По семестрам для очной формы обучения
Вид учебной работы | Трудоемкость | |||
зач. ед. | час. | по семестрам | ||
2 | ||||
Общая трудоемкость дисциплины по учебному плану | 4 | 144 | 144 | |
Контактная работа с преподавателем : | 52 | 52 | ||
Лекции | 12 | 12 | ||
Практические занятия | 36 | 36 | ||
Лабораторные работы | | 4 | ||
Самостоятельная работа | 65 | 65 | ||
В том числе: | ||||
контроль | 27 | 27 | ||
Экзамен | + | + | ||
|
Распределение трудоемкости дисциплины по видам работ
Занятия в интерактивных формах по очной и заочной формам обучения
№ п/п | Темы учебной дисциплины | Объем аудиторных часов (по РУП) 52 часов | Объем аудиторных часов (по РУП) 20 часов | ||
очная форма обучения | заочная форма обучения | ||||
лекции | семинары | лекции | семинары | ||
Й семестр
Итого за семестр
Итого
52 ( 100 %)
22 (100%)
Содержание модуля 1 « Личность в сфере правоприменительной деятельности»
Лекции.
Лекция 1. Предмет, содержание, задачи и методы юридической психологии
Предмет юридической психологии, её структура и содержание в качестве прикладной отрасли психологической науки и учебной дисциплины.
Правовая, судебная, криминальная, пенитенциарная психология, их место в системе юридической психологии.
Задачи, решаемые юридической психологией. Роль юридической психологии в совершенствовании деятельности, повышении эффективности и качества труда работников правоохранительных органов, юридических служб предприятий, учреждений, адвокатуры, в формировании личности юриста, в правовом регулировании, в формировании правосознания граждан.
Юридическая психология в системе научных отраслей знания. Ее методологические, естественно-научные и правовые основы. Связь юридической психологии с другими направлениями психологической науки (социальной, возрастной, психологией труда, клинической психологией и др.) и судебной психиатрией.
Взаимодействие юридической психологии с правовыми науками: уголовным, гражданским и административным правом, уголовным, гражданским и административным процессом, криминалистикой, криминологией.
Этапы формирования юридической психологии. Основные пути и направления ее развития на современном этапе.
Методологические основы юридической психологии. Принципы научного познания психики: объективного исследования, детерминизма, причинной (каузальной) обусловленности психических явлений, системности их изучения во взаимодействии сознания и волеизъявления в правоприменительной деятельности.
Методы исследования психологических особенностей личности участников судопроизводства:классификация и характеристика.
Лабораторные работы для очной формы обучения
Содержание модуля 2 « Применение психологических знаний юристом в профессиональной деятельности»
Вопросы для самоконтроля
1. Предмет, задачи, принципы юридической психологии
2. Структура юридической психологии на современном этапе.
3. Этапы становления юридической психологии.
4. Современные теории личности.
5. Структура личности по К.К. Платонову.
6. Темперамент и его влияние на формирование индивидуального стиля деятельности.
7. Понятие качеств личности. Формирование личностных черт.
8. Характер, акцентуации характера, их психологическая характеристика.
9. Влияние типа родительских отношений на формирование акцентуированных свойств характера.
10. Перцептивные формы психического отражения (ощущения и восприятие): определение, виды, свойства, функции, роль в познавательной деятельности.
11. Память и внимание: понятие, виды, свойства и закономерности.
12. Высшие формы психического отражения (мышление, интеллект): определение, виды, свойства, функции.
13. Роль мышления в процессе осознания, понимания субъектом правоотношений своих действий.
14. Виды состояний психической напряженности; их психологическая характеристика и правовая оценка.
15. Стресс: понятие, динамика развития, причины возникновения и виды стресса, психодиагностические признаки, влияние стресса на поведение и деятельность человека.
16. Посттравматические стрессовые состояния, причины возникновения, динамика развития, их влияние на психику и поведение человека.
17. Аффект: определение, динамика развития, психодиагностические признаки; уголовно-правовое значение аффекта.
18. Состояния страха, тревожности, депрессии: определение, психодиагностические признаки.
19. Страдание: определение, психодиагностические признаки, правовая оценка страданий.
20. Направленность личности, ее значение, структурные элементы, их характеристика.
21. Психологическая установка, ее влияние на поведение человека.
22. Понятие воли, психолого-правовая оценка процессов волеизъявления у субъектов уголовного и гражданского процесса.
23. Виды мотивационных образований. Формирование мотива преступного поведения.
Примерные темы для подготовки докладов
1. Основные тенденции в развитии зарубежной юридической (правовой, судебной) психологии в XX столетии.
2. Основные направления развития юридической психологии на современном этапе ее развития.
3. Психологическое содержание индивидуализации ответственности и наказания.
1. Влияние дисгармоничного характера на формирование противоправного поведения несовершеннолетнего.
2. Значение когнитивного диссонанса в процессе формирования мотивации.
3. Приемы, повышающие качество воспроизведения свидетелями обстоятельств, имеющих значение для дела.
4. Приемы активизации памяти, внимания и мыслительной деятельности участников судопроизводства.
5. Влияние посттравматического стресса на поведение субъектов уголовного судопроизводства.
6. Регуляция психических состояний
7. Учет юристом особенностей эмоциональных переживаний и психических состояний несовершеннолетних при проведении следственных действий.
8. Правовое понятие «сильное душевное волнение» и его соотношение с психологическими понятиями эмоциональных состояний.
9. Сравнительный анализ психологических характеристик умышленных и неосторожных преступлений.
Примерные темы для подготовки рефератов, эссе
1. Становление юридической психологии в России как самостоятельной отрасли научного психологического познания.
2. Взаимосвязь юридической психологии с другими отраслями психологической науки.
3. Социально-психологические аспекты эффективного правотворчества.
4. Психологические критерии оценки уровня развития личности.
5. Мышление и интеллект; их психолого-правовая оценка.
6. Воображение, его виды и формы, отражение в мышлении, сознании личности.
7. Роль воображения в деятельности юриста.
8. Учет эмоционального состояния лица при установлении его виновности.
Вопросы для самоконтроля
1. Виды преступных групп, их основные психолого-правовые признаки.
2. Социально-психологические теории девиантного поведения.
3. Социально-психологическая характеристика профессиональной деятельности (профессиограмма) юриста.
4. Профессиональные компетенции, значимые психологические качества (психограмма) личности юриста.
5. Содержание, принципы проведения профессионального психологического отбора в правоохранительные органы.
6. Судебно-психологическая экспертиза: предмет, основания и поводы назначения.
7. Компетенция судебно-психологической экспертизы, основные вопросы, решаемые экспертом-психологом при рассмотрении уголовных и гражданских дел в суде.
8. Комплексная судебная психолого-психиатрическая экспертиза, ее предмет, основания и поводы назначения.
9. Категории уголовных и гражданских дел, по которым проводится судебно-психологическая экспертиза; задачи, решаемые с ее помощью по этим делам.
10. Общие психологические закономерности профессионального общения юриста.
11. Средства невербальной коммуникации, их роль в развитии диалога юриста с различными участниками уголовного, гражданского процесса.
12. Психологические приемы вступления в общение, развития и поддержания диалога, выхода из общения.
13. Психология допроса в бесконфликтной ситуации.
14. Психология лжесвидетельства: ложь, её разновидности, психодиагностические признаки; мотивы лжесвидетельства.
15. Психология допроса несовершеннолетних участников судопроизводства.
16. Психология осмотра места происшествия.
17. Психология проведения обыска.
18. Психологические особенности предъявления для опознания.
19. Психология следственного эксперимента.
Примерные темы для подготовки докладов
1. Современные подходы к профилактике девиантного поведения в правоохранительной сфере.
2. Психологическое сопровождение деятельности сотрудников правоохранительных органов как фактор профилактики девиантного поведения.
3. Роль наставничества в системе профилактики девиантного поведения молодых работников правоохранительных органов
4. Приемы, повышающие качество воспроизведения свидетелями обстоятельств, имеющих значение для дела.
5. Приемы активизации памяти, внимания и мыслительной деятельности участников судопроизводства.
6. Психология допроса несовершеннолетних обвиняемых.
7. Психология допроса несовершеннолетних свидетелей и потерпевших.
8. Динамический стереотип поведения преступника на месте совершения преступления.
9. Влияние психологических особенностей обыскиваемого на его поведение во время обыска, выбор им места и способов сокрытия искомого.
10. Психологические приемы и методы проверки следователем непроизвольных реакций (ошибочных действий) обыскиваемого лица.
11. Роль психической установки и состояния когнитивного диссонанса в поведении следователя во время проведения осмотра места происшествия.
Примерные темы для подготовки рефератов, эссе
1. Психолого-криминологическая классификация личности преступников.
2. Понятие группы в социальной психологии, виды групп, их структура и характеристика.
3. Социально-психологические процессы и явления, имеющие место в малой группе.
4. Виды преступных групп, их отличительные признаки: особенности межличностных отношений их участников.
5. Преступные сообщества (преступные организации), их характерные психолого-правовая характеристика.
6. Криминальное агрессивное поведение подростков.
7. Психологические теории девиантного поведения личности и
группы.
8. Социально-психологические аспекты профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
9. Психологические особенности допроса несовершеннолетних участников судопроизводства.
10. Психологические особенности предъявления для опознания.
11. Основные психологические приемы и методы, повышающие эффективность и качество осмотра места происшествия следователем.
12. Психологические факторы, учитывающиеся следователем при организации и в ходе проведения следственного эксперимента.
13. Применение следователем знаний о закономерностях познавательных процессов при предъявлении опознаваемого для опознания.
14. Психологическое содержание и характеристика этапов процесса опознания.
15. Объективная и субъективная недоступность искомых предметов; ее влияние на характер поисковой деятельности следователя во время обыска.
16. Психологический анализ взаимодействия обыскивающего и обыскиваемого в ходе проведения обыска.
Раздел 8. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине (модулю)[1]
8.1. Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения образовательной программы
В процессе освоения образовательной программы необходимые компетенции, в том числе их отдельные компоненты, формируются на основном этапе обучения в ходе освоения обучающимися дисциплин, практик в соответствии с учебным планом и календарным графиком учебного процесса[2].
Компетенции
Распределение по курсам/семестрам обучения, дисциплинам, модулям, практикам
Курс
Курс
Курс
Курс
Начальный
Основной
Итоговый
8.3. Типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки знаний, умений, навыков. Методические материалы, определяющие процедуры оценивания знаний, умений и навыков в процессе обучения и (или) опыта деятельности, характеризующие этапы формирования компетенций
Оценочные средства для текущего контроля успеваемости студентов
Контроль знаний обучающихся проводится в форме текущей и промежуточной аттестации.
Контроль текущей успеваемости обучающихся – текущая аттестация – проводится в ходе семестра с целью определения: уровня усвоения знаний обучающимися; сформированности у них умений и навыков; своевременного выявления преподавателем недостатков в подготовке обучающихся и принятия необходимых мер по ее корректировке; выявления обучающихся, способных к научным исследованиям по проблемам дисциплины; организации учебной работы и оказания обучающимся индивидуальной помощи.
К контролю текущей успеваемости относится проверка знаний, умений и навыков обучающихся:
- на практических и лабораторных занятиях;
- по результатам рубежного контроля уровня усвоения знаний (с помощью тестовых заданий или контрольных вопросов);
- по результатам проверки качества конспектов лекций и иных материалов
- по результатам отчета обучающихся в ходе индивидуальной консультации преподавателя, проводимой в часы самоподготовки, по имеющимся задолженностям.
Контроль выполнения обучающимися каждого вида работ может осуществляться поэтапно и служит основанием для предварительной и промежуточной аттестации по дисциплине.
Предварительная аттестация обучающихся проводится преподавателем в целях подведения предварительных итогов текущей успеваемости, анализа состояния учебной работы, выявления неуспевающих, оперативной ликвидации задолженностей.
Текущий тематический контроль знаний и практических навыков обеспечивается оценкой устных ответов, докладов, рефератов, эссе, результатов выполнения практических заданий и решения ситуационных задач.
8.3.1. Примерный перечень вопросов для подготовки к экзамену по дисциплине «Психологическое обеспечение судебно-следственной деятельности»
В соответствии с учебным планом Университета промежуточная аттестация по дисциплине «Психологическое обеспечение судебно-следственной деятельности» проводится в форме экзамена путем устного ответа на вопросы.
Допуск к экзамену – своевременное и успешное выполнение всех видов текущего контроля знаний обучающихся.
Вопросы для подготовки к экзамену по дисциплине «Психологическое обеспечение судебно-следственной деятельности»
1. Психология профессиональной деятельности юриста в сфере уголовного судопроизводства в структуре юридической психологии.
2. Методологические основы юридической психологии.
3. Классификация и характеристика методов исследования психологических особенностей личности в юридической психологии.
4. Междисциплинарные связи юридической психологии с различными отраслями психологии и права.
5. Истоки и предпосылки возникновения юридической психологии. Основные тенденции в развитии зарубежной юридической психологии в
XX столетии.
6. Становление юридической психологии в России как самостоятельной отрасли научного психологического знания.
7. Направления развития юридической психологии на современном этапе ее развития, основные научные и практические задачи.
8. Обоснуйте необходимость проведения психологического анализа личности при назначении уголовного, административного наказания, при разрешении гражданско-правовых споров в суде.
9. Психолого-правовая оценка состояния анализаторных систем, перцептивных способностей личности при восприятии юридически значимых обстоятельств, подлежащих доказыванию по уголовному делу.
10. Психологические критерии оценки сознания, неспособности субъекта в полной мере осознавать общественную опасность своих действий и руководить ими.
11. Проблема понимания в психологии и праве. Психолого-правовая оценка понимания субъектом гражданско-правовых и иных отношений в судопроизводстве.
12. Приемы активизации памяти, внимания и мыслительной деятельности участников судопроизводства.
13. Стресс, фрустрация, посттравматические стрессовые состояния и их психологическая характеристика:динамика развития, влияние на психику и поведение субъектов юридической деятельности и лиц, вовлеченных в судопроизводство.
14. Психические и нравственные страдания; их психолого-правовая характеристика и оценка.
15. Психологический механизм совершения преступления в состоянии аффекта.
16. Акцентуированные свойства характера, их виды и характеристика, влияние на формирование девиантного поведения личности.
17. Направленность личности, ее структурные элементы, их характеристика.
18. Психологическая установка, ее влияние на поведение человека.
19. Понятие воли, психологическая оценка процессов волеизъявления у субъектов уголовного и гражданского процесса.
20. Понятие и содержание мотива деятельности, значение и роль мотивов при оценке субъективной стороны содеянного в уголовном и гражданском процессе.
21. Формирование мотивов противоправных действий, совершенных с различными формами вины.
22. Мотивационная сфера личности: структура и характеристика ее элементов, влияние на поведение в криминальной ситуации.
23. Личность преступника как объект психологического исследования.
24. Психологические особенности несовершеннолетних.
25. Психология умышленного преступления.
26. Психология неосторожного преступления.
27. Психология групповой и организованной преступности.
28. Психологический анализ виктимного поведения потерпевшего.
29. Психологические теории девиантного поведения личности и
группы.
30. Коррупция как одна из форм девиантного поведения личности. Психологические причины формирования коррупционного поведения.
31. Психологический подход к пониманию агрессии, агрессивности и агрессивного поведения.
32. Психологические особенности лиц, вовлеченных в наиболее опасные формы аддикций.
33. Психологические основы профилактики и коррекции девиантного поведения в правоохранительной сфере.
34. Социально-психологическая характеристика профессиональной деятельности (профессиограмма) юриста.
35. Профессиональные компетенции, значимые психологические качества (психограмма) личности юриста.
36. Содержание, основные принципы проведения профессионального психологического отбора в правоохранительные органы.
37. Общие психологические закономерности профессионального общения юриста.
38. Средства невербальной коммуникации, их роль в развитии диалога юриста с различными участниками уголовного, гражданского процесса.
39. Судебно-психологическая экспертиза: предмет, основания и поводы назначения, пределы компетенции, классификация предметных видов.
40. Комплексная судебная психолого-психиатрическая экспертиза, ее предмет, основания и поводы назначения.
41. Психологические приемы и методы, применяемые при проведении допроса в бесконфликтной ситуации.
42. Психологические приемы и методы разоблачения лжесвидетеля в конфликтной ситуации допроса.
43. Влияние индивидуально-психологических особенностей потерпевшего на его поведение во время допроса.
44. Психологическая характеристика группового допроса.
45. Психологические особенности допроса в ходе предварительного следствия на очной ставке.
46. Психологические особенности допроса несовершеннолетних участников судопроизводства.
47. Психологические особенности ведения допроса в судебном заседании.
48. Психология проведения обыска.
49. Психологические особенности предъявления для опознания.
50. Основные психологические приемы и методы, повышающие эффективность и качество осмотра места происшествия следователем.
51. Динамический стереотип поведения преступника на месте совершения преступления.
52. Психологические факторы, учитывающиеся следователем при организации и в ходе проведения следственного эксперимента.
53. Роль психической установки и состояния когнитивного диссонанса в поведении следователя во время проведения осмотра места происшествия.
54. Влияние психического состояния участников на результаты следственного эксперимента.
55. Применение следователем знаний о закономерностях познавательных процессов при предъявлении опознаваемого для опознания.
56. Влияние психологических особенностей обыскиваемого на его поведение во время обыска, выбор им места и способов сокрытия
искомого.
57. Психологическое содержание и характеристика этапов процесса опознания.
58. Объективная и субъективная недоступность искомых предметов;
ее влияние на характер поисковой деятельности следователя во время
обыска.
59. Психологические приемы и методы проверки следователем непроизвольных реакций (ошибочных действий) обыскиваемого лица.
60. Психологический анализ взаимодействия обыскивающего и обыскиваемого в ходе проведения обыска.
Методика проведения экзамена по дисциплине
В соответствии с учебным планом промежуточная аттестация по дисциплине проводится в форме экзамена.
Экзамен включает в себя:
- выставление оценки по результатам ответа по содержанию экзаменационного билета, включающего заранее определенные преподавателем вопросы.
Нормативные правовые акты
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. — 2014. — № 31. — Ст. 4398.
2. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14.11.2002 № 138-ФЗ (с послед. изм. и доп.) // Собрание законодательства РФ. — 2002. — № 46. — Ст. 4532.
3. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ (с послед. изм. и доп.) // Собрание законодательства РФ. — 1996. — № 25. — Ст. 2954.
4. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 № 174-ФЗ (с послед. изм. и доп.) // Собрание законодательства РФ. — 2001. — № 52 (ч. I). — Ст. 4921.
5. О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации: Федеральный закон от 31.05.2001 № 73-ФЗ (с послед. изм. и доп.) // Собрание законодательства РФ. — 2001. — № 23. — Ст. 2291.
6. О судебной системе Российской Федерации: Федеральный конституционный закон от 31.12.1996 № 1-ФКЗ (с послед. изм. и доп.) // Собрание законодательства РФ. — 1997. — № 1. — Ст. 1.
Основная учебная литература
1. Еникеев , М.И. Юридическая психология: учебник для вузов / М.И. Еникеев. – М. : Норма : Инфра-М, 2013. – IX, 501 с. – Рек. МО.
2. Котлярова Л.Н. Юридическая психология [Электронный ресурс] : практикум / Л.Н. Котлярова. — Электрон. текстовые данные. — Москва, Саратов: Всероссийский государственный университет юстиции (РПА Минюста России), Ай Пи Эр Медиа, 2016. — 170 c. — 978-5-00094-341-0. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/66774.html
3. Романов В.В. Юридическая психология: учебник для вузов / В.В. Романов. – 5-е изд., перераб. и доп. – М. : Юрайт, 2012. – 533 с.
4. Смирнов В.Н. Психология в деятельности сотрудников правоохранительных органов [Электронный ресурс]: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция» / В.Н. Смирнов, Е.В. Петухов. — Электрон. текстовые данные. — М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2015. — 207 c. — 978-5-238-01785-3. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/52548.html
5. Юридическая психология: хрестоматия / авт.- сост. В. В. Романов. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. : Изд-во «Юрайт» ; ИД «Юрайт», 2015. — 471 с.
Дополнительная учебная литература
1. Антонян , Ю. М. Личность преступника : криминолого-психологическое исследование / Ю.М.Антонян, В. Е. Эминов. — М. : Инфра-М : Норма, 2013. — 367 с. : табл.
2. Антонян Ю.М. Мотивация поведения осужденных [Электронный ресурс] : монография / Ю.М. Антонян, Е.Н. Колышницына. — Электрон. текстовые данные. — М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2017. — 143 c. — 978-5-238-01728-0. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/71100.html
3. Аффект: практика судебной психолого-психиатрической экспертизы. Хрестоматия/Авторы-составители Ф.С. Сафуанов, Е.В. Макушкин. – М.: ФГБУ «ГНЦССП им. В.П. Сербского» Минздрава России, 2013. – 312 с.
4. Васкэ , Е.В. Психология допроса несовершеннолетних правонарушителей и жертв сексуального насилия. – М.: Генезис, 2014. – 312 с.
5. Гуревич П.С. Психология личности: учеб. пособие для вузов / П.С. Гуревич. – М. : Юнити, 2013. – 559 с. – Рек. УМЦ.
6. Дмитриева Л.А. Психология профессионального общения в следственной деятельности [Электронный ресурс] : учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юридическая психология» / Л.А. Дмитриева. — Электрон. текстовые данные. — М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2017. — 191 c. — 978-5-238-02740-1. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/71161.html
7. Караяни А.Г. Психология общения и переговоров в экстремальных условиях: учеб. пособие для вузов / А.Г. Караяни, В. Л. Цветков. – М. : Юнити : Закон и право, 2014. – 247 с. – Рек. УМЦ.
8. Костин А.Н. Организационно-процессуальный анализ психической регуляции сложной деятельности [Электронный ресурс] / А.Н. Костин, Ю.Я. Голиков. — Электрон. текстовые данные. — М. : Институт психологии РАН, 2014. — 448 c. — 978-5-9270-0292-4. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/51934.html
9. Кудрявцев И.А., Морозова М.В., Савина О.Ф. Руководство по написанию заключения экспериментально-психологического исследования подэкспертного при проведении однородных судебно-психиатрических и комплексных судебных психолого-психиатрических экспертиз: Руководство для врачей. – М.: ФГБУ «ГНЦССП им. В.П. Сербского» Минздрава России, 2014. – 67 с.
10. Пономаренко В.А. Теоретические и экспериментальные данные о профилактике безопасности полета [Электронный ресурс] / В.А. Пономаренко. — Электрон. текстовые данные. — М. : Когито-Центр, 2014. — 104 c. — 978-5-89353-427-6. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/51968.html
11. Психология девиантности. Дети. Общество. Закон: монография / под ред. А.А. Реана. – М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2016. – 479 с.
12. Психология профессионального общения оперативных сотрудников полиции с гражданами [Электронный ресурс] : учебное пособие для студентов вузов / Г.С. Човдырова [и др.]. — Электрон. текстовые данные. — М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2015. — 129 c. — 978-5-238-02446-2. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/66240.html
13. Романов, В.В., Котлярова Л.Н. Юридическая психология: учебник для академического бакалавриата / В.В. Романов, Л.Н. Котлярова. – 7-е изд., перераб. и доп. – М. : Издательство Юрайт; ИД Юрайт, 2018. – 478 с.
14. Сафуанов , Ф.С. Судебно-психологическая экспертиза: учебник для академического бакалавриата / Ф.С. Сафуанов. – М.: Издательство Юрайт, 2014. – 421 с.
15. Цветков В.Л. Психология конфликта. От теории к практике [Электронный ресурс] : учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция» / В.Л. Цветков. — Электрон. текстовые данные. — М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2015. — 183 c. — 978-5-238-02360-1. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/52550.html
16. Цветков В.Л. Профайлинг в деятельности органов внутренних дел [Электронный ресурс] : учебное пособие / В.Л. Цветков, А.Г. Караяни, Т.А. Хрусталева. — Электрон. текстовые данные. — М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2014. — 254 c. — 978-5-238-02492-9. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/18170.html
17. Юридическая психология [Электронный ресурс]: учебник для студентов вузов, курсантов и слушателей образовательных учреждений МВД России юридического профиля / И.Б. Лебедев [и др.]. — 2-е изд. — Электрон. текстовые данные. — М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2017. — 479 c. — 978-5-238-01811-9. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/71174.html
Раздел 10. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимых для освоения дисциплины (модуля)
Список открытых ресурсов Интернет:
· Библиотека РАН: http://www.benran.ru/
· Библиотека диссертаций и авторефератов России dslib.net http://www.dslib.net
· Национальная электронная библиотека http://www.net.nns.ru/
· Научная электронная библиотека – http://elibrary.ru
· Портал психологических изданий – http://PsyJournals.ru
· Российская государственная библиотека: http://www.rsl.ru/
· Cервер правовой информации http://www.pravopoliten.ru/
· Электронная библиотека Руниверс – http://www.runivers.ru
· Электронная юридическая библиотека «ЮристЛиб»: http://www.juristlib.ru/
· Юридическая Россия. Федеральный правовой портал. – http://law.edu.ru
Сайты и порталы
· Официальный интернет портал правовой информации: http://pravo.gov.ru/
· «Официальная Россия» – сервер органов государственной власти Российской Федерации: http://www.gov.ru
· Официальный сайт Президента Российской Федерации: http://kremlin.ru/
· Официальный сайт Правительства Российской Федерации: http://www.government.gov.ru
· Официальный сайт Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации: http://www.council.gov.ru
· Официальный сайт Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации: http://www.duma.gov.ru
· Официальный сайт Конституционного Суда Российской Федерации: http://www.ksrf.ru
· Официальный сайт Верховного Суда Российской Федерации: http://www.supcourt.ru
· Официальный сайт Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации: http://www.arbitr.ru/
· Официальный сайт Дисциплинарного судебного присутствия: http://dsp.sudrf.ru/
· Сайты, посвященные деятельности Европейского Суда по правам человека: http://www.espch.ru
http://www.echr.ru/court/
· Официальный сайт Высшей квалификационной коллегии судей: http://www.vkks.ru
· Официальный сайт Судебного Департамента при Верховном Суде Российской Федерации: http://www.cdep.ru/
· Официальный сайт Федеральной службы судебных приставов: http://www.fssprus.ru
· Официальный сайт Следственного комитета Российской Федерации: http://www.sledcom.ru
· Официальный сайт Генеральной прокуратуры Российской Федерации: http://genproc.gov.ru
· Официальный сайт Федеральной палаты адвокатов Российской Федерации: http://www.fparf.ru
· Официальный сайт Федеральной нотариальной палаты: http://www.notariat.ru
· Сайт Международной ассоциации содействия правосудию (МАСП/IUAJ): http://iuaj.net/
· Федеральный правовой портал «Юридическая Россия»: http://www.law.edu.ru/
· Юридический портал «Правопорядок»: http://www.oprave.ru/
· Юридический виртуальный клуб «Ex-jure»: http://ex-jure.ru/
Сайт действует исключительно на некоммерческой основе, ставя своей целью развитие правовой науки в сети Интернет.
· Юридический портал студенту юристу: http://www.interlaw.dax.ru/student/Index.htm Информационно-образовательный юридический портал «ВСЕ О ПРАВЕ»: http://allpravo.ru/
· Права человека: http://hro.org/
Информационные ресурсы
· Право России: http://www.allpravo.ru/
· Кодексы и законодательство Российской Федерации: http://www.codex.rus-pravo.ru/
Раздел 11. Методические указания обучающихся по освоению дисциплины (модуля)
Основными видами аудиторной работы обучающихся, являются лекции, практические занятия, лабораторные занятия и самостоятельная работа.
Обучающийся не имеет права пропускать занятия без уважительных причин, в противном случае он может быть не допущен к экзамену.
Лекция является одной из ведущих форм группового обучения. На этом должно строиться отношение к лекции. Обучающиеся должны их посещать, чтобы более глубоко представлять понимание изучаемых тем и возможностей использования психологических знаний в своей профессиональной деятельности.
На лекциях излагаются и разъясняются основные понятия темы, связанные с ней теоретические и практические проблемы, даются рекомендации для самостоятельной работы. В ходе лекции обучающийся должен внимательно слушать и конспектировать лекционный материал.
Завершают изучение наиболее важных тем или разделов практические и лабораторные занятия. Практические и лабораторные занятия, как форма учебной работы, дают обучающимся возможность продемонстрировать глубину своих знаний, степень знакомства с содержанием первоисточников и имеющихся в научной литературе, в психологических и юридических журналах публикаций по обсуждаемой теме. Главными задачами практических и лабораторных занятий являются: осуществление контроля за усвоением полученных знаний; развитие у обучающихся умений и навыков подготовки докладов, сообщений по психолого-правовой проблематике; приобретение опыта публичных выступлений, ведения дискуссий.
Целью практических и лабораторных занятий является приобретение навыков и умений применения психологических знаний в судебно-следственной деятельности.
Важным видом деятельности обучающегося при изучении дисциплины «Психологическое обеспечение судебно-следственной деятельности» является самостоятельная работа, связанная с освоением и основательной проработкой лекционного материала и информации, содержащейся в учебниках и учебных пособиях, а также в литературе и периодике, рекомендованной для изучения преподавателем.
Самостоятельную работу целесообразно начинать с изучения установленных требований к знаниям, умениям и навыкам, ознакомления с разделами и темами дисциплины в порядке, предусмотренном учебной программой. Получив представление об основном содержании раздела, темы, необходимо изучить их по учебнику, придерживаясь рекомендаций преподавателя по методике работы над учебным материалом. Затем полезно ознакомиться с первоисточниками (или извлечениями из них), то есть работами выдающихся психологов, юристов. Целесообразно составить их краткий конспект.
Самостоятельная работа должна носить творческий и планомерный характер. Нельзя надеяться только на тот материал, который был озвучен в ходе лекций или семинарских занятий, необходимо закрепить его и расширить в ходе самостоятельной работы. Наибольший эффект достигается при использовании «системы опережающего чтения», то есть предварительного самостоятельного изучения материала следующей лекции.
Качество учебной работы обучающегося преподаватель оценивает, выставляя в рабочий журнал текущие оценки; обучающийся имеет право ознакомиться с ними.
Окончание изучения дисциплины завершается сдачей экзамена.
Подготовка к экзамену должна проводиться систематически в течение всего семестра. В отведенный учебным расписанием период времени для непосредственной подготовки к экзамену обучающийся должен лишь еще раз повторить и глубже осмыслить пройденный материал, продумать его, систематизировать и обобщить свои знания по учебной дисциплине.
Для приобретения обучающимися навыков исследовательской деятельности предусмотрена подготовка докладов для выступления на заседаниях научного кружка по юридической психологии, круглых столах и научных конференциях. Подготовка докладов активизирует развитие самостоятельности, творческого мышления, учит применять полученные знания в области юридической психологии при анализе тех или иных социальных и правовых проблем и в практике судебно-следственной деятельности.
В процессе подготовки к практическим и лабораторным занятиям, экзамену, выступлениям на конференциях, заседаниях научного кружка обучающийся может воспользоваться консультациями преподавателя. С графиком проведения преподавателем консультаций можно ознакомиться на сайте Университета или на кафедре.
Раздел 12. Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине (модулю), включая перечень программного обеспечения и информационных справочных систем (при необходимости)
1. Полнотекстовые электронно-библиотечные системы, сформированные на основании прямых договоров с правообладателями, отвечающие последним требованиям Минобрнауки в части обеспечения учебного процесса информационными ресурсами:
– IPRbooks: http://www.iprbookshop.ru
– Юрайт http://www.biblio-online.ru
– Book.ru: http://www.book.ru
Доступ к указанным электронно-библиотечным системам круглосуточный по паролю из любой точки, в которой имеется выход в сеть Интернет.
2. Электронная библиотека ВГУЮ (РПА Минюста России), созданная на базе программного обеспечения «Либэр», удовлетворяющего требованиям безопасности, охраны авторского права, позволяющего хранить в структурированном виде полнотекстовые файлы, вести поиск и т.д. Предоставляет обучающимся доступ к учебной, учебно-методической, научной и иной литературе, подготовленной профессорско-преподавательским составом ВГУЮ (РПА Минюста России) и его институтов:
– Либэр: http://liber.rpa-mjust.ru
Круглосуточный доступ по паролю из любой точки, в которой имеется выход в сеть Интернет.
3.Информационно-справочные системы, к которым обучающимся обеспечен доступ с компьютеров читального зала библиотеки и компьютерных классов ВГУЮ (РПА Минюста России), в том числе:
– Консультант Плюс: http://www.consultantPlus.ru
Раздел 13. Описание материально-технической базы необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине
Используемое оборудование
¾ аудитории для проведения лекций и практических занятий, оборудованные видеопроекционным оборудованием для презентаций, интерактивными досками, средствами звуковоспроизведения, экраном.
¾ компьютерный класс с комплектом программного обеспечения;
¾ собственную общую и специальную библиотеку;
¾ электронный читальный зал.
СОДЕРЖАНИЕ | ||
Раздел 1. | Общая характеристика модуля | 3 |
Раздел 2. | Планируемые результаты обучения по дисциплине (модулю) соотнесенные с планируемыми результатами освоения образовательной программы | 3 |
Раздел 3. | Место дисциплины (модуля) в структуре образовательной программы | 6 |
Раздел 4. | Объем дисциплины (модуля) в зачетных единицах с указанием количества академических часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем (по видам учебных занятий) и на самостоятельную работу обучающихся | 7 |
Раздел 5. | Содержание дисциплины (модуля), структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества академических часов и видов учебных занятий | 7 |
Раздел 6. | Методические рекомендации преподавателю | 20 |
Раздел 7. | Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы обучающихся по дисциплине (модулю) | 30 |
Раздел 8. | Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине (модулю) | 34 |
Раздел 9 | Перечень основной и дополнительной учебной литературы необходимый для освоения дисциплины (модуля) | 38 |
Раздел 10. | Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» необходимых для освоения дисциплины (модуля) | 39 |
Раздел 11 | Методические указания обучающихся по освоению дисциплины (модуля) | 40 |
Раздел 12. | Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине | 41 |
Раздел 13 | Описание материально-технической базы необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине | 42 |
[1] Более подробно фонд оценочных средств будет раскрыт в Приложении 1 к Рабочей программе.
[2] Описание этапов формирования у обучающихся компетенций в процессе освоения образовательной программы находятся в Основной образовательной программе Приложение X.
по семестрам для очной формы обучения
Вид учебной работы | Трудоемкость | |||
зач. ед. | час. | по семестрам | ||
2 | ||||
Общая трудоемкость дисциплины по учебному плану | 4 | 144 | 144 | |
Контактная работа с преподавателем : | 52 | 52 | ||
Лекции | 12 | 12 | ||
Практические занятия | 36 | 36 | ||
Лабораторные работы | | 4 | ||
Самостоятельная работа | 65 | 65 | ||
В том числе: | ||||
контроль | 27 | 27 | ||
Экзамен | + | + | ||
|
Распределение трудоемкости дисциплины по видам работ
Дата: 2019-05-29, просмотров: 180.