Методика художественно-педагоческой организациии досуга» Введение в тему
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

«Методика художественно-педагогической организации досуга» дисциплина для студентов специальности культурно - досуговой работы, специализирующихся в области художественного образования. В данной дисциплине реальность  через художественные образы, что отражает общественное сознание и деятельность человека является daralanatın форма со своими собственными отличительными характеристиками. В городах искусства развивалась на протяжении многих веков людей улучшить свои жанры. В зависимости от событий, непосредственно на развитие искусства в обществе, улучшается. На сегодняшний день шоу имеет особое место в культурной дыхательными выступлений требует больших организационных навыков и квалификации. Которые отвечают сложные потребности аудитории и показать навыки, необходимые для проведения организаторов спектаклей показывают спектакли и профессиональные навыки.

Перерастание культурно-просветительной работы как исторически подвижного явления в более широкое, многоуровневое, многогранное - культурно-досутовую деятельность, новые реалии нашей жизни, потребности передовой культурно-досуговой практики требуют универсальной, педагогической, психологической, творческой подготовки специалистов XXI века.

Жизнь выдвинула задачу подготовки особой категории органи-« заторов-режиссеров театрализованных форм досуга, специализирующихся по вопросам организации разносторонней социально-культурной деятельности, специалистов, способных обеспечивать художественно-педагогическую коррекцию процесса социализации детей и взрослых, организовывать оптимальную среду, способствующую самореализации личности.

Сложность задач, которые приходится решать сценаристу-режиссеру, определяют меру той ответственности, которая должна быть проявлена при его обучении.

Театрализованные формы досуга с их огромным воспитательным потенциалом составляют значительную часть содержания в художественно-педагогической деятельности культурно-досуговых учреждений. Вместе с тем, практика показывает заметную девальвацию качества театрализованных форм досуга, их несоответствие возросшим потребностям людей, компрометацию художественно-педагогических основ сценарного творчества, что отрицательно сказывается на деятельности учреждений досуга и их эффективности. Научную и педагогическую общественность беспокоит низкая теоретическая, методическая и общекультурная подготовка кадров, слабая профессиональная квалификация работников культурно-досуговых учреждений - выпускников вузов культуры и искусства.

2.Искусства Казахстана, научные исследования, история развития.

Методологический характер имеет культурологическая тема «Художественная культура Казах­стана в контексте евразийства». Выдвинутая в 1920-е гг. XX в. идея евразийства остаётся влия­тельной в современной социокультурной ситуации, обнаруживая в диалоге со временем свой глу­бинный смысл и непреходящее значение. Евразийство — средоточие двух полюсов человеческой цивилизации. Это понятие универсальное или философское: в своем философско- культурологическом определении оно преобразуется в широкие и содержательные понятия «Запад» и «Восток». Запад и Восток выступают как два типа мироотношения: предметно-деятельный и ду­ховно-созерцательный. Идея евразийства осмысливается как возможность сближения Запада и Вос­тока. Евразийский тип мироотношения — третий мир, объединяющий Восток и Запад, своеобразное явление человеческой истории и культуры. Культура Казахстана, входящая в единый поток культур­но-исторического развития человечества неотъемлемой частью мировой цивилизации, ныне рассмат­ривается как специфический феномен евразийского мироотношения, включающего диалог культур, их взаимовлияние и синтез, а также консенсус.

«Евразийство в своей сущности есть особый тип мироотношения, пронизанный нравственным началом и способный, благодаря своему практически гуманистическому потенциалу, стать также ин­тегральным, т.е. преодолеть крайности Запада и Востока и синтезировать их лучшие черты — пафос материально-практической деятельности, с одной стороны, и психодуховной культуры — с другой». Ссылаясь на Н.С.Трубецкого, следует подчеркнуть, что «евразийство должно стать теорией много­гранной личности, построенной на достижениях всех наук, естественных и гуманитарных, т.е. персо- нологией, объединяющей в систему все знания» .

Важнейшим ценностным понятием в структуре образовательно-культурологической аксиологии является менталитет, ассоциирующийся с проблемой национального своеобразия. Национальный менталитет — это глубинные структуры культуры, определяющие на протяжении длительного вре­мени ее этническое (национальное) и историческое (эпохальное) своеобразие.

Обозначим основные ментальные факторы культуры Казахстана: природно-географические условия формирования казахстанской ментальности: Азия о Великая степь о Европа; многообразие этнического субстрата: Великая степь была местом постоянного переселения народов, территорию Казахстана населяло и населяет большое количество народов и этносов; веротерпимость при наличии различных религий и верований; культурно-адаптационная пластичность, которая сказывалась на ис­тории становления культуры Казахстана; толерантность; евразийский компонент национальной «ис­тории идей»; поликультурные основания казахстанской ментальности: традиция и современность.

Искусство, моделируя определенный тип культуры, наглядно воссоздает целостную «картину мира» эпохи. Поэтому при изучении истории искусств Казахстана основополагающее значение имеет приобщение к основным художественно-культурным традициям. При выявлении основных художе­ственно-культурных традиций обобщены исследования А.Х.Маргулана, А.Г.Медоева, М.К.Кадырбаева, К.А.Акишева, А.К.Акишева и других. Древние культуры и традиции на террито­рии Казахстана: петроглифическая, мегалитическая и орнаментальная традиции (последняя пред­ставлена «андроновской» культурой). В ареале Казахстана особенно распространены петроглифы — наскальные изображения, «каменная» информация о духовной жизни древнего человека. Одно из бо­гатейших мест древнего наскального искусства — урочище Тамгалы (юго-западная часть Чу- Илийских гор, в 170 км северо-западней г. Алматы), рисунки которого в 1957 г. были изучены Г.Максимовой; наскальные изображения Актобе (район г. Каратау, р. Баба-Ата, Южный Казах­стан) исследованы в 1957 г. Т.Н.Сениговой. При изучении наскальных изображений наиболее прием­лемыми оказались такие методы датировки, как анализ сюжета и стиля, сопоставление наскальных рисунков с аналогичными находками из других археологических комплексов. Композиция петрогли­фов подробно проанализирована А.Г.Медоевым в книге «Гравюры на скалах» (1979).

При толковании семантического смысла мегалитической архитектуры учитываются: сакральное отношение к пространству и времени — упорядоченный Космос; геометрические символы Космоса — круг, квадрат и др.; числовая символика; соотнесение вертикальных менгиров с Мировым древом, каменных курганов — с Мировой горой.

Ядром оригинальной культуры является мировоззрение. Исторический характер мировоззрения выражен в его основных формах — мифологии, религии, философии. В связи с этим рассмотрим космогонические и мифологические представления номадов. Для современных народов Центральной Азии интегрирующим фактором выступает кочевая культура. Характерными чертами кочевой «кар­тины мира» выступает синкретизм, единение с природой, целостное восприятие мира. Самым ранним архаическим пластом мировоззрения являются древние культы, мифы и религии кочевников. У древ­них кочевников были развиты известные формы религий: анимизм, фетишизм, тотемизм, зоолатрия, фитолатрия, магия. Один из наиболее ярко выраженных анимистических культов, сохранившийся до наших дней, — культ предков (аруахов). Широко распространённым верованием среди народов Ка­захстана и Центральной Азии был и остаётся шаманизм. Номады осваивали мир на уровне мифопо­этического мышления, особенностью которого является эмоциональное переживание мира. В содер­жании кочевого мышления выделяются такие сущностные характеристики, как образность, мифоло- гичность, поэтичность, синкретичность. Архаическое мышление было направлено на гармоническое сосуществование человека и природы.

Больших успехов в ХХ веке достигла скифология как отрасль историко-культурологической науки, благодаря исследованиям нескольких поколений учёных-востоковедов мира, среди которых В.Радлов, М.П.Грязнов, М.И.Артамонов, М.К.Кадырбаев, К.А.Акишев, А.К.Акишев и другие. Са­мобытный элемент скифо-сакской культуры — «звериный стиль», в котором отражалась «картина мира» номадов: мироощущение, мировоззрение, этические и эстетические идеалы воина-кочевника, божества, оли цетворяющие космические силы и природные явления, опосредованные отношения с окружающей природой, восприятие действительности как вечного поединка Добра и Зла. Для звери­ного стиля характерно воплощение в различном материале образов животных: оленей, кошачьих хищников, птиц и других — часто в движении, в состоянии борьбы. Изображение несет не только сакральный смысл, но имеет и декоративное значение. Семантика «звериного стиля» до сих пор явля­ется предметом дискуссий. Скифо-сакский звериный стиль, отличающийся высоким уровнем мастер­ства, — явление мирового масштаба.

Современная теория культуры о периоде средних веков на Востоке, в Великой степи широко пользуется данными тюркологии — самостоятельной области востоковедения, комплексно изучаю­щей языки, историю, литературу и культуру народов, говорящих на тюркских языках . Объектом изу­чения тюркологии является крупное тюркоязычное этническое объединение, называемое «тюрк», из­вестное в истории с древнейших времен и впервые зафиксированное в орхоно-енисейских руниче­ских, древнеуйгурских, манихейских и других письменных памятниках. Важнейшее значение в изу­чении культуры древних тюрков имеют труды Л.Н.Гумилева, прежде всего книга «Древние тюрки». Культурные проблемы тюркологии: мифология и история о происхождении тюрков; тюркская руни­ческая письменность; памятники материальной культуры; происхождение, канон изображения, типо­логия и семантика древнетюркских изваяний (балбалов), құлпытасы, региональные различия. Эти памятники материальной культуры, как пишет Л.Н.Гумилёв, «сообщают нам о том, что некогда это все было живое».

Актуализируется проблема сохранения культурного наследия Казахстана, в частности, про­странства Великого Шелкового пути, занимающего значительное место в Программе ЮНЕСКО «Ве­ликий Шелковый путь — путь диалога, взаимоотношения и сближения культур». Прослеживается казахстанская ветвь Великого Шёлкового пути: города Великого Шёлкового пути и археологические культуры, среди них Сайрам (Испиджаб), города Таласской долины (Тараз — главный город), Кулан, Туркестан, Сауран, Баласагун, Суяб, городище Актобе, Сарайчик; «гаванью» кыпчакской степи был Отрарский оазис. В связи с этим особый интерес обретают культурные доминанты средневекового Казахстана: ислам как тип культуры, городская культура, архитектура средневекового Казахстана.

Широкое археологическое изучение Казахстана началось сравнительно недавно, по существу, с 1930-х гг. ХХ столетия. В числе исследователей городской культуры Казахстана следует указать А.Н.Бернштама, М.Е.Массона, К.И.Сатпаева, К.А.Акишева, К.М.Байпакова, Л.Б.Ерзаковича, М.М.Мендикулова, Т.К.Басенова; особые заслуги в исследовании памятников средневековой архи­тектуры принадлежат академику А.Х.Маргулану.

Если касаться истории вопроса, то известно, что одним из древнейших видов передвижного жи­лища кочевников является юрта. Воплощая эстетический идеал кочевника, юрта не только аккумули­ровала достижения в области строительного и декоративного искусства, приспособленные к мобиль­ному образу жизни, но и явилась источником многих конструктивных и художественно-образных решений культовой и светской архитектуры Казахстана и Средней Азии . «Жемчужинами» средневе­ковой архитектуры Казахстана являются уникальные памятники X-XII вв.: мавзолеи Айша-биби и Бабаджа-хатун. Изучаются региональные особенности средневековой архитектуры. По архитектурно­художественным характеристикам памятники народного зодчества Сарыарки (мазары) исследователи классифицируют по трем основным видам: круглые (юртообразные), многогранные, прямоугольно­многоугольные. Уникальным памятником древней Сарыарки является мавзолей Алаша хана (XI-XII). Одним из первых на мавзолей Алаша хана как на выдающееся достижение архитектуры прошлого и памятник истории культуры обратил внимание Чокан Валиханов. Преобладающая часть купольных мавзолеев Западного Казахстана представляет собой небольшие по величине однокамерные сооруже­ния, которые подразделяются на два основных типа: шатровый, с конусно-пирамидальными купола­ми; со шлемовидными куполами (мавзолей Уали на Устюрте). Архитектурные памятники Южного Казахстана отличаются рядом специфических особенностей: монументальностью, богатством декора фасадов и интерьеров; яркой декоративностью, многоцветной инкрустацией самоцветами и полив­ными изразцами. Они возводились из долговечных строительных материалов, по архитектурной ком­позиции были портально-купольными. Этому способствовала география культуры: более благопри­ятные природные, экономические условия, тесные связи с крупными культурными центрами Средней Азии. Наиболее яркий пример — величественный архитектурный комплекс Ходжа Ахмеда Ясави в Туркестане, впечатляющий синтезом искусств, эпиграфическим декором и цветовой символикой. С семантической точки зрения важно раскодирование смыслового значения архитектурной эпигра­фики, стилизации канонических почерков куфи, сульс, насх, а также сакральности цветовой симво­лики.

Обсуждая эстетику казахского быта, юрту как национальный образ мира, следует акцентиро­вать внимание на конструкции и семантике юрты. Кочевник не разрушает и не строит свой мир, а, вторя Природе, живет просто. Мягкие округлые формы юрты органично вписываются в степной ландшафт, не нарушая естественного единства человека и природы. Форма полусферического жили­ща номадов отражает космическое мироустройство, символику их космогонических представлений. Юрта, имеющая округлую форму и возвышающаяся над поверхностью, — это «мировая гора», осно­ва основ мироздания. Деление пространства юрты на мужскую и женскую половину имеет сакраль­ный смысл, выражая дуализм Вселенной, мужское и женское начало. Теснейшим образом с повсе­дневным бытом, прежде всего с оформлением юрты, связано народное декоративно-прикладное ис- кусство, в котором воплотился эстетический идеал кочевника, его художественное и космогониче­ское мировосприятие. Объединяющей основой прикладного творчества является орнамент. Исследу­ется история, типология, специфика орнаментально-прикладного искусства. В казахском орнаменте известны четыре группы мотивов: зооморфный, растительный, геометрический, космогонический. Они легко соединяются друг с другом, видоизменяются так, что иногда трудно выделить их по обще­принятым признакам. Разбирается стилистика орнамента: крупный модуль, властно охватывающий плоскость, выражающий энергию и силу, — черты, ярко отразившиеся в народном эпосе казахов, со­звучные раздолью и величию Великой степи. Характерно взаимопроникновение мотивов, равноцен­ных на плоскости, выражающих динамику столкновения и вместе с тем гармонию жизни. Преоблада­ет яркий локальный цвет, создающий мажорное мироощущение, символичность цвета. Поясняется символика орнамента: изначальный магический смысл роговидных завитков обусловил определен­ную тенденцию в построении орнаментальной композиции во всех видах прикладного искусства; ор­намент бордюров из роговидных завитков символизирует идеи ограждения семьи, рода от внешних сил зла, обеспечения богатством, счастьем. Многие орнаментальные композиции имеют форму ромба — символа плодородия; узор из стилизованных растений обозначает степь; спаренные круги и квад­раты выражают идею верности, дружбы, силы и неутомимости. Комплексная символика заключена в космогонических узорах: образ солнца как символ жизни представлен целой серией изображений: рогообразным завитком — спиралью, кругами, вписанными один в другой, цветочной розеткой, кре­стовиной. Изображение облаков, молний, огня, воды символизирует пространство, непобедимость, расцвет, безбрежность.

Осмысливаются духовные ценности казахов, национальные традиции и обычаи, их отражение в изобразительном искусстве. Материальную и духовную жизнь казахов XV-XVIII вв. передают исто­рические традиции, обычаи народа, возрождающиеся в настоящее время.

Особой красотой, «картинностью» отличается свадебный ритуал: сватовство; уплата калыма; обоюдная клятва; дары; «құйрық-бауыр» — мясное блюдо — «сваты связаны самим богом»; прида­ное невесты — новая белая юрта; особая честь матери. В свадебных песнях в портрете невесты часто повторяется эпитет «белый»; ее называют белым жеребенком, верблюжонком — так создается пред­ставление о красоте невесты, ее нежности и чистоте.

В программу свадебного тоя входят национальные игры. Игры как компонент национальной культуры послужили сюжетной основой для произведений изобразительного искусства. Так, Евгений Сидоркин создал большую серию автолитографий «Казахские национальные игры». Для Канафии Тельжанова игры интересны тем, что в них отчетливо «читаются» многовековая история и черты ха­рактера народа («Кокпар»). Глубокий поэтический подтекст игры «Кыз куу» раскрывает О.Сулейменов в стихотворении «Догони»; образ, созданный К.Тельжановым, не менее лиричен. Ху­дожник на конкретном материале из народной жизни стремится решать извечные вопросы радости жизни, молодости и любви.

Дата: 2019-05-29, просмотров: 213.