Три аспекта носителя адаптации и их взаимосвязь
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Другим существенным моментом теоретического феномена адаптации является многомерность, разноплановость се носителя — человека во всех его измерениях. В соответствии с методологическими работами Б. Г. Ананьева человек может быть рассмотрен в трех основных аспектах, образующих фундаментальные основы системы человекознания: человек как индивид, как личность и как субъект деятельности.

В индивидную структуру объединяются возрастные, половые, конституциональные и иейродинамические свойства, которые определяют более сложные образования человека как индивида — структуру потребностей и сенсомоторную организацию. При этом совокупность ключевых свойств индивида выступает в обобщенной, интегрированной форме в качестве задатков и свойств темперамента, обеспечивающих природную основу личности.

В изучении самой личности выделяются такие ее конституирующие образования, как статус личности, общественные функции, мотивация ее поведения и деятельности, мировоззрение, характер и склонности.

Человек как субъект деятельности характеризуется прежде всего совокупностью этих деятельностей, а также степенью их продуктивности (Б. Г. Ананьев, 1980, т. 1).

Изучая сложные, многомерные аспекты человеческой адаптации, мы можем проследить влияние и своеобразный «вклад» каждого из выделенных аспектов.

ВНИМАНИЕ

Наибольшую значимость приобретают в контексте адаптации руководителя такие измерения человека, как личность и субъект деятельности. Именно эти две подсистемы образуют тесное диалектическое единство в ходе реализации целей определенной деятельности, «именно здесь вновь соединяется проблема субъекта с проблемой личности» (Б. Г Ананьев, 1980, т. l,c.54).

На наш взгляд, особенно тесную взаимосвязь обнаруживают личность и субъект деятельности для профессий социономического типа («человек—человек»), в которых профессиональные цели во многом достигаются за счет выраженности тех или иных качеств личности.

На тесную онтогенетическую взаимосвязь личности и субъекта деятельности указывает и сам Б. Г. Ананьев:

Еще до самостоятельного передвижения и активной речи складываются необходимые для предметной деятельности сенсомоторная структура и наиболее общие типы предметных действий рук . Одновременно со свойствами субъекта познания формируются свойства субъекта деятельности . На оба вида новых свойств ( непосредственно детерминированных свойствами предметного мира , объективными свойствами и предметной деятельностью ) огромное влияние оказывает комплекс социальных связей , из которого берет начало личность ( там же , с . 70).

Таким образом, рассматривая комплексный и многомерный феномен адаптации с точки зрения формирования личностных новообразований, мы будем выделять прежде всего те из них, которые генерируются и лежат в основе успешной адаптации субъекта профессиональной деятельности.

Адаптация и развитие личности. На важность учета активно вырабатываемых качеств и взаимосвязей личности в ходе ее адаптации указывает также А. Л. Свенцицкий (А. Л. Свенцицкий, 1986). Он пишет:

Важным показателем освоения той или иной профессионально - функциональной роли является состояние адаптированности личности к социально - производственным условиям труда . Адаптация основывается не только на пассивно - приспособительных , но и на активно - преобразующих связях личности с окружающей средой , представляя собой неразрывное единство тех и других форм связи . Как показали исследования Е . А . Климова , входе адаптации складывается соответствующий индивидуальный стиль деятельности личности , что позволяет ей выполнять с определенным успехом свою профессионально - функциональную роль .

Представляется, что адаптация базируется на определенном комплексе когнитивных, поведенческих, личностных механизмов, их нейрофизиологическом обеспечении, которое активно генерируется адаптантом в ходе адаптации. Благодаря выделению такого аспекта мы сможем полнее осветить адаптационную психическую активность личности, а в дальнейшем на основе анализа разносторонних исследований адаптации предложить собственную модель адаптационного процесса руководителя, в основе которой будет лежать последовательность этапов, характеризующихся собственными новообразованиями.

Вообще личностные характеристики во многом определяют успешность или неуспешность адаптации, и в то же время сама эта адаптация является мощным стимулом для развития личности. Неудивительно, что одним из признанных определений личности является такое, где ведущим, конституирующим фактором неповторимости психической сферы человека является его адаптация к изменениям в окружающей среде:

Личность есть синтез всех характеристик человека в уникальную структуру, которая определяется и изменяется в результате адаптации к постоянно меняющейся среде (Личность: определение и описание, 1992, с. 35).

На неразрывность связи адаптационных процессов и личностного развития указывает в своей обзорной работе С. К. Нартова-Бочавер (С. К. Нартова-Бочавер, 1997):

Необходимо обратить внимание на то , что понятие развития личности в отечественных и зарубежных работах последних лет не противопоставляется адаптации , что является , по - видимому , историческим признанием целостности личности и неразрывности различных измерений ее самоактуализации .

Выделение новой предметной области — социальной педагогической психологии, анализ и обобщение экспернментальныx данных, описывающих процессы социализации, воспитания и развития, позволили в одной из наших предыдущих работ указать на непрерывную связь адаптации и развития:

Если рассматривать социальность как врожденное свойство индивида , то и процесс социальной адаптации следует определить как активно - развивающий , а не только как активно - приспособительный ( А . А . Реан , Я . Л . Коломинский , 1999, с . 34).

Таким образом, мы видим, что явления адаптации и личностного развития взаимно дополняют друг друга, образуя различные направления для самоактуализации.

Дата: 2019-04-23, просмотров: 316.