Мобилизация ( уровень активности )
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой
Недостаточная Адекватная Избыточная Отношение к ситуации, доминирующий мотив Эмоциональное неприятие цели без адекватной когнитивной оценки Согласованность эмоциональной и когнитивной оценки; стремление найти путь к цели Эмоциональный компонент отношения доминирует над когнитивным; часто принятие цели до адекватной когнитивной оценки; стремление достичь цели немедленно Характер адаптации Адаптация неполна без достаточной активности Адаптация укрепляется активностью Адаптация ослабляется излишней активностью Поведение Пассивное (капитуляция) Активное организованное Активное дезорганизованное Продуктивность — ориентировочной активности — волевой активности   Отсутствует   Отсутствует   Наличествует   Наличествует   Наличествует   Отсутствует Энергетическая характеристика физиологических процессов Снижение расходования энергии или трата ее на торможение Адекватное, устойчивое расходование энергии Избыточное расходование энергии Преобладающая фаза стресса Фаза истощения Фаза резистентности Фаза мобилизации (фаза тревоги) Главная характеристика состояния Апатия Активация Высокое напряжение Настроение Сниженное настроение, уныние Ровное настроение, бодрость Неровное настроение, беспокойство Вероятный исход Гипотимия, депрессивный синдром Сохранение или повышение психологической устойчивости, удовлетворенность самореализацией Астения

 

Изучение комплексной проблемы индивидуального развития человека (индивида, личности, индивидуальности), которая основывается на успешной социальной адаптации, привело Б. Г. Ананьева к выводу о функционировании двух контуров в ходе развития человеческой индивидуальности (правда, при этом используется более широкое понятие «регулирование»). По его мысли, внутренний контур регулирования интегрирует разнообразные и противоречивые роли субъекта различных деятельностей, а внешний контур объединяет систему видения человеком его взаимодействия с миром, его самосознание (Б. Г. Ананьев, 1980, с. 170-171).

Адаптация и смысл жизни. Взаимодействие человека с окружающей социальной средой, в ходе которой разворачиваются различные адаптационные процессы, делает чрезвычайно важной проблему смысловой идентификации личности. Как и при анализе феномена адаптации, здесь также выделяются конечные (результативные), операциональные (временные и инструментальные) аспекты. В. Франкл указывает:

На самом деле нормальное ощущение счастья не выступает в качестве цели , к которой человек стремится , а представляет собой скорее просто сопутствующее явление , сопровождающее достижение цели ( В . Франкл , 1990, р . 30).

Одним из личностных механизмов поиска смысла жизни может быть последовательность относительного освобождения (эмансипации) от внешней детерминации и внутренних природных особенностей, на что обращает внимание В. Э. Чудновский:

Суть смысла жизни как психологического феномена в том , что , возникая в результате взаимодействия «внешнего» и «внутреннего» , он вместе с тем эмансипируется от того и другого и начинает действовать как «буферный механизм» , как «система сдержек и противовесов» , не допускающих одностороннего подчинения «внешнему» и вместе с тем препятствующих превращению человека в раба собственных потребностей , влечений , своих непосредственных сиюминутных интересов ( В . Э . Чудновский , 1995, с . 19).

Представляется, что психологический феномен адаптации также не может быть сведен только к «внешнему» (социальному) или только к «внутреннему» (эмоционально-психофизиологическому) и поэтому тоже может рассматриваться как известная эмансипация от этих взаимодействующих факторов.

Дата: 2019-04-23, просмотров: 216.