Соотношение реальной и ожидаемой популярности
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой
Категории, выделенные по количеству реальных выборов Общее число уч-ся

Число учащихся

Перео-ценива-юших Недоо-ценива-ющих Давших точный ответ не давших никакого ответа «звезды»           предпочитаемые           нейтральные           изолированные           пренебрегаемые           отверженные          

Возможен и другой способ аутосоциометрии: испытуемого просят оценить не только свой статус, но и статус всех одноклассников, а также указать от кого, по его мнению, будут получены эти выборы. Иногда учащихся просят даже заполнить полностью социоматрицу, т.е. дать свое видение межличностных отношений в классе. Проведение такой аутосоциометрии с каждым членом группы является довольно трудоемкой, но весьма информативной процедурой.

Исходя из данных такой аутосоциометрии, можно вычислить и два индекса осознанности: относительно отдельных выборов и статусов, а также (по мнению Я.Л. Коломинского) и более достоверный реальный социометрический статус каждого члена группы. Вычисляется это следующим образом:

 

число угаданных выборов

Коэф.Осозн.Отнош.=------------------------------------------ х 100%

                                       общее число предсказаний

 

 

                                        число угаданных статусов

Коэф.Осозн.Статусов =------------------------------------- х 100%

                                        число членов группы

 

Реальный социометрический статус (S) определяется как среднее арифметическое статусов, приписанных ему всеми членами группы:

 

S = (4n1 + Зn2 + 2nЗ + n4):(N-1)

где N - число всех членов группы,

  n1 - число членов группы, поместивших данного ученика в первую статусную категорию,

  n2 - число членов группы, поместивших данного ученика во вторую категорию («предпочитаемые»), и так далее до n1 + n2 + n3 + n4 = N - 1.

Поскольку при таком подсчете есть возможность учесть мнение о данном человеке всех других членов группы, а не только тех, кто назвал его в своих анкетах, такой способ подсчета считается дающим более точные результаты.

 

I.3. Референтометрия

 

Эта методика позволяет определить членов класса, чье мнение наиболее значимо для других.

Процедура состоит в следующем. После проведения социометрии каждого ученика класса спрашивают (лучше индивидуально), чьи ответы он хотел бы увидеть. Предполагается, что названные ученики и являются для данного школьника референтными, т.е. теми, чье мнение наиболее значимо, на чье мнение он ориентируется.

Обработка полученных данных проводится так же, как при социометрическом опросе, т.е. составляется матрица выборов и референтограмма, аналогичная социограмме.

Сопоставление результатов социометрии и референтометрии поможет выявить как самых влиятельных членов класса, так и тех, чье мнение для большинства школьников безразлично. Понятно, что самыми влиятельными будут те, кто набрал больше всех баллов (выборов) по обеим методикам. В группе популярных выделятся те, чье мнение значимо в классе в целом и те, чье мнение большинству неинтересно. Особый интерес представляет изучение референтности тех учащихся, чей социометрический статус низок. Их мнение может оказаться и совершенно безразлично для всех, а может, напротив, вызывать жгучий интерес в силу некоторой их отстраненности и «таинственности».

 

 

II. ВАРИАНТЫ АНКЕТ, ОРИЕНТИРОВАННЫХ НА ВЫЯВЛЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В КЛАССЕ

II.1. Анкета на выявление отношения учащегося к школе и классу *

 

1. Нравится ли Вам учиться в этой школе?

2. Любите ли Вы свой класс?

3. С удовольствием ли возвращаетесь в школу после каникул?

4. Есть ли у Вас друзья в классе?

5. Вы с гордостью рассказываете окружающим о своей школе?

6. Испытываете ли Вы удовольствие от учебы в своей школе?

7. Хотели бы Вы перейти в другую школу?

8. В каком кабинете (классе) в школе Вам больше всего нравится находиться?

9. Что за последний год Вам больше всего запомнилось в школе?

Как бы Вы определили характер жизни и отношений в школе?

Выберите до пяти утверждений:

 

Весело Хорошие отношения
Интересно Новые предметы
Неожиданно Интересные учителя
Ново Дружный класс
Оригинально Школьный двор
Скучно Творческие задания
Однообразно Чувство успеха
Тоскливо  
Печально  

 

11. Есть ли у Вас ощущение, что учителя в школе относятся к Вам хорошо не по должности, а по призванию, по требованию души?

 

II.2. Анкета для изучения интересов и досуговой деятельности школьников *

 

1. Я учусь, потому что:

* этого требуют мои родители,

* мне интересно,

* нужно для поступления в ВУЗ,

* потому что учиться необходимо,

* пригодится в жизни,

* другое.

2. Мне нравится учиться:

* всегда,

* иногда,

* никогда.

3. Я хожу в школу:

(выбери 2-3 утверждения)

* общаться с друзьями,

* учиться,

* там интересно,

* потому что весело,

* люблю школу,

* нравятся учителя,

* близко от дома.

4.Сколько времени у Вас занимают домашние задания?

5.Что мешает хорошо выполнять домашние задания? Выберите одну или несколько причин:

* лень,

* телефон,

* телевизор,

* друзья,

* музыка,

* усталость,

* неинтересность заданий,

* оторванность предметов от жизни,

* запущенность материала,

* все равно не спросят,

* несправедливость в оценке знании,

* плохие учебники,

* слабое здоровье,

* чтение художественной литературы.

6.Сколько времени в день (в среднем) уходит на просмотр телевизионных передач?

7.Сколько времени Вы гуляете?

8.Сколько времени вместе с родителями делаете что-нибудь?

9.Если у тебя дома обязанности?

10.Если дома любимый уголок?

11.Сколько времени уходит на чтение?

12.Сколько времени уходит на спортивные занятия?

13.Ваше любимое занятие в свободное время?

 

II.3. Анкета для выявления психологического климата в классе *

Инструкция. Просим Вас на каждую из характеристик класса выбрать и отметить один из предложенных ответов, который наиболее соответствует Вашему мнению:

 

а - совершенно согласен с этим                 5 баллов,

б - согласен с этим                                      4 балла,

в - согласен, но не совсем                          3 балла,

г - не согласен с этим                                 2 балла,

д - совершенно не согласен с этим            1 балл.

 

1. Ученики нашего класса любят и хотят учиться вместе

абвгд

2. Ученики нашего класса хорошо относятся друг к другу

абвгд

З. Ученики нашего класса готовы выполнить любую необходимую работу

абвгд

4. Ученики нашего класса редко ссорятся друг с другом

абвгд

5. Ученик нашего класса всегда помогают друг другу в учебе

абвгд

6. Ученики нашего класса часто бывают все вместе в свободное от занятий время

абвгд

Ученики нашего класса довольны результатами своей учебы

абвгд

Ученики нашего класса всегда считаются с мнением товарищей

абвгд

9. Все внеклассные мероприятия у нас проходят весело и оживленно

абвгд

Ученики нашего класса остро реагируют на успехи и неудачи друг друга в учебе

абвгд

11. Ученики нашего класса дружны и доброжелательны

абвгд

 

Суждение

Количество ответов

Сумма а б в г д 1. Ученики любят и хотят учиться 6 1 1 2 0 10 .... ... ... ... ... ... ... .... ... ... ... ... ... ... 11. Ученики дружны и доброжела-тельны 3 3 2 1 1 10 Количество ответов 9 4 3 3 1 Количество баллов 45 16 9 6 1

 

На основе полученных данных вычисляется коэффициент, характеризующий психологический климат в данном классе, по формуле:

 

К= (n - 11 N): 44 N, где

  n - общее количество баллов;

  М - число учащихся, принявших участие в эксперименте.

 

Если коэффициент К больше или равен 0,5 можно сделать вывод о том, что в классе царит благоприятная психологическая атмосфера.

Если коэффициент К принимает значения от 0,3 до 0,5, то однозначных выводов делать нельзя, необходимо провести дополнительные исследования или наблюдения.

Если коэффициент К меньше 0,3, это говорит о неблагоприятном психологическом климате в классе.

 

Дата: 2019-04-23, просмотров: 176.