Содержание
ВВЕДЕНИЕ
Глава 1 История становления и развития экономики Японии
1.1 Общая характеристика экономики
1.2 Основные этапы развития экономики
Глава 2 ЯПОНСКАЯ МОДЕЛЬ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ
2.1 Ранние сигналы тревоги
2.2 Бросая вызов общепринятым представлениям
Глава 3 ВЫЗОВ ЯПОНСКОЙ МОДЕЛИ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
3.1 Истоки японской модели государственного регулирования
3.2 Элементы модели японского регулирования экономики
3.3 Роль правительства в конкурентном успехе Японии
3.4 Японская модель менеджмента
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Как все знают, что Япония в последние десятилетия Япония выступает одной из ведущих экономических держав, являясь второй по величине национальной экономической силой в мире. Япония также оказывает существенное воздействие на развитие экономики и политики в Азии и других странах, косвенно влияя, таким образом, на взаимоотношения США и с другими странами.
В 1970-х и 1980-х Япония была признана самой конкурентоспособной страной мира. Первое связывало его с особой формой бюрократического капитализма, для которого характерна активная роль правительства в регулировании экономики. Второе объяснение подчеркивало особый подход к менеджменту, пионерами которого были японские компании. В число этих подходов входили такие известные концепции, как всеобщее качество, постоянное совершенствование, система «точно вовремя». Эта модель оказала существенное влияние и на представления американцев об экономической политике. Некоторые ее элементы применялись даже во время правления республиканских администраций, для которых обычно характерна как раз поддержка либеральной экономики. Во времена демократической администрации Клинтона влияние Японии на американскую экономическую политику было еще сильнее, по крайней мере, до тех пор, пока не стало ясно, что Япония сама испытывает экономические трудности. Первым председателем Совета экономических экспертов в администрации Клинтона был специалист по Японии, сторонник промышленной политики — концепции, ясно показывающей намерение следовать японской модели. Эта концепция промышленной политики стала пользоваться уважением и в академических кругах. Во время первого президентского срока Клинтона Закон о кооперации в исследовательской деятельности был расширен, чтобы ряд совместных предприятий не подпадал под санкции антитрестовского законодательства. Были разработаны новые финансируемые правительством проекты совместных исследований и разработок. Японский бюрократический капитализм гораздо убедительнее объясняет неудачи Японии в конкуренции с другими странами, чем ее успехи. Широкий спектр отраслей японского бизнеса показывает, что правительство сыграло удивительно скромную роль в развитии наиболее конкурентоспособных, согласно международным стандартам, отраслей японской экономики, производящих автомобили, видеомагнитофоны, роботов, видеокамеры и видеоигры. В этих секторах правительство практически не вмешивалось в конкуренцию, почти отсутствовали субсидии и картели, практически не было совместных исследований. И, напротив, в неконкурентоспособных отраслях, таких как химическая, самолетостроение, производство программного обеспечения и финансовые услуги, вмешательство правительства было широким и активным, проводилась политика сотрудничества и оказывалась серьезная протекционистская поддержка.
Можно сделать вывод, Японский стиль конкуренции на основе всеобщего качества и непрерывного совершенствования, проявляющийся в стремлении делать то же, что делают конкуренты, но лучше, привел в 1970-х и в начале 1980-х к успехам, однако ценой этих успехов была хронически низкая прибыльность. Западные компании усвоили эти японские новшества и пошли дальше, использовав слабость японцев в производительности труда «белых воротничков» и информационных технологиях. События 1990-х годов продемонстрировали внутренние слабости конкуренции на основе лучших моделей, которая часто приводила к тому, что, копируя достижения друг друга, все компании в отрасли оказывались втянуты в конкурентную борьбу, причем успехи одних нивелировались проигрышем других, что приводило к снижению цен и прибыльности. Стратегия — слабое звено японского менеджмента. Стратегия основана на выборе уникальной позиции, которая подразумевает предложение набора ценностей, отличного от конкурентов. Хотим повторить снова, что, хотя сегодня ряд уроков японского и американского опыта уже усвоен, существует опасность их чрезмерно простой трактовки. Наблюдая за сегодняшними трудностями Японии, многие американские политики и бизнесмены уже начали праздновать победу. Японию воспринимают сегодня как страну, не поспевающую за новыми тенденциями в экономике, пораженную финансовым кризисом, обремененную стареющим населением и страдающую от неэффективного руководства. Японские трудности интерпретируются как доказательство преимуществ американской системы. К японским компаниям уже больше не относятся со страхом и уважением, полагая, что они не способны к инновациям, страдают от практики косного, негибкого менеджмента и системы пожизненного найма, которые препятствуют переменам.
Япония остается мощным международным конкурентом, у которого много сильных сторон. Некоторые политические инициативы японского правительства более прогрессивны, чем в Соединенных Штатах, — хотя это и не те инициативы, которые были в фокусе внимания в прежние годы. Японские компании остаются высококонкурентоспособными во многих отраслях. Хотя сейчас им мешает ряд ошибок, допущенных правительством, и пробелы в стратегическом мышлении, японские компании быстро вернут утерянные позиции, если концепция и практика ведения бизнеса станут меняться.
Чему мы должны учиться у Японии? Во-первых, Япония не изобрела «высшей формы капитализма». В Японии работали те же самые механизмы, что и в Соединенных Штатах и в любых других странах. Во-вторых, другие страны должны прекратить копировать японскую модель участия правительства в экономике, несмотря на то, что это желание прочно укоренилось в наших мышлении и практике. В-третьих, японское правительство реально сыграло определенную позитивную роль в экономике, которая, правда, в основном осталась незамеченной (например, стимулирование спроса на высокотехнологичную продукцию и установление высоких стандартов в ряде областей, включая энергопотребление). В ближайшее время сложившаяся в Японии ситуация открывает перед ними очевидные возможности: при помощи увеличения иностранных инвестиций, поглощений и других мер у американских компаний появляется беспрецедентная возможность добиться процветания в начинающей меняться Японии. И все же не стоит недооценивать силу японских компаний. Их текущие слабости в основном связаны с неправильным подходом к конкуренции, а не с недостатком капитала, плохими технологиями или плохо подготовленными сотрудниками. В будущем японские компании смогут успешно конкурировать в новых областях. Кейрецу сейчас сменяются новым поколением компаний, таких как Rohm и Kyoden, которые уже научились мыслить стратегически. Основная часть «традиционных» японских компаний также поняла необходимость нового подхода к конкуренции. Идеи, представленные в этой книге, изначально опубликованной на японском языке, уже распространяются среди руководителей бизнеса и политиков Японии. Когда корпорации их воспримут, правительство под их влиянием также изменит свою политику.
Ранние сигналы тревоги
В ретроспективе можно выделить ряд противоречий, которые должны были поднять ряд фундаментальных вопросов относительно успехов Японии в конкурентной борьбе и устойчивости этих успехов. В конечном итоге конкурентоспособность страны зависит от ее производительности или стоимости товаров и услуг, которые она производит на единицу труда или инвестированного капитала. Еще задолго до того как «пузырь» лопнул, имелись явные свидетельства, что производительность труда в Японии далеко не так высока, как должна быть, и что в процессах технологического обновления и роста производительности появились сбои.
Рисунок 1-1. Рентабельность активов (ROA) японских производственных компаний в сравнении с американскими компаниями
Источник: G.N.Hatsopoulos and IM.Poterba, America's Investment Shortfall: Probable Causes and Possible Fixes, рукопись, январь 1993
Первым признаком того, что дела шли не так хорошо, как это представлялось, стало относительно небольшое число отраслей, в которых Япония была конкурентоспособной на мировых рынках. Для такой большой по размеру экономики современная Япония успешно конкурирует в удивительно узком диапазоне экспортных отраслей. На самом деле по этому признаку она больше напоминает гораздо меньшие по размеру экономики таких стран, как Канада или Корея, а не крупнейшие индустриальные страны типа Германии или США. Что-то уже давно тормозило конкурентоспособность и производительность многих отраслей японской экономики.
Во-вторых, уровень прибыли японских корпораций уже давно был хронически низким по международным стандартам, даже если учитывать только конкурентоспособные отрасли японской промышленности и не забывать про различия в практике бухгалтерского учета. Как показывает рисунок 1-1, рентабельность активов (ROA) в Японии для всех производственных компаний составляла примерно половину от аналогичной величины американских компаний. Еще один показательный индикатор: прибыли филиалов американских компаний в Японии были выше, чем прибыли собственно японских компаний. Таким образом, если судить по эффективности использования капитала, японские компании были значительно менее конкурентоспособны, чем западные.
Данные об общей капиталоотдаче приводят к такому же выводу. В то время как производительность труда в Японии быстро росла, начиная с 1960-х и по 1980-е годы, показатели фондоотдачи были значительно менее привлекательными. Будучи весьма близкой к уровню США в начале 1970-х годов, в конце 1970-х, 1980-х и 1990-х фондоотдача в Японии быстро снижалась (см. рисунок 1-2). Низкая фондоотдача сводила на нет эффект от роста производительности труда в Японии, так что общая производительность японской экономики в сравнении с Соединенными Штатами мало изменилась с начала 1970-х.
Низкие прибыли на капитал были характерны для Японии потому, что эта страна почти не пользовалась международными рынками капитала. Иностранных инвесторов годами не допускали на японский рынок. Японское правительство не позволяло иностранным компаниям приобретать акции японских корпораций, строить предприятия в Японии или скупать акции японских компаний на открытом рынке.
Относительный индекс США принят за 100%
Рисунок 1-2. Капиталоотдача в реальном секторе экономики, 1970-1993 годы
Основными владельцами японских компаний были японские банки, страховые компании и другие отечественные фирмы, которые стремились устанавливать друг с другом стабильные деловые связи и участвовать в акционерном капитале друг друга. В свою очередь, банкам и страховым компаниям не нужно было стремиться получать высокую прибыль на свой капитал, так как их рынки находились под защитой правительства в лице Министерства финансов. Иностранным финансовым фирмам не разрешалось эффективно конкурировать с японскими банками и другими финансовыми институтами за фонды, а японских инвесторов также ограничивали в том, куда они могли вкладывать свои средства. Даже несмотря на то, что японцы накапливали большие сбережения, эта сложившаяся система приводила к тому, что доход на эти сбережения был очень низким.
Таким образом, доходы японских граждан от инвестиций существенно ограничивались для того, чтобы обеспечить много дешевого капитала. Начиная со второй половины 1970-х годов, в результате усилий правительства процентные ставки в Японии стали более низкими, чем в Соединенных Штатах, и Банк Японии предоставлял капитал японским коммерческим банкам на льготных условиях.
Третьим, и во многих случаях наиболее очевидным, признаком того, что конкурентоспособность японской экономики была ниже, чем предполагалось, служит сравнение показателей различных отраслей японской экономики. Если рассмотреть и сравнить эти результаты за последние три десятилетия, то не будет преувеличением сделать вывод о том, что существовало «две Японии». Япония, которую знали на Западе, «непобедимая Япония», была очень конкурентоспособной. Такие отрасли, как бытовая электроника и автомобилестроение, тянули за собой всю японскую экономику, обеспечивая рост экспорта и производительности. Но проблема заключалась в том, что подобных отраслей было немного, и рядом с ними существовала совсем другая, неэффективная, Япония.
Эта «неконкурентоспособная Япония» объединяла многие отрасли, которые хронически отставали по производительности. В этой Японии было два сегмента. Один из них — это группа отраслей, в которых Япония никогда не была сильным экспортером. Сюда входили сельское хозяйство, химическая промышленность, потребительские товары в упаковке, медицинская продукция, программное обеспечение и практически вся отрасль обслуживания. Японские фирмы в этих отраслях часто были защищены торговыми барьерами и другими мерами, ограничивающими конкуренцию, что объяснилось необходимостью помочь им, пока они станут достаточно сильны, чтобы начать работать на экспорт. В реальности эти отрасли так и остались неконкурентоспособными. Многие из них все еще находятся под защитой.
Во второй неконкурентоспособный сегмент японской экономики входят внутренние отрасли, такие как розничная и оптовая торговая, транспорт и логистика, строительство, энергетика, медицинское обслуживание и пищевая индустрия. Практически все эти отрасли неэффективны, но в них создано большое число рабочих мест, и они фактически оказались аналогом системы социального обеспечения, консолидации и реструктуризации этих отраслей препятствовал целый комплекс мер японского правительства.
Одно из следствий существования «двух Японии» — очень высокая стоимость жизни в стране. Высокая заработная плата японских рабочих нивелируется высокой стоимостью товаров и услуг первой необходимости, включая еду, жилье, бензин, одежду, упакованные потребительские товары и услуги в целом. В таблице 1-1 приводится сравнение цен на ряд товаров и услуг в Японии, Великобритании и США в 1993 году, которые рассчитаны по отношению к средним ценам стран — участниц OECD (Организации экономического сотрудничества и развития). Цены на все товары и услуги в Японии значительно выше, чем в Великобритании и США, за исключением медицинских услуг: в Японии правительство ограничивает рост цен на медицинские услуги, что, правда, снижает их качество, затрудняет разработку и применение новых методов лечения и лекарств.
Японцы должны слишком много платить практически за все. На еду им приходится тратить 20% семейного дохода — в сравнении с 12%, которые тратят на эти цели домохозяйства в Соединенных Штатах. Типичная японская семья может себе позволить купить дом только один раз, и большинству японцев удается сделать это только после выхода на пенсию.
Таблица 1-1. Сравнительные цены ряда товаров и услуг в долларах, 1993 (среднее по OECD = 100)
Япония | США ^ | Великобритания | |
Продукты питания | 205 | 78 | 74 |
Рестораны, кафе, отели | 178 | 68 | 121 |
Бытовая техника | 171 | 81 | 101 |
Одежда и обувь | 165 | 77 | 73 |
Рента, топливо и электроэнергия | 156 | 91 | 78 |
Строительство | 155 | 84 | 74 |
Транспорт и коммуникации | 141 | 81 | 110 |
Медицина и здравоохранение | 87 | 136 | 70 |
В результате уровень жизни японцев был и остается более низким, чем можно было бы предположить, рассматривая только доход на душу населения в этой стране. В таблице 1-2 представлены данные об уровне ВНП на душу населения (рассчитанном в долларах) в сравнении с ВНП на душу населения, скорректированным с учетом паритета покупательной способности. Паритет покупательной способности учитывает различия в стоимости жизни и ведения бизнеса в данной стране. Если говорить о реальных доходах на душу населения (с учетом паритета покупательной способности), то Соединенные Штаты оказываются на первом месте, а вот место Японии существенно ниже.
Таблица 1-2. Валовой национальный продукт на душу населения по странам в 1998 году, не скорректированный и скорректированный с учетом паритета покупательной способности
Место | Страна | Не скорректированный (в долларах) | Место | Страна | Скорректированный с учетом паритета покупательной способности (в долларах) |
1 | Швейцария | 40080 | 1 | Соединенные Штаты | 29340 |
2 | Норвегия | 34330 | 2 | Сингапур | 28620 |
3 | Дания | 33 260 | 3 | Швейцария | 26620 |
4 | Япония | 32380 | 4 | Норвегия | 24290 |
5 | Сингапур | 30060Д | 5 | Канада | 24050 |
6 | Соединенные Штаты | 29340 | 6 | Дания | 23 830 |
7 | Австрия | 26850 | 7 | Бельгия | 23480 |
8 | Германия | 25 850 | 8 | Япония | 23180 |
9 | Швеция | 25620 | 9 | Австрия | 22740 |
10 | Бельгия | 25 380 | 10 | Франция | 22 320 |
11 | Франция | 24940 | 11 | Гонконг, Китай | 22000 |
12 | Нидерланды | 24760 | 12 | Нидерланды | 21 620 |
13 | Финляндия | 24110 | 13 | Германия | 20810 |
14 | Гонконг, Китай | 23 670 | 14 | Великобритания | 20640 |
15 | Великобритания | 21400 | 15 | Финляндия | 20270 |
16 | Австралия | 20300 | 16 | Италия | 20200 |
17 | Италия | 20250 | 17 | Австрия | 20130 |
18 | Канада | 20020 | 18 | Швеция | 19480 |
19 | Ирландия | 18340 | 19 | Ирландия | 18340 |
20 | Израиль | 15 940 | 20 | Израиль | 17310 |
21 | Новая Зеландия | 14700 | 21 | Испания | 16060 |
22 | Испания | 14080 | 22 | Новая Зеландия | 15 840 I |
Означает ли это, что японские потребители несут на своих плечах непомерно тяжелый груз? Влияет ли это на производительность и конкурентоспособность страны? Люди, определявшие экономическую политику Японии, предполагали, что нет. Они думали, что «две Японии» могут сосуществовать бок о бок, почти не влияя друг на друга. Считалось, что отрасли, неконкурентоспособные на международном рынке, нужно поддерживать и растить — и они добьются успеха. Что внутренние отрасли, которые, как предполагалась, мало влияют на международные отрасли, будут обеспечивать занятость. Что высокая стоимость жизни японцев оправдывается получаемыми ими экономическими и социальными льготами. К несчастью, все эти предположения оказались неверны, и последствия этих ошибочных теорий получились очень серьезными.
По указанным выше причинам внутренняя конкурентоспособность японских компаний и японской экономики в целом долгое время была ниже, чем предполагало большинство наблюдателей. Экспорт расширялся во многом благодаря низким прибылям на капитал. Неконкурентоспособные отрасли поддерживались ценой повышения стоимости жизни. Истинная производительность японской промышленности была ниже, чем могла быть.
Все эти долговременные признаки слабости японской модели экономики — дополнительное свидетельство того, что она уже практически исчерпала свои ресурсы. Задолго до того как лопнул «мыльный пузырь», рост японской экономики начал замедляться. Как показано на рисунке 1-3, реальный рост ВВП (скользящие средние за пять лет, обозначенные на рисунке жирной линией) до начала 1970-х годов был устойчивым. Потом в период с середины 1980-х до начала 1990-х годов он снизился до 3-5%. После того как «мыльный пузырь» лопнул в 1991 году, рост ВВП резко пошел на спад, хотя признаки замедления роста наблюдались и раньше.
Источник: World Development Indicators database, Word Bank, 1/7/99
Рисунок 1-3. Рост реального валового национального продукта Японии, 1956-1998 гг.
Примечание: реальный ВНП в ценах 1990-го года. Данные для 1996 года — прогнозируемые Источник: Economic Statistics Annual, 1995, Research and Statistics Department, Bank of Japan
Доля Японии в мировом экспорте в послевоенный период устойчиво росла и достигла своего пика в 1986 году. (См. рисунок 1-4.) Но даже в отраслях, в которых Япония была конкурентоспособной исторически, таких как производство телевизоров, видеомагнитофонов, аудиотехники, фотоаппаратов и полупроводников, ее доля в мировом экспорте начала снижаться еще в конце 1970-х годов. Хотя сама по себе доля в мировом экспорте не может служить исчерпывающей характеристикой степени конкурентоспособности национальной экономики, ее динамика дает важную информацию об устойчивости конкурентоспособности и производительности экономики данной страны.
В таблице 1-3 представлены данные об изменениях доли мирового экспорта всех товаропроизводящих отраслей японской экономики (согласно стандартной международной классификации отраслей), начиная с пика в конце 1980-х и до 1996 года. Производство текстиля и готовой одежды достигло своего пика в 1978 году или даже раньше, а большинство отраслей показало наилучшие результаты в середине или конце 1980-х годов.
Эти данные впечатляют: из 1618 японских отраслей, работающих на международном рынке, доля экспорта Японии снизилась в 1250 отраслях и выросла только в 166. Отрасли, в которых Япония утратила свои позиции, включают даже такие флагманы японской экономики, как производство копировальной техники (падение с 70,6% до 40,7%), фотоаппаратов (снижение с 72,2% до 34,8%), видеомагнитофонов (снижение с 89,5% до 25,8%) и оборудования для телефонных линий (снижение с 52,6% до 11,2%).
Отчасти это объясняется тем фактом, что японские компании перенесли производство за границу, увеличив свои прямые инвестиции в экономику других стран. Это решение до некоторой степени объяснялось желанием преодолеть торговые барьеры и коммерческими соображениями (например, приблизить производство к потребителям), однако в не меньшей степени оно отразило недостаточную производительность и конкурентоспособность производств, расположенных собственно в Японии. Многие компании, например, приняли решение перевести свои производства из Японии за границу, просто потому, что их неэффективность была слишком высока.
Отрасль за отраслью Япония теряла свои конкурентные преимущества. Например, японские производители телевизоров, видеомагнитофонов, аудиотехники ориентировались на аналоговые технологии. Они действительно научились выпускать отличные образцы бытовой аудио- и видеотехники, которая преобразовывала аналоговые волны в звуки и образы. А вот компании США стали пионерами цифровых технологий, которые преобразуют аудио- и видеосигналы в последовательность нулей и единиц, понятных компьютеру. Поскольку японские компании все еще отстают в области цифровых технологий, их американские конкуренты стали опережать их не только в области бытовой электроники, но и в производстве фото- и видеокамер.
Рисунок 1-4. Доля Японии в мировом экспорте, 1960-1997 гг.
Примечание: доля в мировом экспорте рассчитана на основе пересчета в доллары США по ценам 1995 года для всех стран за все годы
Источник: World Bank National Accounts, расчеты авторов
Таблица 1-3. Изменения доли различных стран в мировом экспорте после пика конца 1980-х (число отраслей, входящих в стандартную международную торговую классификацию)
Секторы отраслей | Отрасли, доля которых возрастает (>.1 пункта) | Отрасли, доля которых снижается (<-.1 пункта) | Доля не изменяется (<.1 пункта >-.1 пункта) | Без учета Японии | Всего |
Офисное оборудование | 4 | | 33 | | 1 | | 1 | 39 |
Полупроводники/ компьютеры | 0 1 | 12 I | 0 I | 0 | 12 |
Развлечения/досуг | 5 1 | 59 I | 3 | 0 | 67 I |
Транспорт | 9 | 88 | | 2 | | 2 | 101 I |
Энергетика | 2 | 37 | 0 | 0 | 39 | |
Телекоммуникации | 0 | 6 | 0 | 0 | 6 I |
Широкопрофильные компании | 10 | 130 | 1 | 0 | 141 I |
Сырье/металлургия | 40 | 149 | 27 | 10 | 226 | |
Здравоохранение | 4 | 24 | 2 | 0 | 30 |
Нефтехимия | 40 | 134 | 5 | 8 | 187 I |
|Текстиль/одежда | 26 | 200 | 17 | 3 | 246 | |
Бытовые услуги | 2 | 55 | 9 | 0 | 66 | |
Оборона | 2 | 5 | 4 | 0 | 11 | |
Жилищное строительство/ |домашнее хозяйство | 4 | 126 | 6 | 0 | 136 I |
Лесная промышленность | 4 | 55 | 11 | 0 | I 70 |
Пищевая промышленность/ производство напитков | 14 | 137 | 114 | 21 | I 286 |
Всего | | 166 | | 1250 | 202 | 45 | ]_ 1663 |
В конце концов, японская экономика утратила способность конкурировать в глобальном масштабе в новых экспортных отраслях. В период 1950-х, 1960-х, 1970-х и в начале 1980-х годов японские компании последовательно проникали в новые высокотехнологичные отрасли, где создается больше добавленной стоимости, переходя от производства текстиля к стали, а затем — к автомобилям и полупроводникам. Это было одним из фундаментальных механизмов, с помощью которого росла производительность экономики, повышался уровень жизни, двигавший вперед японскую экономику. Однако в конце 1980-х и в 1990-х темпы этого движения снизились, а затем оно и вовсе прекратилось, что было явным признаком серьезных проблем.
Среди 166 отраслей японской экономики, которые увеличили свою долю в мировом экспорте после пика перед 1990-ми, большинство относятся к двум категориям: отрасли, успешно завоевавшие экспортные рубежи к 1980-м и рост которых с тех пор был умеренным, или отрасли, объем которых настолько невелик, что рост их экспортной доли был весьма незначительным. Мы выделили 47 развивающихся экспортных отраслей, которые практически ничего не экспортировали в конце 1970-х или 1980-х годов, но затем, в конце 1980-х или в 1990-х, существенно увеличили объем экспорта, как показано в таблице 1-4.
Обратите внимание на этот перечень отраслей. Двенадцать относятся к переработке металлолома или отходов и вряд ли могут служить олицетворением конкурентного потенциала. Две связаны с производством запасных частей для других отраслей. Оставшиеся отрасли достаточно разнообразны, но, опять-таки, вряд ли станут «новым двигателем» японского экспорта. Производство печатного оборудования и печатной краски — это единственный пример значимой отрасли, в которой японские фирмы в последнее время расширили свою долю экспорта. Другие отрасли или малы, или, если это большие отрасли, доля Японии в них так мала, что может быть незначимой статистической аномалией.
Сумев добиться роста экспорта в очень немногих отраслях, Япония отстала от Соединенных Штатов в беспроводных коммуникациях, мультимедийных приложениях, программном обеспечении, микропроцессорах и сетевом оборудовании, — а именно здесь появилось много новых компаний и открылись новые возможности для экспорта. Япония также не добилась существенного прогресса в биотехнологиях, технологиях защиты окружающей среды и широком спектре сектора услуг. Что-то существенное препятствовало инновациям и обновлению японской экономики.
Таблица 1-4. Новые экспортные отрасли Японии в 1990-х годах
Секторы | Отрасль | Стоимость экспорта (в тыс. долларов) в 1996 году | | Доля в общемировом экспорте в 1996 году | |||
Офисное оборудование | Печатное оборудование, не вошедшее в другие разделы Печатная краска Переплетное оборудование | 323 556 310136 124495 | 20,96 I 13,99 13,86 | |||
Транспорт | Не указанные в других разделах детали реактивных двигателей, турбовинтовые двигатели | 388114 | 3,74 I | |||
Широкопрофильные компании | Не учтенные в других рубриках детали машин для обработки камня, керамики, бетона, асбеста и т.д. | 61 089 | 5,99 I | |||
Сырье/металлургия | Катаное серебро Необработанные отходы тантала Необработанные отходы вольфрама Никелевый штейн, агломерат и т.д. Слюда и отходы слюды Никелевый лом и отходы Другие необработанные металлы платиновой группы Природный кварц и кварциты Отходы и лом чугуна и стали Лом и отходы олова Необработанный молибден и лом Лом, опилки золота и т.п. Лом и отходы драгоценных металлов Промышленные алмазы Отходы необработанного бериллия Лом и отходы алюминия Медикаменты, содержащие гормоны | 14899 41191 7526 34399 3928 10283 24700 4097 7959 733 1233 22697 13 568 1691 12 9337 | 224666 | 32,59 I 20,1 9,88 8,27 8,24 5,5 5,17 3,94 3,17 2,63 2,35 2,19 1,78 1,03 0,94 0,44 3,72 | |||
Нефтехимия/химия | Хлористый винил Другие азотистые соединения, неупомянутые в других местах | I 144781 384799 | I 20,22 17,25 | |||
Нефтехимия/химия | Галогенные соединения, неметаллы Стирол Соли неорганических кислот, не указанные в других разделах Отработанные химикаты и отходы Тетрахлорэтилен Нефтяной битум и т.п. Газойль Другие виды жидкого топлива, не указанные ранее Хлор Авиационный бензин | 1 26808 411850 16771 7317 4535 25289 425830 497668 2276 196867 | 1 15^93 ~~ 14,3 11,22 10,03 7,63 3,03 2,46 2,34 1,68 1,65 | | |||
Производство текстиля и одежды | Искусственное волокно, моноволокно и т.д. Пряденая чесаная шерсть, тонкорунная шерсть Пряжа из дисперсного синтетического волокна Ткани с ворсом и т.п., шерстяные ткани Другие растительные волокна и отходы Необработанные коровьи и лошадиные кожи | 3424 63826 2260 1901 111 11835 | 26^21 7,29 7,1 2,43 0,72 0,36 | |||
Оборонная | Метательные заряды | 883 | 0,95 | |||
Жилищное строительство/ 1 домашнее хозяйство | Изделия из стекла, не указанные в других рубриках | 148551 1 | 2U9 | |||
Пищевая промышленность/ производство напитков | Дрожжи и разные виды муки Филе рыбы, свежее и замороженное Натуральные животные и растительные удобрения Крупы, хлопья и т.д. | 9784 [ 8724 1077 2956 | 2,18 2,18 0,89 0,59 | |||
Примечание: развивающимися считались такие отрасли, в которых доля Японии выросла после пика в конце 1980-х, и такие, в которых Япония существенно не экспортировала до конца 1980-х
Источник: UN trade statistics (Rev 2), анализ, проведенный авторами
Таким образом, уже в течение нескольких десятилетий конкурентоспособность Японии в разных секторах была неодинаковой. Даже в успешных отраслях рост контролируемой доли рынка продолжался за счет низких прибылей на капитал, а не реальных конкурентных преимуществ. Широкий спектр неэффективных, неконкурентоспособных отраслей и отсутствие новых значимых экспортных отраслей указывают на существенные проблемы японской экономики. «Мыльный пузырь», безусловно, оказал сильное негативное влияние на экономику, но, с другой стороны, он отвлек внимание от других, более глубоких проблем. В традиционной японской модели конкурентоспособности есть фундаментальные ошибки, которые не позволяют ей объяснять прошлые успехи и давать полезные рекомендации для будущего.
Японская модель менеджмента
Японская модель менеджмента включает ряд особых методов производства, политику в области персонала, особый подход к организации производства, менеджменту и диверсификации бизнеса, причем все это подчинено общим целям фирмы. Хотя различные варианты этой модели несколько отличаются друг от друга, практически все они включают элементы, представленные на рисунке 3-4. Эта модель объясняет особенности производства, дистрибуции, сбыта и другие нюансы японской модели менеджмента. Преимущества японской модели менеджмента, которые выделяют и западные, и японские ученые, включают быстрый рост квалификации сотрудников, сильное чувство общности, высокую лояльность сотрудников к компании, умение и желание менеджеров учитывать долговременные последствия своих решений,
• Высокое качество и низкие затраты
• Разнообразие моделей продукции и их характеристик
• Система бережливого производства
• Отношения к сотрудникам как к важному активу компании
• Пожизненный наем
• Лидерство на основе консенсуса
• Прочные связи между компаниями
• Долгосрочные цели
• Внутренняя диверсификация в быстроразвивающиеся отрасли
• Тесные взаимоотношения с правительством (обсуждались в главе 2)
• Высокое качество и низкие затраты
Японская модель менеджмента основана на убеждении, что для получения конкурентных преимуществ нужно одновременно предлагать высокое качество продукции и услуг и снижать себестоимость. Центральная идея этого подхода — совершенствование производственного процесса, при котором сокращаются затраты, но одновременно, благодаря уменьшению числа дефектов и переделок, снижению числа комплектующих и задержек времени, повышается качество. Японские компании поняли, что стандартизация, массовое производство и устранение лишних операций не только сокращают затраты, но и служат лучшим методом достижения устойчиво высокого качества и соблюдения сроков. Например, использование сборочных автоматов для производства электронной продукции японскими компаниями в начале 1980-х годов привело к беспрецедентно низкому уровню дефектности.
• Широкое разнообразие моделей и их характеристик
Японские компании стремились вывести на рынок широкий диапазон моделей продукции с разнообразными характеристиками. Обычная же практика предполагала выпуск стандартных моделей товаров с широким диапазоном дополнительных возможностей. Основным направлением была многофункциональность, то есть способность продукта выполнять множество задач. Стоит отметить, что японские компании постоянно выводили на рынок все новые и новые модели, существенно сократив при этом жизненный цикл.
• Система бережливого производства
Система бережливого производства сыграла центральную роль в японской модели менеджмента. Этот подход, впервые предложенный компанией Toyota, рассматривает разработку, производство и закупки как целостную систему. Оптимизируя эту систему, Toyota одновременно добилась высокого качества продукции, высокой производительности, гибкости производственного процесса и своевременности поставок. Истоки системы бережливого производства относятся ко времени основания Toyota Motor Company в 1930-х годах, когда ее основатель Кийтиро Тоёда обратил особое внимание на систему доставки «точно вовремя». В конце 1940-х годов Тайити Оно, который в то время работал в Toyota мастером, объединил такие элементы подходов Форда и Тейлора, как стандартизация и ремесленная система, что позволило работникам овладевать разнообразными навыками. Компания Toyota постоянно совершенствовала эту гибридную систему, и скоро ее приняли многие другие японские компании.
ЧЕМ ОБЪЯСНЯЕТСЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ЯПОНИИ?
ПРОЦВЕТАНИЕ И ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТЬ
В конечном итоге богатство страны зависит от производительности, которая позволяет фирмам успешно конкурировать. Производительность национальной экономики измеряется как стоимость товаров и услуг (продукции), приходящаяся на единицу людских, финансовых и физических ресурсов данной страны. Доход, произведенный на единицу рабочей силы или капитала, определяет, какой уровень заработной платы может существовать в экономике этой страны, а также уровень прибыли на инвестированный капитал и прибыль (после вычета затрат), созданную физическими ресурсами. Мы перечислили основные факторы, определяющие национальный доход в расчете на душу населения.
Таким образом, конкурентоспособность страны определяется производительностью. Параметр производительности, если его верно понимать, уже включает и стоимость (цены) продукции данной страны на рынке, и эффективность ее производства. Одно лишь повышение эффективности или способности производить больше продукции на единицу труда и капитала не обязательно приведет к росту заработной платы и прибыли — кроме случая, когда цены на продукцию или услуги стабильны или растут. Поскольку глобальная конкуренция оказывает сильное давление на цены стандартных товаров, одной эффективности производства оказывается недостаточно. Экономически развитые страны в большей степени повышают уровень жизни населения, увеличивая ценность своей продукции и услуг (например, благодаря лучшей технологии, маркетингу, сервису), а также входя в новые отрасли при помощи инноваций, чем путем снижения затрат на производство стандартной продукции.
Таким образом, основной вопрос экономического развития связан с тем, как создать условия для быстрого и устойчивого роста производительности. Производительность страны — это сумма производительности всех работающих в ней компаний. Производительность и процветание региона зависят не от того, в каких отраслях конкурируют компании, а от того, как они конкурируют. Фирмы могут продуктивно работать в любой отрасли — обувной, полупроводниковой, в сельском хозяйстве — при условии, что они используют тонкие методы работы, современные технологии и предлагают уникальную продукцию и услуги. Все отрасли могут использовать высокие технологии, и все отрасли могут требовать глубоких знаний. Выделение приоритетных, целевых отраслей основано на неправильном понимании конкуренции, основанном на том, что успех определяется экономией масштаба, а внутренняя конкуренция — напрасная трата ресурсов. Как обсуждалось во второй главе, выделение японским правительством целевых отраслей не привело к успеху. Вместо этого целью политики правительства должно стать устранение препятствий для повышения производительности.
Повышать производительность нужно также во внутренних отраслях, ведь эти отрасли влияют не только на стоимость жизни в стране, но и на стоимость ведения бизнеса в отраслях, работающих на международный рынок. Сегодняшняя ситуация в Японии показывает, насколько опасно считать, что конкурентоспособность важна только для отраслей, работающих на внешний рынок. Исправление этой ошибки — одна из важнейших задач.
Императив производительности сегодня означает, что богатство страны, прежде всего, определяется коллективным выбором ее граждан. Географическое расположение, природные ресурсы и даже военная мощь уже не служат решающими факторами. Теперь процветание страны зависит от того, как ее граждане управляют экономикой, какие они создают институты и какие делают инвестиции — вместе или по отдельности.
Здоровая макроэкономическая политика и стабильные политические и правовые институты создают потенциал для процветания страны, но в реальности богатство создается на микроэкономическом уровне и зависит от способности фирм эффективно производить ценные товары и услуги, что позволяет обеспечить высокие заработные платы и прибыльность капиталовложений. Процветание зависит, таким образом, от способности страны развивать свой потенциал на микроэкономическом уровне. В этом можно разобраться, только исследуя действия по повышению производительности на уровне фирмы, отрасли и кластера отраслей. (Определение понятию «кластер» мы дадим ниже в этой главе.) Именно на этом уровне политика правительства затрагивает интересы частного бизнеса.
До недавнего времени Япония проводила разумную макроэкономическую политику и добивалась макроэкономической стабильности. Реальные проблемы Японии связаны с проблемами конкуренции на микроуровне, и для решения этих проблем недостаточно даже самого масштабного макроэкономического стимулирования. Микроэкономические основы производительности определяются двумя взаимосвязанными факторами: оригинальностью, зрелостью стратегии и действий компаний и качеством микроэкономической деловой среды. Производительность определяется качеством и уровнем конкуренции компаний внутри страны.
Нефтяной кризис послужил катализатором для выхода Японии на ведущие позиции в мире в области энергосберегающих технологий, что пошло на пользу многим отраслям. Нефтяной кризис дал толчок инновациям, которые упрочили позиции страны в таких высокотехнологичных отраслях, как автомобилестроение и бытовая электроника.
Кризис иены, в результате которого стоимость японской валюты всего через два года после подписания соглашения Plaza Accord в 1985 году взлетела на 100%, также привел к быстрой перестройке. Почти мгновенно во всех странах мира японские товары сильно подорожали, зарплаты японцев стали одними из самых высоких в мире. В результате таких перемен исчезло одно из важнейших преимуществ японской экономики — низкие по сравнению с западными странами зарплаты квалифицированных рабочих. Снова оказавшись в тяжелой ситуации, японские фирмы резко подняли производительность, перенесли производство простых и недорогих товаров в зарубежные страны, а сами перешли к выпуску сложной продукции, которая в меньшей степени подвержена ценовой конкуренции.
Хотя способ, которым Япония справилась с этими двумя кризисами, и дает некоторый повод для оптимизма, сегодня ситуация радикально изменилась. Прошлые и нынешний кризисы создают ощущение остроты ситуации, но в наши дни эта острота чувствуется слабее. Причины предыдущих кризисов были ясными и очевидными. Сегодняшние же трудности более запутанны, в них труднее разобраться. Многие винят во всех бедах известный всем «финансовый пузырь» и думают, что для оздоровления экономики достаточно лишь мер финансового характера.
В периоды прошлых кризисов направления развития страны были очевидны: Японии нужно было существенно снизить затраты, научиться экономить энергию и повысить качество продукции. В нынешнее время цель уже не так очевидна.
Весьма примечательно, что действия, направленные на преодоление предыдущих кризисов, гармонично сочетались с японским стремлением повышать эффективность производства. Сегодня Японии нужны шаги, кардинально отличающиеся от привычного образа мышления и работы компаний, — не говоря уже о драматических переменах в политике правительства. А политические механизмы Японии по-прежнему весьма тяжелы на подъем.
КАТАЛИЗАТОРЫ ПЕРЕМЕН
Что может стать катализатором реальных перемен? Во-первых, по мере того как постепенно изживает себя старая традиция «перекрестного владения» собственностью других компаний, мешавшая перепродаже акций. Уже заметны признаки изменения ролей, которые играют эти новые акционеры. Возможно, самой важной из них будет обучение и стимулирование японских акционеров принимать более активное участие в управлении. Вероятным результатом станет большее внимание к прибыльности, более высокая готовность отказываться от неприбыльной продукции и бизнеса, повышенное внимание к показателям результативности, более прозрачная финансовая отчетность, а также более оптимальное управление.
Во-вторых, все больше иностранных компаний выходят на японский рынок путем приобретения японских компаний. Низкие цены на акции и потребность в новых источниках финансирования улучшили возможности для контроля корпораций. В 1998 году иностранные компании купили (полностью или частично) или объединились с 85-ю японскими фирмами — рекордный показатель. В июне 1999 года, после ожесточенной двухмесячной битвы с Nippon Telegraph and Telecommunications, британская компания Cable & Wireless приобрела 53% акций японской компании International Digital Communications (IDC). Это было первым в истории Японии успешным враждебным поглощением. В начале 2000 года впервые в истории японская компания попыталась выкупить другую японскую компанию, Shoei.
По мере того как в разные отрасли будут проникать акционеры с новыми взглядами на бизнес, компании будут ставить новые цели и применять новые подходы к конкуренции
Например после того как в мае 1999 года Renault приобрела 37% акций Nissan и стала ее самым крупным акционером, она назначила директором по операциям Nissan Карлоса Госна. Nissan, которая семь из предшествующих восьми лет теряла деньги, продала свои доли в компаниях — поставщиках комплектующих и неприбыльных дочерних телекоммуникационных компаниях и занялась оптимизацией своей дилерской сети. Для топ-менеджеров Nissan была весьма необычной просьба Госна самостоятельно ездить на автомобилях конкурентов, чтобы сравнивать их с собственной продукцией.
В-третьих, система кейрецу также меняется. В октябре 1999 года банк Sumitomo объявил о своем слиянии с банком Sakura по плану консолидации, в котором участвуют также International Bank of Japan, банк Fuji и банк Daiichi Kangyo. Похоже, что система кейрецу, в которой каждый из перечисленных выше банков был в кейрецу главным, ослабевает. То же происходит и с системой перекрестного владения акциями других компаний. Такие акции стали продавать. Надеемся, что это запустит цепную реакцию по созданию новых возможностей, включая новые способы финансирования и более четкие стратегии.
Четвертый катализатор перемен — организационная реформа, осуществляемая правительством. Согласно Закону о реформе министерств центрального правительства, принятому в июле 1999 года, из 22 министерств и агентств центрального правительства останется 13, а к январю 2001 года число министров в кабинете должно сократиться с 20 до 17. Закон предусматривает создание нового экономического совета, в который войдет премьер-министр, а также внешние эксперты, не работающие в правительстве. Влияние премьер-министра на бюджет, который сейчас в основном разрабатывается Министерством финансов, будет усилено. Министерство финансов будет государственным казначейством, а большинство функций по контролю над финансовыми институтами будут переданы новому агентству.
Данная организационная реформа еще не гарантирует перемен в экономической стратегии страны. Тем не менее, процессы реструктуризации правительства должны дать импульс новым идеям. Например, новый совет по экономической политике может определить новые приоритеты и соответствующим образом перераспределить бюджет. Если Министерство образования и Агентство по науке и технологии будут, как и планировалось, объединены, это поможет усилить фундаментальные научные исследования и улучшить техническое образование на всех уровнях.
В-пятых, во многих японских компаниях к руководству приходит новое поколение топ-менеджеров. Это поколение меньше опасается смены давних традиций, чем его предшественники. Нынешние лидеры таких компаний, как Honda (президент Хироюки Ёсино), Toyota (председатель правления Хироси Окуда), Sony (президент Нобуюки Идеи), Orix (президент Ёсихико Мияути) и Softbank (президент Масаё-си Сон), имеют существенный опыт работы за рубежом. Поскольку новые топ-менеджеры лучше знакомы с международным бизнесом и пришли к руководству в нелегкий период финансовых трудностей и непростой конкурентной ситуации, есть большая вероятность, что они будут делать многие вещи иначе. У этих руководителей есть много общего, что отличает их от руководителей прошлого поколения.
В-шестых, предпринимательские компании нового поколения становится крупнее, и некоторые уже пополняют ряды больших корпораций. Многие из них стремятся к высоким прибылям и обладают ясными конкурентными стратегиями. Они пользуются организационными моделями, которые никак нельзя назвать японскими.
Главным катализатором перемен станет сам японский народ. Взгляды молодых рабочих отличаются от взглядов их отцов. Многие из них начинали свою трудовую карьеру во время длительной рецессии 1990-х годов и уже не ожидают, что система пожизненного найма защитит их. Они согласны связывать свою зарплату с результатами работы, лучше владеют информационными технологиями, более гибко справляются с переменами. Они смогут стимулировать перемены в своих компаниях и в правительстве.
Все больше японцев вкладывает свои деньги в акции. При снижении доходности почтово-сберегательных депозитов и других традиционных способов сбережений японцы стали вкладывать свои деньги во взаимные фонды и акции. Превращение из вкладчиков в инвесторов в любом случае должно поменять точку зрения японцев на работу компаний.
Многие полагают, что культурные традиции изменить очень сложно и что это помешает перестройке Японии. Они утверждают, что общество с такими сильными групповыми устоями, когда «торчащий гвоздь забивают первым», не сможет найти места в новой экономике. Тем не менее, многие аспекты экономической культуры поддаются изменениям. Множество привычных нам практик было создано законодательным путем. Японцы хорошо информированы о переменах, происходящих на Западе, а глобализация существенно ускоряет процессы гармонизации экономических систем.
Все больше японских подростков подключается к Интернету. Японцы стали инвестировать часть своих сбережений в акции. Растет популярность Интернета и сотовых телефонов. Выпускники университетов устраиваются на работу в иностранные фирмы. Работающие женщины получают больше независимости. Все это может показаться скромными шагами, но это признаки совершенно новой модели конкуренции.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Япония движется к переменам постепенно, подстегиваемая в основном страхом и необходимостью. Предпринимаются индивидуальные усилия по имитации международной практики, отдельно разбираются случаи, когда определенные методы не работают. Все делается неравномерно, урывками. Новые инициативы, например реформа налогообложения и страхование депозитов, сначала декларируются, а потом откладываются в долгий ящик. Японии все еще не хватает целостного понимания причин ее текущих проблем и максимально подходящего для нее решения. Тщательный анализ причин успехов и неудач Японии, новая теория ведения конкурентной борьбы и повышения производительности в глобальной экономике. Для того чтобы найти комплексное решение, Японии нужно, как и в прошлом, использовать ряд элементов западного подхода. Япония обязательно создаст что-то уникальное, свое.
В чем будет заключаться ее уникальность? Вот некоторые потенциальные возможности. Западный индивидуализм может быть как сильной, так и слабой стороной. Японцы обладают экстраординарной способностью ломать границы между дисциплинами, функциями и даже компаниями. Если эта способность к коллективной работе будет усилена специализированным обучением, интернет-технологиями и новым конкурентным мышлением, это приведет к прорывам в производительности и стратегии.
Существование кластеров во многих отраслях положительно сказалось на положении Японии. Если специализация регионов будет расти, а местным органам власти будет дано больше прав и ответственности, в Японии может начаться новая эра развития кластеров и бизнеса. Эра Интернета должна этому помочь.
Говоря об условиях спроса, можно сказать, что особенности жизни в Японии, ее культура и демографические характеристики по-прежнему дают ей преимущества, которые в будущем могут только укрепиться.
Японцы уже давно зарекомендовали себя как наиболее требовательные потребители компактной, многофункциональной и бесшумной продукции. Японцы очень внимательны к внешнему виду, дизайну и упаковке товаров. Нельзя забывать и про энергосбережение, где Япония — безусловный лидер. Значимость вышеназванных аспектов, в которых Япония уже преуспела, растет во всем мире.
Япония может стать самым современным рынком для удовлетворения потребностей своего стареющего населения. Реформа правительственного регулирования может повысить влияние хорошо образованных и требовательных потребителей в таких ранее жестко контролировавшихся сферах, как коммуникации, сервис и медицинское обслуживание.
В то время как западные страны пытаются повысить вовлеченность и лояльность своих сотрудников, японские компании, используя новую систему стимулирования, могут также добиться позитивных результатов благодаря умению своих людей работать в командах.
Западные компании и западные финансовые рынки ориентируются на более короткую временную перспективу, чем японские, долгосрочное видение которых представляет собой весьма сильную сторону. Хотя влияние акционеров и акцент на получение прибылей в Японии будут только расти, эти цели не следует считать несовместимыми с практикой длительного владения акциями. Вместо того чтобы просто имитировать практику западного рынка капитала, Япония может предложить долговременным держателям акций налоговые льготы и гарантировать, что при слияниях и в других ситуациях корпоративное законодательство будет отдавать приоритет долгосрочным интересам акционеров.
Наконец, важным преимуществом может оказаться способность японских институтов к кооперации — в противовес всеобщей конкуренции, характерной для США. Для Японии пришло время принять новую экономическую стратегию, основанную на более глубоком анализе сильных и слабых сторон прежнего подхода к конкуренции в сочетании с новым и более тонким пониманием роли правительства и бизнеса в глобальной экономике. Однажды, после окончания Второй мировой войны, Японии уже пришлось принципиально менять свою экономическую стратегию. В конце 1940-х и 1950-х годов Япония в основном конкурировала благодаря низким ценам и зарплатам, поставляя на рынок дешевые имитации западных товаров. Понимая ограниченность такого подхода, страна пошла на поразительную трансформацию и перешла к новому способу конкуренции. Восприняв идеи Деминга и Джурана, Япония начала конкурировать не только по цене, но и по качеству. Эти новые подходы, которые впервые внедрила именно Япония, навсегда изменили характер конкуренции во всем мире.
Сегодня Япония должна прекратить конкурировать только по параметру качества продукции и начать конкурировать на основе стратегии и инновации. Японским компаниям нужно разработать особые индивидуальные стратегии, которые позволят им добиться реальных прибылей. Для того чтобы сделать это, постепенного повышения эффективности недостаточно. Подлинные инновации нужны не только в производстве продукции, но и в подходе к конкуренции.
[1] Канбан (kanban) (япон. «бирка») — используется в системе «точно вовремя» для оперативного управления производством. В чистом виде канбан не является отдельным методом менеджмента, а служит лишь инструментом реализации концепции «точно вовремя». Более подробно см.: Д. Вумек, Д. Джонс, Бережливое производство. Как избавиться от потерь и добиться процветания вашей компании. — М.: Альпина Бизнес Букс, 2004. — Прим. ред.
Содержание
ВВЕДЕНИЕ
Глава 1 История становления и развития экономики Японии
1.1 Общая характеристика экономики
1.2 Основные этапы развития экономики
Глава 2 ЯПОНСКАЯ МОДЕЛЬ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ
2.1 Ранние сигналы тревоги
2.2 Бросая вызов общепринятым представлениям
Глава 3 ВЫЗОВ ЯПОНСКОЙ МОДЕЛИ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
3.1 Истоки японской модели государственного регулирования
3.2 Элементы модели японского регулирования экономики
3.3 Роль правительства в конкурентном успехе Японии
3.4 Японская модель менеджмента
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Как все знают, что Япония в последние десятилетия Япония выступает одной из ведущих экономических держав, являясь второй по величине национальной экономической силой в мире. Япония также оказывает существенное воздействие на развитие экономики и политики в Азии и других странах, косвенно влияя, таким образом, на взаимоотношения США и с другими странами.
В 1970-х и 1980-х Япония была признана самой конкурентоспособной страной мира. Первое связывало его с особой формой бюрократического капитализма, для которого характерна активная роль правительства в регулировании экономики. Второе объяснение подчеркивало особый подход к менеджменту, пионерами которого были японские компании. В число этих подходов входили такие известные концепции, как всеобщее качество, постоянное совершенствование, система «точно вовремя». Эта модель оказала существенное влияние и на представления американцев об экономической политике. Некоторые ее элементы применялись даже во время правления республиканских администраций, для которых обычно характерна как раз поддержка либеральной экономики. Во времена демократической администрации Клинтона влияние Японии на американскую экономическую политику было еще сильнее, по крайней мере, до тех пор, пока не стало ясно, что Япония сама испытывает экономические трудности. Первым председателем Совета экономических экспертов в администрации Клинтона был специалист по Японии, сторонник промышленной политики — концепции, ясно показывающей намерение следовать японской модели. Эта концепция промышленной политики стала пользоваться уважением и в академических кругах. Во время первого президентского срока Клинтона Закон о кооперации в исследовательской деятельности был расширен, чтобы ряд совместных предприятий не подпадал под санкции антитрестовского законодательства. Были разработаны новые финансируемые правительством проекты совместных исследований и разработок. Японский бюрократический капитализм гораздо убедительнее объясняет неудачи Японии в конкуренции с другими странами, чем ее успехи. Широкий спектр отраслей японского бизнеса показывает, что правительство сыграло удивительно скромную роль в развитии наиболее конкурентоспособных, согласно международным стандартам, отраслей японской экономики, производящих автомобили, видеомагнитофоны, роботов, видеокамеры и видеоигры. В этих секторах правительство практически не вмешивалось в конкуренцию, почти отсутствовали субсидии и картели, практически не было совместных исследований. И, напротив, в неконкурентоспособных отраслях, таких как химическая, самолетостроение, производство программного обеспечения и финансовые услуги, вмешательство правительства было широким и активным, проводилась политика сотрудничества и оказывалась серьезная протекционистская поддержка.
Можно сделать вывод, Японский стиль конкуренции на основе всеобщего качества и непрерывного совершенствования, проявляющийся в стремлении делать то же, что делают конкуренты, но лучше, привел в 1970-х и в начале 1980-х к успехам, однако ценой этих успехов была хронически низкая прибыльность. Западные компании усвоили эти японские новшества и пошли дальше, использовав слабость японцев в производительности труда «белых воротничков» и информационных технологиях. События 1990-х годов продемонстрировали внутренние слабости конкуренции на основе лучших моделей, которая часто приводила к тому, что, копируя достижения друг друга, все компании в отрасли оказывались втянуты в конкурентную борьбу, причем успехи одних нивелировались проигрышем других, что приводило к снижению цен и прибыльности. Стратегия — слабое звено японского менеджмента. Стратегия основана на выборе уникальной позиции, которая подразумевает предложение набора ценностей, отличного от конкурентов. Хотим повторить снова, что, хотя сегодня ряд уроков японского и американского опыта уже усвоен, существует опасность их чрезмерно простой трактовки. Наблюдая за сегодняшними трудностями Японии, многие американские политики и бизнесмены уже начали праздновать победу. Японию воспринимают сегодня как страну, не поспевающую за новыми тенденциями в экономике, пораженную финансовым кризисом, обремененную стареющим населением и страдающую от неэффективного руководства. Японские трудности интерпретируются как доказательство преимуществ американской системы. К японским компаниям уже больше не относятся со страхом и уважением, полагая, что они не способны к инновациям, страдают от практики косного, негибкого менеджмента и системы пожизненного найма, которые препятствуют переменам.
Япония остается мощным международным конкурентом, у которого много сильных сторон. Некоторые политические инициативы японского правительства более прогрессивны, чем в Соединенных Штатах, — хотя это и не те инициативы, которые были в фокусе внимания в прежние годы. Японские компании остаются высококонкурентоспособными во многих отраслях. Хотя сейчас им мешает ряд ошибок, допущенных правительством, и пробелы в стратегическом мышлении, японские компании быстро вернут утерянные позиции, если концепция и практика ведения бизнеса станут меняться.
Чему мы должны учиться у Японии? Во-первых, Япония не изобрела «высшей формы капитализма». В Японии работали те же самые механизмы, что и в Соединенных Штатах и в любых других странах. Во-вторых, другие страны должны прекратить копировать японскую модель участия правительства в экономике, несмотря на то, что это желание прочно укоренилось в наших мышлении и практике. В-третьих, японское правительство реально сыграло определенную позитивную роль в экономике, которая, правда, в основном осталась незамеченной (например, стимулирование спроса на высокотехнологичную продукцию и установление высоких стандартов в ряде областей, включая энергопотребление). В ближайшее время сложившаяся в Японии ситуация открывает перед ними очевидные возможности: при помощи увеличения иностранных инвестиций, поглощений и других мер у американских компаний появляется беспрецедентная возможность добиться процветания в начинающей меняться Японии. И все же не стоит недооценивать силу японских компаний. Их текущие слабости в основном связаны с неправильным подходом к конкуренции, а не с недостатком капитала, плохими технологиями или плохо подготовленными сотрудниками. В будущем японские компании смогут успешно конкурировать в новых областях. Кейрецу сейчас сменяются новым поколением компаний, таких как Rohm и Kyoden, которые уже научились мыслить стратегически. Основная часть «традиционных» японских компаний также поняла необходимость нового подхода к конкуренции. Идеи, представленные в этой книге, изначально опубликованной на японском языке, уже распространяются среди руководителей бизнеса и политиков Японии. Когда корпорации их воспримут, правительство под их влиянием также изменит свою политику.
Глава 1 История становления и развития экономики Японии
Дата: 2019-05-29, просмотров: 209.