КАЗАХСКАЯ АКАДЕМИЯ ТРУДА И СОЦИАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ
СНиП факультет
Утверждено на заседании УМС КазАТиСО
Протокол № ___ от «__» _____ 20___ г.
Проректор по УМР, зам. председателя УМС,
к.э.н. Садыкова Ж.Е.
___________(подпись)
Учебно-методический комплекс Дисциплины (УМКД)*
для подготовки бакалавров
По дисциплине «Методика художественно-педагоческой организациии досуга »
специальности «КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВАЯ РАБОТА 5В090600 »
Алматы, 2016
Учебно-методический комплекс дисциплины (далее – УМКД) разработан на основе ГОСО по специальности(ям): 5В090600 «Культурно-досуговая работа», типовой учебной программы по специальности(ям) : 5В090600 «Культурно-досуговая работа», модульной образовательной программы по дисциплине «Методика художественно-педагоческой организациии досуга»
УМКД разработан : Вильданов Наджиб Газиевич , ст.преподователь.
(ФИО, ученая степень, ученое звание, должность преподавателя)
Подпись ______________ «26 »августа 2016 г.
Обсужден и рекомендован на заседании кафедры: «Психологии и культурной коммуникации»
«26» августа 2016 г. Протокол № 1
Зав. кафедрой _____________ Бейсекеева Б.Б .к.п.н., доцент
подпись
Одобрен на заседании УМБ СНиП факультета
«29» августа 2016 г. Протокол № 1
Председатель УМБ ___________факультета Файзулина Ф.Р
подпись
КАЗАХСКАЯ АКАДЕМИЯ ТРУДА И СОЦИАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ
СНиП ФАКУЛЬТЕТ/МАГИСТРАТУРА
Тел.: 2792730 (вн.__), [при отсутствии внутреннего телефона, городской телефон кафедры]
E-mail преподавателя: _________
«УТВЕРЖДАЮ»
Проректор по УМР
_____________(Ф.И.О.)
___________(подпись)
«___» ________20__г.
Рабочая учебная программа дисциплины
«Методика художественно-педагоческой организациии досуга »
Специальность (шифр, название) 5В090600 «Культурно-досуговая работа»
Форма обучения (очная, заочная): очная
Всего кредитов- 3
Курс – 2
Семестр – 3
Лекции – 30 часов
Семинарских часов - 15 часов
Трудоемкость- 135
СРСП - 30
СРС - 60
Количество РК -2
Экзамен: 1
АЛМАТЫ, 2016г
1. Характеристика дисциплины: «Методика художественно-педагоческой организациии досуга» соответствует стандарту основного высшего образования и является одной из основных, входящих в цикл дисциплин, изучаемых всеми студентами данной специальности. Она предусматривает изучении методик художественно-педагоческой организациии досуга и развития культурно-досуговой работы, теоретических основ и особенностей ее функционирования в условиях различных культурно-досуговых учреждений.
2. Конечные результаты обучения: Преподавание искусства и развлекательные мероприятия непосредственно к разработке методологии художественно- педагогической организации общества эволюционируют, поэтому будет меняться в зависимости от навыков, необходимых для продвижения искусства и профессиональных навыков.
3. Пререквизиты: История, теория культурно-досуговой деятельности. Национальные традиции в культурно-досуговой работе.
Постреквизиты: Педагогика и организация культурно-досуговой работы в школах и внешкольных организациях.
5. Календарно-тематический план.
№ | Тақырып атаулары | Лекции | Семинар | СРСП | СРС |
1 | «Методика художественно-педагоческой организациии досуга» Введение в тему | 5 | 2 | 4 | 10 |
2 | Искусства Казахстана, научные исследования, история развития. | 5 | 2 | 4 | 10 |
3 | Мастерские изобразительного искусства | 5 | 2 | 4 | 10 |
4 | Мастерские и семинар по музыке | 5 | 2 | 4 | 10 |
5 | Искусство театральной мастерской | 5 | 2 | 4 | 10 |
6 | Танцевальная мастерская | 5 | 3 | 5 | 10 |
7 | Художественная мастерская кино | 5 | 2 | 5 | 10 |
8 | Практикум по художественной литературе | 5 | 2 | 5 | 10 |
9 | Средства массовой информации, творческие мастерские | 10 | 1 | 5 | 13 |
10 | Иностранные художественные мастерские | 10 | 2 | 5 | 12 |
Всего: | 60 | 2 5 | 45 | 105 |
Список литературы:
1. Авдеев А. Происхождение театра. Элементы театра в первобытно-общинном строе. Л.1959.-C.185.
2. Любимов Л.Д. Ежелгі әлем өнері. Алматы, 1980.
3. Любимов Л.Д. Батыс Европа өнері: Орта ғасырлар: Италиядағы қайта дәуірлеу.Алматы: Өнер 1982.
4. Садуль Ж. Всеобщая история кино. В 4 томах.М., 1958.
5. Аль Д.Н. Основы драматургии. Учебное пособие для института культуры. Л.1988.-C.96.
6. К.Болатбаев, Е.Косбармаков,А.Еркебай. Өнер. Алматы 2007, - 256Б.
7. e.gov.kz › wps/portal/Content
8. Бирженюк Г.М. Маркова В. Разработка региональных культурно-досуговых программ. ЛГИК.1992-152с.
9. Вершовский Э.В. Режиссура клубных массовых предсталений. Учебное пособие.-ЛГИК, 1981.-86с.
10. Н.Омашев Толқындағы тотияйын. – Алматы, 1988.
11. Гаймакова Б. и др. Мастерство эфирного выступления. – М., 2004.
12. Абиров Д. История казахского танца: учеб. пособие. – Алматы: Санат, 1997. – 159 с.
13. Блок Л.Д. Классический танец: История и современность. – М.: Искусство, 1987. – 556 с.
14. Генкин Д.М. Культурно-просветительная работа в странах социалистическая содружества-Просвещение. Л: 1984г
15. К.С. Станиславский . Работа актера над собой.
16. М.Захава. Мастерство актера ирежиссера.
17. М. Байсеркенов. Режиссер және актер.
18. Г. Кристи . Воспитание актера школы Станиславского.
19. Н.Омашев Радиожурналистиканың теориясы мен тәжірибесі. Оқулық. Астана 2009ж. 260б.
20. Генкин Д.М. Массовые праздники. М,.- 1975г.
21. Қазақ театрының тарихы. Жауапты шығарушы Б.Құндақпаев- Алматы,1975ж.
22. Искусство: книга для учителя. Древний мир. Сост. АлпатовМ.В. М.,-1987г.
23. Винничук Л. Люди, нравы и обычаи Древней Греции и Рима. М.,-1988г.
24. Кун Н.А. Легенды и мифы Древней Греции. Алматы: Жалын,1985г.
25. Сценическая речь.Под. ред Козляниновой И.П. М.,-1976.
26. Н. Курьяков. Поэтический театр» Данко». М.,-1978г.
27. А.Г.Буров. Режиссура и педагогика. М,.-1987г.
28. Импровизация и метод действенного анализа. Сост. И.Ю.Промтова.М.,-1986г.
29. Театр писателей. Сост. Г.В. Дробот. М,.-1987г.
30. Камалова Н.К. Той- мерекелік, салт-дәстүрлік әрекеттер. Шымкент-2002ж.
31. Кеш жарық.Құрастрған А. Жұманқұлов. Алматы, «Өнер» 1986ж.
32. Д.Тұранқұлова. Көркемсөз оқу шеберлігі.Алматы,»Білім»-2001ж.
33. Энциклопедичкский словарь юного зрителя: театр,кино,цирк, эстрада, телевидение.М.: Педагогика 1986.
7. Виды контроля учебной дисциплины:
В ходе изучения дисциплины предусмотрены такие виды контроля, как: текущий, рубежный, итоговый. При контроле учитывается степень активности студентов на аудиторных занятиях.8. Контроль и оценка знаний студентов
ВСК
ВСК
Экзамен
8. Информация по оценке:
При оценке работы студента в течение семестра учитывается следующее: 100% посещение всех занятий и активное участие в практических занятиях. Своевременное, качественное и творческое выполнение всех видов заданий и сдача СРСП в срок. При 20% пропущенных занятий студенту проставляется оценка «F (Fail)» за дисциплину. В случае опоздания на финальный экзамен выставляется «F».
В случае использования шпаргалки (на бумажном или электронном носителе) на рубежном контроле и финальном экзамене, за всю дисциплину выставляется «F».
Учебный план в плане дисциплины
Лекционный комплекс
Традиционное искусство, в частности, древнетюркская монументальная скульптура, является одним из существенных факторов, определяющих характер развития современного казахстанского изобразительного искусства.
Ежегодно в республике Казахстан проходят молодежные творческие фестивали и конкурсы, наиболее престижные из которых «Шабыт» и «Жигер». Для «Шабыта» и «Жигера» последних лет характерно отсутствие каких бы то ни было ограничений в плане авторских подходов к решению творческих задач, и в результате обнаруживается необычайно широкий диапазон художественных трактовок. Осознавая себя преемниками вековых культурных традиций своего народа, опираясь на опыт предшествующих поколений, молодые художники воссоздают свой мир, совершенно непохожий на традиционный и природный. На выставках превалируют тенденции образного, знакового, мифологического отражения. Общим для творческой молодежи становится обращение к архетипам древности. Именно из древней традиционной культуры черпают художники свое вдохновение. Это позволяет глубже понять сущность явлений жизни, духовную устремленность молодого поколения, несущего в себе мудрость предков и эстетику своего народа.
Художественно-культурная жизнь Сарыарки как крупнейшего многонационального региона является неотъемлемой частью культурного развития республики. Своевременными оказываются социокультурные и художественные проблемы: градостроительная культура Сарыарки; истоки каменной летописи города Астаны — «сердца Евразии»; эволюция планировочной структуры и застройки города Астаны; история и архитектурная эстетика Караганды; образ города как художественное творение; история создания и многогранная деятельность Карагандинской организации Союза архитекторов и Союза художников Караганды; поиски и достижения художников, архитекторов, дизайнеров и искусствоведов Сарыарки в аспекте этнокультурной традиции; интенсивная выставочная деятельность; монументально-декоративное искусство в координатах среды; дизайн и среда: синтез искусств в эстетизации городской среды.
Непреходящим является исследование с обновленных позиций ранее идеологически засекреченного, малоизученного культурно-художественного наследия Казахстана 30 — 60-х годов XX в., судьбы и творческой деятельности художников КарЛАГа. Обсуждаются культурологические вопросы, основные положения и терминология: культура, субкультура, маргинальная культура, их соотношение в регионе КарЛАГа и Караганды; маргинальная личность; мемориальное субкультурное наследие лагерного ареала КарЛАГа и Караганды в аспекте теории культуры; методологические тенденции освоения маргинальных феноменов культуры (идеи казахстанских культурологов и эстетиков Ж.Каракузовой, М.Хасанова, К.Нурлановой); концепция Л.Н.Гумилева о «пассионарности». Анализируются исторические факторы возникновения в Казахстане маргинальной субкультуры Караганды, специфические грани культурной деятельности художников — от карлаговцев до спецвыселенцев (Л.Гамбургер, Р.Граббе, А.Фонвизин, Г.Фогелер, В.Эйферт и другие), выявляется драматизм КарЛАГа — одно из направлений искусства Караганды конца XX - начала XXI столетий [6].
Приоритетную роль имеет тема «Модернизация искусства Казахстана». Изучается проблема постмодернистского дискурса в художественной культуре Казахстана рубежа XX-XXI столетий. Важно проследить влияние постмодернистских установок на развитие искусства Центральной Азии, процесс модернизации искусства Казахстана: новое осмысление в искусстве мировоззренческого комплекса культуры кочевников; модификация современного искусства Центральной Азии, Казахстана; архетипические основания новейшего искусства; обращение современных художников к «культурной памяти»; трансформация привычных культурных «текстов» в современных проектах. Исследуются новые концептуальные и пластические идеи в современной теории и художественной практике, специфика творчества современных казахстанских художников и художников центральноазиатского региона — демонстрация открытого типа культурных связей, установка на интерпретационный контекст; основные культурные коды — современный и родовой, архетипический; мисте- риальность; игровая ситуация.
В нынешней культурной ситуации Казахстана наблюдается множество стилей и направлений, порождающих сложный и многомерный плюралистический художественный процесс. Известно, что любой плюрализм — будь то социальный, религиозный, культурный — это всегда и конфликт, и диссонанс, и открытый диалог. Но главная тенденция современного искусства — это отсутствие запретов, возможность полного творческого самовыражения, стремление к коренному обновлению художественной практики — поиску новой образной системы, своеобразной и необычной.
Танцевальная мастерская
В 19201930-е годы, несмотря на непрекращающиеся репрессии, продолжают развиваться и традиционные жанры. До середины 1920-х годов в Казахстане существовали лишь любительские театральные труппы, наиболее известными из которых были Семипалатинская и театр Оренбургского казахского института народного образования. На базе последнего в январе 1926 года в Кзыл-Орде был открыт первый профессиональный казахский театр, где работали М. Ауэ-зов, Ж. Шанин, С. Кожамкулов, К. Куанышбаев, К. Жандарбеков, Атабаева и другие талантливые драматурги, режиссеры и артисты.
В 1930-е годы в республике появляется ряд новых театров. В 1937 году в Кзыл-Орде был открыт Корейский музыкальнодраматический театр, В 1937 году Казахский театр стал академическим, а целый ряд актеров получил звания народных и заслуженных артистов республики. Продолжали развиваться областные театры, театры художественной самодеятельности. Известность получили актеры Ш. Айманов, С. Кожамкулов, О. Умурзаков, К. Кармысов, X. Букеева, начинают артистическую деятельность И. Ногайбаев, Н. Жантурин и многие другие.
Рождение национальной школы обычно знаменуется появлением незаурядного таланта. В этот период творил замечательный казахский художник Абылхан Кастеев — первый профессиональный художник Казахстана, лауреат Государственной премии Республики Казахстан им. Ш. Уалиханова, народный художник Казахстана. С его именем связано становление и развитие казахского изобразительного искусства, самобытного пути изобразительной школы Казахстана. Его творчество начинается в конце 1920-х годов, им написано большое количество акварелей, объединенных в серию «Старый и новый быт». Работы художника обнаруживают человеческую проникновенность, бережное отношение к истории, традиции, ко всему, что определяет национальное своеобразие. Произведения Кастеева - более тысячи картин, акварелей, рисунков - по праву называют художественной летописью республики. Прекрасна земля Казахстана в работах Кастеева, проникновенно написанная с чисто «кастеевской» лиричностью.
В предвоенный период получили известность отечественные художники А. Исмаилов, X. и К. Xоджиковы, Б. Сарсенбаев, У. Тансыкбаев. В годы войны в Казахстане работали художники Украины, Белоруссии, Ленинграда и Москвы, внесшие большой вклад в развитие национального изобразительного искусства.
Происхождение театра. Перевоплощение как основа искусства театра. Пространственно-временное свойство театра. Вербальный характер европейского театра. Ницше о происхождении театра из духа музыки.
Театр как коллективное искусство, создаваемое совместной творческой работой режиссера, актеров, сценографа, композитора, балетмейстера и т. д. Главный носитель специфики театрального искусства — актер. Ансамблевость спектакля. Диалектика сценического творчества: соподчиненность творческой личности идее создания ансамбля и одновременно выявление актерской индивидуальности в системе художественной образности сценического произведения. Интерпретация театром драматической литературы. Основные жанры драматургии. Средства сценической выразительности. Демократичность и чувственная природа театра. Публичность театрального творчества. Театр как отражение жизни. Постоянное обновление сценического языка, образности, театральной эстетики. Коммуникативность (взаимодействие зрителей и актеров) в театре. Спектакль как послание. Историческая преемственность, традиции и новации в театральном искусстве. Роль театра в мировой художественной культуре, в духовной жизни человека.
Античное рабовладельческое общество и основные этапы его развития. Историческое значение античной культуры. Элементы драмы в играх и обрядах первобытных племен. Преобладание язычества. Понятие полисной рабовладельческой демократии и социально-исторические причины зарождения драмы в Греции.
Фольклорно-религиозные корни древнегреческого театра. Миф о Дионисе. Дионисии. Разделение участников дионисийского ритуала на зрителей и актеров с появлением протагониста. Роль культа Диониса в формировании греческого театра и жанров греческой драматургии (трагедии, комедии, сатировской драмы).
Греческая мифология — почва и арсенал древнегреческого искусства. Образы Зевса, Аполлона, Орфея и др.
Метафоричность и универсальность мифов как причина использования их в качестве сюжетов античными драматургами и драматургами нового времени. Аристотель о возникновении трагедии и комедии. Трагедийное сознание как сочувствие ближнему в жанре трагедии.
Театр классической Греции (У—IV вв. до и. э.)
Общая характеристика афинской рабовладельческой демократии. Грекоперсидские войны и их значение в истории Греции.
Расцвет Афин при Перикле. Общий подъем культуры, развитие философии и искусства. Роль государства в организации театральных представлений в Древней Греции. Всенародный характер празднеств. Театральные состязания. Хореги. Три награды для победителей. Архитектура древнегреческого амфитеатра. Устройство театра: орхестра, скена, театрон (места для зрителей). Акустическое совершенство. Полисная вместительность. Места для актеров и хора в театре V в. и 1-й половины IV в. до н. э. Декорации. Актерское искусство. Закон трех актеров. Исполнительское мастерство трагических и комических актеров. Маски и котурны. Общественное положение актеров. Хор в древнегреческом театре, его общественная и художественная роль. Зрители. Машинерия. Политическая и общевоспитательная роль древнегреческого театра.
Проза
Прозаическим считается такой литературный текст, в котором отдельный, независимый от речевого ритм не вторгается в языковую ткань и не влияет на содержание. Известен, однако, целый ряд пограничных явлений: многие прозаики сознательно придают своим произведениям некоторые признаки стихотворности (можно упомянуть сильно ритмизованную прозу Андрея Белого или зарифмованные фрагменты в романе Владимира Набокова «Дар»). О точных границах между прозой и поэзией не прекращается спор литературоведов разных стран на протяжении последнего столетия.
Проза широко используется в беллетристике — при создании романов, коротких историй и т. д. Отдельные примеры таких произведений известны уже много веков, однако в самостоятельную форму литературных произведений они развились относительно недавно.
Роман — наиболее популярная разновидность современной прозы (впрочем, в литературе известен и роман в стихах) — представляет собой достаточно длинное повествование, охватывающее значительный период жизни одного или нескольких персонажей и описывающее этот период с глубокой подробностью. Как распространённый жанр романы появились сравнительно поздно, хотя уже в позднеантичное время сложился античный роман, во многом близкий по устройству и задачам к современному. Среди ранних классических образцов европейского романа можно выделить «Гаргантюа и Пантагрюэля» (1533—1546) Франсуа Рабле и «Дон Кихота» (1600) Сервантеса. В азиатской литературе к роману в современном понимании близки более ранние произведения — например, китайский классический роман «Троецарствие» или японский «Гэндзи-моногатари» («Повесть о принце Гэндзи»).
В Европе ранние романы не рассматривались в качестве серьёзной литературы, их создание казалось совсем не трудным. Позже, однако, стало ясным, что и проза может обеспечивать эстетическое удовольствие без привлечения поэтических техник. Вдобавок, отсутствие жёстких рамок поэзии позволяет авторам глубже сосредоточиться на содержании произведения, полнее работать с деталями сюжета, по сути, полнее, чем это можно ожидать даже от повествований в стихотворной форме. Такая свобода также позволяет авторам экспериментировать с различными стилями в рамках одного произведения.
Поэзия
В общем случае, стихотворение — это литературное произведение, обладающее особой ритмической структурой, не вытекающей из естественного ритма языка. Характер этого ритма может быть различным в зависимости от свойств самого языка: так, для языков, в которых большое значение имеет различие гласных звуков по долготе (таков, например, древнегреческий язык), естественно возникновение стихотворного ритма, построенного на упорядочении слогов по признаку долготы/краткости, а для языков, в которых гласные различаются не долготой, а силой выдоха (подавляющее большинство современных европейских языков устроено именно так), естественно использование такого стихотворного ритма, который упорядочивает слоги по признаку ударности/безударности. Так возникают разные системы стихосложения.
Для русского слуха привычный облик стихотворения связан с силлабо-тоническим ритмом и наличием в стихотворении рифмы, но ни то, ни другое не является в действительности необходимой чертой поэзии, отличающей её от прозы. В целом роль ритма в стихотворении состоит не только в придании тексту своеобразной музыкальности, но и в том воздействии, которое этот ритм оказывает на смысл: благодаря ритму некоторые слова и выражения (например, оказавшиеся в конце стихотворной строки, зарифмованные) оказываются в стихотворной речи выделенными, акцентированными.
Поэтическая речь раньше, чем прозаическая, была осознана как особое явление, свойственное именно литературному тексту и отличающее его от обычной бытовой речи. Первые известные литературные произведения — по большей части, древние эпосы (например, шумерское «Сказание о Гильгамеше», датируемое около 2200—3000 лет до н. э.) — это тексты стихотворные. В то же время стихотворная форма не обязательно связана с художественностью: формальные особенности поэзии помогают ей выполнять мнемоническую функцию, а потому в разное время в разных культурах были распространены научные, юридические, генеалогические, педагогические сочинения в стихах.
· Литературные формы
· Литературные жанры
Первым периодом появления художественной литературы как вида искусства считается античность — средиземноморская цивилизация I тысячелетия до н. э.Античная литература — это литература древних греков и римлян, состоящая из двух национальных литератур: древнегреческой и древнеримской. Исторически греческая литература предшествовала римской.
Одновременно с античной культурой в бассейне Средиземного моря развивались другие культурные ареалы, среди которых выдающееся место занимала древняяИудея. Античная и иудейская культура стали основой всей западной цивилизации и искусства.
Параллельно с античной развивались другие древние культуры и, соответственно, литературы: древнекитайская, древнеиндийская, древнеиранская,древнееврейская. Древнеегипетская литература переживала на тот момент период расцвета.
В античной литературе сформировались основные жанры европейской литературы в их архаических формах и основы науки о литературе. Эстетическая наука античности определила три основные литературные рода: эпос, лирику и драму (Аристотель), эта классификация сохраняет своё базовое значение до сегодняшнего дня.
Зарождение и развитие литературы Средневековья (с IV—V и до XV века) определяется тремя основными факторами: традициями народного творчества, культурным влиянием античного мира ихристианством.
Своей кульминации средневековое искусство достигло в XII—XIII веках. В настоящее время средневековую литературу принято разделять на латинскую литературу и литературу на народных языках(романских и германских). Жанровое деление латинской литературы в целом воспроизводило античное. Популярен был животный эпос.
Если средневековая литература была преимущественно христианской, то в эпоху Возрождения на фоне общего интереса к античности возрождается также интерес к античной литературе, художественная литература всё больше ориентируется на светские сюжеты, проявляются гуманистические тенденции. Начальным этапом литературы Возрождения традиционно считается творчествоДанте, его «Божественная комедия» сочетает в себе элементы как средневековой литературы (форма — загробное видение, аллегорическое содержание), так и не свойственные средневековой литературе элементы мистики, пантеизма, образ простой девушки Беатриче. В эпоху Возрождения расцветает драматическое искусство (Шекспир, школа Лопе де Вега), появляются гуманистические утопии (Томас Мор, Томазо Кампанелла), а также острая сатира, например «Гаргантюа и Пантагрюэль» Рабле. Изобретение Гутенбергом книгопечатания в 1455 году сделало художественную литературу в этот период гораздо более доступной.
Литература эпохи Просвещения характеризуется поворотом к рационализму. Для этого периода характерна вера в прогресс и всемогущество человеческого разума. «Путешествия Гулливера» Джонатана Свифта и «Робинзон Крузо» Даниэля Дефо — яркие примеры подобной литературы. Под влиянием идей просвещения сформировалась прежде всего литература Классицизма, однако позже ей на смену пришёл сентиментализм, направленный на нравственное воспитание и уделяющий большое внимание внутреннему миру человека(Руссо, Шодерло де Лакло).
Литература 19 века развивалась в двух основных направлениях, это литература романтизма и литература реализма. Романтизм как литературное направление развился из сентиментализма и характеризуется интересом к мистике (Майринк, М. Шелли, Гофман), фольклору (братья Гримм), простому человеку (Гюго), другим культурам (Байрон, Ф. Купер). В рамках романтизма сформировалась фантастика, детектив, приключенческая литература.
Реализм хорошо охарактеризовал Бальзак, который считается классиком реализма. Он говорил: «Я описываю мужчин, женщин и вещи»[4]. Произведения реализма не поучают, не идеализируют, не дают моральных оценок. Они описывают жизнь и позволяют читателю самому делать выводы. Важным элементом реализма является всестороннее беспристрастное описание внутреннего мира героев. Наиболее характерными писателями реализма являются Бальзак, Диккенс, Толстой, Достоевский и другие.
В начале 20 века серьёзные изменения в обществе в целом коснулись также искусства и литературы.
«Мне представляется, что модернисты сознательно устремлены к тому, чтобы создать совершенно новую литературу. Это следствие их ощущения, что наша эпоха во многих отношениях беспрецедентна и стоит вне любых условностей прошлого искусства и литературы». (С. Спендер)[5]
Хронологически модернизм укладывается в рамки первой половины двадцатого века, тематически связан с индустриализацией, урбанизацией, ужасами Первой Мировой войны. Модернисты обращаются к описанию тонкостей человеческой психики (В. Вулф), теме сексуальности (Д. Г. Лоуренс), их характеризует аполитичность и пацифизм (Э. Хемингуэй).
Классическим примером модернистской литературы считается роман Дж. Джойса «Улисс», творчество Т. С. Элиота, М. Пруста.
Постмодернизм постепенно пришёл на смену модернизму в середине 20 века. Его сложно однозначно охарактеризовать, так как в рамках постмодернизма существует множество различных подходов. Это гипертекст, когда порядок прочтения не диктуется автором, а выбирается читателем, интертекстуальность, характеризующаяся аллюзиями на другие произведения, а иногда и сознательным заимствованием, отсутствие развязки сюжета или наличие нескольких альтернативных развязок, смешение стилей, ирония, игра и чёрный юмор.
К постмодернизму можно также отнести магический реализм, жанр, зародившийся в Южной Америке и характеризующийся включением магических элементов в реалистическое повествование. Роман «Сто лет одиночества» Г. Г. Маркеса является ярким примером магического реализма. В России к этому направлению относятЧингиза Айтматова[6].
К постмодернизму относят также Бит-поколение.
· Барокко — направление, характеризующееся сочетанием реалистических описаний с их аллегорическим изображением. Широко использовались символы, метафоры, театральные приёмы, насыщенность риторическими фигурами, антитезами, параллелизмами, градациями, оксюморонами. Для литературы барокко характерны стремление к разнообразию, к суммированию знаний о мире, всеохватность, энциклопедизм, который иногда оборачивается хаотичностью и коллекционированием курьёзов, стремление к исследованию бытия в его контрастах (дух и плоть, мрак и свет, время и вечность).
· Классицизм — направление, основным предметом творчества которого был конфликт между общественным долгом и личными страстями. Высокого развития достигли также «низкие» жанры — басня (Ж. Лафонтен), сатира (Буало), комедия (Мольер).
· Сентиментализм — направление, делающее упор на читательское восприятие, то есть на чувственность, возникающую при их прочтении, отличается склонностью к идеализации и морализаторству.
· Романтизм — многоплановое направление, характеризующееся интересом к возвышенному, фольклору, мистике, путешествиям, стихиям, теме добра и зла.
· Реализм — направление в литературе, наиболее правдиво и беспристрастно описывающее реальный мир, сосредоточенное на описании близких к реальным судеб, обстоятельств и событий.
· Натурализм — поздняя стадия развития реализма в литературе конца XIX-начала XX века. Писатели стремились к наиболее бесстрастному и объективному воспроизведению реальности методами литературного «протоколирования», к превращению романов в документ о состоянии общества в определённом месте и времени. Публикация многих произведений сопровождалась скандалами, так как натуралисты не стеснялись откровенно фиксировать быт грязных трущоб, злачных мест и борделей — тех мест, которые в более ранней литературе изображать было не принято. Человек и его поступки понимались как обусловленные физиологической природой, наследственностью и средой — социальными условиями, бытовым и материальным окружением.
· Символизм — направление, в котором символ становится основным элементом. Символизм характеризует экспериментаторский характер, стремление к новаторству, космополитизм и обширный диапазон влияний. Символисты использовали недосказанность, намеки, таинственность, загадочность. Основным настроением, улавливаемым символистами, являлся пессимизм, доходящий до отчаянья. Всё «природное» представало лишь «видимостью», не имеющей самостоятельного художественного значения.
· Авангардизм — многозначный термин, характеризующий анти традиционный по форме способ выражения.
· Модернизм — совокупность течений в литературе первой половины 20 века. Связан с такими понятиями, как поток сознания, потерянное поколение.
· Социалистический реализм — направление в литературе Советского Союза и стран Соцсодружества, носившее пропагандистский характер и поддерживавшееся властью с целью идеологического воспитания народа и построения коммунизма. Прекратил своё существование после падения Коммунистического режима и отмены цензуры.
· Постмодернизм — направление в литературе, основанное на игре со смыслами, иронии, нестандартном построении текстов, смешении жанров и стилей, вовлечении читателя в процесс творчества.
Литературоведение — наука, занимающаяся изучением литературы. К области литературоведения относятся теория литературы, история литературы и литературная критика. Литературная критика занимается оценкой и анализом литературных произведений, определяет их достоинства и недостатки, принадлежность к различным жанрам и направлениям, взаимосвязи с другими литературными произведениями, анализирует влияние произведения на читателя.
КАЗАХСКАЯ АКАДЕМИЯ ТРУДА И СОЦИАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ
СНиП факультет
Утверждено на заседании УМС КазАТиСО
Протокол № ___ от «__» _____ 20___ г.
Проректор по УМР, зам. председателя УМС,
к.э.н. Садыкова Ж.Е.
___________(подпись)
Учебно-методический комплекс Дисциплины (УМКД)*
для подготовки бакалавров
По дисциплине «Методика художественно-педагоческой организациии досуга »
специальности «КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВАЯ РАБОТА 5В090600 »
Алматы, 2016
Учебно-методический комплекс дисциплины (далее – УМКД) разработан на основе ГОСО по специальности(ям): 5В090600 «Культурно-досуговая работа», типовой учебной программы по специальности(ям) : 5В090600 «Культурно-досуговая работа», модульной образовательной программы по дисциплине «Методика художественно-педагоческой организациии досуга»
УМКД разработан : Вильданов Наджиб Газиевич , ст.преподователь.
(ФИО, ученая степень, ученое звание, должность преподавателя)
Подпись ______________ «26 »августа 2016 г.
Обсужден и рекомендован на заседании кафедры: «Психологии и культурной коммуникации»
«26» августа 2016 г. Протокол № 1
Зав. кафедрой _____________ Бейсекеева Б.Б .к.п.н., доцент
подпись
Одобрен на заседании УМБ СНиП факультета
«29» августа 2016 г. Протокол № 1
Председатель УМБ ___________факультета Файзулина Ф.Р
подпись
КАЗАХСКАЯ АКАДЕМИЯ ТРУДА И СОЦИАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ
СНиП ФАКУЛЬТЕТ/МАГИСТРАТУРА
Тел.: 2792730 (вн.__), [при отсутствии внутреннего телефона, городской телефон кафедры]
E-mail преподавателя: _________
«УТВЕРЖДАЮ»
Проректор по УМР
_____________(Ф.И.О.)
___________(подпись)
«___» ________20__г.
Рабочая учебная программа дисциплины
«Методика художественно-педагоческой организациии досуга »
Специальность (шифр, название) 5В090600 «Культурно-досуговая работа»
Форма обучения (очная, заочная): очная
Всего кредитов- 3
Курс – 2
Семестр – 3
Лекции – 30 часов
Семинарских часов - 15 часов
Трудоемкость- 135
СРСП - 30
СРС - 60
Количество РК -2
Экзамен: 1
АЛМАТЫ, 2016г
1. Характеристика дисциплины: «Методика художественно-педагоческой организациии досуга» соответствует стандарту основного высшего образования и является одной из основных, входящих в цикл дисциплин, изучаемых всеми студентами данной специальности. Она предусматривает изучении методик художественно-педагоческой организациии досуга и развития культурно-досуговой работы, теоретических основ и особенностей ее функционирования в условиях различных культурно-досуговых учреждений.
2. Конечные результаты обучения: Преподавание искусства и развлекательные мероприятия непосредственно к разработке методологии художественно- педагогической организации общества эволюционируют, поэтому будет меняться в зависимости от навыков, необходимых для продвижения искусства и профессиональных навыков.
3. Пререквизиты: История, теория культурно-досуговой деятельности. Национальные традиции в культурно-досуговой работе.
Постреквизиты: Педагогика и организация культурно-досуговой работы в школах и внешкольных организациях.
5. Календарно-тематический план.
№ | Тақырып атаулары | Лекции | Семинар | СРСП | СРС |
1 | «Методика художественно-педагоческой организациии досуга» Введение в тему | 5 | 2 | 4 | 10 |
2 | Искусства Казахстана, научные исследования, история развития. | 5 | 2 | 4 | 10 |
3 | Мастерские изобразительного искусства | 5 | 2 | 4 | 10 |
4 | Мастерские и семинар по музыке | 5 | 2 | 4 | 10 |
5 | Искусство театральной мастерской | 5 | 2 | 4 | 10 |
6 | Танцевальная мастерская | 5 | 3 | 5 | 10 |
7 | Художественная мастерская кино | 5 | 2 | 5 | 10 |
8 | Практикум по художественной литературе | 5 | 2 | 5 | 10 |
9 | Средства массовой информации, творческие мастерские | 10 | 1 | 5 | 13 |
10 | Иностранные художественные мастерские | 10 | 2 | 5 | 12 |
Всего: | 60 | 2 5 | 45 | 105 |
Список литературы:
1. Авдеев А. Происхождение театра. Элементы театра в первобытно-общинном строе. Л.1959.-C.185.
2. Любимов Л.Д. Ежелгі әлем өнері. Алматы, 1980.
3. Любимов Л.Д. Батыс Европа өнері: Орта ғасырлар: Италиядағы қайта дәуірлеу.Алматы: Өнер 1982.
4. Садуль Ж. Всеобщая история кино. В 4 томах.М., 1958.
5. Аль Д.Н. Основы драматургии. Учебное пособие для института культуры. Л.1988.-C.96.
6. К.Болатбаев, Е.Косбармаков,А.Еркебай. Өнер. Алматы 2007, - 256Б.
7. e.gov.kz › wps/portal/Content
8. Бирженюк Г.М. Маркова В. Разработка региональных культурно-досуговых программ. ЛГИК.1992-152с.
9. Вершовский Э.В. Режиссура клубных массовых предсталений. Учебное пособие.-ЛГИК, 1981.-86с.
10. Н.Омашев Толқындағы тотияйын. – Алматы, 1988.
11. Гаймакова Б. и др. Мастерство эфирного выступления. – М., 2004.
12. Абиров Д. История казахского танца: учеб. пособие. – Алматы: Санат, 1997. – 159 с.
13. Блок Л.Д. Классический танец: История и современность. – М.: Искусство, 1987. – 556 с.
14. Генкин Д.М. Культурно-просветительная работа в странах социалистическая содружества-Просвещение. Л: 1984г
15. К.С. Станиславский . Работа актера над собой.
16. М.Захава. Мастерство актера ирежиссера.
17. М. Байсеркенов. Режиссер және актер.
18. Г. Кристи . Воспитание актера школы Станиславского.
19. Н.Омашев Радиожурналистиканың теориясы мен тәжірибесі. Оқулық. Астана 2009ж. 260б.
20. Генкин Д.М. Массовые праздники. М,.- 1975г.
21. Қазақ театрының тарихы. Жауапты шығарушы Б.Құндақпаев- Алматы,1975ж.
22. Искусство: книга для учителя. Древний мир. Сост. АлпатовМ.В. М.,-1987г.
23. Винничук Л. Люди, нравы и обычаи Древней Греции и Рима. М.,-1988г.
24. Кун Н.А. Легенды и мифы Древней Греции. Алматы: Жалын,1985г.
25. Сценическая речь.Под. ред Козляниновой И.П. М.,-1976.
26. Н. Курьяков. Поэтический театр» Данко». М.,-1978г.
27. А.Г.Буров. Режиссура и педагогика. М,.-1987г.
28. Импровизация и метод действенного анализа. Сост. И.Ю.Промтова.М.,-1986г.
29. Театр писателей. Сост. Г.В. Дробот. М,.-1987г.
30. Камалова Н.К. Той- мерекелік, салт-дәстүрлік әрекеттер. Шымкент-2002ж.
31. Кеш жарық.Құрастрған А. Жұманқұлов. Алматы, «Өнер» 1986ж.
32. Д.Тұранқұлова. Көркемсөз оқу шеберлігі.Алматы,»Білім»-2001ж.
33. Энциклопедичкский словарь юного зрителя: театр,кино,цирк, эстрада, телевидение.М.: Педагогика 1986.
7. Виды контроля учебной дисциплины:
В ходе изучения дисциплины предусмотрены такие виды контроля, как: текущий, рубежный, итоговый. При контроле учитывается степень активности студентов на аудиторных занятиях.8. Контроль и оценка знаний студентов
Дата: 2019-05-29, просмотров: 338.