Приоритетные направления социально – культурной политики Тульской области
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Региональная культурная политика как выстраивание приоритетов социокультурного развития общества на закрепленной территории, направленное на человека. Опора на традиции региона как ключевой компонент культурной политики Тульской области. Тульская область – край с богатым историческим и культурным наследием. Объекты культуры федерального значения. Государственные учреждения культуры Тульской области. Муниципальные учреждения культуры. Учет экономической, политической ситуаций региона в процессе определения и развития культурной политики в Тульской области.

Отражение и реализация культурной политики в ТО в Государственной программе тульской области «Развитие культуры и туризма тульской области» (2014-2020гг):

Сохранение культурного наследия Тульской области;

обеспечение права граждан на свободный доступ к информации, хранящейся в библиотеках Тульской области;

обеспечение конституционных прав граждан на доступ к культурным ценностям, хранящимся в государственных и муниципальных музеях;

обеспечение доступности театрального, музыкального искусства для различных групп населения;

 

сохранение и популяризация традиционной народной культуры и кино;

обеспечение доступа населения Тульской области к получению среднего профессионального, высшего и дополнительного образования по специальностям отрасли "Культура";

формирование на территории Тульской области современного конкурентоспособного высокоэффективного туристского пространства, обеспечивающего удовлетворение потребностей российских и иностранных граждан в качественных туристских услугах;

реализация прав граждан на получение и использование архивной информации.

 

Подпрограмма 1. "Памятники истории и культуры Тульской области".

Подпрограмма 2. "Сохранение и развитие библиотечного дела".

Подпрограмма 3. "Сохранение и развитие музеев Тульской области".

Подпрограмма 4. "Поддержка театрально-концертной деятельности".

Подпрограмма 5. "Сохранение и развитие традиционной народной культуры, промыслов и ремесел".

Подпрограмма 6. "Развитие организаций образования отрасли "Культура".

Подпрограмма 7. "Развитие внутреннего и въездного туризма".

Подпрограмма 8. "Развитие архивного дела Тульской области".

 

Способы воздействия на культурную жизнь: законодательный (Законы Тульской области «О библиотечном деле», «О музеях и музейных ценностях», «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов РФ в Тульской области»); экономический (создающий благоприятные материальные условия); научно – идеологический (формирование критериев восприятия, нормы художественного вкуса); социально – психологический (связан с повышением престижа культурной деятельности, статуса человека, приобщенного к культуре)

 

19. Источники финансирования учреждений культуры.

Финансирование как процесс передачи денежных средств от одного хозяйственного субъекта другому с целью экономической поддержки его деятельности, снабжение предприятий и учреждений денежными средствами из определенных источников на конкретные цели.

Многоканальная система финансирования учреждений СКС (государственное бюджетное финансирование, внебюджетное финансирование).

Структура бюджетной системы РФ: федеральный бюджет, бюджет субъектов РФ, местные бюджеты.

Прямое государственное финансирование – бюджетные ассигнования, выделяемые из соответствующих бюджетов на оказание государственных (муниципальных) услуг. Направления гарантированных бюджетных ассигнований: обеспечение выполнения функций бюджетных учреждений (по смете); предоставление субсидий автономным учреждениям. Направления негарантированных бюджетных ассигнований (по конкурсу): программное финансирование; финансирование социально-творческих заказов; субсидирование (гранты, премии и т.п.). Косвенное бюджетное финансирование (налоговые льготы, закрепление имущества, льготные тарифы на коммунальные услуги).

Приоритетные направления программного финансирования: сохранение и восстановление памятников истории, культуры и архитектуры; сохранение народных традиций (поддержка фольклорных ансамблей и центров декоративно- прикладного творчества и самодельного народного творчества и др.);  развитие национальных культур малочисленных народов (создание центров национальных культур, проведение национальных фестивалей и т.п.); развитие творчества детей и поддержка молодых дарований; организация семейного отдыха и создание условий для здорового образа жизни.

Федеральные, региональные, муниципальные программы. Общественно-значимая цель программ. Конкурсный отбор и гласной экспертизе программ.

Социально-творческие заказы на проведение фестивалей, смотров, конкурсов, выставок, представлений. Эпизодический характер финансирования заказов.

Субсидирование премиями, грандами, льготами различных групп творческих деятелей.

Внебюджетные источники финансирования: спонсорство; благотворительность (меценатство); патронаж; предпринимательская деятельность; коммерческая деятельность (платные услуги); кредиты банков.

Спонсорский вклад как плата за рекламу. Формирование имиджа.

Благотворительность как проявление свободной воли при оказании поддержки. Законом "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях" (1995 г.). Признаки: доброжелательность; бескорыстность; направленность на социально приоритетные цели.

Патронаж как покровительство, не только финансовое, но и организационное, оказываемое на стабильной и долговременной основе. Оформление патронажа долговременным договором или организационными документами (уставом учреждения), когда патрон входит в круг соучредителей учреждения культуры с определёнными правами и обязанностями.

Система работ, направленных на привлечение средств для реализации культурных некоммерческих проектов, получила название фандрайзинг. Технология фандрайзинга (изучение окружающей среды, самоидентификация учреждения, формы обращения к потенциальным донорам, взаимовыгодность сотрудничества).

Предпринимательская деятельность учреждения культуры. Платные формы работы учреждений культуры.

 

20. Ресурсы учреждений социально-культурной сферы.

Ресурсы как потенциальные возможности, которыми располагает общество, выраженные в природных, трудовых, материальных и других средствах. Ресурсное обеспечение как залог успешной деятельности любых организаций.

Классификация ресурсов с экономической точки зрения: материальные ресурсы (земля и капитал); 2) людские ресурсы (труд и предпринимательская способность). Социальные ресурсы как запасы творческой энергии личности. Информационные ресурсы.

Специфические особенности ресурсного потенциала в сфере культуры.

Классификации основных видов ресурсов, составляющих базу культурной отрасли: ресурсы творческого производства (трудовые, материальные, энергетические, финансовые, природные, информационно - методические); ресурсы духовного восприятия/потребления (уровень культуры населения, функционально-свободное время.

Состав материальных ресурсов организаций СКС: основные и оборотные фонды. Основные фонды производственного и непроизводственного назначения. Основные производственные фонды как часть производственных фондов, которые участвующих в процессе производства длительное время, сохраняя при этом свою натуральную форму. Основные непроизводственные фонды как часть основных фондов, не участвующих напрямую в процессе производства. Классификация основных фондов: здания и сооружения, транспортные средства, машины и оборудование, инструменты, библиотечные и музейные фонды, производственный и хозяйственный инвентарь, прочие основные средства. Памятники истории, культуры и архитектуры как специфический материальный ресурс СКС.

Оборотные фонды или материальные ресурсы текущего потребления: полностью потребляются в производственном цикле и переносят свою стоимость на созданную продукцию (сырье, основные и вспомогательные материалы, топливо).

Кадровые или трудовые ресурсы. Кадровый состав учреждений культуры: руководители (организация, планирование, контроль); специалисты (осуществление содержания работы учреждения культуры); технический и младший обслуживающий персонал.

Энергетические ресурсы: электроэнергией (освещение, отопление культурных объектов, эксплуатация кино - и видеоаппаратуры, электромузыкальных инструментов, аттракционов).

Природные ресурсы и их значение в деятельности учреждений СКС (парки, заповедники).

Финансовые (экономические) ресурсы. Значение финансовых ресурсов в деятельность учреждений культуры (организация СКД, приобретение материальных ресурсов, зарплата). Источники формирования финансовых ресурсов организаций социально-культурной сферы: бюджетные и иные поступления учредителей; доходы от платных форм деятельности; добровольные пожертвования, субсидии; другие доходы и поступления, в том числе доходы от коммерческой деятельности.

Информационно-методический ресурс как совокупность информационно-методических материалов, предназначенных для многоцелевого использования как в процессе управления, так и в технологическом обеспечении социально-культурной деятельности.

Виды информационно-методических ресурсов: информационно-управленческий ресурс (сведения и данные, необходимые для принятия управленческих решений), информационно-творческий ресурс (информация для влияния на повышение профессионально-творческого уровня, профессиональной компетентности, методической вооруженности сотрудников).


21. Понятие и принципы эксплуатации основных фондов в сфере культуры.

Основные фонды как средства труда производственного и непроизводственного назначения. Производственные и непроизводственные основные фонды.

Основные производственные фонды как часть производственных фондов, участвующих в процессе производства длительное время, сохраняющих свою натуральную форму, переносящих свою стоимость на готовую продукцию постепенно, по мере использования. Основные непроизводственные фонды как часть основных фондов не участвующих в процессе производства и не переносящих свою стоимость на готовый продукт. Активные и пассивные основные фонды. По принадлежности основные фонды подразделяются на собственные и арендованные.

Классификация основных фондов в сфере культуры:
здания, сооружения, машины и оборудование, транспортные средства, инструменты, производственный и хозяйственный инвентарь, библиотечные фонды, прочие основные средства.

Непроизводственный характер основных фондов отрасли культуры. Специфика непроизводственных фондов: стоимость основных фондов в бюджетных учреждениях культуры не переносится на готовый продукт; амортизационные отчисления не производятся; воспроизводство основных фондов за счет национального дохода.

Износ основных фондов (физический, моральный). Формы воспроизводства основных фондов (полное, частичное): новое строительство, модернизация, восстановительный ремонт. Виды ремонта: капитальный, текущий, профилактический ремонт.

Источники средств на проведение ремонта. Амортизация как денежное выражение износа основных фондов путем включения части их стоимости в затраты на выпуск продукции. Зависимость амортизационных исчислений от стоимости фондов, времени их эксплуатации, затрат на модернизацию.

Формы учета основных фондов (натуральная, денежная). Документы учета: инвентарный список, акт приемки – передачи основных средств, инвентарные карточки, акт на списание и т.д. Инвентаризация как процесс, позволяющий получить данные о наличии и структуре основных фондов, определить их восстановительную стоимость и степень износа.

Эффективное использование основных фондов: обеспечение сохранности имущества; соблюдение благоприятных условий хранения (температурный режим, условия охраны, специально подготовленные помещения для хранения, соблюдение условий эксплуатации); использование основных фондов по назначению; контроль за эксплуатацией фондов в учреждениях культуры; осуществление своевременного ремонта; формирование источников финансирования для приобретения основных фондов.

 

22. Учет и отчетность в деятельности учреждений клубного типа.

Значение учета в деятельности учреждений культуры

Учет как важнейшее средство эффективного управления учреждениями культуры. Учет как отражение количественных показателей и качественной характеристики процессов, происходящих в деятельности учреждений культуры. Учет как получение, обработка, анализ, систематизация сведений, связанных и выраженных, как правило, в количественных формах, качественных показателях.

Требования к учету: единство показателей учета и плана; простота, ясность и доступность, использование простых натуральных и стоимостных показателей; оперативность и своевременность; максимальная полнота, охватывать всех сторон деятельности организации.

Значение учета. Сравнение показателей учета с показателями, предусмотренными планом. Отражение в документах учета результатов деятельности учреждения, его достижений и недостатков. Обеспечение необходимых данных для четкого руководства. Оценка работы учреждения, путем анализа деятельности. Определение результативности. Данные учета как исходная база для планирования, формирование данных для отчетности. Выявление, обогащение, распространение положительного опыта работы. Оценка работоспособности коллектива.

Виды учета: оперативный (текущий, первичный), бухгалтерский, статистический.

Взаимосвязь видов учета.

Оперативный учет. Оперативный учет как повседневная регистрация данных о ходе работы учреждения. Типичный документ оперативного (текущего) учета в сфере культуры: журнал учета текущей работы учреждения культуры. Позиции учета в журнале: дата, форма работы, содержание проведенного мероприятия, место проведения, число присутствующих, ответственный за проведение, примечания. Заполнение специальных таблиц об объеме выполненной работы.

Другие документы оперативного учета: списки коллективов, журналы посещения кружков, журналы дежурств, планы, программы, пригласительные билеты, сметы, сценарии, видеоматериалы, фотографии, акты сдачи-приемки выполненной работы, дневники, книги отзывов, столы справок  и т.д. Учет деятельности творческих коллективов (журнал учета работы коллектива), структурных подразделений учреждений. Учет посещаемости занятий, проводимых семинаров, совещаний, творческих встреч, показательных мероприятий и т.д.

Виды оперативного учета: количественный учет (учет объема выполняемой работы, количества проведенных мероприятий, доходов); качественный учет как учет уровня эффективности проводимой работы (рецензии, книги отзывов, отзывы СМИ, видеокассеты).

Оперативный учет в сфере культуры как средство накопления конкретных фактов, статистических материалов.

 



Дата: 2019-05-29, просмотров: 256.