Глава 2 ЯПОНСКАЯ МОДЕЛЬ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Япония испытывает, как представляется, нескончаемый спад. В 1998 году показатели экономи­ческого роста были негативными второй год подряд, чего ранее в пос­левоенной истории Японии никогда не случалось. В 1999 году роста практически не наблюдалось. Банковская индустрия также показывает лишь слабые признаки «выздоровления» после череды непогашения кредитов. Цены на недвижимость, которые взлетели в конце 1980-х го­дов, теперь упали на целых 78%. Фондовый индекс Nikkei, достигнув­ший своего пика в 38 915 иен в декабре 1989, в октябре 1998 упал ниже 13 000 иен, а в начале 2000 года поднялся всего до 20 000 иен. Уровень безработицы в 1999 году достиг рекордного уровня и впервые в исто­рии оказался выше, чем в США.

Учитывая глубину и устойчивость текущего экономического спада в Японии, удивительно, что мало кто ставит под сомнение действую­щую модель развития экономики этой страны. Все соглашаются, что определенные реформы нужны, но при этом господствует мнение, что, по сути, существующая модель вполне эффективна. Нужно толь­ко, чтобы правительство придало ей ускорение, выдав дополнитель­ные крупные кредиты и стимулировав спрос. Формирующийся консенсус приписывает экономические пробле­мы Японии трем причинам. Первая — это то, что «лопнул» так на­зываемый экономический «пузырь» необоснованно высоких цен на недвижимость и ценные бумаги. «Ударная волна» от взорвавшегося рынка недвижимости потрясла банковскую систему и другие отрасли экономики, затруднив получение кредитов. После того как стоимость залогов упала, выяснилось, что банки, корпорации и даже семьи ока­зались в долгах, что привело к снижению уровня потребления и ин­вестиций.

Вторая причина — избыточное регулирование экономики и про­текционизм со стороны правительственных министерств. Вмешатель­ство правительства искажает экономическую активность компаний, повышает затраты, снижает их гибкость и, в конечном итоге, понижа­ет конкурентоспособность.

Третья причина заключается в правительстве. Подняв налоги, не сумев стимулировать внутренний спрос и слишком долго делая ставку на политику роста экономики за счет экспорта, японские бюрократы вели неправильную макроэкономическую политику. Когда японские компании столкнулись с ограничениями на экспорт своей продукции и были вынуждены расширять инвестиции в зарубежные страны, не­достаточные внутренние инвестиции и медленный рост внутреннего спроса подорвали рост экономики.

Мы согласны с тем, что стимулирование экономики и восстанов­ление притока капитала были бы полезны. Но эти быстрые меры и коррекция макроэкономической политики сами по себе не сумеют восстановить здоровье экономики. Япония уже пробовала применить эту тактику и потерпела неудачу. Банк Японии снизил учетные ставки на краткосрочные кредиты до нуля. Почти 1,5 триллиона дол­ларов, потраченные на социальные программы, налоговые льготы, помощь прогорающим банкам, правительственные займы для разо­ряющихся компаний и даже скидки для покупателей, почти не дали эффекта. Практически все эти меры оказались бесполезными.

Так произошло потому, что причины «болезни» Японии лежали далеко не только в сфере макроэкономики. Проблемы Японии ко­ренятся в микроэкономике, в том, как эта страна строит свою конку­рентную политику в различных отраслях. Если японские политики и лидеры бизнеса надеются восстановить здоровье экономики страны в длительной перспективе, им необходимо заняться причинами, а не симптомами экономического спада. Это значит, что нужно начать с точного и обоснованного анализа причин экономических успехов Японии.

Об этом проще сказать, чем сделать. Первое опирается на комплекс мер, проводившихся для стимулирова­ния экономики японским правительством, второе — на особый стиль и приемы менеджмента японских корпораций. Оба этих объяснения так часто повторялись и воспроизводились, что глубоко укоренились в общественном мнении.

Эта доминирующая точка зрения оказала глубокое влияние не только на Японию, но и на другие страны мира. Политики и лидеры бизнеса других стран попытались копировать «японскую модель» пол­ностью или частично. По разным причинам политического и культур­ного характера было удобно думать, что Япония изобрела новую и по своей сути более развитую, управляемую и эгалитарную форму капи­тализма, чем западная. Прославленный японский «бюрократический ка­питализм» не есть причина успеха Японии. На самом деле он стоит у истоков неудач этой страны. суть проблемы в том, что японское правительство не верит в конкуренцию и поэтому вме­шивается в экономику, что оказывается губительным для производи­тельности и процветания нации. Распространенные представления о прошлых успехах японских корпораций гораздо более обоснованны, но и в них есть опасные пробелы. То, что когда-то было эффективным подходом к конкуренции, в условиях сегодняшнего глобального рын­ка уже не работает. Из-за неверного подхода к конкуренции японские компании подрывают свою прибыльность.

 

Ранние сигналы тревоги

 

В ретроспективе можно выделить ряд противоречий, которые должны были поднять ряд фундаментальных вопросов относительно успехов Японии в конкурентной борьбе и устойчивости этих успехов. В конеч­ном итоге конкурентоспособность страны зависит от ее производи­тельности или стоимости товаров и услуг, которые она производит на единицу труда или инвестированного капитала. Еще задолго до того как «пузырь» лопнул, имелись явные свидетельства, что производи­тельность труда в Японии далеко не так высока, как должна быть, и что в процессах технологического обновления и роста производитель­ности появились сбои.


 

Рисунок 1-1. Рентабельность активов (ROA) японских производственных компаний в сравнении с американскими компаниями

Источник: G.N.Hatsopoulos and IM.Poterba, America's Investment Shortfall: Probable Causes and Possible Fixes, рукопись, январь 1993

 

Первым признаком того, что дела шли не так хорошо, как это пред­ставлялось, стало относительно небольшое число отраслей, в которых Япония была конкурентоспособной на мировых рынках. Для такой большой по размеру экономики современная Япония успешно кон­курирует в удивительно узком диапазоне экспортных отраслей. На са­мом деле по этому признаку она больше напоминает гораздо меньшие по размеру экономики таких стран, как Канада или Корея, а не круп­нейшие индустриальные страны типа Германии или США. Что-то уже давно тормозило конкурентоспособность и производительность мно­гих отраслей японской экономики.

Во-вторых, уровень прибыли японских корпораций уже давно был хронически низким по международным стандартам, даже если учи­тывать только конкурентоспособные отрасли японской промышлен­ности и не забывать про различия в практике бухгалтерского учета. Как показывает рисунок 1-1, рентабельность активов (ROA) в Японии для всех производственных компаний составляла примерно половину от аналогичной величины американских компаний. Еще один пока­зательный индикатор: прибыли филиалов американских компаний в Японии были выше, чем прибыли собственно японских компаний. Та­ким образом, если судить по эффективности использования капитала, японские компании были значительно менее конкурентоспособны, чем западные.

Данные об общей капиталоотдаче приводят к такому же выводу. В то время как производительность труда в Японии быстро росла, на­чиная с 1960-х и по 1980-е годы, показатели фондоотдачи были зна­чительно менее привлекательными. Будучи весьма близкой к уровню США в начале 1970-х годов, в конце 1970-х, 1980-х и 1990-х фондоотда­ча в Японии быстро снижалась (см. рисунок 1-2). Низкая фондоотдача сводила на нет эффект от роста производительности труда в Японии, так что общая производительность японской экономики в сравнении с Соединенными Штатами мало изменилась с начала 1970-х.

Низкие прибыли на капитал были характерны для Японии по­тому, что эта страна почти не пользовалась международными рын­ками капитала. Иностранных инвесторов годами не допускали на японский рынок. Японское правительство не позволяло иностран­ным компаниям приобретать акции японских корпораций, строить предприятия в Японии или скупать акции японских компаний на открытом рынке.

Относительный индекс США принят за 100%

 

Рисунок 1-2. Капиталоотдача в реальном секторе экономики, 1970-1993 годы

Основными владельцами японских компаний были японские банки, страховые компании и другие отечественные фирмы, которые стремились устанавливать друг с другом стабиль­ные деловые связи и участвовать в акционерном капитале друг дру­га. В свою очередь, банкам и страховым компаниям не нужно было стремиться получать высокую прибыль на свой капитал, так как их рынки находились под защитой правительства в лице Министер­ства финансов. Иностранным финансовым фирмам не разреша­лось эффективно конкурировать с японскими банками и другими финансовыми институтами за фонды, а японских инвесторов так­же ограничивали в том, куда они могли вкладывать свои средства. Даже несмотря на то, что японцы накапливали большие сбереже­ния, эта сложившаяся система приводила к тому, что доход на эти сбережения был очень низким.

Таким образом, доходы японских граждан от инвестиций сущес­твенно ограничивались для того, чтобы обеспечить много дешевого капитала. Начиная со второй половины 1970-х годов, в результате усилий правительства процентные ставки в Японии стали более низки­ми, чем в Соединенных Штатах, и Банк Японии предоставлял капитал японским коммерческим банкам на льготных условиях.

Третьим, и во многих случаях наиболее очевидным, признаком того, что конкурентоспособность японской экономики была ниже, чем пред­полагалось, служит сравнение показателей различных отраслей япон­ской экономики. Если рассмотреть и сравнить эти результаты за пос­ледние три десятилетия, то не будет преувеличением сделать вывод о том, что существовало «две Японии». Япония, которую знали на Западе, «непобедимая Япония», была очень конкурентоспособной. Такие отрас­ли, как бытовая электроника и автомобилестроение, тянули за собой всю японскую экономику, обеспечивая рост экспорта и производитель­ности. Но проблема заключалась в том, что подобных отраслей было немного, и рядом с ними существовала совсем другая, неэффективная, Япония.

Эта «неконкурентоспособная Япония» объединяла многие отрас­ли, которые хронически отставали по производительности. В этой Японии было два сегмента. Один из них — это группа отраслей, в ко­торых Япония никогда не была сильным экспортером. Сюда входили сельское хозяйство, химическая промышленность, потребительские товары в упаковке, медицинская продукция, программное обеспе­чение и практически вся отрасль обслуживания. Японские фирмы в этих отраслях часто были защищены торговыми барьерами и други­ми мерами, ограничивающими конкуренцию, что объяснилось необ­ходимостью помочь им, пока они станут достаточно сильны, чтобы начать работать на экспорт. В реальности эти отрасли так и остались неконкурентоспособными. Многие из них все еще находятся под за­щитой.

Во второй неконкурентоспособный сегмент японской экономики входят внутренние отрасли, такие как розничная и оптовая торгов­ая, транспорт и логистика, строительство, энергетика, медицинское обслуживание и пищевая индустрия. Практически все эти отрасли неэффективны, но в них создано большое число рабочих мест, и они фактически оказались аналогом системы социального обеспечения, консолидации и реструктуризации этих отраслей препятствовал целый комплекс мер японского правительства.

Одно из следствий существования «двух Японии» — очень высокая стоимость жизни в стране. Высокая заработная плата японских рабочих нивелируется высокой стоимостью товаров и услуг первой необходимости, включая еду, жилье, бензин, одежду, упакованные потребительские товары и услуги в целом. В таблице 1-1 приводит­ся сравнение цен на ряд товаров и услуг в Японии, Великобритании и США в 1993 году, которые рассчитаны по отношению к средним ценам стран — участниц OECD (Организации экономического сотрудничес­тва и развития). Цены на все товары и услуги в Японии значительно выше, чем в Великобритании и США, за исключением медицинских услуг: в Японии правительство ограничивает рост цен на медицинские услуги, что, правда, снижает их качество, затрудняет разработку и при­менение новых методов лечения и лекарств.

Японцы должны слишком много платить практически за все. На еду им приходится тратить 20% семейного дохода — в сравнении с 12%, которые тратят на эти цели домохозяйства в Соединенных Шта­тах. Типичная японская семья может себе позволить купить дом толь­ко один раз, и большинству японцев удается сделать это только после выхода на пенсию.

 

Таблица 1-1. Сравнительные цены ряда товаров и услуг в долларах, 1993 (среднее по OECD = 100)

  Япония США ^ Великобритания
Продукты питания 205 78 74
Рестораны, кафе, отели 178 68 121
Бытовая техника 171 81 101
Одежда и обувь 165 77 73
Рента, топливо и электроэнергия 156 91 78
Строительство 155 84 74
Транспорт и коммуникации 141 81 110
Медицина и здравоохранение 87 136 70

 

В результате уровень жизни японцев был и остается более низким, чем можно было бы предположить, рассматривая только доход на душу населения в этой стране. В таблице 1-2 представлены данные об уровне ВНП на душу населения (рассчитанном в долларах) в сравнении с ВНП на душу населения, скорректированным с учетом паритета покупа­тельной способности. Паритет покупательной способности учитывает различия в стоимости жизни и ведения бизнеса в данной стране. Если говорить о реальных доходах на душу населения (с учетом паритета по­купательной способности), то Соединенные Штаты оказываются на первом месте, а вот место Японии существенно ниже.

Таблица 1-2. Валовой национальный продукт на душу населения по странам в 1998 году, не скорректированный и скорректи­рованный с учетом паритета покупательной способности

Место Страна Не скорректи­рованный (в долларах) Место Страна Скорректированный с учетом паритета покупательной способности (в долларах)
1 Швейцария 40080 1 Соединен­ные Штаты 29340
2 Норвегия 34330  2 Сингапур 28620
3 Дания 33 260 3 Швейцария 26620
 4 Япония 32380 4 Норвегия 24290
5 Сингапур 30060Д 5 Канада 24050
6 Соединенные Штаты 29340 6 Дания 23 830
7 Австрия 26850  7 Бельгия 23480
8 Германия 25 850 8 Япония 23180
9 Швеция 25620 9 Австрия 22740
10 Бельгия 25 380 10 Франция 22 320
11 Франция 24940 11 Гонконг, Китай 22000
12 Нидерланды 24760 12 Нидерланды 21 620
13 Финляндия 24110 13 Германия 20810
14 Гонконг, Китай 23 670 14 Велико­британия 20640
15 Велико­британия 21400 15 Финляндия 20270
16 Австралия 20300 16 Италия 20200
17 Италия 20250 17 Австрия 20130
18 Канада 20020 18 Швеция 19480
19 Ирландия 18340 19 Ирландия 18340
20 Израиль 15 940 20 Израиль 17310
21 Новая Зеландия 14700 21 Испания 16060
22 Испания 14080 22 Новая Зеландия 15 840 I

 

Означает ли это, что японские потребители несут на своих плечах непомерно тяжелый груз? Влияет ли это на производительность и кон­курентоспособность страны? Люди, определявшие экономическую политику Японии, предполагали, что нет. Они думали, что «две Япо­нии» могут сосуществовать бок о бок, почти не влияя друг на друга. Считалось, что отрасли, неконкурентоспособные на международном рынке, нужно поддерживать и растить — и они добьются успеха. Что внутренние отрасли, которые, как предполагалась, мало влияют на международные отрасли, будут обеспечивать занятость. Что высокая стоимость жизни японцев оправдывается получаемыми ими экономи­ческими и социальными льготами. К несчастью, все эти предположе­ния оказались неверны, и последствия этих ошибочных теорий полу­чились очень серьезными.

По указанным выше причинам внутренняя конкурентоспособность японских компаний и японской экономики в целом долгое время была ниже, чем предполагало большинство наблюдателей. Экспорт расши­рялся во многом благодаря низким прибылям на капитал. Неконку­рентоспособные отрасли поддерживались ценой повышения стоимос­ти жизни. Истинная производительность японской промышленности была ниже, чем могла быть.

Все эти долговременные признаки слабости японской модели эко­номики — дополнительное свидетельство того, что она уже практи­чески исчерпала свои ресурсы. Задолго до того как лопнул «мыльный пузырь», рост японской экономики начал замедляться. Как показано на рисунке 1-3, реальный рост ВВП (скользящие средние за пять лет, обозначенные на рисунке жирной линией) до начала 1970-х годов был устойчивым. Потом в период с середины 1980-х до начала 1990-х годов он снизился до 3-5%. После того как «мыльный пузырь» лопнул в 1991 году, рост ВВП резко пошел на спад, хотя признаки замедления роста наблюдались и раньше.

Источник: World Development Indicators database, Word Bank, 1/7/99


Рисунок 1-3. Рост реального валового национального продукта Японии, 1956-1998 гг.

Примечание: реальный ВНП в ценах 1990-го года. Данные для 1996 года — прогнозируемые Источник: Economic Statistics Annual, 1995, Research and Statistics Department, Bank of Japan

 

Доля Японии в мировом экспорте в послевоенный период устой­чиво росла и достигла своего пика в 1986 году. (См. рисунок 1-4.) Но даже в отраслях, в которых Япония была конкурентоспособной исто­рически, таких как производство телевизоров, видеомагнитофонов, аудиотехники, фотоаппаратов и полупроводников, ее доля в мировом экспорте начала снижаться еще в конце 1970-х годов. Хотя сама по себе доля в мировом экспорте не может служить исчерпывающей характеристикой степени конкурентоспособности национальной экономики, ее динамика дает важную информацию об устойчивости конкурентоспособности и производительности экономики данной страны.

В таблице 1-3 представлены данные об изменениях доли мирово­го экспорта всех товаропроизводящих отраслей японской экономики (согласно стандартной международной классификации отраслей), на­чиная с пика в конце 1980-х и до 1996 года. Производство текстиля и готовой одежды достигло своего пика в 1978 году или даже раньше, а большинство отраслей показало наилучшие результаты в середине или конце 1980-х годов.

Эти данные впечатляют: из 1618 японских отраслей, работающих на международном рынке, доля экспорта Японии снизилась в 1250 от­раслях и выросла только в 166. Отрасли, в которых Япония утратила свои позиции, включают даже такие флагманы японской экономики, как производство копировальной техники (падение с 70,6% до 40,7%), фотоаппаратов (снижение с 72,2% до 34,8%), видеомагнитофонов (снижение с 89,5% до 25,8%) и оборудования для телефонных линий (снижение с 52,6% до 11,2%).

Отчасти это объясняется тем фактом, что японские компании пе­ренесли производство за границу, увеличив свои прямые инвестиции в экономику других стран. Это решение до некоторой степени объяс­нялось желанием преодолеть торговые барьеры и коммерческими со­ображениями (например, приблизить производство к потребителям), однако в не меньшей степени оно отразило недостаточную произво­дительность и конкурентоспособность производств, расположенных собственно в Японии. Многие компании, например, приняли решение перевести свои производства из Японии за границу, просто потому, что их неэффективность была слишком высока.

Отрасль за отраслью Япония теряла свои конкурентные преиму­щества. Например, японские производители телевизоров, видеомагни­тофонов, аудиотехники ориентировались на аналоговые технологии. Они действительно научились выпускать отличные образцы бытовой аудио- и видеотехники, которая преобразовывала аналоговые волны в звуки и образы. А вот компании США стали пионерами цифровых технологий, которые преобразуют аудио- и видеосигналы в последо­вательность нулей и единиц, понятных компьютеру. Поскольку японские компании все еще отстают в области цифровых технологий, их американские конкуренты стали опережать их не только в области бы­товой электроники, но и в производстве фото- и видеокамер.

 

Рисунок 1-4. Доля Японии в мировом экспорте, 1960-1997 гг.

Примечание: доля в мировом экспорте рассчитана на основе пересчета в доллары США по ценам 1995 года для всех стран за все годы

Источник: World Bank National Accounts, расчеты авторов


Таблица 1-3. Изменения доли различных стран в мировом экспорте после пика конца 1980-х (число отраслей, входящих в стандартную международную торговую классификацию)

Секторы отраслей Отрасли, доля которых возрастает (>.1 пункта) Отрасли, доля которых снижается (<-.1 пункта) Доля не изменяется (<.1 пункта >-.1 пункта) Без учета Японии Всего
Офисное оборудование 4 | 33 | 1 | 1 39
Полупроводники/ компьютеры 0 1 12 I 0 I 0 12
Развлечения/досуг 5 1 59 I 3 0 67 I
Транспорт 9 88 | 2 | 2 101 I
Энергетика 2 37 0 0 39 |
Телекоммуникации 0 6 0 0 6 I
Широкопрофильные компании 10 130 1 0 141 I
Сырье/металлургия 40 149 27 10 226 |
Здравоохранение 4 24 2 0 30
Нефтехимия 40 134 5 8 187 I
|Текстиль/одежда 26 200 17 3 246 |
Бытовые услуги 2 55 9 0 66 |
Оборона 2 5 4 0 11 |
Жилищное строительство/ |домашнее хозяйство 4 126 6 0 136 I
Лесная промышленность 4 55 11 0 I 70
Пищевая промышленность/ производство напитков 14 137 114 21 I 286
Всего | 166 | 1250 202 45 ]_ 1663

В конце концов, японская экономика утратила способность конку­рировать в глобальном масштабе в новых экспортных отраслях. В пе­риод 1950-х, 1960-х, 1970-х и в начале 1980-х годов японские компании последовательно проникали в новые высокотехнологичные отрасли, где создается больше добавленной стоимости, переходя от производс­тва текстиля к стали, а затем — к автомобилям и полупроводникам. Это было одним из фундаментальных механизмов, с помощью кото­рого росла производительность экономики, повышался уровень жиз­ни, двигавший вперед японскую экономику. Однако в конце 1980-х и в 1990-х темпы этого движения снизились, а затем оно и вовсе прекра­тилось, что было явным признаком серьезных проблем.

Среди 166 отраслей японской экономики, которые увеличили свою долю в мировом экспорте после пика перед 1990-ми, большинство от­носятся к двум категориям: отрасли, успешно завоевавшие экспорт­ные рубежи к 1980-м и рост которых с тех пор был умеренным, или отрасли, объем которых настолько невелик, что рост их экспортной доли был весьма незначительным. Мы выделили 47 развивающихся экспортных отраслей, которые практически ничего не экспортировали в конце 1970-х или 1980-х годов, но затем, в конце 1980-х или в 1990-х, существенно увеличили объем экспорта, как показано в таблице 1-4.

Обратите внимание на этот перечень отраслей. Двенадцать относятся к переработке металлолома или отходов и вряд ли могут служить оли­цетворением конкурентного потенциала. Две связаны с производством запасных частей для других отраслей. Оставшиеся отрасли достаточ­но разнообразны, но, опять-таки, вряд ли станут «новым двигателем» японского экспорта. Производство печатного оборудования и печатной краски — это единственный пример значимой отрасли, в которой япон­ские фирмы в последнее время расширили свою долю экспорта. Другие отрасли или малы, или, если это большие отрасли, доля Японии в них так мала, что может быть незначимой статистической аномалией.

Сумев добиться роста экспорта в очень немногих отраслях, Япо­ния отстала от Соединенных Штатов в беспроводных коммуникаци­ях, мультимедийных приложениях, программном обеспечении, мик­ропроцессорах и сетевом оборудовании, — а именно здесь появилось много новых компаний и открылись новые возможности для экспор­та. Япония также не добилась существенного прогресса в биотехно­логиях, технологиях защиты окружающей среды и широком спектре сектора услуг. Что-то существенное препятствовало инновациям и об­новлению японской экономики.

 

Таблица 1-4. Новые экспортные отрасли Японии в 1990-х годах

Секторы

Отрасль

Стоимость экспорта (в тыс. долларов) в 1996 году |

Доля в общемировом экспорте в 1996 году

Офисное оборудование

Печатное оборудование, не вошедшее в другие разделы

Печатная краска

Переплетное оборудование

323 556

310136 124495

20,96 I

13,99 13,86

Транспорт

Не указанные в других разделах детали реактивных двигателей, турбовинтовые двигатели

388114

3,74 I

Широкопрофильные компании

Не учтенные в других рубриках детали машин для обработки камня, керамики, бетона, асбеста и т.д.

61 089

5,99 I

Сырье/металлургия

Катаное серебро

Необработанные отходы тантала

Необработанные отходы вольфрама

Никелевый штейн, агломерат и т.д.

Слюда и отходы слюды

Никелевый лом и отходы

Другие необработанные металлы платиновой группы

Природный кварц и кварциты

Отходы и лом чугуна и стали

Лом и отходы олова

Необработанный молибден и лом

Лом, опилки золота и т.п.

Лом и отходы драгоценных металлов

Промышленные алмазы

Отходы необработанного бериллия

Лом и отходы алюминия

Медикаменты, содержащие гормоны

14899 41191

7526 34399

3928 10283 24700

4097

7959

733

1233

22697

13 568

1691

12

9337

| 224666

32,59 I 20,1 9,88 8,27 8,24 5,5 5,17

3,94 3,17 2,63 2,35 2,19 1,78 1,03 0,94 0,44 3,72

Нефтехимия/химия

Хлористый винил

Другие азотистые соединения, неупомянутые в других местах

I 144781 384799

I 20,22 17,25

Нефтехимия/химия Галогенные соединения, неметаллы Стирол Соли неорганических кислот, не указанные в других разделах Отработанные химикаты и отходы Тетрахлорэтилен Нефтяной битум и т.п. Газойль Другие виды жидкого топлива, не указанные ранее Хлор Авиационный бензин

1 26808

411850

16771

7317

4535

25289

425830

497668

2276 196867

1 15^93 ~~ 14,3 11,22

10,03 7,63 3,03 2,46 2,34

1,68

1,65 |

 
Производство текстиля и одежды Искусственное волокно, моноволокно и т.д. Пряденая чесаная шерсть, тонкорунная шерсть Пряжа из дисперсного синтетического волокна Ткани с ворсом и т.п., шерстяные ткани Другие растительные волокна и отходы Необработанные коровьи и лошадиные кожи

3424

63826

2260

1901

111

11835

26^21

7,29

7,1

2,43 0,72 0,36

 
Оборонная Метательные заряды

883

0,95

 
Жилищное строительство/ 1 домашнее хозяйство Изделия из стекла, не указанные в других рубриках

148551 1

2U9

 
Пищевая промышленность/ производство напитков Дрожжи и разные виды муки Филе рыбы, свежее и замороженное Натуральные животные и растительные удобрения Крупы, хлопья и т.д.  

9784 [

8724

1077

2956

2,18 2,18 0,89

0,59

 
             

Примечание: развивающимися считались такие отрасли, в которых доля Японии выросла после пика в конце 1980-х, и такие, в которых Япония существенно не экспор­тировала до конца 1980-х

Источник: UN trade statistics (Rev 2), анализ, проведенный авторами

 

Таким образом, уже в течение нескольких десятилетий конкурен­тоспособность Японии в разных секторах была неодинаковой. Даже в успешных отраслях рост контролируемой доли рынка продолжался за счет низких прибылей на капитал, а не реальных конкурентных пре­имуществ. Широкий спектр неэффективных, неконкурентоспособных отраслей и отсутствие новых значимых экспортных отраслей указыва­ют на существенные проблемы японской экономики. «Мыльный пу­зырь», безусловно, оказал сильное негативное влияние на экономику, но, с другой стороны, он отвлек внимание от других, более глубоких проблем. В традиционной японской модели конкурентоспособности есть фундаментальные ошибки, которые не позволяют ей объяснять прошлые успехи и давать полезные рекомендации для будущего.







Дата: 2019-05-29, просмотров: 205.