Практическое занятие 3. Психология иных следственных действий
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Цель – сформировать понимание, умения и навыки использования психологических знаний и методов при проведении иных следственных действий.

План занятия :

1. Основные психологические приемы и методы, повышающие эффективность и качество осмотра места происшествия следователем.

2. Динамический стереотип поведения преступника на месте совершения преступления.

3. Психологические факторы, учитывающиеся следователем в ходе проведения следственного эксперимента.

4. Применение следователем знаний о психологических закономерностях познавательных процессов при предъявлении опознаваемого для опознания.

5. Влияние психологических особенностей обыскиваемого на его поведение во время обыска, выбор им места и способов сокрытия
искомого.

6. Роль психической установки и состояния когнитивного диссонанса в поведении следователя во время проведения осмотра места происшествия.

7. Влияние психического состояния участников на результаты следственного эксперимента

8. Психологические приемы и методы проверки следователем непроизвольных реакций (ошибочных действий) обыскиваемого лица.

 

Раздел 6. Методические рекомендации преподавателю

 

Дисциплина «Психологическое обеспечение судебно-следственной деятельности» играет важную мировоззренческую и методологическую роль в системе подготовки обучающихся по направлению подготовки 40.04.01 Юриспруденция квалификация (степень) «Магистр».

При преподавании учебной дисциплины«Психологическое обеспечение судебно-следственной деятельности»  следует исходить из того, что она является одной из дисциплин профессионального цикла. В процессе обучения необходимо особо акцентировать внимание на изучении тех тем, знания которых обучающиеся смогут применять в процессе изучения отдельных тем дисциплин базовой части профессионального цикла и использовать их в своей будущей профессиональной деятельности.

В ходе лекций преподаватель раскрывает основные теоретические и практические основы изучаемой дисциплины, подавая материал в неразрывной связи с практикой, помогает обучающимся освоить новый понятийно-категориальный аппарат, дает советы по эффективной организации самостоятельной работы. При изложении материала преподаватель должен обратить внимание обучающихся на существующие по рассматриваемым вопросам различные точки зрения, рекомендовать им изучение литературы, в том числе учебников, подготовленных наиболее авторитетными авторами.

Для повышения эффективности восприятия и освоения нового учебного материала во время чтения лекций, преподаватель должен использовать мульмедийные и технические средства, ресурсы Интернета, интерактивные технологии, позволяющие установить и поддерживать контакт с аудиторией, сохранять внимание и заинтересованность слушателей. Необходимо приводить примеры применения психологических знаний, прежде всего, в судебной (следственной) практике, а также в других направлениях юридической деятельности. Необходимо заранее запланировать лекционные формы – вводная, информационная, проблемная, пресс-конференция.

При проведении первых лекций необходимо обратить особое внимание на доступность материала и темп его изложения (возможность конспектирования), дать рекомендации по организации самостоятельной работы и обеспечить контроль над усвоением пройденного материала. Лекции можно организовать как в традиционной форме, так и в форме лекции-собеседования, лекции-дискуссии. В последнем случае обучающиеся должны получить заранее электронный вариант текста лекции с предлагаемыми для дискуссии вопросами.

Наряду с лекционным курсом, систематизированные знания о роли психологического сопровождения судебно-следственной деятельности обучающийся должен получить на практических занятиях. Они призваны помочь обучающимся: овладеть новым теоретико-категориальным аппаратом; основательно проработать отдельные наиболее важные и типичные в методологическом отношении темы курса; развить умения и навыки применения психологических знаний в будущей профессиональной деятельности; развить коммуникативные навыки; овладеть техниками презентации материала и ведения дискуссий.

При проведении практических занятий преподаватель должен четко формулировать цель занятия и основные проблемные вопросы. На практических занятиях обучающиеся учатся излагать усвоенный материал, участвуют в дискуссиях, выступают с докладами, обучаются применять полученные знания для решения практических вопросов. После заслушивания докладов обучающихся необходимо подчеркнуть положительные аспекты их работы, обратить внимание на имеющиеся неточности (ошибки), дать рекомендации по подготовке к следующим занятиям. При подведении итогов обсуждения намеченных вопросов, преподаватель оценивает каждого выступившего студента, подчеркивает степень их учебной активности.

В целях развития у обучающихся творческого мышления следует активно применять методы проблемного обучения, особенно при психологическом анализе конкретных юридически значимых ситуаций.

Практическое занятие может включать в себя элементы индивидуального собеседования. Преподаватель должен осуществлять индивидуальный контроль работы обучающихся; давать соответствующие рекомендации. При необходимости - помочь составить индивидуальный план работы по изучению данной учебной дисциплины.

При подготовке к практическому занятию преподавателю следует помнить о том, что это всегда непосредственный контакт с обучающимися, установление доверительных отношений, продуктивное педагогическое общение. При проведении практических занятий следует применять образовательные технологии, направленные на актуализацию потенциала (мотивационного, самопрезентации, уверенности и готовности к самостоятельной успешной профессиональной деятельности, повышения коммуникативной компетентности) субъектов образовательного процесса.

После освоения каждого модуля проводится промежуточный контроль знаний. По окончании изучения дисциплины обучающиеся сдают экзамен.

Освоение дисциплины предполагает следующие формы работы: лекции, практические занятия, самостоятельная работа обучающихся.

Отбор материала для лекционных занятий, его организацию рекомендуется производить в соответствии со следующими принципами:

1. Содержательные принципы обучения: 

- гражданственности;

- научности;

- воспитывающего обучения;

- фундаментальности и прикладной направленности обучения;

2. организационно-методические принципы обучения:

- преемственности, последовательности и систематичности;

- единства группового и индивидуального обучения;

- соответствия обучения возрастным и индивидуальным особенностям обучаемых;

- сознательности и творческой активности;

- доступности при достаточном уровне трудности;

- наглядности;

- продуктивности и надежности.

На практических занятиях рекомендуется использовать следующие виды работы:

- проблемные занятия;

- тематические занятия;

- практикумы.

Рекомендуется использовать следующие виды самостоятельной работы студентов:

- самостоятельная работа во время основных аудиторных занятий (лекций, практических занятий, контрольных работ);

– самостоятельная работа под контролем преподавателя в форме плановых консультаций, творческих контактов и аттестации;

- внеаудиторная самостоятельная работа при выполнении студентом домашних заданий учебного и творческого характера.

Образовательные технологии преподавания дисциплины «Психологическое обеспечение судебно-следственной деятельности»

Реализация компетентностного подхода должна предусматривать широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков у обучающихся.

В модулях 1 и 2 реализован ряд современных образовательных технологий, направленных на лучшее усвоение материала.. В их числе технологии – модульного, контекстного и проблемного обучения; проведение практических занятий с использованием интерактивных технологий обучения (дискуссии, деловые, ролевые и организационно - деятельностные игры, ситуационный анализ, модерация (технологии актуализации мотивационного и когнитивного потенциала субъектов образовательного процесса)).

В модуле реализована личностно ориентированная технология образования, сочетающая два равноправных аспекта этого процесса: обучение и учение. С учетом этого учебные материалы модуля включают информацию нескольких типов:

· информацию, отражающую постоянно обновляющийся опыт в области юридической психологии;

· информацию справочного характера, излагающую факты и связи между ключевыми положениями изучаемой дисциплины и общепрофессиональными дисциплинами;

· информацию, помогающую самообразованию. Это – имеющиеся в лекционном разделе модуля текстовые пояснения, указания, примечания, комментарии, облегчающие самостоятельную обработку текста, его понимание.

Деятельностный подход при освоении дисциплины реализуется через анализ и решение учебных задач, примеры которых приведены в рабочей программе.

При изучении дисциплины предусмотрены следующие активные формы проведения занятий:

1. Просмотр и обсуждение видео фрагментов лекционного раздела модуля.

1. Работа в команде и мини-группах при подготовке аналитических обзоров и презентаций по полученным результатам.

2. Активное обсуждение презентаций студентов по материалам докладов на практических занятиях.

3. Интерактивные методы обучения: кейс-стади, метод проектов.

4. Методы проблемного обучения, решение ситуационных задач.

5. Обсуждение вопросов темы в форме дискуссий

6. Проведение деловых игр, круглых столов на базе современных информационных технологий.

Инновационные методы основаны на использовании современных достижений науки и информационных технологий в образовании. Они направлены на повышение качества подготовки путем развития у обучающихся творческих способностей и самостоятельности. Они предполагают применение информационных образовательных технологий, а также учебно-методических материалов, соответствующих современному мировому уровню, в процессе преподавания дисциплины. Применяются следующие инновационные методы:

- использование медиаресурсов, энциклопедий, электронных библиотек и Интернет;

- проведение электронных презентаций рефератов;

- решение задач с применением справочных систем «Гарант», «Консультант +»;

- консультирование студентов с использованием электронной почты;

- использование программно-педагогических тестовых заданий для проверки знаний студентов и т.д.

Раздел 7. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы обучающихся по дисциплине (модулю)

Важным видом деятельности обучающегося при изучении дисциплины «Психологическое обеспечение судебно-следственной деятельности»  является самостоятельная работа, связанная с освоением и основательной проработкой лекционного материала и информации, содержащейся в учебниках и учебных пособиях, а также в литературе и периодике, рекомендованных для изучения преподавателем.

Самостоятельную работу целесообразно начинать с изучения установленных требований к знаниям, умениям и навыкам, ознакомления с разделами и темами дисциплины в порядке, предусмотренном учебной программой. Получив представление об основном содержании тем модуля, необходимо изучить их по учебнику, придерживаясь рекомендаций преподавателя по методике работы над учебным материалом. Затем полезно ознакомиться с первоисточниками (или извлечениями из них), то есть работами выдающихся психологов, правоведов. Целесообразно составить их краткий конспект.

Самостоятельная работа должна носить творческий и планомерный характер. Нельзя надеяться только на тот материал, который был озвучен в ходе лекций или семинарских занятий, необходимо закрепить его и расширить в ходе самостоятельной работы. Наибольший эффект достигается при использовании «системы опережающего чтения», то есть предварительного самостоятельного изучения материала следующей лекции.

Качество учебной работы обучающихся преподаватель оценивает, выставляя в рабочий журнал текущие оценки; обучающийся имеет право ознакомиться с ними. Подготовка к оценке знаний (текущей, рубежной, итоговой) должна проводиться систематически в течение всего семестра. В отведенный учебным расписанием период времени для непосредственной подготовки к зачету студент должен лишь еще раз повторить и глубже осмыслить пройденный материал, продумать его, систематизировать и обобщить свои знания по учебной дисциплине.

Для приобретения обучающимися навыков исследовательской деятельности, предусмотрена подготовка докладов для выступления на заседаниях научного кружка по юридической психологии, круглых столах и научных конференциях.

Подготовка докладов активизирует развитие самостоятельности, творческого мышления, учит применять полученные знания в области юридической психологии при анализе тех или иных правовых и социальных проблем.

В процессе подготовки к экзамену, семинарским занятиям, выступлениям на конференциях, форумах, заседаниях научного кружка обучающийся может воспользоваться консультациями преподавателя. С графиком проведения преподавателем консультаций можно ознакомиться на сайте Университета или на кафедре уголовно-процессуального права и криминалистики.

Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся.

В целях организации самостоятельного изучения дисциплины на сайте дистанционного обучения (далее – сайт ДО) Университета размещен краткий курс лекций, написанный преподавателями университета.

После изучения отдельной темы дисциплины обучающемуся рекомендовано пройти текущее тестирование на сайте ДО. Текущее тестирование, прежде всего, является одним из элементов самоконтроля и закрепления студентом пройденного учебного материала. По каждой теме в Тестовом сервисе размещено как правило от 5 до 10 вопросов, направленных на закрепление основных дидактических единиц данной темы.

Компьютерная программа предварительно оценивает прохождение теста и отправляет данные преподавателю, который ставит «зачет» за тестирование. Текущий контроль позволяет обучающемуся обратить внимание на наиболее сложные для него вопросы и путем самообразования и консультаций у преподавателя повысить уровень своих знаний по теме дисциплины.

Для подготовки к промежуточной аттестации целесообразно пойти тестирование по всему курсу на тренажере. По завершении работы обучающийся может ознакомиться с результатами пройденного тестирования и сравнить свои ответы с правильными. Количество тестирований при этом не ограничено.

Оценочные средства для контроля самостоятельной работы студентов

1. Устный опрос студентов по вопросам для самопроверки по теме модуля.

2. Контроль выполнения заданий при подготовке к практическому занятию.

4. Выступление с докладом на практическом занятии.

5. Оценка устных ответов на практических занятиях.

6. Тестирование.

В модуле 1 «Личность в сфере правоприменительной деятельности» предусмотрена самостоятельная проработка материала лекций и практических занятий.


Вопросы для самоконтроля

1. Предмет, задачи, принципы юридической психологии

2. Структура юридической психологии на современном этапе.

3. Этапы становления юридической психологии.

4. Современные теории личности.

5. Структура личности по К.К. Платонову.

6. Темперамент и его влияние на формирование индивидуального стиля деятельности.

7. Понятие качеств личности. Формирование личностных черт.

8. Характер, акцентуации характера, их психологическая характеристика.

9. Влияние типа родительских отношений на формирование акцентуированных свойств характера.

10. Перцептивные формы психического отражения (ощущения и восприятие): определение, виды, свойства, функции, роль в познавательной деятельности.

11. Память и внимание: понятие, виды, свойства и закономерности.

12. Высшие формы психического отражения (мышление, интеллект): определение, виды, свойства, функции.

13.  Роль мышления в процессе осознания, понимания субъектом правоотношений своих действий.

14. Виды состояний психической напряженности; их психологическая характеристика и правовая оценка.

15. Стресс: понятие, динамика развития, причины возникновения и виды стресса, психодиагностические признаки, влияние стресса на поведение и деятельность человека.

16. Посттравматические стрессовые состояния, причины возникновения, динамика развития, их влияние на психику и поведение человека.

17. Аффект: определение, динамика развития, психодиагностические признаки; уголовно-правовое значение аффекта.

18. Состояния страха, тревожности, депрессии: определение, психодиагностические признаки.

19. Страдание: определение, психодиагностические признаки, правовая оценка страданий.

20. Направленность личности, ее значение, структурные элементы, их характеристика.

21.  Психологическая установка, ее влияние на поведение человека.

22.  Понятие воли, психолого-правовая оценка процессов волеизъявления у субъектов уголовного и гражданского процесса.

23. Виды мотивационных образований. Формирование мотива преступного поведения.

 

Примерные темы для подготовки докладов

1. Основные тенденции в развитии зарубежной юридической (правовой, судебной) психологии в XX столетии.

2. Основные направления развития юридической психологии на современном этапе ее развития.

3. Психологическое содержание индивидуализации ответственности и наказания.

1. Влияние дисгармоничного характера на формирование противоправного поведения несовершеннолетнего.

2. Значение когнитивного диссонанса в процессе формирования мотивации.

3. Приемы, повышающие качество воспроизведения свидетелями обстоятельств, имеющих значение для дела.

4. Приемы активизации памяти, внимания и мыслительной деятельности участников судопроизводства.

5. Влияние посттравматического стресса на поведение субъектов уголовного судопроизводства.

6. Регуляция психических состояний

7. Учет юристом особенностей эмоциональных переживаний и психических состояний несовершеннолетних при проведении следственных действий.

8. Правовое понятие «сильное душевное волнение» и его соотношение с психологическими понятиями эмоциональных состояний.

9. Сравнительный анализ психологических характеристик умышленных и неосторожных преступлений.

 

Примерные темы для подготовки рефератов, эссе

1. Становление юридической психологии в России как самостоятельной отрасли научного психологического познания.

2. Взаимосвязь юридической психологии с другими отраслями психологической науки.

3. Социально-психологические аспекты эффективного правотворчества.

4. Психологические критерии оценки уровня развития личности.

5. Мышление и интеллект; их психолого-правовая оценка.

6. Воображение, его виды и формы, отражение в мышлении, сознании личности.

7. Роль воображения в деятельности юриста.

8. Учет эмоционального состояния лица при установлении его виновности.

Дата: 2019-05-29, просмотров: 182.