Каким образом появились общепринятые представления о конкурентной модели Японии? Какие аргументы мы собираемся использовать, чтобы бросить им вызов?
Доминирующие представления о причинах успеха Японии основаны почти исключительно на исследовании относительно небольшого числа отраслей. Исследователи, которые анализировали только эти удачные примеры, смело сделали вывод о том, что характерные для этих конкретных случаев причины должны объяснять и успехи всей страны в целом. Раз за разом изучались одни и те же отрасли: полупроводниковая, станкостроительная, сталелитейная. В большинстве случаев их основные успехи имели место десятилетие тому назад, и нужно отметить, что положение некоторых из них сегодня уже не такое устойчивое. Например, сегодня Япония уже не лидер полупроводниковой отрасли — она уступила эту позицию Соединенным Штатам.
Проблема еще более усложняется тем, что предыдущие исследования в основном уделяли внимание тем аспектам японского бизнеса, которые отличали эту страну от других, в них слабо освещались сходства в базовых, основополагающих принципах. Авторами ряда наиболее влиятельных публикаций были западные политологи и политэкономисты, которых в первую очередь интересовала именно роль правительства. По этой причине для них было совершенно естественным обращать внимание, прежде всего, на особенности действий японского правительства, на основании которых делать вывод о том, что именно они объясняют успехи японского бизнеса. Исследователи конкуренции и менеджмента также обращали внимание на такие уникальные для Японии методы менеджмента, как канбан[1] или всеобщий менеджмент на основе качества (TQM), отводя им большую роль в успехе всей страны.
Наконец, есть еще проблема исторического контекста. Многие действия и программы японского правительства утвердились сразу после войны, когда экономика Японии была разрушена. Для быстрого восстановления были нужны экстренные меры. Когда Япония добилась успехов, многие из этих программ продолжали оставаться руководством к действию, фактически став препятствием для развития экономики. Поскольку исследователи сосредоточились на анализе нескольких успешных примеров, они не обратили внимания на указанные проблемы.
Большинство исследований Японии неудовлетворительно объясняют перемены глобальной экономики и места в ней Японии. Подъем японской экономики начался во время энергичных 1960-х годов и в начале 1970-х, когда западные компании процветали. Они тогда не воспринимали Японию как серьезного конкурента и охотно делились с японскими компаниями своими знаниями, вступали с ними в партнерства, давая японским компаниям доступ к рынкам и технологиям. В то время Япония была единственной азиатской страной, представленной на глобальных рынках, и никто на Западе еще не слышал об особенностях японской системы менеджмента.
Однако к 1980-м годам картина существенно изменилась. Японские компании стали считаться опасными конкурентами, а к 1990-м годам западные компании не только стали копировать лучшие черты японской системы менеджмента, но даже превзошли ее по ряду важных параметров. Одновременно ряд других, как азиатских, так и неазиатских, стран, где уровень заработной платы был низким, начали копировать японские образцы и конкурировать с Японией в тех отраслях, где она была сильна Подход, который хорошо работал ранее, уже был недостаточным для того, чтобы продолжать добиваться успеха в конкуренции и росте производительности.
СТРУКТУРА ДАННОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
Мы использовали иной подход к исследованию источников успеха Японии в конкурентной борьбе. Во-первых, мы исследовали не только успехи, но и неудачи этой страны. В Японии всегда было много неконкурентоспособных отраслей, практически не представленных на международных рынках, которые почти не упоминались в других исследованиях. Однако лишь после исследования «неконкурентоспособной Японии» оказалось возможным объяснить успехи «Японии конкурентоспособной». Рекомендации для «выздоровления» Японии должны быть основаны на ясном понимании не только того, что работает, но и того, что не работает.
Во-вторых, мы повторно проанализировали весьма широкий спектр успехов Японии. Даже в период сегодняшней рецессии ряд японских отраслей остаются конкурентоспособными в глобальном масштабе. Для того чтобы понять, почему это происходит, мы проанализировали двадцать отраслей, которые представляют все важные секторы японской экономики. Для того чтобы наше исследование было репрезентативным, мы включили в него конкурентоспособные отрасли, развитие которых пришлось на различные десятилетия — от 1940-х до 1990-х.
В-третьих, исследования ключевых элементов японской экономической политики мы дополнили статистическим анализом экономики в целом. Мы хотели проверить, есть ли связь между легальными картелями, спонсируемыми правительством совместными исследованиями и разработками, интенсивностью внутренней конкуренции и другими переменными с одной стороны и успехами в международной конкуренции — с другой. Наши результаты по всем трем перечисленным направлениям противоречат общепринятым представлениям.
Книга организована следующим образом: в главе 2 описывается японская модель правительственного регулирования экономики и ее обоснование. Далее мы рассматриваем, какую роль в реальности играла эта модель, как в конкурентоспособных, так и в неконкурентоспособных отраслях. Настоящая проверка модели заключается в том, может ли она помочь предсказать и показать отличия между конкурентоспособными и неконкурентоспособными отраслями. Мы также детально проанализируем два широко обсуждаемых аспекта японской правительственной политики: легальные картели и поддерживаемые правительством совместные программы исследований и разработок.
1. Справедливости ради нужно отметить, что был ряд призывов к реструктуризации, особенно финансового сектора, но консенсус относительно того, какой именно должна быть эта реструктуризация, так и не был достигнут.
2. Обсуждение причин экономического процветания стран и различий между конкурентоспособностью страны и конкурентоспособностью фирмы приводится в главе 1 книги М. Портера The Competitive Advantage of Nations (1990).
Дата: 2019-05-29, просмотров: 188.