Учителю следует понять и принять неизбежность встречи со сложными ситуациями и конфликтами в педагогической работе, осознать реальные причины таких ситуаций, увидеть трудности их разрешения и необходимость овладения способами их предупреждения.
К сожалению, многие учителя такие ситуации считают лишь неожиданной и досадной помехой, сразу начинают обвинять учеников, родителей, других учителей. Такой учитель не дает себе труда разобраться в ситуациях, а поскольку они неизбежны, то это может привести его к разочарованию в педагогической работе.
Мы предлагаем Вам варианты опорных схем для проведения анализа ситуаций.
Приведем некоторые из них.
Первый вариант включает следующие основные моменты анализа ситуации:
* описание возникшей ситуации, конфликта, поступка (участники, место возникновения, деятельность участников и т. д.);
* что предшествовало возникновению ситуации;
* какие возрастные и индивидуальные особенности участников проявились в их поведении, ситуации, поступке;
* ситуация глазами ученика и учителя;
* личностная позиция учителя в возникшей ситуации (отношение его к ученику), реальные цели учителя во взаимодействии с учеником (чего он хочет: избавиться от ученика, помочь ему или же он безразличен к ученику);
* что нового узнал учитель об учениках из ситуации, поступка (познавательная ценность ситуации для учителя);
* основные причины возникшей ситуации или конфликта и его содержание (конфликт деятельности, поведения или отношений);
* варианты погашения, предупреждения и разрешения ситуации, корректировка поведения ученика;
* выбор средств и приемов педагогического воздействия и определение конкретных участников реализации поставленных целей в настоящее время и на перспективу.
Второй вариант:
* описание ситуации и ее участники;
* определение в ситуации момента, когда учитель мог бы предупредить ее переход в конфликт; что помешало учителю сделать это (эмоциональное состояние, присутствие свидетелей, растерянность, неожиданность и др.);
* какие приемы воздействия мог бы использовать учитель в ситуации и как он их использовал; оценка;
* какую информацию получил учитель о своих педагогических успехах и просчетах; анализ своего поведения в ситуации и ошибки;
* варианты отношений с учеником после конфликта.
Третий вариант:
* описание ситуации или конфликта;
* причины возникшей ситуации (внутренние и внешние условия ее возникновения) и повод перехода в конфликт; его динамика;
* смысл конфликта для каждого из его участников;
* психологический анализ отношений между участниками ситуации;
* перспективные воспитательные и познавательные цели при разных вариантах разрешения ситуации.
Конечно, реальные ситуации из жизни школы, собственного опыта учителей могут не укладываться в предложенные схемы, однако выделенные вопросы помогут определить значимый момент в ситуации, использовать психологические знания для ее осмысления и построить собственное рассуждение.
Пути помощи учителю в разрешении и предупреждении конфликтов определены нами во многом благодаря совместной работе с учителями и руководителями школ. Мы пришли к таким выводам:
* конфликтные ситуации на уроках, особенно в подростковых классах, большинством слушателей признаются типичными, закономерными. Для их разрешения учителю надо уметь организовать коллективную учебную деятельность учащихся разного возраста, усиливая деловую взаимозависимость между ними. Подобные конфликты чаще случаются у учителей, интересующихся в первую очередь лишь уровнем усвоения предмета, поэтому их значительно меньше на уроках, ведущихся классным руководителем и в начальных классах, когда учитель хорошо знает учеников и находит разнообразные формы взаимодействия с ними;
* ситуация на уроке доходит до конфликта, как правило, с учеником, плохо успевающим по предмету, «трудным» по поведению. Поэтому в интересах самого учителя лучше изучить именно таких учеников, проявить к ним внимание с целью своевременного оказания помощи в выполнении задания;
* нельзя наказывать за поведение плохими отметками по предмету- это приведет не к положительному результату, а лишь к затяжному личностному конфликту с учителем, что обязательно вызовет снижение интереса к предмету.
Причиной многих конфликтов руководители школ считают низкий уровень педагогического общения учителей, которые не могут вовремя остановиться, избежать резких слов, не упрекать за неблагополучие в семье, не подчеркивать отрицательных качеств, не высмеивать перед сверстниками. Это общеизвестные положения, но их часто нарушают многие учителя.
Дата: 2019-04-23, просмотров: 211.