюзного эксперимента, была утверждена Коллегией Министерства просвещения СССР для союзных республик 23 января 1981 г. Это обусловило подготовку национальных художественно-педагогических кадров.
В 1984 г. на основе данной программы в Казахстане была разработана новая программа «Изобразительное искусство» с учетом этнохудожественного образования и воспитания в школах республики (авторы Е.П.Митрофанова, Л.Марченко, М.Кенбаев). Были подготовлены методические разработки уроков по изобразительному искусству (1-6 классы) [4].
В 1980-1990-е гг. заметно совершенствуется методический уровень педагогов-художников республики, что повлияло на повышение эстетического и художественного воспитания школьников; в старших классах были введены факультативные занятия по изучению основ эстетики и изобразительного искусства с углубленным изучением произведений живописи, графики, скульптуры.
В последние два десятилетия в системе художественного, художественно-педагогического образования в Республике Казахстан произошли существенные изменения: во-первых, усилился культурологический подход в подготовке художественно-педагогических кадров; во-вторых, в основу художественно-педагогического образования, которое интегрировало достижения европейского и казахстанского образования, легли, в первую очередь, этнокультурные традиции.
Внедряемая в настоящее время в Казахстане «Концепция этнокультурного образования» направлена на переориентацию всей образовательной сферы. Создается национальная система образования и воспитания, которая строится на фундаментальных ценностях, идеях и приоритетах, складывавшихся на казахстанской земле на протяжении тысячелетий ее истории, опирается на ценности, накопленные номадной цивилизацией, на общее культурное наследие тюркских этносов.
«Этнокультурное образование — это образование, направленное на сохранение этнокультурной идентичности личности путем приобщения к родному языку и культуре с одновременным усвоением ценностей мировой культуры», — подчеркивается в «Концепции этнокультурного образования в Республике Казахстан» [5].
Основополагающей функцией этнокультурного образования является воспитание поликультур- ной личности: создание условий для идентификации личности со своей исконной культурой и усвоения других культур; ориентация на диалог культур, их взаимообогащение. Ценностными характеристиками поликультурной личности являются:
· целостное мировоззрение, позволяющее отразить сложный, взаимосвязанный и взаимообусловленный характер связей и отношений в мире, социуме, культуре;
· развитое лингвистическое сознание, способствующее формированию установки на объемное мировидение;
· рельефное историческое миропонимание, определяющее национальный менталитет, «чувство земли», этноса;
· нравственно-религиозное, мифологизированное мироотношение;
· яркое художественно-эстетическое мировосприятие.
В Концепции акцентируется: «Особое место... должна занимать история культуры. Этот предмет в наибольшей степени отвечает задачам формирования поликультурного индивида. И если он преподается как история искусств, история мировой и национальной философии, история обычаев и традиций и т.д., то ведет к воспитанию многомерной духовно развитой личности, ценящей и знающей национальную и мировую культуру», что отвечает предназначению этнокультурного, этнохудо- жественного образования [5].
Данное концептуальное направление позволяет исследовать важную в рассматриваемом аспекте проблему. Анализируя современные программы в системе школы и вуза, следует акцентировать этнокультурный компонент в образовании. В 2003 г. был опубликован пробный учебник «Искусство» для 11 классов общественно-гуманитарного направления общеобразовательных школ (на казахском и русском языках). Основной целью учебника является обсуждение наследия национального искусства и духовных исканий казахского народа.
Структура учебника: раздел 1. Изобразительное искусство Казахстана; раздел 2. Театральное искусство Казахстана; раздел 3. Кино Казахстана; раздел 4. Хореография Казахстана; раздел 5. Музыкальное искусство казахского народа; раздел 6. Песенная традиция казахского народа.
Однако, как справедливо полагают авторы, «вполне возможны какие-то недоработки и упущения в силу того, что наша работа является первым учебным пособием». Нет сомнения в том, что они будут исправлены в процессе дальнейшей доработки, обмена мнений [6; 3].
Обратимся к рассмотрению вопроса создания учебных программ.
Образовательная область «Искусство» в учебных планах современной гимназии (авторы: Балтаба- ев М.Х., Болатбаев К.К., Райымбергенова С.Ш., Айдарова З.Ш.; утверждено Приказом № 672 от 18 октября 2005 г. Министерства образования и науки Республики Казахстан; рекомендовано Республиканским учебно-методическим советом Министерства образования и науки Республики Казахстан) [7].
Интерпретация пояснительной записки данной программы.
«Педагогией владеет тот, кто владеет искусством», — это высказывание принадлежит Аристотелю и является ориентиром в художественно-педагогической деятельности.
Искусство в школе будет действительно только в том случае, если учащимися будет понят его смысл, смысл художественного творчества как внутренней связи со всем остальным содержанием жизни, с высшими целями человечества; если в школе будет реализован художественно-образный метод познания, а педагог будет нести учащимся культуру художественного видения мира, эстетического отношения, добиваясь единства воздействия педагогического процесса на духовных началах.
Художественная деятельность является одним из первых и преобладающих способов познания учащимися целостной картины мира — духовно-практического его освоения. Именно поэтому в жизни человека, особенно в школьные годы, столь значимо искусство. Однако воспитание человеческого в человеке, развитие и совершенствование его личности «уходят» из учебного процесса. Не в полной мере реализуется основная функция искусства, которая по своей природе нацелена на «воспитание культуры чувствования, интуитивно-образной формы сознания» — природной характеристики мышления детей и основы абстрактно-логической понятийной стороны интеллекта.
Нередко формирование художественной культуры учащихся подменяется суммой знаний, умений и навыков, а процесс ее усвоения связывается преимущественно с количественными изменениями: расширением круга произведений музыки, изобразительного искусства: увеличением объема информации, количества часов на предметы гуманитарного, художественно-эстетического цикла и т.п. Вместе с тем художественно-педагогический процесс (развитие — воспитание — обучение) должен осознаваться в контексте того, что искусство имеет более серьезное и глубокое предназначение: оно касается внутренней сущности «мира и нашего я» (А.Шопенгауэр).
Главной идеей программы «Искусство» является изучение основ казахской художественной культуры как самоценного явления, представляющего неотъемлемую часть мировой художественной культуры. Культурное наследие номадов, искусство Востока, Западной Европы и России — логический стержень данного курса, который должен дать учащимся целостное представление о мировой художественной культуре как системе знаний. Принципы построения программы — историзм, принцип инте- гративности, опоры на творческий метод и др. Цель программы — формирование личности старшеклассника средствами воздействия различных видов искусства, с опорой на их закономерности.
Задачи преподавания курса «Искусство» — в создании условий для живого общения учащихся с шедеврами отечественного и зарубежного искусства на уроке, внеучебных занятиях и во внешкольной жизни.
Учитывая, что предмет «Искусство» предусмотрен в учебных планах Республики Казахстан в 10 и 11 классах лишь по два часа в неделю, невозможно полное изучение курса «Мировая художественная культура». Поэтому в предлагаемой программе предметом изучения является искусство как основополагающая часть культурного наследия, созданная человеком и выраженная образносимволическими средствами.
Впервые в школьной практике акцент делается на изучение культурного наследия Казахстана с древнейших времен и до современности. Динамически выстроенная культурная система должна сформировать у учащихся общие представления о феномене, являющемся детищем кочевого общества, формировавшемся на протяжении веков, обусловленном хозяйственным укладом, контактами с исламскими традициями и влиянием русской культуры, а также интеграцией в XX в. с современной культурой Европы и России. Этот курс занимает особое место в формировании национального самосознания старших школьников.
Уроки искусства в общеобразовательной школе должны стать основой и самой массовой формой приобщения детей и юношества к мировым художественным ценностям. Программа и методика преподавания мировой художественной культуры учитывают базовые знания, умения, впечатления, полученные учащимися по литературе, истории, изобразительному и декоративно-прикладному искусству, музыке в младшем и среднем звене школы.
Дата: 2019-05-29, просмотров: 290.