Когнитивная организация руководителя
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Мы видим, таким образом, что структура когнитивной организации, обеспечивающая функционирование познавательной сферы в ходе овладения и развертывания управленческой деятельности, имеет преимущественно два основных структурных образования.

Во-первых, это формирование когнитивных механизмов, отражающих складывающуюся систему своеобразного «поля сил» в межличностном окружении и формирующих схемы логического описания, объяснения и предсказывания как линий поведения сотрудников, так и своей собственной системы поступков.

Во-вторых, когнитивное структурирование ситуации предполагает генерирование когнитивных карт, описывающих перспективное функционирование объекта управления: иерархию целей, вытекающую из них логику и последовательность задач, привлекаемые ресурсы и др.

Однако когнитивные структуры субъекта управленческой адаптации, являясь важными ее механизмами, не позволяют полностью раскрыть комплексный характер овладения профессиональной управленческой деятельностью.

Поведенческие подходы к адаптации личности

В соответствии с общей парадигмой бихевиористской психологии в фокусе соответствующих концепций адаптации находится широкий спектр поведенческих актов, их взаимосвязанных конфигураций, направленных на снятие дезаптогенных факторов, на установление такого поведения, которое позволило бы полнее (шире, быстрее) приспособиться к окружающим условиям. Развивая подход о выделении внешнего и внутреннего вектора адаптации (А. А. Реан), можно указать, что поведенческие концепции адаптации (социальной и профессиональной) центрируются на рассмотрении операциональных признаков интерактивного внешнего критерия, различных аспектов взаимодействия субъекта адаптации с предметным, социальным и профессиональным окружением.

Воззрения бихевиористов

Проблеме объективно регистрируемых поведенческих актов в ходе адаптации уделяли большое внимание ученые, стоявшие У истоков бихевиористского направления в психологии. Так, Э. Ч .Толмен, предложивший концепцию так называемого молярного бихевиоризма, подробно исследовал целостную поведенческую картину, что позволило ввести понятие приспособительных актов { behavior - adjustments ). Благодаря наличию подобных структур поведение, по мнению Э. Ч. Толмена, является не непосредственной функцией исходной стимуляции, а опосредуется за счет частичного «замещения актуального открытого поведения», некоторого предвосхищения будущей ситуации. В результате организм за счет подобных «имманентных факторов» получает возможность более полно приспособить свою целостную поведенческую реакцию к условиям внешней среды.

Другой классик бихевиоризма, К. Халл, предложил рассматривать поведение субъекта как саморегулирующийся механизм. В рамках данного подхода выделяются два принципиальных, «но близко связанных способа эффективной поведенческой адаптации»: первый из них обеспечивает адаптивные поведенческие решения в кратковременных ситуациях, которые являются достаточно простыми и поэтому не требуют сложного реагирования; второй способ поведенческой адаптации представляет, по мнению К. Халла, «одно из наиболее впечатляющих достижений эволюции» — когда организм самостоятельно формирует системы приспособительных поведенческих актов в достаточно сложных ситуациях. Если первый способ поведенческой адаптации обеспечивается комплексом рефлекторно-эффекторных связей межнейрональной интеграции, то второй способ основан на работе центральной нервной системы в целом и лежит в основе такого вида социального поведения, как научение.

На ведущую роль выделенного и исследованного им так называемого оперантного реагирования в адаптивном поведении человека и животных указывает Б. Ф. Скиннер. Здесь адаптивное поведение проявляется в последовательном и целенаправленном подкреплении приспособительных реакций, которые не вызваны определенным стимулом или ситуацией, а осуществляются внешне спонтанно, что и составляет суть оперантного реагирования) (Подробнее см.: История зарубежной психологин. Тексты, с. 37-95).

Дата: 2019-04-23, просмотров: 220.