Для успешного обучения учителей разрешению педагогических ситуаций и конфликтов имеют значение следующие моменты
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Учителю следует понять и принять неизбежность встречи со сложными ситуациями и конфликтами в педагогической работе, осознать реальные причины таких ситуаций, увидеть трудности их разрешения и необходимость овладения способами их предупреждения.

К сожалению, многие учителя такие ситуации считают лишь неожиданной и досадной помехой, сразу начинают обвинять учеников, родителей, других учителей. Такой учитель не дает себе труда разобраться в ситуациях, а поскольку они неизбежны, то это может привести его к разочарованию в педагогической работе.

Мы предлагаем Вам варианты опорных схем для проведения анализа ситуаций.

Приведем некоторые из них.

Первый вариант включает следующие основные моменты анализа ситуации:

* описание возникшей ситуации, конфликта, поступка (участники, место возникновения, деятельность участников и т. д.);

* что предшествовало возникновению ситуации;

* какие возрастные и индивидуальные особенности участников проявились в их поведении, ситуации, поступке;

* ситуация глазами ученика и учителя;

* личностная позиция учителя в возникшей ситуации (отношение его к ученику), реальные цели учителя во взаимодействии с учеником (чего он хочет: избавиться от ученика, помочь ему или же он безразличен к ученику);

* что нового узнал учитель об учениках из ситуации, поступка (познавательная ценность ситуации для учителя);

* основные причины возникшей ситуации или конфликта и его содержание (конфликт деятельности, поведения или отношений);

* варианты погашения, предупреждения и разрешения ситуации, корректировка поведения ученика;

* выбор средств и приемов педагогического воздействия и определение конкретных участников реализации поставленных целей в настоящее время и на перспективу.

Второй вариант:

* описание ситуации и ее участники;

* определение в ситуации момента, когда учитель мог бы предупредить ее переход в конфликт; что помешало учителю сделать это (эмоциональное состояние, присутствие свидетелей, растерянность, неожиданность и др.);

* какие приемы воздействия мог бы использовать учитель в ситуации и как он их использовал; оценка;

* какую информацию получил учитель о своих педагогических успехах и просчетах; анализ своего поведения в ситуации и ошибки;

* варианты отношений с учеником после конфликта.

Третий вариант:

* описание ситуации или конфликта;

* причины возникшей ситуации (внутренние и внешние условия ее возникновения) и повод перехода в конфликт; его динамика;

* смысл конфликта для каждого из его участников;

* психологический анализ отношений между участниками ситуации;

* перспективные воспитательные и познавательные цели при разных вариантах разрешения ситуации.

Конечно, реальные ситуации из жизни школы, собственного опыта учителей могут не укладываться в предложенные схемы, однако выделенные вопросы помогут определить значимый момент в ситуации, использовать психологические знания для ее осмысления и построить собственное рассуждение.

Пути помощи учителю в разрешении и предупреждении конфликтов определены нами во многом благодаря совместной работе с учителями и руководителями школ. Мы пришли к таким выводам:

* конфликтные ситуации на уроках, особенно в подростковых классах, большинством слушателей признаются типичными, закономерными. Для их разрешения учителю надо уметь организовать коллективную учебную деятельность учащихся разного возраста, усиливая деловую взаимозависимость между ними. Подобные конфликты чаще случаются у учителей, интересующихся в первую очередь лишь уровнем усвоения предмета, поэтому их значительно меньше на уроках, ведущихся классным руководителем и в начальных классах, когда учитель хорошо знает учеников и находит разнообразные формы взаимодействия с ними;

* ситуация на уроке доходит до конфликта, как правило, с учеником, плохо успевающим по предмету, «трудным» по поведению. Поэтому в интересах самого учителя лучше изучить именно таких учеников, проявить к ним внимание с целью своевременного оказания помощи в выполнении задания;

* нельзя наказывать за поведение плохими отметками по предмету- это приведет не к положительному результату, а лишь к затяжному личностному конфликту с учителем, что обязательно вызовет снижение интереса к предмету.

Причиной многих конфликтов руководители школ считают низкий уровень педагогического общения учителей, которые не могут вовремя остановиться, избежать резких слов, не упрекать за неблагополучие в семье, не подчеркивать отрицательных качеств, не высмеивать перед сверстниками. Это общеизвестные положения, но их часто нарушают многие учителя.

 

Дата: 2019-04-23, просмотров: 179.