Мастерские изобразительного искусства
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Координальные преобразования в социально-экономической сфере Республики Казахстан, произошедшие в конце XX - начале XXI вв., потребовали реформирования национальной системы образования.

В Послании Президента Республики Казахстан Н.А.Назарбаева народу Казахстана от 1 марта 2006 г. «Стратегия вхождения Казахстана в число 50-и наиболее конкурентоспособных стран мира» четко обозначена основная цель реформирования казахстанского образования — обновление качест­ва образования и повышение конкурентоспособности национальной системы образования. Офици­альными документами, определяющими стратегическую политику в области образования, являются Государственная программа развития образования в Республики Казахстан на 2005-2010 годы [1], где четко обозначены ориентиры реформирования системы образования, а также «Концепция разви­тия образования Республики Казахстан до 2015 года» [2].

Вхождение Казахстана в европейское образовательное пространство — это не только очередной шаг в процессе интеграции в мировое пространство образования, но также внутренняя потребность казахстанского рынка образовательных услуг. Основная цель политики модернизации образования в долгосрочной перспективе состоит в обеспечении конкурентоспособности Казахстана на мировом уровне.

Осмысление проблем современного образования невозможно без учета социально-исторической динамики развития образовательной системы в Казахстане. Временная дистанция заставляет нас на многие явления духовной культуры прошлого смотреть сквозь призму современных задач и требова­ний. Это относится и к нашему осмыслению проблемы становления художественного, художествен­но-педагогического образования в Республике Казахстан. Ретроспективный анализ данного вопроса представляет несомненную актуальность. Становление и развитие эстетического воспитания, художественного, художественно­педагогического образования в Казахстане происходило параллельно с развитиемпрофессионального изобразительного искусства Казахстана и формированием национальной художественной школы.

Профессиональные станковые формы изобразительного искусства Казахстана — живопись, скульптура, графика — сложились в 1920-х гг. XX в. До этого времени не было единого художест­венного центра; художники работали разобщенно. В развития и организации национального искусства художественного образования в республике велика заслуга русских художников, среди которых Н.Г.Хлудов. Он учился в Одесской рисовальной школе, затем в Петербурге у художника Н.Гоголинского; с 1879 г. до конца своей жизни жил и работал в Верном (Алма-Ата). В 1920 г. были созданы художественные мастерские, объединившие группы художников (Н.Хлудов, А.Пономарев,

В.Антонов и др.), которые имели важное значение для консолидации художников республики. Весо­мый вклад в развитие изобразительного искусства и художественного образования в республике внес своей организаторско-творческой работой Н.И.Крутильников. Всю свою творческую жизнь он про­жил в Казахстане, сначала в Семипалатинске, затем в Кзыл-Орде и Алма-Ате. Н.И.Крутильников окончил в 1916 г. Казанское художественное училище; в 1921 г. переехал в Казахстан, в Семипала­тинск, где развернул большую общественно-культурную деятельность: занимался выявлением моло­дых творческих сил, вел популяризационную работу, пропагандировал произведения искусства среди населения. Н.И.Крутильников явился одним из организаторов художественной студии в Семипала­тинске и первой передвижной выставки в республике. В эти же годы в периодической печати встре­чаются рисунки М.Кудряшова, В.Панаева, И.Савельева, братьев К. и Х.Ходжиковых, В.Нестерова, А.Исмаилова. Однако об активной творческой жизни художников Казахстана говорить было еще ра­но: сказывалось отсутствие организационного центра. Об оторванности Казахстана свидетельствует и такой факт: 20 октября 1926 г. был открыт отдел по изучению искусств национальностей СССР при Государственной академии художеств. Большая роль в создании и деятельности его принадлежит Я.А.Тугендхольду, которым было написано значительное количество статей об изобразительном ис­кусстве народов СССР; но Казахстан остался вне поля зрения этого ученого.

Важное событие в художественной жизни республики — организация в 1928 г. Наркомпросом КазССР передвижной выставки произведений казахстанских художников. С этого времени в Казах­стане систематически организуются передвижные художественные выставки (Алма-Ата, 1929; Пав­лодар 1931); аналогичные выставки были открыты силами местных художников в Семипалатинске, Петропавловске, Актюбинске, Чимкенте. С 1928 г., со строительством в Казахстане Турксиба, круп­ных индустриальных объектов художественно-общественная жизнь активизируется. В Казахстан приезжают специалисты по культуре, искусству, художественному образованию из центральных об­ластей большой страны. Интерес к Казахстану проявляют и художественные организации Москвы, в частности, Всероссийское кооперативное товарищество «Художник». В 1932 г. был создан Оргкоми­тет Союза художников СССР, а в 1933 г. — Оргкомитет Союза художников Казахстана, одним из ор­ганизаторов которого был Н.И.Крутильников; первым председателем стал Аубакир Исмаилов — жи­вописец и график. Создание Оргкомитета Союза художников Казахстана явилось крупным событием в художественной жизни республики; его деятельность выражалась в регулярной организации выста­вок, в консолидации и творческой мобилизации художников. Первая выставка, организованная Орг­комитетом в 1933 г. в Алма-Ате, ставила своей целью выявление творческих, прежде всего нацио­нальных сил. В 1934 г. было организовано несколько выставок, самой значительной из которых стала выставка «Искусство Советского Казахстана», открытая 8 мая, после специального постановления СНК Казахстана в Музее восточных культур в Москве для широкого ознакомления трудящихся СССР с казахским искусством. Выставка показала, что в республике недостает своей художественной школы, которая бы растила национальные кадры.

В 1930-е гг. активизируется художественное образование. Одним из первых педагогов Алма- Атинского художественного училища и организаторов казахстанской реалистической школы живо­писи 1930-1940-х гг. был Алексей Ильич Бортников. Завершив художественное образование в Одес­ском художественном институте, Бортников возвратился в Алма-Ату и активно включился в художе­ственную жизнь республики.

Важную роль в развитии художественного образования имела выставочная деятельность, а так­же основание в 1935 г. в Алма-Ате Казахской государственной художественной галереи (ныне Госу­дарственный музей искусств Республики Казахстан им. А.Кастеева). Задача галереи — собрание и популяризация произведений национального, русского и зарубежного искусства. В январе 1939 г. в залах Художественной галереи открылась выставка, на которой было представлено более двухсот пятьдесяти произведений художников республики. Развернулась творческая дискуссия — первая дискуссия художников Казахстана.

Эпохальным событием стал I съезд художников Казахстана (24 июня 1940 г., Алма-Ата). На съезде отмечались достижения Оргкомитета Союза художников Казахстана; вместе с тем подчерки­валось, что перед художниками республики стоят задачи повышения профессионального мастерства, улучшения работы с одаренной национальной молодежью. К тому времени в Казахстане уже сложил­ся костяк национальных художников-живописцев.

Первым национальным художником, основоположником профессионального изобразительного искусства в Казахстане по праву является Абылхан Кастеев (1904-1973) — народный художник СССР, лауреат Государственной премии Казахстана. В контексте настоящего времени кажется, что его творчество не отличается высоким профессионализмом, но, взращенное народной традицией, оно близко и дорого современнику. Благодаря его таланту сегодняшний зритель «общается» со своими предками, постигает национальные обычаи и традиции.

В годы Великой Отечественной войны в Казахстан было эвакуировано немало творческой ин­теллигенции из различных регионов страны. Уже немолодым человеком приезжает в Алма-Ату Аб­рам Маркович Черкасский, окончивший Институт живописи, ваяния и зодчества им. И.Е.Репина (Пе­тербургская академия художеств). Его приход в казахстанскую живопись и в систему художествен­ного образования (он преподавал в Алма-Атинском художественном училище) открыл значимость художественного «я» в творческом процессе.

Второй этап развития изобразительного искусства Казахстана — 1950-1960 гг. В начале 1950-х гг. в Казахстане выросло новое поколение молодых профессиональных художников, получивших худо­жественное образование в лучших вузах Москвы, Петербурга, Харькова и других городов СССР. Достаточно назвать имена Айши Галимбаевой, Канафии Тельжанова, Сабура Мамбеева, Гульфайрус Исмаиловой, Сахи Романова, Молдахмета Кенбаева, Уке Ажиева, Али Джусупова и других.

Во второй половине 1960-х гг. в коллектив художников Казахстана вливается новый поток мас­теров, которые внесли свежую струю в изобразительное искусство. Это было третье поколение художников, в которое вошли Айтбаев Салихитдин Абдысадыкович, Сариев Шаймарден Тлемисо- вич, Сыдыханов Абдрашид Аронович, Тогусбаев Токболат Тулепбаевич, решительно вставшие на путь создания национальной школы изобразительного искусства.

Следующий этап развития казахского национального искусства — 1975-1990 гг. Свое творче­ское дарование проявили художники М.Хитахунов, А.Смагулов, Т.Ордабеков, К.Закиров, Т.Досмаганбетов, К.Муллашев, А.Аканаев, Е.Тулепбаев, Б.Табиев, А.Есенбаев, К.Каметов и другие. Заявленная М.Горбачевым весной 1985 г. перестройка вызвала к жизни оживление в области искус­ства по всей стране.

Искусство в контексте культуры уже независимого Казахстана (1991-2010) характеризуется по­иском идентичности.

Проследив кратко эволюцию художественной жизни Казахстана, рассмотрим становление и раз­витие художественного и художественно-педагогического образования в республике.

Первый этап художественного образования и эстетического воспитания подрастающего поко­ления в Казахстане охватывает 1917-1930 гг. В результате исследования материалов Центрального Государственного архива Казахской ССР выявлено, что при Художественном отделе Главсоцвоса (Главного социального воспитания) были организованы три секции: искусства, физического разви­тия, информационно-инструкторская. Секция искусства занималась разработкой вопросов руководства в области театра, музыки, изобразительного искусства, литературы и делилась на соответствующие подсекции: театральная, музыкальная, литературная и изобразительных искусств. Однако в художественно-эстетическом воспитании в Казахстане 1920-х г. были немалые трудности, так как ощущалась острая нехватка в соответствующих кадрах и необходимых материальных средствах. В учебных программах предмета «рисование» в школьной практике данного периода не учитывалось образовательное и воспитательное значение казахского народного декоративно­прикладного искусства, неполноценно оценивалось национальное изобразительное искусство как средство эстетического воспитания школьников.

Этот этап характеризуется противоречивостью тенденций, вместе с тем поисками наиболее це­лесообразных форм и методов художественного образования и эстетического воспитания [3].

Второй этап художественного образования и эстетического воспитания в Казахстане охваты­вает 1930-1940 гг. Под влиянием русского художественного образования наметился коренной пере­лом в художественном образовании детей-казахов.

Третий этап художественного образования (1950-1960) характеризуется новым подходом к эс­тетическому развитию в условиях школьного образования и воспитания. В это время появился ряд качественно новых учебных дидактических методических трудов. Министерством просвещения впервые была создана программа по рисованию, которая предусматривала изучение народного деко­ративно-прикладного искусства и произведений советских художников. Учебная программа 1960­1970 гг., развивая идеи прежних программ, предусматривала более обстоятельное изучение извест­ных произведений зарубежной, русской и национальной классики.

В социокультурной ситуации 1970-х гг. появилась необходимость пересмотра школьного обра­зования и воспитания. Коллегия Министерства просвещения СССР в 1970 г. поручила Научно­исследовательскому институту художественного воспитания АПН СССР провести в 1972-1980 гг. совместно с творческими союзами художников широкий эксперимент по определению содержания образования предметов эстетического цикла в школе и разработать единую систему эстетического воспитания. Программа «Изобразительное искусство», разработанная лабораторией изобразительно­го искусства НИИ художественного воспитания АПН СССР на основе материалов Всесоюзного экс­перимента, была утверждена Коллегией Министерства просвещения СССР для союзных республик 23 января 1981 г. Это обусловило подготовку национальных художественно-педагогических кадров.

В 1984 г. на основе данной программы в Казахстане была разработана новая программа «Изо­бразительное искусство» с учетом этнохудожественного образования и воспитания в школах респуб­лики (авторы Е.П.Митрофанова, Л.Марченко, М.Кенбаев). Были подготовлены методические разра­ботки уроков по изобразительному искусству (1-6 классы) [4].

В 1980-1990-е гг. заметно совершенствуется методический уровень педагогов-художников рес­публики, что повлияло на повышение эстетического и художественного воспитания школьников; в старших классах были введены факультативные занятия по изучению основ эстетики и изобрази­тельного искусства с углубленным изучением произведений живописи, графики, скульптуры.

В последние два десятилетия в системе художественного, художественно-педагогического обра­зования в Республике Казахстан произошли существенные изменения: во-первых, усилился культу­рологический подход в подготовке художественно-педагогических кадров; во-вторых, в основу ху­дожественно-педагогического образования, которое интегрировало достижения европейского и ка­захстанского образования, легли, в первую очередь, этнокультурные традиции.

Внедряемая в настоящее время в Казахстане «Концепция этнокультурного образования» направ­лена на переориентацию всей образовательной сферы. Создается национальная система образования и воспитания, которая строится на фундаментальных ценностях, идеях и приоритетах, складывав­шихся на казахстанской земле на протяжении тысячелетий ее истории, опирается на ценности, нако­пленные номадной цивилизацией, на общее культурное наследие тюркских этносов.

«Этнокультурное образование — это образование, направленное на сохранение этнокультурной идентичности личности путем приобщения к родному языку и культуре с одновременным усвоением ценностей мировой культуры», — подчеркивается в «Концепции этнокультурного образования в Республике Казахстан» [5].

Основополагающей функцией этнокультурного образования является воспитание поликультур- ной личности: создание условий для идентификации личности со своей исконной культурой и усвое­ния других культур; ориентация на диалог культур, их взаимообогащение. Ценностными характери­стиками поликультурной личности являются:

· целостное мировоззрение, позволяющее отразить сложный, взаимосвязанный и взаимообу­словленный характер связей и отношений в мире, социуме, культуре;

· развитое лингвистическое сознание, способствующее формированию установки на объемное мировидение;

· рельефное историческое миропонимание, определяющее национальный менталитет, «чувство земли», этноса;

· нравственно-религиозное, мифологизированное мироотношение;

· яркое художественно-эстетическое мировосприятие.

В Концепции акцентируется: «Особое место... должна занимать история культуры. Этот пред­мет в наибольшей степени отвечает задачам формирования поликультурного индивида. И если он преподается как история искусств, история мировой и национальной философии, история обычаев и традиций и т.д., то ведет к воспитанию многомерной духовно развитой личности, ценящей и знаю­щей национальную и мировую культуру», что отвечает предназначению этнокультурного, этнохудо- жественного образования [5].

Данное концептуальное направление позволяет исследовать важную в рассматриваемом аспекте проблему. Анализируя современные программы в системе школы и вуза, следует акцентировать эт­нокультурный компонент в образовании. В 2003 г. был опубликован пробный учебник «Искусство» для 11 классов общественно-гуманитарного направления общеобразовательных школ (на казахском и русском языках). Основной целью учебника является обсуждение наследия национального искусства и духовных исканий казахского народа.

Структура учебника: раздел 1. Изобразительное искусство Казахстана; раздел 2. Театральное ис­кусство Казахстана; раздел 3. Кино Казахстана; раздел 4. Хореография Казахстана; раздел 5. Музы­кальное искусство казахского народа; раздел 6. Песенная традиция казахского народа.

Однако, как справедливо полагают авторы, «вполне возможны какие-то недоработки и упуще­ния в силу того, что наша работа является первым учебным пособием». Нет сомнения в том, что они будут исправлены в процессе дальнейшей доработки, обмена мнений [6; 3].

Обратимся к рассмотрению вопроса создания учебных программ.

Образовательная область «Искусство» в учебных планах современной гимназии (авторы: Балтаба- ев М.Х., Болатбаев К.К., Райымбергенова С.Ш., Айдарова З.Ш.; утверждено Приказом № 672 от 18 ок­тября 2005 г. Министерства образования и науки Республики Казахстан; рекомендовано Республикан­ским учебно-методическим советом Министерства образования и науки Республики Казахстан) [7].

Интерпретация пояснительной записки данной программы.

«Педагогией владеет тот, кто владеет искусством», — это высказывание принадлежит Аристоте­лю и является ориентиром в художественно-педагогической деятельности.

Искусство в школе будет действительно только в том случае, если учащимися будет понят его смысл, смысл художественного творчества как внутренней связи со всем остальным содержанием жизни, с высшими целями человечества; если в школе будет реализован художественно-образный метод познания, а педагог будет нести учащимся культуру художественного видения мира, эстетиче­ского отношения, добиваясь единства воздействия педагогического процесса на духовных началах.

Художественная деятельность является одним из первых и преобладающих способов познания учащимися целостной картины мира — духовно-практического его освоения. Именно поэтому в жизни человека, особенно в школьные годы, столь значимо искусство. Однако воспитание человече­ского в человеке, развитие и совершенствование его личности «уходят» из учебного процесса. Не в полной мере реализуется основная функция искусства, которая по своей природе нацелена на «вос­питание культуры чувствования, интуитивно-образной формы сознания» — природной характери­стики мышления детей и основы абстрактно-логической понятийной стороны интеллекта.

Нередко формирование художественной культуры учащихся подменяется суммой знаний, уме­ний и навыков, а процесс ее усвоения связывается преимущественно с количественными изменения­ми: расширением круга произведений музыки, изобразительного искусства: увеличением объема ин­формации, количества часов на предметы гуманитарного, художественно-эстетического цикла и т.п. Вместе с тем художественно-педагогический процесс (развитие — воспитание — обучение) должен осознаваться в контексте того, что искусство имеет более серьезное и глубокое предназначение: оно касается внутренней сущности «мира и нашего я» (А.Шопенгауэр).

Главной идеей программы «Искусство» является изучение основ казахской художественной культуры как самоценного явления, представляющего неотъемлемую часть мировой художественной культуры. Культурное наследие номадов, искусство Востока, Западной Европы и России — логический стержень данного курса, который должен дать учащимся целостное представление о мировой художе­ственной культуре как системе знаний. Принципы построения программы — историзм, принцип инте- гративности, опоры на творческий метод и др. Цель программы — формирование личности старше­классника средствами воздействия различных видов искусства, с опорой на их закономерности.

Задачи преподавания курса «Искусство» — в создании условий для живого общения учащихся с шедеврами отечественного и зарубежного искусства на уроке, внеучебных занятиях и во внешколь­ной жизни.

Учитывая, что предмет «Искусство» предусмотрен в учебных планах Республики Казахстан в 10 и 11 классах лишь по два часа в неделю, невозможно полное изучение курса «Мировая художествен­ная культура». Поэтому в предлагаемой программе предметом изучения является искусство как осно­вополагающая часть культурного наследия, созданная человеком и выраженная образно­символическими средствами.

Впервые в школьной практике акцент делается на изучение культурного наследия Казахстана с древнейших времен и до современности. Динамически выстроенная культурная система должна сформировать у учащихся общие представления о феномене, являющемся детищем кочевого общест­ва, формировавшемся на протяжении веков, обусловленном хозяйственным укладом, контактами с исламскими традициями и влиянием русской культуры, а также интеграцией в XX в. с современной культурой Европы и России. Этот курс занимает особое место в формировании национального само­сознания старших школьников.

Уроки искусства в общеобразовательной школе должны стать основой и самой массовой формой приобщения детей и юношества к мировым художественным ценностям. Программа и методика пре­подавания мировой художественной культуры учитывают базовые знания, умения, впечатления, по­лученные учащимися по литературе, истории, изобразительному и декоративно-прикладному искус­ству, музыке в младшем и среднем звене школы.

Дата: 2019-05-29, просмотров: 251.