История вопроса
Адаптация, как сложное и многогранное явление, предъявляет определенные требования к содержанию концептуальной базы, лежащей в основе различных подходов для ее рассмотрения.
Сначала необходимо определиться с предметно-содержательным «наполнением» понятия «адаптация», поскольку разные авторы подразумевают под ним различные аспекты изменений субъекта адаптации и адаптогенной ситуации.
Три направления исследований в области адаптации
С. Л. Шапкин и Л. Г. Дикая (С. А. Шапкин, Л. Г. Дикая, 1996) выделяют три основных направления исследований, в той или иной степени связанных с проблемой адаптации.
Медико-психологические аспекты. Первое направление исследований связано с медико-психологическими компонентами адаптации в разнообразных стрессовых условиях, где на передний план выходят внутриличностные процессы (динамика и гармония потребностно-мотивацнонной сферы личности, установление контакта субъекта адаптации с собственным «Я»). Адаптация в рамках этого направления изучается вне контекста конкретной предметной и профессиональной деятельности, на которой отражаются неблагоприятные влияния со стороны стрессогенной ситуации, но которая одновременно является важнейшим источником для преодоления этих влияний и поэтому играет важную роль в понимании механизмов адаптации.
Психофизиологический аспект. Второе направление исследований феномена адаптации, по мнению этих авторов, связано с психофизиологическим описанием функционирования отдельных органов (систем органов) и психических процессов, которые они обеспечивают, в условиях изменений в окружающей социально-профессиональной среде (высокая рабочая нагрузка, шумовой фон при реализации профессиональной деятельности, гипоксия и т. п.). В рамках данного направления адаптация выступает как процесс уравновешивания, перестройки различных психофизиологических систем организма, направленный на достижение и поддержание внутреннего гомеостаза. Вот почему в качестве основания для выделения стадий адаптации выступают объективно фиксируемые изменения психофизиологических показателей, их динамика в ходе исследуемой деятельности.
Комплексное изучение состояний. К третьему направлению относятся работы по комплексному изучению психических и функциональных состояний человека в трудовой деятельности. Рассматриваемая в таком ключе адаптация предстает как взаимодействие "субсистемных" и «метасистемных» противоречий, существующих как вне, так и внутри человека (Б. Ф. Ломов, 1984). Структура и динамика адаптации изучаются как процесс уравновешивания в открытой системе, в ходе которого приобретаются новые системные качества.
Различные аспекты многомерного явления адаптации
С учетом важности комплексного подхода к многомерному явлению адаптации (см. выше) и необходимости выявления динамики личностных изменений в ходе адаптации на разных этапах профессионального развития мы будем основываться на следующих концептуальных предпосылках рассмотрения феномена адаптации.
Субъект адаптации — человек. Во-первых, изучение адаптации должно проводиться как адаптация се активного носителя — субъекта адаптации. А. В. Брушлинский замечает (А. В. Брушлинский, 1993):
Человек и его психика — это не две системы , а одна единая система , в которой именно субъект объективно является основанием всех психических процессов , свойств и состояний , вообще всех видов своей активности ( деятельности , общения и т . д .). Следовательно , в нем и через него они взаимосвязаны и интегрированы воедино , поскольку все они суть неотъемлемые качества одного и того же субъекта .
ВНИМАНИЕ
Исходя из этого мы будем рассматривать личностные качества не просто руководителей организаций и предприятий, а руководителей, решающих на данном этапе развития своей карьеры задачу управленческой адаптации; не выраженность управленческих ролей, а их динамику в ходе адаптации к данной руководящей должности.
Адаптация как комплексный феномен. Во-вторых, анализ адаптации подразумевает изучение всех измерений этого комплексного феномена. В качестве таких основных измерений мы остановимся на рассмотрении адаптации как процесса, результата и основания для формирования новообразований (психических качеств).
Процессуальный аспект адаптации основывается прежде всего, на выделении ее временных характеристик — протяженности и стадий самой адаптации. В рамках данного направления происходит выявление основных элементов адаптационного процесса, связанных в единую логическую и временную последовательность. При этом в различных отраслях психологической теории и практики исследованы различные стороны процесса адаптации (от стадий социальной адаптации до психофизиологических механизмов адаптации). На моделях адаптационного процесса, разработанных в психофизиологических исследованиях, эволюционной психологии, социально-психологических исследованиях, поведенческом подходе мы остановимся более подробно в следующих разделах данной работы.
Результативный аспект адаптации традиционно используется как ключевой элемент при оценке успешности адаптивных процессов в целом, вот почему результативный критерий положен в основу большинства современных классификаций феномена адаптации, от простейшей дихотомии (адаптация — дезадаптация) до более дробных и многомерных теоретических построений.
Так, в соответствии с классификацией А. Н. Жмырикова по критериям выходных параметров деятельности, степени интеграции личности с микро- и макросредой, степени реализации внутри личностного потенциала и эмоционального фона самочувствия обосновывается четырехградационная шкала результатов адаптации: высокая избыточная, высокая оптимальная, низкая, дезадаптивная.
Одна из наших последних работ, в которой предлагается систематизация итоговых результатов адаптации, содержит описание уже двумерной классификации (Л. Л. Реан, 1999). В качестве ортогональных измерений модели социальной адаптации предлагаются соответствие реального поведения человека требованиям социального окружения (так называемый «внешний критерий"), а также отсутствие ощущения угрозы, достижение внутриличностной комфортности (так называемый "внутренний критерий").
Адаптация как совокупность новообразований. Аспект рассмотрения адаптации, связанный с формированием в ходе нее различных новообразований, в определенном роде интегрирует два выделенных ранее подхода (процессуальный и результативный). Здесь объектом рассмотрения является совокупность психических качеств, которые сформировались (развились) в процессе адаптации и привели к тому или иному результату. При этом в совокупность новообразований включаются не только множество знаний, умений, навыков, полученных и сформированных у себя субъектом адаптации, но и сложная система межличностного взаимодействия с профессиональным и социальным окружением.
На аспекте адаптации, связанном с появлением определенной совокупности новообразований, хотелось бы остановиться особо. Дело в том, что, как это будет проиллюстрировано ниже, в целом ряде работ как отечественных, так и зарубежных авторов неявно принимается тезис об определенной неизменности, самотождественности адаптанта в ходе его приспособления к воздействию определенных средовых факторов. В результате такого рассмотрения процесс адаптации проводится по следующей обобщенной схеме: воздействие факторов среды => восприятие этого воздействия субъектом => актуализация уже сформировавшихся сторон жизнедеятельности, средств внутри- и межличностного взаимодействия (или же количественное изменение характеристик их функционирования) => достижение адаптации вследствие достаточного приспособления за счет актуализированных средств (или же дезадаптация как результат недостаточной компенсации).
ЭКСПЕРИМЕНТ
Подобная схема получила наибольшее распространение в исследованиях психофизиологических компонентов адаптационного процесса. Так, многолетние исследования II. А. Аладжаловой (И. А. Аладжалова, 1979), посвященные медленноволновой биоэлектрической активности головного мозга, обеспечивающей регуляцию психических процессов, позволили определить их адаптивную роль. Показано, что в качестве одного из адаптационных механизмов выступает функционирование медленноволновой колебательной системы, которая обеспечивает адекватную регуляцию быстроволновой системы за счет изменения ряда параметров функционирования (амплитуды, периода). На примере функции внимания исследованы регулятивно-приспособительные факторы медленной биоэлектрической активности, задающей граничные параметры функционирования быстрой колебательной системы.)
Адаптация и агрессия. В соответствии с эволюционо-генетической концепцией К. Лоренца в ходе выживания и адаптации человеческого рода формируются такие личностные свойства, как коллективизм, жертвенность, этические нормы, но прежде всего — агрессивность. Обобщая многочисленные эмпирические данные по эволюции, генетике и поведению человека, утверждается, что адаптивные процессы развиваются на основе генетических программ, «естественных наклонностей», которые проявляются и закрепляются в соответствии с требованиями современного общества.
Однако, как будет показано нами далее, тезис об адаптивной природе агрессии не подтверждается ни практически (поскольку современная цивилизация культивирует агрессивно-конкурентное взаимодействие как жизненную стратегию с высоким риском социальной дезадаптации), ни теоретически, так как вступает в противоречие с центрированным па развитии личности этико-гуманистическим подходом.
На наш взгляд, следование принципу самотождественности несколько обедняет картину адаптации (в основном на этапе приспособительных реакций) прежде всего за счет преуменьшения роли активности самого субъекта адаптационного процесса. Выделение формируемых субъектом адаптации новообразований на различных уровнях человеческой индивидуальности позволяет полнее рассмотреть адаптационный процесс в его развитии. Как справедливо отмечает В. Т. Кудрявцев, развитие на любом его уровне — это всегда порождение существенно нового.
Важность процессуального аспекта адаптации. Выведение «за скобки» научного анализа спектра разноуровневых характеристик, развивающихся в ходе адаптационного процесса, создает предпосылки для определенной «мифологизации» онтологического статуса духовной сферы человека, отмечаемой многими авторами (см., например, Л. И. Анцыферова, 1999). Тот же В. Т. Кудрявцев пишет (В. Т. Кудрявцев, 1996):
В мифологических моделях развития в большей или меньшей степени нивелируется его содержательно - процессуальная сторона . Так , традиционный средневековой жанр жизнеописания — житие святых — как правило , оставляет под покровом тайны путь человека к святости . Человек либо внезапно переходит из греховного состояния в святое , либо уже рождается святым , прижизненно обнаруживая себя в этом качестве . Сходные мотивы имеются и в других мифологиях , возводящих развитие в ранг таинства ( модель развития как сакральный «черный ящик» ).
Нетрудно видеть, что ограничение концептуальной схемы рассмотрения адаптации только ответными приспособительными реакциями адаптанта не представляет возможности проанализировать в исчерпывающей степени содержательно-процессуальную сторону адаптации. В результате подобной мифологизации субъект адаптации либо внезапно достигает состояния адаптированности, либо изначально является адаптированным, проявляя это свое качество в новых социально-профессиональных условиях жизнедеятельности.
Дата: 2019-04-23, просмотров: 341.