Основные элементы модели японского государственного регулирования представлены на рисунке 3-1. Именно эти элементы чаще всего указываются учеными и другими специалистами при обсуждении японской модели развития экономики.
• Активное центральное правительство и стабильный аппарат чиновников (прежде всего MITI)
• Определение приоритетных отраслей для ускорения экономического роста
• Агрессивное развитие экспорта
• Многочисленные инструкции, правила и согласования
• Избирательный протекционизм в целях защиты внутреннего рынка
• Ограничение прямых иностранных инвестиций
• Мягкое антимонопольное законодательство
• Реструктуризация промышленности под руководством правительства
• Официальное разрешение картелей
• Жесткое регулирование финансовых рынков и ограниченное влияние советов директоров корпораций
• Спонсируемые правительством совместные проекты исследований и разработок
• Ясная макроэкономическая политика
• Активное центральное правительство и стабильный аппарат чиновников (прежде всего MITI)
Убеждение в том, что правительство должно активно направлять развитие экономики, — краеугольный камень японской модели. Главными агентами, выполняющими эту роль, были влиятельные министерства, в первую очередь Министерство международной торговли и промышленности и Министерство финансов. Сотрудники этих министерств, чиновники от элиты, профессиональные бюрократы обеспечивали преемственность экономической политики независимо от смены правительств. В японском парламенте многие политики, например, даже не должны отвечать на вопросы экономического характера — это делают за них упомянутые выше бюрократы из министерств. Чиновники министерств обычно выходят в отставку в сравнительно молодом возрасте и затем занимают руководящие посты в других правительственных учреждениях или частных корпорациях.
• Определение приоритетных отраслей для ускорения экономического роста
Правительство выбирает и поддерживает целевые отрасли. Эта поддержка отражается в законах, инструкциях и циркулярах, направляемых в корпорации, и официальном видении — концепции экономического развития, которое готовится MITI (некоторую роль в его подготовке играют и другие министерства) и распространяется среди весьма широкой аудитории. В 1950-х и 1960-х годах расстановка приоритетов дополнялась разнообразными финансовыми мерами для поддержки избранных отраслей. После 1970-х этот процесс стал зачастую играть роль сигнала, подчеркивая важность той или иной отрасли (и поэтому влияя на частные инвестиции) без прямых субсидий или налоговых льгот. Вмешательство правительства в работу тех или иных отраслей продолжается, например, с целью продвигать информационные технологии или обеспечить экономию энергоресурсов.
• Агрессивное развитие экспорта
Япония развивала свою экономику, делая четкий акцент на расширение экспорта в целевых отраслях. Правительство было непоколебимо в том, что для Японии, маленькой страны, не обладающей обширными природными ресурсами, единственный путь выжить — это производить товары на экспорт. Для целевых экспортных отраслей предусматривались многочисленные меры поддержки, включая специальные налоговые льготы в виде ускоренной амортизации, пропорциональной увеличению экспорта, финансирование по ставкам ниже рыночных, дешевые кредиты для развития производств сырья и комплектующих.
Например, производство швейного оборудования поддерживалось как экспортная отрасль сразу после окончания Второй мировой войны. Поскольку в то время оккупационные власти США не разрешали японским частным лицам прямо вести бизнес с иностранными клиентами, правительство Японии само выступало в роли торговой компании для японских производителей.
• Многочисленные инструкции, правила и согласования
Разнообразные правительственные предписания включали в себя как требования обязательных согласований, так и «добровольные» правила, которые устанавливались после консультаций с ассоциациями бизнесменов той или иной отрасли. Например, для работы с ценными бумагами фирмам была нужна не только лицензия, но также одобрение Министерства финансов на принятие таких решений, как открытие новых филиалов, планируемые слияния или открытие бизнеса, который выходил за пределы традиционных операций с ценными бумагами. В дополнение к официально утвержденным законам и правилам чиновники Министерства финансов также давали многочисленные инструкции и наставления в устной форме. Исследователи отмечали, что «Министерство финансов регулирует в этой отрасли буквально все, включая то, как пользоваться палочками для еды». Добровольная японская ассоциация биржевых дилеров также устанавливала целый ряд правил.
• Избирательный протекционизм в целях защиты внутреннего рынка
Для того чтобы защитить японские компании от конкуренции импортеров, иностранным фирмам часто закрывался доступ на японский рынок. Были разработаны специальные меры в сфере торговли и валютного обмена, которые позволяли японским фирмам «нагнать» зарубежных конкурентов в ряде растущих отраслей. Такие протекционистские меры применялись в широком спектре отраслей, начиная от производства сырья и заканчивая производством готовых товаров. Например, фирма Singer — в то время крупнейший в мире производитель швейного оборудования — была временно лишена доступа на японский рынок швейных машин, который в ранний послевоенный период переживал бум.
Эти ограничения ослаблялись весьма постепенно и не полностью и только под давлением других стран и международных организаций. Либерализация импорта началась лишь в 1964 году, когда Япония решила стать полноправным членом Международного валютного фонда (МВФ). Отрасли, поддержка которых считалась необходимой, были либерализованы в последнюю очередь. Импортные квоты — наиболее «драконовская» форма протекционизма — были упразднены: для цветных телевизоров в 1964 году, пассажирских автомобилей в 1965 году, цветной фотопленки в 1971 году, электронных калькуляторов и кассовых аппаратов в 1973 году, интегральных микросхем в 1974 году и компьютеров в 1975. Однако и после этого японский рынок никак не мог считаться открытым.
• Ограничение прямых иностранных инвестиций
Жесткие ограничения прямых иностранных инвестиций и энергичные меры поддержки японских собственников также не позволяли иностранным компаниям проникать на японский рынок. Правительство считало, что молодые отрасли и отрасли, которые могли оказать влияние на развитие других отраслей, нуждаются в защите. В производстве моющих средств, например, японское правительство запрещало иностранцам владеть японскими корпорациями все 1950-е и 1960-е годы. Только в 1970-х правительство разрешило создавать здесь совместные предприятия с распределением собственности 50/50. В секторе ценных бумаг либерализации иностранных инвестиций не наблюдалось до 1967 года, и к 1986 году членами Токийской фондовой биржи стали только шесть иностранных фирм.
Постепенная либерализация законодательных ограничений на прямые иностранные инвестиции началась в 1956 году и в основном была завершена в 1973 году. Другие отрасли, где долго применялись протекционистские меры, — автомобильная (1971); производство интегральных микросхем (1974); фармацевтическая и компьютерная (1975); обработка информации и производство фотопленки (1976).
• Мягкое антимонопольное законодательство
В нескольких целевых растущих отраслях было решено создать несколько достаточно крупных корпораций, способных эффективно конкурировать на мировых рынках. Яркий пример — сталелитейная корпорация Nippon Steel, образованная в 1970-м году в результате слияния Fuji Steel и Yahata Steel. Первоначально Fuji Steel и Yahata Steel были единой компанией, которая была разделена американскими оккупационными властями, проводившими политику разукрупнения японского бизнеса после окончания Второй мировой войны. MITI приветствовало слияние, в результате которого образовалась компания, контролировавшая более 30% рынка основной металлопродукции. Хотя Комиссия по честной конкуренции (FTC, Fair Trade Commission) первоначально не поддерживала слияние, в конце концов, она его одобрила, выдвинув ряд достаточно мягких условий. Обозреватели отметили, что, если уж японская FTC одобрила подобную сделку, то она, очевидно, одобрит любое слияние.
В дополнение к разрешению крупных слияний, существенно повышавших уровень концентрации в отрасли, правительство также координировало инвестиции в новые предприятия. Так происходило в нефтехимической отрасли, производстве синтетических волокон, целлюлозно-бумажной промышленности и других отраслях. Целью было минимизировать перепроизводство и избежать чрезмерной конкуренции.
Несколько попыток ужесточить антимонопольное законодательство в 1970-х и 1980-х годах оказались безуспешными из-за политической оппозиции. Убедительным примером может служить расследование махинаций с подрядами на государственные строительные проекты в 1981 году. Когда FTC начала это расследование, представители строительной индустрии убедили правящую либерально-демократическую партию сделать официальное заявление, что FTC следует смягчить антимонопольное законодательство в строительной индустрии. FTC была вынуждена прекратить расследование.
У FTC слишком маленький бюджет и недостаточно персонала, чтобы проводить расследования нарушения антитрестовского законодательства. В 1970-х и 80-х эта комиссия опубликовала руководящие принципы, в которых определялось, какие действия считать противозаконными, но решение о том, следовать ли этим принципам, было добровольным для той или иной отрасли. Эти правила не предусматривали официальных санкций и наказаний в случае их нарушения. Например, до 1977 года, даже если FTC признавала тот или иной картель противозаконным, никаких штрафов не следовало. Только в 1990-х FTC стала более активной под давлением Соединенных Штатов, которые потребовали этого во время переговоров «О структурных барьерах в торговле» (1989) между США и Японией.
• Реструктуризация промышленности под руководством правительства
Специалисты по планированию из японского правительства полагали, что регулирование производственных мощностей и предотвращение излишней конкуренции нужны для долговременного развития японской промышленности. Их также тревожило то, что японские компании были слишком малы для того, чтобы воспользоваться преимуществами экономии масштаба производства, необходимыми для конкуренции на международных рынках. Чтобы воспользоваться экономией масштаба, компаниям настоятельно рекомендовали заняться кооперацией путем разделения продуктовых линеек, что позволяло увеличить объем выпуска продукции. Слияния также поощрялись, потому что они были наиболее эффективным способом быстро добиться эффекта масштаба12. Такие идеи впервые были высказаны MITI в 1963 году, но правительство продолжало неуклонно им следовать вплоть до 1990-х, несмотря на тот факт, что к этому времени японские корпорации уже стали крупными игроками на глобальном рынке.
Для того чтобы увеличить масштаб производства и избежать излишней конкуренции, правительство иногда активно поощряло слияния. Например, в отрасли морских перевозок правительство не стало взимать процент по кредитам, выданным банком Japan Development Bank в середине 1960-х, и руководило процессом консолидации отрасли, в результате которого компании были объединены в шесть групп. В банковской отрасли Министерство финансов также содействовало слияниям и разрешало объединившимся банкам проводить реорганизацию своих филиалов, в результате чего были созданы банки Daiichi Kangyo Bank и Taiyo Kobe Bank.
• Официальное разрешение картелей
Правительство также стремилось ослабить влияние цикличности деловой активности, увеличить масштаб операций при помощи создания легальных картелей, а также помогать отраслям, находящимся в кризисе. При помощи этих мер регулировалось, насколько во время экономических спадов каждая из конкурирующих компаний должна будет снизить свои производственные мощности и выпуск продукции. Одним из типов картелей были рецессионные картели (recession cartel), которые помогали компаниям и отрасли в целом выживать в трудные времена. Их обоснованием было стремление избежать безработицы (и в компаниях-производителях, и в компаниях-поставщиках), которая была бы неизбежной в случае банкротств компаний, — а это оказалось бы серьезной проблемой, учитывая характерный для Японии низкий уровень мобильности рабочей силы. Сохранение рабочих мест расценивалось правительством как социально важная задача, решение которой оправдывало создание картелей.
Во время рецессии 1965 года, например, во многих отраслях, включая производство автомобильных покрышек, фотокамер, химикатов, бумаги, стали, сахара и пряжи, было разрешено создавать картели. Рецессия 1981 года дала толчок созданию картелей в производстве асбес-тоцементной кровельной плитки, цемента, этилена, стекловолокна, бумаги, полиэтилена, поливинилхлорида и пряжи. В период рецессии 1987 года было одобрено создание картелей в судостроительной промышленности и в производстве дизельных двигателей. В целом в период с 1953 по 1989 год японское правительство одобрило создание 81 рецессионного картеля. В Японии были разрешены и другие типы картелей. Среди них — рационализационные картели (rationalization cartels) и экспортно-импортные картели. Более подробно мы обсудим это ниже.
• Жесткое регулирование финансовых рынков и ограниченное влияние советов директоров корпораций
Сразу после окончания войны был принят ряд законов, направленных на регулирование финансовых рынков, включая Закон о разделении банков и фирм, ведущих операции с ценными бумагами, и создание специализированных финансовых институтов (таких как банки, предоставляющие долгосрочные кредиты, или банки, специализирующиеся на кредитах средним и мелким компаниям). Целью этих мер было рациональное направление ограниченных финансовых ресурсов в нужные отрасли, когда рынок капитала был еще неразвит и банковские кредиты были доминирующей формой корпоративного финансирования. Хотя попытки отмены государственного регулирования финансовой отрасли продолжались, ситуация мало изменилась и в 1990-х годах, несмотря на то, что японские фирмы получили доступ на зарубежные рынки капитала.
Регулирование японского рынка капитала было направлено «на защиту интересов акционеров», так как гарантировало, что фирмы, ведущие операции с ценными бумагами, продолжат свой бизнес. Этот подход был назван «системой конвоя» по аналогии с морской практикой, когда конвой судов снижает скорость, чтобы от него не отстали даже самые медленные корабли (то есть наиболее слабые финансовые фирмы). При этом фирмам, ведущим операции с ценными бумагами, гарантировалась определенная прибыльность через систему фиксированных комиссионных. Затраты при этом, естественно, перекладывались продавцами и покупателями акций на рынки капитала. Министерство финансов внимательно наблюдало за деятельностью фирм, торгующих ценными бумагами, принимая различные инструкции. Топ-менеджеры финансовых фирм обычно не реже одного-двух раз в день посещали Министерство финансов, наблюдавшее за их фирмой, и, чтобы решить свои проблемы, приглашали чиновников министерства в дорогие рестораны. Министерство жестко контролировало финансовую информацию. Однако доходы акционеров, эффективность и прозрачность финансового рынка не были главными приоритетами.
Политика правительства не благоприятствовала росту влияния акционеров, поскольку считалось, что интересы акционеров отличаются от интересов фирмы и экономики в целом. Например, требования к публикации финансовой отчетности были очень мягкими, и у компаний были очень широкие возможности для маневров. Были установлены правила, существенно затрудняющие поглощение компаний в Японии по сравнению с США. Практика взаимного владения акциями других компаний также защищала компании от давления рынков капитала. У советов директоров корпораций было очень мало возможностей для контроля, так как, согласно правилам, в совет директоров должны входить только инсайдеры, то есть свои. Почти все компании проводили свои собрания акционеров в один и тот же день, поэтому у активных акционеров (некоторые из которых были оппортунистами, желающими получить за свои акции компенсацию) не было возможности сконцентрировать свои действия на одной компании.
• Спонсируемые правительством совместные проекты исследований и разработок
Японское правительство играло большую роль в организации и финансировании совместных научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР). Идеей таких проектов было распределить расходы на НИОКР между несколькими участниками и избежать напрасных затрат и дублирования работ. Широко известным примером спонсируемого правительством совместного проекта в области НИОКР был проект VLSI (Very Large-Scale Integrated Circuit, сверхбольших интегральных схем), целью которого было помочь Японии совершить прорыв в полупроводниковых технологиях. Этот проект, в котором участвовали все крупнейшие японские производители полупроводников, выполнялся с 1975 по 1985 год, и правительство взяло на себя 22% всех затрат. Многие полагают, что именно этот проект помог японским полупроводниковым компаниям стать мировыми лидерами в своей отрасли. Однако, как мы увидим, проект VLSI нельзя считать типичным, и Япония постепенно утратила свое лидерство в полупроводниковой отрасли.
• Ясная макроэкономическая политика
В дополнение к другим мерам японское правительство проводило также стабильную макроэкономическую политику. Низкие затраты на оборону позволяли правительству много лет добиваться профицита бюджета. Уровень индивидуальных сбережений граждан был высок, что отчасти объяснялось политикой правительства, а отчасти тем, что гражданам требовалось экономить и откладывать много денег на покупку дома или на пенсию. Конечным результатом всего этого было обильное предложение дешевого капитала, который корпорации могли инвестировать в свой рост13. На рисунке 2-2 сравниваются официальные учетные ставки в Японии и в Соединенных Штатах с 1970 по 1999 год. В 1987 году стоимость капитала в Японии была фактически бесплатной — даже без учета инфляции.
Рисунок 3-2. Официальные учетные ставки, Япония и Соединенные Штаты (1970-1999)
Таблица 3-1. Конкурентоспособные отрасли японской экономики, подвергнутые анализу
Сектор | Отрасль | Позиция Японии |
Электроника | Автомобильные аудиосистемы | Мировой лидер |
Факсимильные аппараты | Доминирует в мировом производстве и экспорте (доля чуть меньше 100%) | |
Домашние аудиосистемы | Мировой лидер в производстве и экспорте многих видов бытовой аудиоаппаратуры | |
Микроволновое и спутниковое коммуникационное оборудование | Мировой лидер в производстве аппаратуры для спутниковой связи | |
Полупроводниковая продукция | Мировой лидер в начале 1990-х | |
Пишущие машинки | Мировой лидер | | |
Видеомагнитофоны | Доминирует в мировом производстве и экспорте (доля чуть меньше 100%) | | |
Продукция для отдыха и досуга | Музыкальные инструменты | Мировой лидер |
Машиностроение | Бытовые воздушные кондиционеры | Мировой лидер в начале 1980-х |
Швейные машины | Мировой лидер в производстве и экспорте промышленных швейных машин | |
Робототехника | Мировой лидер I | |
Материалы | Углеродное волокно | Делит лидирующую позицию с Соединенными Штатами |
Синтетические ткани | Мировой лидер | |
Оптические и прецизионные 1 инструменты | Фотокамеры | Доминирует в мировом производстве и экспорте (почти 80%) |
Готовые пищевые продукты | Соевой соус | Мировой лидер |
Программное обеспечение | Видеоигры | Мировой лидер |
Транспорт | Автомобили | Мировой лидер |
Вилочные погрузчики | Мировой лидер | |
Покрышки для грузовиков и автобусов | Делит лидирующую позицию с Соединенными Штатами | |
Грузовики | Мировой лидер |
Ряд других аспектов политики правительства — политическую стабильность, бюрократию, которая в течение длительного времени проводила последовательную и преемственную политику, высокий уровень начального образования — также относят к факторам, способствовавшим успеху Японии.
Дата: 2019-05-29, просмотров: 199.