В соответствии с развиваемыми Б. С. Братусем теоретическими взглядами личность представляет собой своеобразное психологическое орудие формирования и самостроительства в себе человека (Б. С. Братусь, 1997). Исходя из этого, личность также может выступать в качестве некоего психологического средства, обеспечивающего адаптационные процессы на всем жизненном пути человека.
Необходимо отметить, что понятие личности — один из наиболее распространенных конструктов при построении теорий, описывающих психическую природу человека. В то же время практически всеми специалистами подразумевается, что личность — это социальный индивид, субъект и объект общественных отношений (Б. Г. Ананьев, 1980; Л. Г. Асмолов, 1984; А. Н. Леонтьев, 1981; Б. Ф. Ломов, 1984; К. К. Платонов, 1986, и др.).
Многие концепции и теоретические подходы к описанию личности содержат тезис о таком ее важнейшем элементе, как стремление к саморазвитию и самосовершенствованию. По нашему мнению, такого рода выделение различных направлений исследования и описания личности достаточно условно. Они выполняют функцию больше учебно-методическую и историко-научную (поскольку создают упрощенные и удобные для обозрения и сравнения теоретические классификации), нежели содержательно-психологическую. Например, основные положения индивидуальной психологии А. Адлера, гуманистического психоанализа Э. Фромма (традиционно рассматриваемых как представители психоаналитического направления) вполне созвучны тезисам гуманистической психологии А. Маслоу, К. Роджерса, В. Франкла и др. Так, основным принципом адлерианских воспитательных центров является стремление сделать личность счастливее, освободить ее от влияния комплексов, показав, что другое вовсе не лучше и не хуже тебя, они такие же, как ты. Здесь можно процитировать слова Э. Фромма, тоже перекликающиеся с идеями гуманистической психологии. Говоря о функции нового общества, направленного на формирование нового Человека, Э. Фромм указывает, что одной из главных черт его личности должно быть «всестороннее развитие человека и его ближних как высшая цель жизни» (Э. Фромм, 1990).
Следует добавить, что в работах авторов когнитивистского направления можно без труда найти высказывания и положения, освещающие рационально-логические основы саморазвития личности. Так, один из разработчиков теории когнитивного диссонанса Э. Аронсон прямо указывает на мотивирующую роль степени диссонанса в условиях самонастройки на задачу:
Я хочу здесь подчеркнуть , что там , где диссонанс мал или где его вообще нет , там появляется эффект побуждения ; чем ценнее задание , тем оно «лучше» ; чем оно «лучше» , тем оно больше нравится испытуемому ( Э . Аронсон , 1984, р . 120).
Соответственно можно заключить, что одной из конструктивных посылок при рассмотрении личности является выделение в ней способности к раскрытию внутреннего потенциала на основе индивидуального своеобразия и особенностей социальной среды (по Э. Фромму, личность — это целостность врожденного и приобретенного). Проходя определенные ступени своего развития, личность переживает ряд важных жизненных событий, служащих толчком для процессов адаптации и самоактуализации.
Рассматривая совокупность таких существенных, значимых событий с точки зрения субъекта жизни, сформировавшиеся у него личностные подходы к организации жизненных событий и разрешению противоречий в жизненных ситуациях, К. А. Абульханова-Славская вводит понятие «жизненной позиции» человека:
Способ самоопределения личности в жизни, обобщенный на основе ее жизненных ценностей и отвечающий основным потребностям личности, можно назвать жизненной позицией (К. А. Абульханова-Славская, 1991. с. 44).
Рассматривая проблему социальной адаптации в масштабах жизненной стратегии, автор указывает на наличие двух основных образований в структуре жизненной позиции личности: во-первых, это совокупность субъективно значимых отношений человека (прежде всего к социальному окружению, предметному миру, самому себе), а во-вторых — совокупность способов реализации этих отношений (так называемый «способ организации жизни») (там же, с. 48).
Адаптация и активность личности. Важную роль при возникновении трудных жизненных ситуаций, вызывающих необходимость адаптивных перестроек, играет уровень активности личности, степень ее мобилизации. Как показали многочисленные исследования Л. В. Куликова, наиболее адекватной теоретической моделью является выделение оптимального уровня активности личности. Эмпирические данные свидетельствуют, что как при недостаточной, так и при избыточной мобилизации личности с большой степенью вероятности возникают психические состояния, которые нарушают адаптивное равновесие. Так, при недостаточной мобилизации в трудной жизненной ситуации весьма вероятно возникновение апатии и снижение расходования энергии. С другой стороны, в ситуации избыточной мобилизации возникает состояние высокого напряжения на фоне чрезмерного расходования энергии.
Обобщая имеющиеся теоретические разработки проблемы психологической адаптации и анализируя собственный накопленный эмпирический материал, Л. В. Куликов систематизировал картину изменений в организме и психике при столкновении личности с жизненными трудностями в виде таблицы (табл. 1.1).
Таблица 1.1
Феномен адаптации личности к трудностям
( по Л . В . Куликову , 1997)
Характеристики
Дата: 2019-04-23, просмотров: 321.