Пресса о внешнеэкономической деятельности Узбекистана
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Всемирный Банк[17]: стратегия содействия Узбекистану на 2002-2004 годы[18]

 
Д.Вулфенсон отвечает на вопросы журналистов

 

Внешний долг Узбекистана составляет $4,5 млрд. – заявил Президент Всемирного банка Джеймс Вулфенсон в Ташкенте на встрече с журналистами.

 

Новые военные приоритеты Узбекистана [19]

… В апреле в Ташкенте побывал и президент Всемирного банка Джеймс Вулфенсон. Он подтвердил намерение выделить Узбекистану для финансирования новых проектов 350 млн. долларов США. Вулфенсон также напомнил, что за последние годы Всемирный банк уже выделил республике в общей сложности 450 млн. долларов США. Вместе с тем он подчеркнул, что Узбекистан - первоклассный пример выплаты и погашения внешнего долга, который составляет 4,5 млрд. долларов США.

А в декабре прошлого года Ташкент посетил президент Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР) Жан Лемьер. По итогам визита были подписаны четыре соглашения, касающиеся сотрудничества в финансовой сфере, модернизации железнодорожного транспорта Узбекистана и реконструкции системы теплоснабжения одного из густонаселенных регионов страны - Андижанской области. Кроме того, ЕБРР решил открыть кредитные линии для национального банка внешнеэкономической деятельности Узбекистана. В настоящее время с участием ЕБРР в Узбекистане реализуются 14 проектов общей стоимостью 671 млн. долларов США.

Не без помощи иностранных инвесторов был пущен в эксплуатацию Шуртанский газо-химический комплекс, на строительство которого израсходовано более миллиарда долларов. Две трети объема его финансирования составляют иностранные инвестиции.

Узбекистан находится на первом месте среди бывших советских республик Центральной Азии по объему предоставляемой ему японской государственной экономической помощи. С 1993 года Токио предоставил Ташкенту в той или иной форме безвозмездно около 60 млрд. иен (500 млн. долларов). В феврале Япония обязалась еще предоставить Узбекистану безвозмездную помощь в размере 950 млн. иен (около 8 млн. долларов) на развитие рыночной экономики и борьбу с бедностью. …

Ташкент попал в Poor-7 и рассчитывает на увеличение западной помощи [20]

Cемерку многие считают счастливым магическим числом. Ярчайшим примером, оправдывающим этот символ в международных отношениях, стала Большая семерка наиболее развитых стран. Сколько в ельцинские времена не пытались сотрудничать по формуле 7+1, преобразовать G-7 в Большую восьмерку не удалось. Теперь на постсоветском пространстве появилась своя семерка, только она является полной противоположностью Great-7 и вполне может называться Poor-7. (Poor – англ., неимущий, убогий, скудный, ограниченный, несчастный). В прессе же дипломатично называют "группа СНГ-7".

Вошли в этой группу Армения, Грузия, Киргизия, Молдавия, Таджикистан, Азербайджан и Узбекистан, которых объединяет сейчас крайне низкий уровень жизни населения. На днях в Вашингтоне была подписана так называемая международная инициатива стран СНГ-7. Инициатива поддержки Poor–7 принадлежит руководству Всемирного банка, Международного валютного фонда, Европейского банка реконструкции и развития и Азиатскому банку развития. Они хотят реализовать программу международного сотрудничества, которая способствовала бы экономическому росту и сокращению уровня бедности в странах группы СНГ-7.

Помощь будет заключаться в реструктуризации, а в некоторых случаях и сокращении задолженности стран Poor–7. Предполагается также снять барьеры в торговле и увеличить гранды, предоставляемые странам "семерки" международными финансовыми организациями.

Однако на такую поддержку власти Еревана, Тбилиси, Бишкека, Кишинева, Душанбе, Баку и Ташкента могут рассчитывать только в случае, если сами займутся, наконец, стабилизацией своих экономик, в частности в бюджетной сфере и стимулировании экономического роста. От них требуется демонстрация приверженности и политической воли к осуществлению реформ, укрепление управления, ослабление коррупции, повышение адресности социальных расходов на бедные слои населения и ограничение роста нового внешнего долга. Так, например, Грузии и Киргизии обещана стандартная реструктуризация до десяти лет без списания в рамках Парижского клуба. В Армении же МВФ уже реализует кредитную программу на сумму в 69 млн. долл. под названием "Механизм финансирования роста и сокращения бедности". Правда, эта программа закончится через два года, и тогда, если, конечно, Ереван будет активно реформировать экономику, ВБ предоставит ему кредит еще в 40 млн. долл.

В надежде на помощь международных финансовых организаций активно начал демонстрировать готовность к экономическому сотрудничеству и Ташкент. На днях здесь прошло заседание Комиссии по реформированию экономической, финансовой и банковской сфер, развитию и укреплению рыночных принципов и механизмов Межведомственного координационного совета по реформированию и инвестициям при президенте Узбекистана. Чиновникам был представлен разработанный Центром эффективной экономической политики при Минмакроэкономстате проект доклада "О программе структурных преобразований в Республике Узбекистан на период до 2010 года".

Разработчики документа надеются, что в республике удастся сформировать экспортоориентированную структуру экономики и развить конкурентоспособные производства. Тогда доля промышленности в структуре ВВП увеличится почти в два раза, рост малого и среднего бизнеса составит до 50% от ВВП, а доля экспорта - до 30%. Среднегодовые темпы прироста ВВП в течение 2002-2010 гг. прогнозируются на уровне 6-8%, промышленности - 10-11%, сельского хозяйства – 6% и услуг – 8%. Прирост инвестиций в основной капитал в среднем в год составит 8-9%.

Делегация узбекского антимонопольного комитета уже ездила советоваться по основным вопросам в Вашингтон. Руководители Государственного комитета по демонополизации и развитию конкуренции говорили с американскими коллегами о проблемах антимонопольного регулирования в сфере естественных монополий - телекоммуникации, железнодорожные перевозки, электричество, природный газ. Американцы пообещали техническую помощь. А в это время в Ташкенте представители корпорации "Боинг" и авиакомпании "Узбекистон Хаво Йуллари" подписали соглашение о предоставлении в лизинг двух авиалайнеров Б-767 под гарантии узбекского правительства республики. 85% кредита с льготами на 12 лет обеспечивает американский "Эксимбанк", остальное - французский банк "Сосьете Женераль". "Боинги" поступят в Ташкент в 2003-2004 годах.

Противоречивые процессы экономической интеграции стран центрально-азиатского содружества [21]

Политику определяет экономика - эта старая истина продолжает оставаться актуальной на пороге XXI века, вне зависимости от материков, экономических формаций и правящих режимов. Все упирается в финансы и промышленные возможности, точнее в их отсутствие. В богатом газом Узбекистане, который из экономических соображений периодически тушит южно-казахстанские конфорки, есть города с многотысячным населением, такие как Учкудук и Зарафшан, где газа нет уже третий год, потому как республика не в состоянии построить газопровод длиной в несколько десятков километров.

Именно экономические трудности, а не злой умысел Президента Каримова толкают узбекскую сторону на "недружественные" действия по отношению к своим ближайшим соседям. В налаживании нормальных, добрососедских и партнерских отношений между Казахстаном, Кыргызстаном и Узбекистаном заинтересованы народы каждой страны, но за некоторой эйфорией центрально-азиатской интеграции уже сейчас явственно проглядывают острые углы. Так за 1994 год в Республику Казахстан из стран Единого экономического пространства было ввезено продукции на сумму 1053 млн. тенге, что составляет всего 3,5% от общего объема ввоза из стран СНГ, а вывезено в страны ЕЭП казахстанской продукции на 3545,7 млн. тенге. То есть торгово-экономическое сотрудничество несколько непропорционально.

Несмотря на громкие договоренности об усилении экономических взаимосвязей, реальный уровень интеграции Казахстана с Узбекистаном в 1994 г. - году провозглашения Единого Экономического Пространства Центрально-азиатского содружества, снизился. Иллюстрацией чего конкретные показатели: поставки из Казахстана шин, по сравнению с 1993 годом сократились на 90 %; нефтепродуктов - на 85 %, угля - на 83 %, проката черных металлов - на 54 % и т.д.

Аналогична ситуация с обратными поставками из Узбекистана в Казахстан, недополучено от договоренных на 1994 год объемов: нефтепродуктов - около 73 %, готового проката - 99 %, аммиака - 90 %. Практически прекратились поставки продукции цветной металлургии (цинка и меди), а также стратегического сырья - хлопка, вместо 17 тысяч тонн, которые обязался продать Узбекистан, Казахстан получил только 100 тонн.

Единственный показатель, где достигнуто существенное перевыполнение планов - это вывоз из Казахстана в Узбекистан медикаментов и медицинских препаратов, которые, кстати, в остром дефиците в самой республике. Причем перевыполнение планов поставок огромное - в 6 раз.

Экономический союз продекларирован, но в реальности: "Узбекистан не приступил к поставкам холодильников, изделий из золота. Крайне неудовлетворительно осуществляется завоз других товаров, включенных в межправительственные соглашения, а именно, картофеля поставлено 1 % (от договоренного объема), овощных консервов - 3 %, масла растительного - 4 %, тканей шерстяных и хлопчатобумажных - 2 и 3 %, соответственно..." и т. д. В среднем, выполнение соглашений с Узбекистаном составило от 8 до 38 % от договоренностей. И подобное положение продолжает сохраняться.

Указанные экономические выкладки позволили первому заместителю председателя Государственного Комитета по статистике и анализу РК Ю.К. Шокаманову в специальной записке "О развитии экономической интеграции Республики Казахстан с государствами, входящими в единое экономическое пространство - Кыргызстаном и Узбекистаном" 01 - А/З от 6 апреля 1995 года, прийти к выводу, что: 1) "приведенный анализ свидетельствует о снижении уровня интеграции со странами ЕЭП"; 2) "почти по всему ассортименту вывозимой и ввозимой продукции не выполняются поставки предусмотренные протокольными соглашениями и заключенными договорами". Комментарии, как говорится, излишни.

Периодические отключения подачи газа из Узбекистана в Алмату и другие южные города Казахстана подтверждает проявляющуюся тенденцию: "дружба - дружбой, а табачок - врозь". При этом найдена удобная формула объяснения происходящего - мол, соглашения о взаиморасчетах (которые Казахстан просрочил) заключались на уровне конкретных предприятий и посему в условиях становления рыночной экономики правительство не правомочно вмешиваться в деятельность договаривающихся субъектов.

Весьма настораживает тот факт, что несмотря на массу заверений раздающихся на самом высоком уровне о полном решении газовой проблемы, ситуация ничуть не меняется в позитивную сторону. Так в интервью "Панораме" 1-й вице-президент ГХК "Алаугаз" К. Рахимгалиев заявил, что в 1995 году Казахстан должен был получить 4,5 млрд. куб. м. газа, но сейчас "речь уже идет о 4,2 млрд." но не исключено, что и их РК не получит ". Реально, на начало сентября 1995 было поставлено 2,7 млрд., и под предлогом очередного казахстанского долга с 19 августа «объем поставок резко снижен, до 70 % потребности». И как общий вывод Рахимгалиева: «Не надо питать никаких иллюзий. В этом году зимой нас ждут не меньшие трудности с газом чем в прошлом». Печальный прогноз полностью оправдался. Зимой 1996/1997 года едва не вымерз областной центр Кокчетав (каз. — Кокшетау). Именно отсутствие тепла и газа в густонаселенном Южном Казахстане привело к беспрецедентным беспорядкам охватившим в ноябре 1996 года Чимкент (Шымкент) и другие города Южно-казахстанской области. Узбекское правительство отказалось поставлять газ без предоплаты и казахстанскому вице-премьеру Д. Дусенову пришлось срочно подписывать очередное “дружеское” соглашение на узбекских условиях: газ теперь “идет” под гарантии правительства, с валютной предоплатой и по “засекреченной”, надо полагать в целях экономической безопасности, цене. Характерно, что основной “движущей силой” событий в Чимкенте были доведенные до отчаянного положения собственным правительством казахи, тем самым напрочь опровергая популярный в интеллигентских и научных кругах Москвы и Алма-Аты тезис о том, что, казахи вкусив сладкий плод независимости, скорее вымрут от голода, но не поднимут руку на родное правительство.

К вопросу о долгах. Еще в конце 1993 года Узбекистан был должен Казахстану почти 96 миллионов долларов, но уже во второй половине 1994-го картина меняется на обратную - Казахстан сам значится в должниках на сумму порядка 100 миллионов долларов. Возникает вопрос: как такое могло произойти?

Журналист официозного Казахстанского Телеграфного Агентства Е. Мироглова уверенно указывает на главного виновного «посадки» Казахстана в долговую яму. Им, по ее мнению, оказался бывший до июня 1994 года Министр энергетики и топливных ресурсов К. Байкенов, подписавший крайне невыгодный (если не вредительский) договор о закупке узбекского газа по цене 84 доллара за 1 тысячу кубометров, тогда как средняя стоимость данного продукта в СНГ - 50 и в Европе - 70 долларов.

На первый взгляд, кажется, все ясно - Байкенов, бывший партийный работник (1-й секретарь Алма-Атинского горкома КПК), не имеющий специального «топливного» образования в силу «некомпетентности» сделал грубейшую ошибку. Но под упомянутым договором – «Соглашением между Правительствами Узбекистана и Казахстана о торгово-экономическом сотрудничестве в 1994 году» от 10 ноября 1993 года, по которому устанавливалась закупочная цена 6300 тысяч кубометров узбекского газа по - 80 долларов за тысячу куб. м., - подписи Байкенова нет. Договор, как и полагается на таком уровне, завизировал премьер-министр С. Терещенко.

Значит - правительство было или «в курсе», или его «обманул» тот же Байкенов, ведомство которого готовило свою часть документов к подписанию. В последующих «соглашениях» цена, кстати, еще более возрастает: в «протокол согласования» конкретных исполнителей от 17 декабря 1993 года, подписан - генеральным директором «Узгаза» Н. Жулиным и президентом госхолдинговой компании «Казахгаз» Азербаевым, еще фигурирует цифра 80 долларов, но в новом «межправительственном» уточненном соглашении от 10 января «всплывает» цена 84 доллара, которая и становится окончательной.

Байкенов в записке вице-премьеру Абишеву (курировавшему внешнеэкономическую деятельность) и узбекскому правительству от 9 февраля 1994 года N 2 - 01 - 361 указывает, что такой же по качеству газ можно купить в России за 25 тысяч рублей - 1000 куб. м., и в Туркмении, соответственно, за - 50 долларов, на основе чего предлагает понизить цену до тех же 50-ти $. Что ответил на это письмо Абишев не известно, но узбекский вице-премьер Г. Хакулов откликнулся на редкость оперативно - уже 14 февраля пришла телеграмма о том, что цену от 10 января они считают окончательной и снижать не намерены.

Вот таким образом и сформировался фантастический долг, который к концу 1994 года рос ежедневно на 200 - 300 тысяч $ и на рубеже 1994/95-х годов перевалил за 100 миллионную отметку долларов.

Более того, в оппозиционных политических кругах республики активно циркулируют слухи о том, что газ, поступающий в Казахстан по южному нефтепроводу, вовсе не узбекский, а туркменский. Суть предполагаемого соглашения в устах оппозиции такова: в обмен на поддержку Узбекистаном евразийских и центрально-азиатских интеграционных проектов Казахстан «покупает» по 80 и более долларов США за тонну газ, который в действительности бесплатно отдает Туркмения за право транзита по казахским нефтепроводам в Россию. Затем газ, подлинная мировая цена которого колеблется в пределах 40 - 45 долларов за один кубокилометр, перепродается потребителям в Казахстане уже по цене 120 долларов и все остаются довольны. Туркменам все равно как и кому «переспекулируют» их транзитные отчисления лишь бы оговоренная договором основная часть дошла до главного покупателя - России. Узбеки - наживаются на транзите. Правительство Казахстана не в накладе, так как путем внутренней спекуляции деньги возвращаются в казну, а перед СНГ и всем миром Назарбаев, с молчаливого согласия Каримова, продолжает числиться лидером и главным “интегристом” региона.

*     *     *

В Ташкенте состоялись правительственные переговоры между Казахстаном и Узбекистаном по вопросу поставки газа в Южный Казахстан[22].

Со следующего года узбекский газ будет обходиться казахстанцам в 50 долларов за тысячу кубометров. Об этом было заявлено на встрече правительств двух стран в Ташкенте. Узбекская сторона отказалась изменить свое решение даже после того, как стало известно, что Алматинская область уже погасила долг в 846 тысячи долларов перед узбекской газовой компанией. Правительство Казахстана внесло три варианта альтернативных поставок голубого топлива, которые могли бы удешевить его доставку, а главное, сделать ее стабильной.

Их суть в том, что мы внесли предложение, связанное с поставкой газа с туркменских месторождений, с так называемым "обменом газа" - в Узбекистан и Казахстан, - сказал Даниял Ахметов, заместитель премьер-министра РК.

Наиболее оптимальным и выгодным с экономической точки зрения казахстанские эксперты считают проект поставки газа с Бозойского хранилища. Если он начнет действовать, цена за газ будет близка к прежней. Сейчас Южный Казахстан получает узбекский газ по 36 долларов за тысячу кубометров. Но пока это только предложения, и примет ли их узбекское правительство - не известно. Премьер-министр Уткир Султанов обещал их рассмотреть и дать ответ уже на следующей неделе. Кроме "газовой" темы, на этой встрече были затронуты вопросы делимитации границы и взаимных долгов. Узбекские потребители задолжали связистам и железнодорожникам Казахстана 5 млн. 800 тысяч долларов США.

*     *     *

Долг Киргизии за газ перед узбекскими партнерами составляет около 3 млн. долл.[23]

По акционерному обществу "Кыргызгаз" потери природного газа за прошлый год в Киргизии составили около 14%., при плане 10%. Однако, как сообщает агентство "Кабар", в тоже время дебиторская задолженность потребителей природного газа уменьшилась на 11,5 млн. сомов. По последним данным АО "Кыргызгаз", дебиторская задолженность потребителей за голубое топливо составило 276 млн. 536 тыс. сомов, а задолженность перед акционерной компанией "Узтрансгаз" составила свыше 2,8 млн. долл. На сегодня долг населения республики составляет 155 млн. сомов. Сейчас узбекский газ по - прежнему поступает в республику в необходимом количестве. Но, как отметил руководитель "Кыргызгаза", в случае последующего роста долгов не исключена вероятность перебоев в подаче голубого топлива в Киргизию.

*     *     *

Узбекистан поставит в Киргизию до 30 марта 2002 г. 300 млн кубометров газа и допоставит топливный мазут[24]

C 20 октября в Кыргызстан из Узбекистана поступает газ в требуемых объемах.

Как передает киргизское агентство "Кабар" со ссылкой на сообщение пресс - службы правительства Киргизии, 19 октября в Ташкенте был подписан специальный протокол к заключенному в 2000 г. соглашению между Киргизией и Узбекистаном о совместном использовании топливно-энергетических и водных ресурсов. В соответствии с этим документом узбекская сторона должна обеспечить Киргизию до 30 марта 2002 года газом в объеме 300 млн. кубометров и произвести требуемые допоставки топливного мазута, ГСМ на Бишкекскую и Ошскую ТЭЦ. В свою очередь, Киргизия согласна принять в зимнее время от Узбекистана 532 млн. киловатт часов электроэнергии в счет погашения узбекскими энергетиками долга. Именно на таких условиях республика может гарантировать накопление воды для Узбекистана в вегетационный период 2002 года.

На 10 октября кредитная задолженность АО "Кыргызгаза" составляет чуть более 1 млн. 809 тыс. долл.

Некоторые оценки визита в Москву Президента Узбекистана И. Каримова[25]

6 мая президент Узбекистана Каримов встретился в Кремле с Ельциным. … Каримов провел встречу с российскими деловыми кругами. Стороны заявили о широком круге взаимных интересов и о перспективном потенциале сотрудничества. За круглым столом Овального зала "Президентотеля" Каримова встретили представители как государственных, так и коммерческих банков и компаний. Основные непосредственно заинтересованные лица - представители российской автомобильной, лесной, нефтегазоперерабатывающей, добывающей и металлургической промышленности, а также представители коммерческих банков, имеющих свои интересы и представительства в Узбекистане. Каримов обозначил направление узбекских интересов - развитие с помощью "живых" российских инвестиций и акционирование добывающей и перерабатывающей промышленности Узбекистана, автомобилестроение и нефтегазовая отрасль. По его словам, разрыв экономических связей был спровоцирован непродуманной монетаристской политикой России (отпуском цен) и неподготовленностью нормативной и законодательной баз новых государств, что едва не поставило на грань краха экономику бывших республик, которые были вынуждены замкнуться и искать "живых" денег на Западе. В результате внутренний преимущественно сырьевой рынок республик оказался один на один в свободной конкуренции с Западом.

Впрочем, едва ли этот разговор мог состояться, если бы Узбекистан в результате этих вливаний в перспективные, прибыльные, а также новые для себя отрасли не почувствовал себя более уверенно. ВВП с 1995 года неуклонно растет. Товарооборот с РФ составил более 1,5 млрд. рублей или пятую часть всего товарооборота Узбекистана. Кстати, накануне визита Каримова в Москву узбекский парламент принял сенсационное решение, аннулировав долги Узбекистана России. Едва ли это несогласованный и не просчитанный шаг. Ташкент тем самым предупредил намерение России акционировать наиболее интересные проекты в Узбекистане в счет этих долгов. Выплата старых долгов (1992 - 1994 годов) названа в парламенте Узбекистана делом, не отвечающим интересам Узбекистана. Его интересам сейчас отвечает вливание "живых" российских денег, и основная ставка делается на негосударственные деловые круги.

Казахстан, Узбекистан и Иран согласились на реструктуризацию долгов Грузии [26]

Казахстан, Узбекистан и Иран официально согласились на реструктуризацию долгов Грузии этим странам в соответствии с решением "Парижского клуба" от марта 2000 года.

Как сказал во вторник журналистам министр финансов Мириан Гогиашвили, в ходе его визитов на минувшей неделе в Узбекистан и Иран были подписаны документы, согласно которым Грузия покроет задолженность перед этими странами, составляющую соответственно 1 миллион долларов и 12 миллионов долларов, до 2022 года при ежегодной трехпроцентной ставке…

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Артыков А. «Словарь экономико-правовых терминов» Т., 1997 г.

2. Долан Д., Линдсей Е. «Рынок» М., 1996 г.

3. Кузнецов В.М. «Основы рыночной экономики» М., 1992 г.

4. Макконнелл Р., Брю Л. «Экономикс» М., 1997 г.

5. Матвеев В.Г. «Основы экономических знаний» Т., 1998 г.

6. Тухлиев Н., Таксанов А. «Национальная экономическая модель Узбекистана» Т., 2000 г.

7. Фишер С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р. «Экономика» М., 1993 г.

8. www.cbr.ru

9. www.eurasia.org.ru

10. www.fergana.ru

11. www.gazetasng.ru

12. www.info.debt.ru

13. www.nel.nns.ru

14. www.ngv.ru

15. www.oreanda.ru

16. www.press-service.uz

17. www.rambler.ru

18. www.rcbnet.ru

19. www.redstar.ru

20. www.uzland.uz

21. www.uzreport.com

 

 


[1] Аккордные налоги Lump-sum taxes. Налоги, устанавливаемые государством на уровне, не зависящим от размеров доходов или покупок.

[2] Чистый национальный продукт (ЧНП) Net national product (NNP). ВНП за вычетом амортизационных отчислений.

[3] Валовой национальный продукт (ВНП) Gross national product (GNP). Рыночная стоимость товаров и услуг, произведенных в течение данного периода факторами производства, принадлежащими гражданам данной страны, независимо от их местонахождения.

[4] Фискальная политика Fiscal policy. Решения, принимаемые государством относительно своих расходов и налогов.

[5] Автоматические стабилизаторы Automatic stabilizers. Экономические механизмы, такие, как подоходный налог, которые автоматически смягчают реакцию уровня ВНП на изменение совокупного спроса.

[6] Трансфертные платежи (Трансферты) Transfer payments (Transfers) Производятся без соответствующего возмещения товарами или услугами со стороны реципиента.

[7] Чистые трансферты за границу равны трансфертам от фирм, домашних хозяйств и правительств США иностранцам минус трансферты резидентам США от иностранцев.

[8] В первом случае часто говорят о положительном сальдо текущего балан­са, или счета по текущим операциям; во втором — об отрицательном сальдо.

[9] Избыток одной страны является дефицитом другой: если страша продаст иностранцам больше, чем покупает у них, тогда иностранцы должны продевать этой стране меньше, чем они покупают у нее.

[10] Такое урегулирование началось в 1985 г, когда цена доллара начала падать и иностранные товары стали более дорогими для резидентов США, а американские товары для иностранцев подешевели.

[11] Если, например, имеется дефицит по текущим операциям, а баланс дви­жения капиталов сводится с положительным сальдо, то платежный ба­ланс будет иметь дефицит только в случае, если дефицит по текущим операциям превосходит положительное сальдо баланса движения капи­талов, и наоборот.

[12] Облигация - это долговая ценная бумага. Та организация, которая выпускает ценные бумаги, называется эмитентом. Эмитенты облигаций как бы берут в долг у того, кто приобретает эти облигации (его называют инвестором). Эмитент своей облигацией удостоверяет, что он погасит долг в течение определенного времени и, кроме того, выплатит определенный процент за пользование денежными средствами. Эмитентом облигаций может быть государство, органы местного самоуправления, предприятия, фонды и другие организации.

[13] Less-developed countries (LDC) Слаборазвитые страны. Это страны Юга, или, другими словами, третий мир. Сюда входят страны от самых бедных, например Индия и Китай, до стран со средним уровнем доходов, в число которых входят, например, Аргентина и Югославия.

[14] Необходимо заметить, что в конкретных условиях развивающихся стран использование займов на цели производственного инвестирования не является само по себе гарантией от кризиса задолженности.

[15] СДР – специальные права заимствования.

[16] Постановление XV сессии первого созыва Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 1999, июль.

[17] Мировой банк World Bank. Международный институт, созданный в 1945 году как часть Бреттон-Вудской системы и расположенный в Вашингтоне. Начинал с предоставления кредитов для финансирования послевоенного восстановления. В настоящее время является важным источником финансирования развития, проводит экспертизы и осуществляет консультации по вопросам, связанным с проблемами экономического развития.

[18] Источник: www.UzReport.com Опубликовано 15.04.2002 18:03

[19] Источник: www.redstar.ru 23 июля

[20] Источник: www.GazetaSNG.ru (23 апреля)

[21] Источник: www.eurasia.org.ru (30.09.2002)

[22] Компания "ЮрИнфо" (11.11.2000)

[23] www.ngv.ru (18.12.2002)

[24] Источник: www.uzland.uz (17.04.2002)

[25] www.nel.nns.ru (06.09.1999)

[26] Источник: www.oreanda.ru (17 декабря)


Дата: 2019-04-23, просмотров: 177.