Сравнение элементов объяснить различия между успешными и неуспешными отраслями японской экономики. Под влиянием правительством на успешные отрасли, которые показали двадцать конкурентоспособных отраслей японской экономики, данные о которых представлены в таблице 3-1. Эти отрасли были выбраны из всех секторов экономики, где Япония считается особенно конкурентоспособной: машиностроение (робототехника, производство бытовых воздушных кондиционеров и швейных машин); электроника (полупроводники, видеомагнитофоны, факсимильные машины, домашняя аудиотехника, автомобильные аудиосистемы, пишущие машинки, оборудование для микроволновых и спутниковых коммуникаций), приборостроение (фотокамеры), материалы (углеродное волокно и синтетические ткани), транспорт (автомобили, грузовики, покрышки для грузовиков и автобусов, вилочные погрузчики) и товары для отдыха и досуга (музыкальные инструменты). Изучив эту широкую выборку конкурентоспособных отраслей, что признаки влияния правительства практически полностью отсутствуют. В таблице 3-2 (она приведена в конце этой главы) детально описывается политика, проводившаяся правительством в каждой из этих отраслей. Здесь не было ни крупных правительственных субсидий, ни вмешательства в конкуренцию. Только одно исключение — производство швейного оборудования, достаточно старую отрасль, которая была объектом правительственного регулирования в первые годы после окончания Второй мировой войны. Тогда ставилась цель удовлетворить внутренний спрос на одежду и обеспечить занятость. Но даже в этой области Япония сегодня конкурентоспособна не в производстве бытовых швейных машинок, а в производстве промышленного швейного оборудования, которое не включалось в круг целевых отраслей и не получало поддержки правительства. Таким образом, модель правительственного регулирования не позволяет объяснить успехи Японии в международной конкуренции.
Когда мы более глубоко проанализировали эти конкурентоспособные на международном рынке отрасли, то обнаружили, что правительство все же сыграло в них определенную роль, но не такую, как ожидалось. В некоторых из этих отраслей при помощи ряда инициатив правительство стимулировало возникновение раннего спроса на новую продукцию, помогая таким образом повысить их конкурентоспособность. Например, в производстве факсимильных машин компания NTT (в то время японская правительственная телефонная компания) активно поддерживала использование факсимильных технологий в офисах. В начале 1970-х Япония была одной из первых стран, которая разрешила передачу факсимильных сообщений по общим телефонным линиям. В 1976 году NTT утвердила несколько типовых моделей факсов (которые соответствовали стандартам NTT), и с этого момента уже не требовалось получать индивидуальные разрешения для каждого факсимильного аппарата, хотя многие другие страны в это время вообще запрещали подключение факсов. NTT также инвестировала существенные суммы в маркетинг факсимильной связи и создание выделенных телефонных линий. Правительственные структуры, такие как национальные силы самообороны, полиция, японские национальные железные дороги, служба прогноза погоды, были среди первых организаций, которые стали использовать факсы. Правительство и частный бизнес быстро согласились использовать для факс-машин международный стандарт G3, чтобы все аппараты могли быть совместимы друг с другом.
В 1977 году MITI сократило срок амортизации факсимильных аппаратов с десяти до пяти лет, чтобы побудить пользователей покупать более дорогие модели, обладавшие большими возможностями. Японское правительство также поддерживало использование факсимильного оборудования, согласившись принимать документы по факсу. В 1985 году, например, Патентная служба признавала заявки, присланные по факсу, официальными документами. Служба регистрации патентов и торговых марок США, напротив, считала факсы документами без подписи и отказывалась их принимать. Хотя японское правительство признавало законными не все документы, присланные по факсу, его политика помогла утвердиться доверию к этому новому средству коммуникаций. В совокупности все эти меры помогли раннему созданию рынка для факсимильного оборудования, а это, в свою очередь, вызвало спрос на более сложные и совершенные модели факс-машин и побудило японские компании инвестировать в отрасль и совершенствовать свою продукцию.
Похожая история произошла и в робототехнике. Для облегчения использования промышленных роботов средними и мелкими компаниями была создана Japan Robot Leasing Company. Две финансовые компании — Small Business Finance Corporation и The People's Finance Corporation — также предоставляли средним и мелким компаниям финансирование для того, чтобы они смогли приобретать роботов и обеспечить технику безопасности. Кроме того, были снижены нормы амортизации на высокопроизводительных роботов, управлявшихся компьютерами. Специальная налоговая скидка на амортизацию достигла своего пика в 1978-1979 годах, когда покупатели могли в течение первого года эксплуатации высокопроизводительных роботов списать 25% их стоимости. В 1982-1983 эта специальная скидка была снижена до 10%, а потом и совсем отменена, когда использование промышленных роботов стало распространенной практикой. Так же, как и в случае с факсимильной связью, японское правительство не только помогало сформировать ранний спрос, но и поддерживало спрос на более совершенные модели роботов, что побуждало производителей к инновациям и совершенствованию своей продукции. В Японии, как и везде, стимулировать спрос оказалось значительно более эффективной мерой, чем субсидировать предложение.
В других случаях через установление высоких стандартов правительственное регулирование способствовало инновациям. Например, производителям бытовых воздушных кондиционеров нужно было выполнять весьма жесткие нормативы принятого в 1979 году Закона об энергосбережении, согласно которому к 1983 году требовалось сократить потребление электроэнергии в среднем на 17%. Реализация этого закона потребовала много усилий, направленных на уменьшение потребления энергии, одним из результатов которых стало изобретение ротационного компрессора. Это изобретение было технологическим прорывом, позволившим существенно сократить расход энергии. В дополнение к тому, что Япония стала мировым лидером в компрессорных технологиях, она также значительно повысила свою конкурентоспособность в других технологиях охлаждения, включая замораживание, а также стабилизацию состава и конденсацию воздуха.
К рассмотренным выше мерам японского правительства, которые способствовали конкурентоспособности, можно добавить еще три: политику, направленную на получение «терпеливого» капитала, универсальную, весьма жесткую систему начального образования и выпуск большого числа квалифицированных инженеров. Хотя они и не упоминаются в традиционной модели, мы обнаружили их позитивную роль, анализируя примеры конкурентоспособных отраслей.
В целом, как показывает таблица 3-2, правительство сыграло множество ролей в успехе японских отраслей. Однако это были не те роли, которые чаще всего ассоциируются с Японией, и не те, которые чаще всего копировались другими странами.
Таблица 3-3. Неконкурентоспособные отрасли японской экономики
Сектор | Индустрия | Положение Японии в 1998 году |
Высокотехнологичное производство | Гражданская авиация | Менее чем 1% мирового экспорта. Огромный торговый дефицит в гражданском авиастроении |
Химическая | 6% мирового экспорта. Примерно 14% мирового производства, но в основном производится для защищенного внутреннего рынка | |
Услуги | Ценные бумаги | Отстает от Соединенных Штатов и Европы в таких отраслях, как финансовый консалтинг, производные финансовые инструменты и венчурный капитал. Деятельность на международных финансовых рынках в основном связана с низкими процентными ставками и обслуживанием японских компаний, работающих за рубежом. Обычными являются мошенничество и банкротства |
Программное обеспечение | Ни одна из японских фирм не входит в список 20 крупнейших мировых производителей программного обеспечения* | |
Потребительские товары | Моющие средства | Као и Lion контролируют 70% японского рынка, но практически не представлены на международных рынках |
Одежда | Менее чем 1% мирового экспорта. Огромный торговый дефицит в этой отрасли | |
Готовые пищевые продукты | Шоколад | Менее чем 0,1 % мирового экспорта |
Источник: Economist, 25 мая, 1996
Японская модель менеджмента
Японская модель менеджмента включает ряд особых методов производства, политику в области персонала, особый подход к организации производства, менеджменту и диверсификации бизнеса, причем все это подчинено общим целям фирмы. Хотя различные варианты этой модели несколько отличаются друг от друга, практически все они включают элементы, представленные на рисунке 3-4. Эта модель объясняет особенности производства, дистрибуции, сбыта и другие нюансы японской модели менеджмента. Преимущества японской модели менеджмента, которые выделяют и западные, и японские ученые, включают быстрый рост квалификации сотрудников, сильное чувство общности, высокую лояльность сотрудников к компании, умение и желание менеджеров учитывать долговременные последствия своих решений,
• Высокое качество и низкие затраты
• Разнообразие моделей продукции и их характеристик
• Система бережливого производства
• Отношения к сотрудникам как к важному активу компании
• Пожизненный наем
• Лидерство на основе консенсуса
• Прочные связи между компаниями
• Долгосрочные цели
• Внутренняя диверсификация в быстроразвивающиеся отрасли
• Тесные взаимоотношения с правительством (обсуждались в главе 2)
• Высокое качество и низкие затраты
Японская модель менеджмента основана на убеждении, что для получения конкурентных преимуществ нужно одновременно предлагать высокое качество продукции и услуг и снижать себестоимость. Центральная идея этого подхода — совершенствование производственного процесса, при котором сокращаются затраты, но одновременно, благодаря уменьшению числа дефектов и переделок, снижению числа комплектующих и задержек времени, повышается качество. Японские компании поняли, что стандартизация, массовое производство и устранение лишних операций не только сокращают затраты, но и служат лучшим методом достижения устойчиво высокого качества и соблюдения сроков. Например, использование сборочных автоматов для производства электронной продукции японскими компаниями в начале 1980-х годов привело к беспрецедентно низкому уровню дефектности.
• Широкое разнообразие моделей и их характеристик
Японские компании стремились вывести на рынок широкий диапазон моделей продукции с разнообразными характеристиками. Обычная же практика предполагала выпуск стандартных моделей товаров с широким диапазоном дополнительных возможностей. Основным направлением была многофункциональность, то есть способность продукта выполнять множество задач. Стоит отметить, что японские компании постоянно выводили на рынок все новые и новые модели, существенно сократив при этом жизненный цикл.
• Система бережливого производства
Система бережливого производства сыграла центральную роль в японской модели менеджмента. Этот подход, впервые предложенный компанией Toyota, рассматривает разработку, производство и закупки как целостную систему. Оптимизируя эту систему, Toyota одновременно добилась высокого качества продукции, высокой производительности, гибкости производственного процесса и своевременности поставок. Истоки системы бережливого производства относятся ко времени основания Toyota Motor Company в 1930-х годах, когда ее основатель Кийтиро Тоёда обратил особое внимание на систему доставки «точно вовремя». В конце 1940-х годов Тайити Оно, который в то время работал в Toyota мастером, объединил такие элементы подходов Форда и Тейлора, как стандартизация и ремесленная система, что позволило работникам овладевать разнообразными навыками. Компания Toyota постоянно совершенствовала эту гибридную систему, и скоро ее приняли многие другие японские компании.
ЧЕМ ОБЪЯСНЯЕТСЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ЯПОНИИ?
ПРОЦВЕТАНИЕ И ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТЬ
В конечном итоге богатство страны зависит от производительности, которая позволяет фирмам успешно конкурировать. Производительность национальной экономики измеряется как стоимость товаров и услуг (продукции), приходящаяся на единицу людских, финансовых и физических ресурсов данной страны. Доход, произведенный на единицу рабочей силы или капитала, определяет, какой уровень заработной платы может существовать в экономике этой страны, а также уровень прибыли на инвестированный капитал и прибыль (после вычета затрат), созданную физическими ресурсами. Мы перечислили основные факторы, определяющие национальный доход в расчете на душу населения.
Таким образом, конкурентоспособность страны определяется производительностью. Параметр производительности, если его верно понимать, уже включает и стоимость (цены) продукции данной страны на рынке, и эффективность ее производства. Одно лишь повышение эффективности или способности производить больше продукции на единицу труда и капитала не обязательно приведет к росту заработной платы и прибыли — кроме случая, когда цены на продукцию или услуги стабильны или растут. Поскольку глобальная конкуренция оказывает сильное давление на цены стандартных товаров, одной эффективности производства оказывается недостаточно. Экономически развитые страны в большей степени повышают уровень жизни населения, увеличивая ценность своей продукции и услуг (например, благодаря лучшей технологии, маркетингу, сервису), а также входя в новые отрасли при помощи инноваций, чем путем снижения затрат на производство стандартной продукции.
Таким образом, основной вопрос экономического развития связан с тем, как создать условия для быстрого и устойчивого роста производительности. Производительность страны — это сумма производительности всех работающих в ней компаний. Производительность и процветание региона зависят не от того, в каких отраслях конкурируют компании, а от того, как они конкурируют. Фирмы могут продуктивно работать в любой отрасли — обувной, полупроводниковой, в сельском хозяйстве — при условии, что они используют тонкие методы работы, современные технологии и предлагают уникальную продукцию и услуги. Все отрасли могут использовать высокие технологии, и все отрасли могут требовать глубоких знаний. Выделение приоритетных, целевых отраслей основано на неправильном понимании конкуренции, основанном на том, что успех определяется экономией масштаба, а внутренняя конкуренция — напрасная трата ресурсов. Как обсуждалось во второй главе, выделение японским правительством целевых отраслей не привело к успеху. Вместо этого целью политики правительства должно стать устранение препятствий для повышения производительности.
Повышать производительность нужно также во внутренних отраслях, ведь эти отрасли влияют не только на стоимость жизни в стране, но и на стоимость ведения бизнеса в отраслях, работающих на международный рынок. Сегодняшняя ситуация в Японии показывает, насколько опасно считать, что конкурентоспособность важна только для отраслей, работающих на внешний рынок. Исправление этой ошибки — одна из важнейших задач.
Императив производительности сегодня означает, что богатство страны, прежде всего, определяется коллективным выбором ее граждан. Географическое расположение, природные ресурсы и даже военная мощь уже не служат решающими факторами. Теперь процветание страны зависит от того, как ее граждане управляют экономикой, какие они создают институты и какие делают инвестиции — вместе или по отдельности.
Здоровая макроэкономическая политика и стабильные политические и правовые институты создают потенциал для процветания страны, но в реальности богатство создается на микроэкономическом уровне и зависит от способности фирм эффективно производить ценные товары и услуги, что позволяет обеспечить высокие заработные платы и прибыльность капиталовложений. Процветание зависит, таким образом, от способности страны развивать свой потенциал на микроэкономическом уровне. В этом можно разобраться, только исследуя действия по повышению производительности на уровне фирмы, отрасли и кластера отраслей. (Определение понятию «кластер» мы дадим ниже в этой главе.) Именно на этом уровне политика правительства затрагивает интересы частного бизнеса.
До недавнего времени Япония проводила разумную макроэкономическую политику и добивалась макроэкономической стабильности. Реальные проблемы Японии связаны с проблемами конкуренции на микроуровне, и для решения этих проблем недостаточно даже самого масштабного макроэкономического стимулирования. Микроэкономические основы производительности определяются двумя взаимосвязанными факторами: оригинальностью, зрелостью стратегии и действий компаний и качеством микроэкономической деловой среды. Производительность определяется качеством и уровнем конкуренции компаний внутри страны.
Нефтяной кризис послужил катализатором для выхода Японии на ведущие позиции в мире в области энергосберегающих технологий, что пошло на пользу многим отраслям. Нефтяной кризис дал толчок инновациям, которые упрочили позиции страны в таких высокотехнологичных отраслях, как автомобилестроение и бытовая электроника.
Кризис иены, в результате которого стоимость японской валюты всего через два года после подписания соглашения Plaza Accord в 1985 году взлетела на 100%, также привел к быстрой перестройке. Почти мгновенно во всех странах мира японские товары сильно подорожали, зарплаты японцев стали одними из самых высоких в мире. В результате таких перемен исчезло одно из важнейших преимуществ японской экономики — низкие по сравнению с западными странами зарплаты квалифицированных рабочих. Снова оказавшись в тяжелой ситуации, японские фирмы резко подняли производительность, перенесли производство простых и недорогих товаров в зарубежные страны, а сами перешли к выпуску сложной продукции, которая в меньшей степени подвержена ценовой конкуренции.
Хотя способ, которым Япония справилась с этими двумя кризисами, и дает некоторый повод для оптимизма, сегодня ситуация радикально изменилась. Прошлые и нынешний кризисы создают ощущение остроты ситуации, но в наши дни эта острота чувствуется слабее. Причины предыдущих кризисов были ясными и очевидными. Сегодняшние же трудности более запутанны, в них труднее разобраться. Многие винят во всех бедах известный всем «финансовый пузырь» и думают, что для оздоровления экономики достаточно лишь мер финансового характера.
В периоды прошлых кризисов направления развития страны были очевидны: Японии нужно было существенно снизить затраты, научиться экономить энергию и повысить качество продукции. В нынешнее время цель уже не так очевидна.
Весьма примечательно, что действия, направленные на преодоление предыдущих кризисов, гармонично сочетались с японским стремлением повышать эффективность производства. Сегодня Японии нужны шаги, кардинально отличающиеся от привычного образа мышления и работы компаний, — не говоря уже о драматических переменах в политике правительства. А политические механизмы Японии по-прежнему весьма тяжелы на подъем.
КАТАЛИЗАТОРЫ ПЕРЕМЕН
Что может стать катализатором реальных перемен? Во-первых, по мере того как постепенно изживает себя старая традиция «перекрестного владения» собственностью других компаний, мешавшая перепродаже акций. Уже заметны признаки изменения ролей, которые играют эти новые акционеры. Возможно, самой важной из них будет обучение и стимулирование японских акционеров принимать более активное участие в управлении. Вероятным результатом станет большее внимание к прибыльности, более высокая готовность отказываться от неприбыльной продукции и бизнеса, повышенное внимание к показателям результативности, более прозрачная финансовая отчетность, а также более оптимальное управление.
Во-вторых, все больше иностранных компаний выходят на японский рынок путем приобретения японских компаний. Низкие цены на акции и потребность в новых источниках финансирования улучшили возможности для контроля корпораций. В 1998 году иностранные компании купили (полностью или частично) или объединились с 85-ю японскими фирмами — рекордный показатель. В июне 1999 года, после ожесточенной двухмесячной битвы с Nippon Telegraph and Telecommunications, британская компания Cable & Wireless приобрела 53% акций японской компании International Digital Communications (IDC). Это было первым в истории Японии успешным враждебным поглощением. В начале 2000 года впервые в истории японская компания попыталась выкупить другую японскую компанию, Shoei.
По мере того как в разные отрасли будут проникать акционеры с новыми взглядами на бизнес, компании будут ставить новые цели и применять новые подходы к конкуренции
Например после того как в мае 1999 года Renault приобрела 37% акций Nissan и стала ее самым крупным акционером, она назначила директором по операциям Nissan Карлоса Госна. Nissan, которая семь из предшествующих восьми лет теряла деньги, продала свои доли в компаниях — поставщиках комплектующих и неприбыльных дочерних телекоммуникационных компаниях и занялась оптимизацией своей дилерской сети. Для топ-менеджеров Nissan была весьма необычной просьба Госна самостоятельно ездить на автомобилях конкурентов, чтобы сравнивать их с собственной продукцией.
В-третьих, система кейрецу также меняется. В октябре 1999 года банк Sumitomo объявил о своем слиянии с банком Sakura по плану консолидации, в котором участвуют также International Bank of Japan, банк Fuji и банк Daiichi Kangyo. Похоже, что система кейрецу, в которой каждый из перечисленных выше банков был в кейрецу главным, ослабевает. То же происходит и с системой перекрестного владения акциями других компаний. Такие акции стали продавать. Надеемся, что это запустит цепную реакцию по созданию новых возможностей, включая новые способы финансирования и более четкие стратегии.
Четвертый катализатор перемен — организационная реформа, осуществляемая правительством. Согласно Закону о реформе министерств центрального правительства, принятому в июле 1999 года, из 22 министерств и агентств центрального правительства останется 13, а к январю 2001 года число министров в кабинете должно сократиться с 20 до 17. Закон предусматривает создание нового экономического совета, в который войдет премьер-министр, а также внешние эксперты, не работающие в правительстве. Влияние премьер-министра на бюджет, который сейчас в основном разрабатывается Министерством финансов, будет усилено. Министерство финансов будет государственным казначейством, а большинство функций по контролю над финансовыми институтами будут переданы новому агентству.
Данная организационная реформа еще не гарантирует перемен в экономической стратегии страны. Тем не менее, процессы реструктуризации правительства должны дать импульс новым идеям. Например, новый совет по экономической политике может определить новые приоритеты и соответствующим образом перераспределить бюджет. Если Министерство образования и Агентство по науке и технологии будут, как и планировалось, объединены, это поможет усилить фундаментальные научные исследования и улучшить техническое образование на всех уровнях.
В-пятых, во многих японских компаниях к руководству приходит новое поколение топ-менеджеров. Это поколение меньше опасается смены давних традиций, чем его предшественники. Нынешние лидеры таких компаний, как Honda (президент Хироюки Ёсино), Toyota (председатель правления Хироси Окуда), Sony (президент Нобуюки Идеи), Orix (президент Ёсихико Мияути) и Softbank (президент Масаё-си Сон), имеют существенный опыт работы за рубежом. Поскольку новые топ-менеджеры лучше знакомы с международным бизнесом и пришли к руководству в нелегкий период финансовых трудностей и непростой конкурентной ситуации, есть большая вероятность, что они будут делать многие вещи иначе. У этих руководителей есть много общего, что отличает их от руководителей прошлого поколения.
В-шестых, предпринимательские компании нового поколения становится крупнее, и некоторые уже пополняют ряды больших корпораций. Многие из них стремятся к высоким прибылям и обладают ясными конкурентными стратегиями. Они пользуются организационными моделями, которые никак нельзя назвать японскими.
Главным катализатором перемен станет сам японский народ. Взгляды молодых рабочих отличаются от взглядов их отцов. Многие из них начинали свою трудовую карьеру во время длительной рецессии 1990-х годов и уже не ожидают, что система пожизненного найма защитит их. Они согласны связывать свою зарплату с результатами работы, лучше владеют информационными технологиями, более гибко справляются с переменами. Они смогут стимулировать перемены в своих компаниях и в правительстве.
Все больше японцев вкладывает свои деньги в акции. При снижении доходности почтово-сберегательных депозитов и других традиционных способов сбережений японцы стали вкладывать свои деньги во взаимные фонды и акции. Превращение из вкладчиков в инвесторов в любом случае должно поменять точку зрения японцев на работу компаний.
Многие полагают, что культурные традиции изменить очень сложно и что это помешает перестройке Японии. Они утверждают, что общество с такими сильными групповыми устоями, когда «торчащий гвоздь забивают первым», не сможет найти места в новой экономике. Тем не менее, многие аспекты экономической культуры поддаются изменениям. Множество привычных нам практик было создано законодательным путем. Японцы хорошо информированы о переменах, происходящих на Западе, а глобализация существенно ускоряет процессы гармонизации экономических систем.
Все больше японских подростков подключается к Интернету. Японцы стали инвестировать часть своих сбережений в акции. Растет популярность Интернета и сотовых телефонов. Выпускники университетов устраиваются на работу в иностранные фирмы. Работающие женщины получают больше независимости. Все это может показаться скромными шагами, но это признаки совершенно новой модели конкуренции.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Япония движется к переменам постепенно, подстегиваемая в основном страхом и необходимостью. Предпринимаются индивидуальные усилия по имитации международной практики, отдельно разбираются случаи, когда определенные методы не работают. Все делается неравномерно, урывками. Новые инициативы, например реформа налогообложения и страхование депозитов, сначала декларируются, а потом откладываются в долгий ящик. Японии все еще не хватает целостного понимания причин ее текущих проблем и максимально подходящего для нее решения. Тщательный анализ причин успехов и неудач Японии, новая теория ведения конкурентной борьбы и повышения производительности в глобальной экономике. Для того чтобы найти комплексное решение, Японии нужно, как и в прошлом, использовать ряд элементов западного подхода. Япония обязательно создаст что-то уникальное, свое.
В чем будет заключаться ее уникальность? Вот некоторые потенциальные возможности. Западный индивидуализм может быть как сильной, так и слабой стороной. Японцы обладают экстраординарной способностью ломать границы между дисциплинами, функциями и даже компаниями. Если эта способность к коллективной работе будет усилена специализированным обучением, интернет-технологиями и новым конкурентным мышлением, это приведет к прорывам в производительности и стратегии.
Существование кластеров во многих отраслях положительно сказалось на положении Японии. Если специализация регионов будет расти, а местным органам власти будет дано больше прав и ответственности, в Японии может начаться новая эра развития кластеров и бизнеса. Эра Интернета должна этому помочь.
Говоря об условиях спроса, можно сказать, что особенности жизни в Японии, ее культура и демографические характеристики по-прежнему дают ей преимущества, которые в будущем могут только укрепиться.
Японцы уже давно зарекомендовали себя как наиболее требовательные потребители компактной, многофункциональной и бесшумной продукции. Японцы очень внимательны к внешнему виду, дизайну и упаковке товаров. Нельзя забывать и про энергосбережение, где Япония — безусловный лидер. Значимость вышеназванных аспектов, в которых Япония уже преуспела, растет во всем мире.
Япония может стать самым современным рынком для удовлетворения потребностей своего стареющего населения. Реформа правительственного регулирования может повысить влияние хорошо образованных и требовательных потребителей в таких ранее жестко контролировавшихся сферах, как коммуникации, сервис и медицинское обслуживание.
В то время как западные страны пытаются повысить вовлеченность и лояльность своих сотрудников, японские компании, используя новую систему стимулирования, могут также добиться позитивных результатов благодаря умению своих людей работать в командах.
Западные компании и западные финансовые рынки ориентируются на более короткую временную перспективу, чем японские, долгосрочное видение которых представляет собой весьма сильную сторону. Хотя влияние акционеров и акцент на получение прибылей в Японии будут только расти, эти цели не следует считать несовместимыми с практикой длительного владения акциями. Вместо того чтобы просто имитировать практику западного рынка капитала, Япония может предложить долговременным держателям акций налоговые льготы и гарантировать, что при слияниях и в других ситуациях корпоративное законодательство будет отдавать приоритет долгосрочным интересам акционеров.
Наконец, важным преимуществом может оказаться способность японских институтов к кооперации — в противовес всеобщей конкуренции, характерной для США. Для Японии пришло время принять новую экономическую стратегию, основанную на более глубоком анализе сильных и слабых сторон прежнего подхода к конкуренции в сочетании с новым и более тонким пониманием роли правительства и бизнеса в глобальной экономике. Однажды, после окончания Второй мировой войны, Японии уже пришлось принципиально менять свою экономическую стратегию. В конце 1940-х и 1950-х годов Япония в основном конкурировала благодаря низким ценам и зарплатам, поставляя на рынок дешевые имитации западных товаров. Понимая ограниченность такого подхода, страна пошла на поразительную трансформацию и перешла к новому способу конкуренции. Восприняв идеи Деминга и Джурана, Япония начала конкурировать не только по цене, но и по качеству. Эти новые подходы, которые впервые внедрила именно Япония, навсегда изменили характер конкуренции во всем мире.
Сегодня Япония должна прекратить конкурировать только по параметру качества продукции и начать конкурировать на основе стратегии и инновации. Японским компаниям нужно разработать особые индивидуальные стратегии, которые позволят им добиться реальных прибылей. Для того чтобы сделать это, постепенного повышения эффективности недостаточно. Подлинные инновации нужны не только в производстве продукции, но и в подходе к конкуренции.
[1] Канбан (kanban) (япон. «бирка») — используется в системе «точно вовремя» для оперативного управления производством. В чистом виде канбан не является отдельным методом менеджмента, а служит лишь инструментом реализации концепции «точно вовремя». Более подробно см.: Д. Вумек, Д. Джонс, Бережливое производство. Как избавиться от потерь и добиться процветания вашей компании. — М.: Альпина Бизнес Букс, 2004. — Прим. ред.
Дата: 2019-05-29, просмотров: 222.