III. ИЗУЧЕНИЕ КЛАССНОГО КОЛЛЕКТИВА
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

III.1. Опросник для изучения психологической атмосферы в классе *

(Фидлера - Ханина)

1. Школа 2. Класс
3. Дата обследования 4. Номер
5. Фамилия 6. Имя
7. Возраст 8. Пол

 

Инструкция:

1. Внимательно прочитайте 10 пар утверждений, с помощью которых описана психологическая атмосфера (ПА) в классе.

2. На каждой строчке поставьте условный знак (х). Чем ближе к левому либо правому слову этот знак, тем более выражен данный признак в обследуемом классе.

 

Для атмосферы в нашем классе характерны:

 

№ п/п Утверждения

Баллы

Утверждения 7 6 5 4 3 2 1   Дружелюбие               Враждебность   Согласие               Несогласие   Удовлетворен-ность               Неудовлетворен-ность   Увлеченность               Равнодушие   Продуктивность               Непродуктивность   Теплота               Холодность   Сотрудничество               Отсутствие сотрудничества   Взаимная поддержка               Недоброжелатель-ность   Занимательность               Скука   Успешность               Неуспешность

 

Ключ к анализу результатов опроса

Уровни ПА Высокий Средний Низкий
Баллы (М) 70-50 50-30 30-10

 

Оптимальный психологический климат в классе соответствует70 баллам по шкале. Это указывает на высший уровень эмпатийного педагогического общения в классе (наличие дружбы, согласия, полной удовлетворенности общением, увлеченности, продуктивности учебной деятельности, теплоты, сотрудничества, взаимной поддержки, занимательности, успешности в деятельности).

В диапазоне 50-70 баллов психологическая атмосфера в классе - хорошая, при этом все характеристики эмпатийного общения, как правило, положительны и имеют высокий рейтинг.

В диапазоне 30-50 баллов психологическая атмосфера в классе - нейтральная (атмосфера безразличия) и, соответственно, уровень эмпатии педагогического общения - средний, а рейтинговые показатели - достаточно низкие (3-5 баллов).

В диапазоне 10-30 баллов психологическая атмосфера в классе - негативная, то есть преобладают враждебность, несогласие, неудовлетворенность взаимоотношениями, равнодушие, непродуктивность учебной деятельности, эмоциональная холодность, отсутствие сотрудничества, недоброжелательность, скука, неуспешность деятельности.

III.2. Шкала оценки групповой сплоченности класса *

(Сишора-Ханина)

1. Школа 2. Класс
3. Дата обследования 4. Номер
5. Фамилия 6. Имя
7. Возраст 8. Пол

Инструкция:

Внимательно прочитайте каждый вопрос и подчеркните один из ответов, наиболее точно соответствующий Вашему мнению.

 

Как бы Вы оценили свою принадлежность к своему классу?

1. Чувствую себя членом, частью коллектива (5).

 Участвую в большинстве видов деятельности (4).

 Участвую в одних видах деятельности и не участвую в других (3).

 Не чувствую, что являюсь членом коллектива (2).

 «Существую» отдельно от других членов коллектива (1).

 Не знаю, затрудняюсь ответить (1).

Перешли бы Вы учиться в другой класс, если бы представилась такая возможность?

1. Да, очень хотел бы перейти (1).

2. Скорее бы перешел, чем остался (2).

3. Не вижу никакой разницы (3).

4. Скорее всего, остался бы в своем классе (4).

5. Очень хотел бы остаться в своем классе (5).

6. Не знаю, трудно ответить (1).

Каковы взаимоотношения между учениками в Вашем классе

на уроках:

1. Лучше, чем в большинстве классов (3).

2. Примерно такие же, как в большинстве классов (2).

3. Хуже, чем в большинстве классов (1).

Не знаю (1).

На различных мероприятиях («огоньках», культпоходах, экскурсиях и т.п.):

Примерно такие же, как в большинстве классов (2).

Лучше, чем в большинстве классов (3).

Хуже, чем в большинстве классов (1).

Не знаю (1).

Вне школы:

Лучше, чем в большинстве классов (3).

Примерно такие же, как в других классах (2).

Хуже, чем в других классах (1).

Не знаю (1).

Каковы взаимоотношения с классным руководителем?

1. Лучше, чем в большинстве классов (3).

2. Примерно такие же, как в других классах (2).

3. Хуже, чем в других классах (1).

4. Не знаю (1).

Каково отношение к делу на уроках и различных мероприятиях?

Лучше, чем в большинстве классов (3).

Примерно такое же, как в других классах (2).

Хуже, чем в других классах (1).

Не знаю (1).

 

Ключ к методике

Высокий уровень групповой сплоченности - 25 баллов.

Средний уровень групповой сплоченности - 16 баллов.

Низкий уровень групповой сплоченности - 7 баллов.

 

 

V. ОПРЕДЕЛЕНИЕ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ РЕФЛЕКСИИ УЧИТЕЛЯ *

( с помощью методики Лири)

 

Как уже отмечалось выше, огромную роль в успешности деятельности учителя играют его рефлексивно-перцептивные умения, к которым относятся:

* познание собственных индивидуально-психологических особенностей,

* оценка своего психического состояния,

* возможность осуществлять разностороннее восприятие и адекватное познание личности учащегося и др.

Для оценки и развития этих рефлексивно-перцептивных умений предлагается использовать широко известные, выделенные Т.Лири, типы поведения.

 

Инструкция:

Перед Вами опросник, содержащий различные характеристики. Следует внимательно прочесть каждую и подумать, соответствует ли она Вашему представлению о себе. Если «да», то в специальной сетке, предназначенной для регистрации Ваших ответов, перечеркните крестом «соответствующую порядковому номеру характеристики цифру. Если - «нет», то не делайте никаких пометок на регистрационном листе. Постарайтесь проявить максимальную внимательность и откровенность.

 

Итак, какой Вы человек?

1. Умеет нравится

 2. Производит впечатление на окружающих

 3. Умеет распоряжаться, приказывать

 4. Умеет настоять на своем

 5. Обладает чувством достоинства

 6. Независимый

 7. Способен сам позаботиться о себе

 8. Может проявить безразличие

 9. Способен быть суровым

 10. Строгий, но справедливый

 11. Может быть искренним

 12. Критичен к другим

 13. Любит поплакаться

 14. Часто печален

 15. Способен проявлять недоверие

 16. Часто разочаровывается

 17. Способен быть критичным к себе

 18. Способен признать свою неправоту

 19. Охотно подчиняется

 20. Покладистый

 21. Благодарный

 22. Восхищающийся и склонный к подражанию

 23. Уважительный

 24. Ищущий одобрения

 25. Способный к сотрудничеству, взаимопомощи

 26. Стремится ужиться с другими

 27. Доброжелательный

 28. Внимательный и ласковый

 29. Деликатный

 30. Ободряющий

 31. Отзывчивый к призывам о помощи

 32. Бескорыстный

 33. Способен вызвать восхищение

 34. Пользуется у других уважением

 35. Обладает талантом руководителя

 36. Любит ответственность

 37. Уверенный в себе

 38. Самоуверен и напорист

 39. Деловитый, практичный

 40. Соперничающий

 41. Стойкий и крутой, где надо

 42. Неумолимый, но беспристрастный

 43. Раздражительный

 44. Открытый и прямолинейный

 45. Не терпит, чтобы им командовали

 46. Скептичен

 47. На него трудно произвести впечатление

 46. Обидчивый, щепетильный

 49. Легко смущается

 50. Неуверенный в себе

 51. Уступчивый

 52. Скромный

 53. Часто прибегает к помощи другим

 54. Очень почитает авторитеты

 55: Охотно принимает советы

 56. Доверчив и стремится радовать других

 57. Всегда любезен в обхождении

 58. Дорожит мнением окружающих

 59. Общительный и уживчивый

 60. Добросердечный

 61. Добрый, вселяющий уверенность

 62. Нежный и мягкосердечный

 63. Любит заботиться о других

 64. Щедрый

 65. Любит давать советы

 66. Производит впечатление значительности

 67. Начальственно-повелительный

 68. Властный

 69. Хвастливый

 70. Надменный и самодовольный

 71. Думает только о себе

 72. Хитрый

 73. Нетерпимый к ошибкам других

 74. Расчетливый

 75. Откровенный

 76. Часто недружелюбен

 77. Озлоблен

 78. Жалобщик

 79. Ревнивый

 80. Долго помнит обиды

 81. Склонный к самобичеванию

 82. Застенчивый

 83. Безынициативный

 84. Кроткий

 85. Зависимый, несамостоятельный

 86. Любит подчиняться

 87. Предоставляет другим принимать решения

 88. Легко попадает впросак

 89. Легко поддается влиянию друзей

 90. Готов довериться любому

 91. Благорасположен ко всем без разбора

 92. Всем симпатизирует

 93. Прощает все

 94. Переполнен чрезмерным сочувствием

 95. Великодушен и терпим к недостаткам

 96. Стремится помочь каждому

 97. Стремящийся к успеху

 98. Ожидает восхищения от каждого

 99. Распоряжается другими

 100. Деспотичный

 101. Относится к окружающим с чувством превосходства

 102. Тщеславный

 103. Эгоистичный

 104. Холодный, черствый

 105. Язвительный, насмешливый

 106. Злой, насмешливый

 107. Часто гневлив

 108. Бесчувственный, равнодушный

 109. Злопамятный

 110. Проникнут духом противоречия

 111. Упрямый

 112. Недоверчивый и подозрительный

 113. Робкий

 114. Стыдливый

 115. Услужливый

 116. Мягкотелый

 117. Почти никому не возражает

 118. Ненавязчивый

 119. Любит, чтобы его опекали

 120. Чрезмерно доверчив

 121. Стремится снискать расположение каждого

 122. Со всем соглашается

 123. Всегда со всеми дружелюбен

 124. Всех любит

 125. Слишком снисходителен к окружающим

 126. Стремится утешить каждого

 127. Заботится о других в ущерб себе

 128. Портит людей чрезмерной добротой.

 

Дата: 2019-04-23, просмотров: 317.