Основные исторические этапы развития социокультурной деятельности
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Принципы и функции социально-культурной деятельности.

Принцип как основополагающее первоначало (основное положение, исходный пункт, предпосылка) какой-либо теории, концепции. Принципы как составная часть методологии научного познания. Принципы социально - культурной деятельности.

Принцип педагогизации окружающей социально - культурной среды. Решение в практике учреждений культуры этических, психологических, организационных проблем, определение целей и решение педагогических задач.

Принцип личностного подхода. Признание личности высшей социальной и культурной ценностью, уважение уникальности и культурного своеобразия каждой личности, признание прав и свобод людей в социально - культурной сфере.

Принцип    учета    культурного    многообразия взаимодействующих  субъектов и объектов. Многонациональные по составу регионы РФ.

Принцип ориентации на культурно - ценностные отношения и организацию культуротворчества. Гуманистический подход к построению межличностных отношений в процессе досуга и творчества, к рациональное, педагогически оправданное использование содержания и всего воспитательного потенциала СКД.

Принцип культуросообразности технологического процесса. Опора в используемых социально - культурных технологиях на национальные традиции, нравственные и эстетические нормы поведения, национально - этническую обрядность, особенности народного творчества, фольклора, национальных промыслов и ремесел.

Принцип приоритета общечеловеческих интересов в содержании социально - культурных проектов и программ.

Принцип диалектического единства и преемственности культурно - исторического, социально - педагогического и национально -этического опыта, традиций и инноваций.

Принцип общественно - государственного соуправления, обеспечения децентрализации и суверенности региональной политики в СКС.

Функция - отправление, деятельность. Функции как отражение определенных направлений и сторон деятельности как отдельных людей, так и социально - культурных институтов, общностей, групп, движений.

Функции СКД: коммуникативная (реализация потребности человека в общении); информационно – просветительная (повышение уровня образования в течение всей жизни человека, обеспечение более полного удовлетворения разнообразных индивидуальных досуговых интересов, запросов и предпочтений людей разных возрастов и профессий); культуротворческая (развитие духовных сил и способностей, активизация творческой деятельности); рекреативно – оздоровительная (разработка и осуществление досуговых программ для различных групп населения, с целью восстановления сил, затраченных в процессе труда, снятия производственного напряжения и одновременно развивающего воздействия).

 

Содержание, формы, средства и методы социально-культурной деятельности.

Формы работы учреждений культуры как способы реализации содержания их деятельности, а также способы и приемы организации аудитории. Классификация форм. По способам реализации содержания деятельности учреждений культуры: лекции, беседы, диспуты, вечера вопросов и ответов, дискотеки, шоу-программы и т.д. В зависимости от способов организации аудитории: индивидуальные (индивидуальные занятия, консультации); групповые (клубные объединения, кружки и коллективы самодеятельного художественного творчества, вечера, дискуссионные формы); массовые (народные гуляния, балы, маскарады, дискотеки и др.).

Средства КДД как основные инструменты, с помощью которых осуществляется СКД. Художественно - выразительные средства: живое слово, музыка, хореография, вокал, драматургия. Изобразительные средства: оформление клубного пространства (сцены, зала, фойе, вестибюля, кружковых комнат); свет, декорации, костюмы, видеоряд (кино, слайды, видео, телевидение). Технические средства: световая, аудио и видеоаппаратура. Материальные средства: оборудование, инвентарь, музыкальные инструменты, канцелярские принадлежности, поделочные материалы (ткань, глина, дерево ит.д.).Финансовые средства. Средства массовой информации (печатные и электронные).

Методы КДД как способы, пути достижения поставленной цели, способы и приемы практической реализации деятельности. Родовые: метод театрализации (драматургия), метод иллюстрирования (наглядное, художественное), метод игры (активизация аудитории, общение). Другие методы, используемые в КДД: методы социологии (социологическое исследование), педагогики (методы обучения, воспитания), психологии (тестирование).

 

 

Планирования социально-культурной деятельности.

Планирование как важнейшая составная часть системы хозяйствования, включающая разработку, реализацию планов и контроль их выполнения. Планирование как процесс выработки и принятия решений, позволяющих обеспечить эффективное функционирование и развитие организации в будущем.

Составление специальных документов - планов, определяющих конкретные шаги организации по достижению стоящих перед ней целей в рамках предстоящего (планового) периода.

Функции планирования: организационно – управленческая, информационная, координационная, аналитическая.

Задачи плановой деятельности: определение цели, изыскание ресурсов,
обеспечение  формирования   или  перестройки организационной структуры и системы управления; бесперебойное поступление, обработка и доведение до
всех заинтересованных необходимой для работы информации; способствование повышения трудовой  активности работников; выбор наиболее рациональных  и эффективных способов достижения целей организации, повышение
производительности труда; создание основы надежного контроля за деятельностью
организации.

Принципы планирования: научность, конкретность, принцип целеполагания, принцип выбора приоритетных направлений, непрерывность, гибкость, координация и интеграция; экономичность, преемственность, системность, органическое единство воспитательной, организационной,       административно - хозяйственной, экономической, финансовой, кадровой политики.

Виды планов: по уровню принятия плановых решений (федеральные, региональные, территориальные, планы организаций, планы структурных подразделений, индивидуальные планы); по содержанию планируемой деятельности (планы творческого, экономического, социального развития); по степени директивности (прогнозные, рекомендательные, директивные); по назначению (стратегические, тактические).

По срокам планирования: перспективные (долгосрочные, среднесрочные), текущие (краткосрочные и оперативные). Отражение ближних и дальних целей организации.

Структура и содержание годового плана работы учреждения культуры: цели и задачи деятельности на планируемый период; организационно – управленческая деятельность; изучение, освоение и возрождение традиционной культуры региона; патриотическое воспитание; формирование правовой культуры; социально – культурная работа, организация отдыха и развлечений (работа с детьми, молодежью, пожилыми, инвалидами); развитие любительского творчества (художественно – творческая деятельность, декоративно – прикладное искусство, техническое творчество); методическая деятельность учреждения культуры; укрепление материальной базы.

Структура и содержание плана работы творческого коллектива: общая характеристика коллектива; цели и задачи деятельности; учебная работа; воспитательная работа; концертно – исполнительская деятельность; репертуар.

Этапы планирования: организационно- подготовительный этап (создание организационных условий для проведения планирования, информационное обеспечение планирования); этап разработки плана (постановка главных целей, определение задач, выбор направлений работы,  определение содержания работы, выбор форм и методов работы, конкретизация мероприятий, материальное, техническое и кадровое обеспечение планируемой работы, оформление плана); этап согласования и утверждения плана; этап организации контроля за выполнением плана.

 





Министерство культуры Тульской области

ГПОУ ТО «Тульский областной колледж культуры и искусства»

 

 

Методические рекомендации

 

Для подготовки и проведения государственной итоговой аттестации по МДК «Организация социально-культурной деятельности», МДК «Менеджмент в социально-культурной сфере», ВКР «Постановка и проведение театрализованного представления» для студентов очного и заочного отделения специальности 51.02.02 Социально-культурная деятельность по виду Организация и постановка культурно-массовых мероприятий и театрализованных представлений.

 

 

Тула, 2018 г.

 

Рассмотрена на заседании ПЦК Социально-культурной деятельности, протокол №      от                       г. Председатель                Маст О.А.                             Одобрена Методическим советом  ГПОУ ТО ТОККиИ  протокол №      от Председатель                   Павлова Н.Н.    

 

Основные исторические этапы развития социокультурной деятельности.

Зарождение досуговых форм деятельности в период перехода племен к оседлому образу жизни и занятием земледелием. Коллективный характер досуга. Значение досуга: восстановление физических и психических сил, содействие сплочению членов общины. Зависимость досуга и религиозных представлений древних славян, особенностей сельскохозяйственного труда: смена времени года, продолжительность дня, фиксированные сроки начала и окончания земледельческих работ.

Опора досуга на общий фундамент традиционной народной культуры. Досуговые формы деятельности восточных славян: гуляния с играми, кадрилями, хороводами, карагодами; традиционные братчины; супрядки, посиделки; вечоры, вечерины, беседы; хороводные игры; гостевание, гостевые праздники.

Отражение своеобразия исторического развития страны в досуговой жизнедеятельности российского общества 17-19 вв. 

Досуг крестьян. Сохранение традиционных черт досуговой деятельности. Влияние общинного образа жизни. Зависимость времени досуговых занятий от сельскохозяйственных работ. Общинные праздники, посиделки, игрища.Традиции проведения совместных праздничных «увеселений», пиршеств за общим столом. «Братчины», «складчинами» и «ссыпчинами» (общее застолье).

XVIII век как поворотный момент в жизнедеятельности высшего российского сословия - дворянства. Петровские реформы. Европейская модель поведения в сфере досуга. Раскованность, раскрепощенность. Учреждение «Ассамблей». Обучение манерам общаться по западному образцу, приобщение к музыке, танцам.

Ввод системы государственных праздников.

Создание более узких дворянских объединений клубного типа: Императорский яхт-клуб.

Развития салонов, кружков,  обществ  различной  направленности:  музыкальных,          литературных, спортивных.

Купеческая и мещанская среда..Ориентация представителей богатых кругов на формы   досугового времяпрепровождения дворянства. Создание купеческого клуба - «Московское купеческое собрание»: организация балов, маскарадов, концертов, музыкальных вечеров, библиотека, игры, сад для прогулок. Сохранение старых традиций в среде купечества. Участие в народных гуляниях в праздничные дни. Церковь как место общения купцов. Коллекционирование, меценатство, благотворительность.   

Влияние революционных событий, Гражданской войны на процесс развития и содержание культурно – досуговой деятельности. Утверждение новой идеологии.

Создание клубов, изб-читален, народных домов и библиотек. Внедрение форм работы, отвечающих требованиям нового политического строя. Проведение митингов, митингов – концертов, вечеров вопросов и ответов, диспутов на политические темы, читка докладов, лекций.

Основными направлениями работы в период ч 1910 по 1941 гг.: политическое просвещение; антирелигиозная, производственная и агротехническая пропаганда; организация отдыха и развлечений и развитие художественной самодеятельности.

Рост клубов: крестьянские, комсомольские, партийные, красноармейские, школьные, детские. Создание при клубах библиотек, читален, партшкол. Организация экскурсионной работы, развитие художественного творчества путем создания литературных драматических, музыкальных и других кружков художественной самодеятельности.

Создание секторов массовой политико –просветительной и школьной работы для управления политико – просветительными учреждениями государственной сети.

К началу 30-х годов. Проведение вечеров и слетов ударников, стахановцев, встреч с учеными, производственных вечеров и выставок, конкурсов.

Подготовка кадров для культурно-досуговых учреждений (1920-е и 1930-е гг.). 

           Перестройка деятельности культурно-просветительных, учреждений в соответствии с требованиями военного времени.          Создание фронтовых, армейских Домов Красной Армии, передвижных культурно-просветительных учреждений: походных клубов, библиотек, агитпоездов, агитмашин, агитповозок, агитсаней, агитэскадрилий, агиткатеров. Создание на всех крупных железнодорожных станциях агитпунктов.    Фронтовые бригады самодеятельных артистов, их концертная деятельность.

Содержание работы учреждений культуры: разъяснение характера и цели войны; освещение ее хода; разоблачение фашизма; ознакомление с международным положением; пропаганда героических

подвигов советских людей в тылу и на фронте. Патриотизм как ведущая тема в деятельности учреждений культуры. Основные направления: агитационно-пропагандистская; оборонно-массовая работа; проведение широкой справочной работы; участие в обучении женщин и детей массовым профессиям; развитииe художественной самодеятельности как средства духовной мобилизации народа на борьбу с фашистами и организация отдыха и досуга людей в условиях тяжелого труда.

           Восстановление разрушенных культпросветучреждений, возобновление в них работы.

           Социально-культурная ситуация в СССР после Великой Отечественной войны. Восстановление и развитие учреждений культуры, образования, санаторно-курортных, детских дошкольных, культурно-просветительных и др. Рост числа клубов, библиотек, музеев. Увеличение государственных денежных ассигнований на культурное строительство, развитие печати, радио, кино, телевидения. Рост сети городских клубных учреждений и сельских библиотек.

           Развитие художественной самодеятельности. Народные праздники, гуляния и их значение в организации культурно-просветительной работы. Подготовка и повышение квалификации кадров культпросветработников.        «Оттепель» середины 1950-х гг.

Возрастание роли профсоюзов, комсомола, общественных комиссий и советов в культурно-просветительной, социальной работе.

           Развитие народных университетов, народных театров,клубов ветеранов труда, объединений любителей театра, музыки, кино и литературы, тематических вечеров, устных журналов и т.д. Развитие семейных форм досуга. Возросшее внимание культпросветучреждений к пропаганде революционных, боевых и трудовых традиций.Всесоюзные фестивали и смотры самодеятельного искусства, народного творчества в ознаменование юбилеев, памятных дат.      Нарастание негативных процессов в экономике, социальной и духовной сферах на рубеже 1970 – 1980-х гг. Отрыв многих учреждений культуры от запросов и интересов населения в сфере досуга.

           Развитие интеграционных процессов в клубном и библиотечном деле. Создание и деятельность клубных и библиотечных централизованных систем, районных и сельских культурных комплексов, культурно-спортивных комплексов.       

Перестройка методического руководства. Образование научно-методических центров народного творчества и культпросветработы.

           Распад СССР и Социокультурная ситуация в России в 1990-х гг. Влияние «Основ законодательства о культуре РФ» (1992) на социально-культурную жизнь общества. Приватизация. Развитие коммерческих начал в социально-культурной сфере. Возрастание роли и значения религии в социально-культурной жизни общества. Особенности и проблемы межнационального, межэтнического сотрудничества в области культуры, искусства, образования, социальной работы.

Изменение источников финансирования учреждений культуры. Получение доходов от платных услуг. Спонсорство, меценатство. Появление коммерческих досуговых учреждений. Развитие шоу-бизнеса.

 

Дата: 2019-05-29, просмотров: 206.